Возникший в первой половине XIX века Благовещенский базар сегодня является одним из главных символов Харькова, напоминая, что прежде чем стать культурной и научной столицей, город был столицей торговой.

Как выглядел Благовещенский базар в различные эпохи – в материале Status Quo.

История Благбаза началась в 1834 году, когда торговые ряды переместили с Михайловской площади, отданной для проведения плац-парадов, на Благовещенскую, располагавшуюся недалеко от Благовещенской церкви.

В 70-е годы XIX века нынешняя рыночная площадь была лугом для выпаса домашнего скота. Базар только начал свое движение от Благовещенской церкви в северном направлении.

Очевидно, санитарная и психологическая ситуация на рынке в конце XIX века была отнюдь не идеальной. Некий поэт- фельетонист Василий Иванов представил Благбаз едва ли не эпицентром социальной напряженности:

"Торговок брань, хозяек крики, собак кусающихся тьма,

раклы, и вонь, и кутерьма и где-нибудь скандал великий…"

("Путеводитель по Харькову", 1890 год).

Но на снимках той поры запечатлены вполне мирные люди.

В начале XX века вдоль набережной реки Лопань появились деревянные торговые павильоны.

С центральной частью города Благовещенский базар соединил Малый Лопанский мост. В 1909 году мимо базара пустили трамвай. Он ходит и по мосту. В начале нынешнего столетия трамвайные рельсы убрали.

Благовещенский базар. Вид со стороны Рождественской улицы до строительства крытого рынка.

В 1914 году было завершено строительство крытого рынка по проекту архитектора Загоскина.

Обсуждение плана благоустройства рынка продолжалось около тридцати лет.

Наконец, в 1912 году было принято решение – строить. Смета составила хоть и не “кругленькую”, но вполне внушительную по тем временам сумму – 426 489 рублей.

“Путеводитель для туристов и экскурсантов”, изданный в 1915 году, сообщал: “Рынок состоит из шести соединённых между собою корпусов; под средним из них, ниже уровня земли, находятся обширные бетонные помещения для хранения мяса, рыбы и молочных продуктов; в рыбном отделении постоянно поддерживается равномерная температура 7° ниже нуля”.

Базар в годы первой немецкой оккупации. 1918 год.

Благбаз 20-х годов привлекал мастеров пера намного больше, нежели иные культовые места Первой столицы. Очевидно, сказывалась специфика исторического периода – времена были не самые сытые.

Они вышли с вокзала и, расспросив встречного красноармейца, вскоре добрались до Благбазы. Рынок уже кончался. Свистели милиционеры, разгоняя торговок… Несколько барахольщиков налетели из подворотни. Ежась от холода, Ванечка снял своё пальтишко. Барахольщики повертели его в руках, подбросили и предложили семьдесят пять копеек” (Валентин Катаев, “Растратчики”, 1926 год).

На кровати синее одеяло, купленное мной в Харькове на Благовещенском базаре, в голодный год. Баба торговала пирогами. Они укрыты были одеялом. Они, остывающие, ещё не испустившие жара жизни, почти что лопотали под одеялом, возились, как щенки” (Юрий Олеша, “Зависть”, 1927 год).

Благбаз в 20-30-е годы.

Во время второй немецкой оккупации выживать харьковчанам помогала барахолка. Хотя в целом Благбаз был крайне небезопасным местом: нацисты устраивали облавы с собаками, загоняли людей в газвагены.

”Проклятые дрессированные умные животные справлялись уже сами. Они гнали толпу перепуганных и ничего не соображающих людей в точном направлении к черным закрытым машинам - “душегубкам”…. Это и была “облава”. Так она проходила в нашем Харькове, на Благовещенском базаре” (Людмила Гурченко, ”Мое взрослое детство”).

В послевоенные 40-50-е годы Благбаз был местом, где можно было купить практически все – от ржавого гвоздя до шедевра живописи. Основатель известного Пархомовского музея Афанасий Лунев вспоминал: "Голод стоял, а я студентом был. Мог не пообедать, а книжку купить должен был. Иконку. Чашечку фарфоровую. Акварель. На базар пойдешь махорку покупать, а там в одном ряду гвозди ржавые, а рядом - акварель Александра Бенуа…"

Благбаз в 70-е годы. Излишки продукции подсобного хозяйства сельский житель вез на базар, извлекая таким образом дополнительные трудовые доходы. Продукты были лучше, чем в магазине. Но и дороже.

Современный Центральный рынок.