Несмотря на то, что количество только официальных памятников в Харькове давно перевалило за сотню, едва ли не ежегодно в городе появляются новые. Харьковчане настолько внимательно относятся к собственному городу, что любые попытки что-нибудь увековечить или разувековечить становятся источниками споров, а то и громких общегородских скандалов.

У некогда популярного поэта-песенника Александра Кальянова есть следующие строки:

И думал он за письменным столом, 
Какая ж, всё же, темнота кругом. 
Тургенев если написал "Муму", 
То памятник Толстому почему?

Стихотворение юмористическое. Но, как известно, в любой шутке есть доля истины. Во избежание недоразумений всегда важно максимально четко расставлять точки над “і”: что, кому и за что?

Итак, в Харькове в ближайшее время появится новый памятник – Петру Петровичу Гулаку-Артемовскому. Место, где он будет установлен - на одной из аллей парка Шевченко возле главного корпуса ХНУ, - можно считать проверенным. Раньше здесь стоял основатель первого харьковского вуза Василий Каразин (ныне он располагается у входа в универ).

К слову, устанавливать памятники на проверенных местах для Харькова стало традицией. На площадке, где размещается лучший в мире памятник Тарасу Шевченко, успел постоять и вышеупомянутый Василий Назарович. Там, где некогда легендарные "пятеро из ломбарда выносили холодильник" (памятник провозглашению советской власти в Украине) установлен памятник Независимости Украины. Вместо писателя Горького в одноименном парке ныне размещается гигантская белка. А памятник к 40-летию Октябрьской революции на Университетской оказалось достаточным только перекрасить.

Недавно стройплощадку под памятник Гулаку-Артемовскому обнесли забором. Можно смело утверждать, что лед тронулся. А раз так, то несколько слов о том, кого хотят увековечить харьковчане.

Два Гулака

Прежде всего, следует напомнить, что в Украине прославились сразу два Гулака-Артемовских. Петр Петрович - педагог, писатель, историк, филолог, переводчик, поэт, родоначальник украинской сатиры и баллады, профессор, декан словесного факультета и ректор Императорского Харьковского университета. И его племянник Семен Степанович – драматург, певец бас-баритон, артист и композитор - автор знаменитой оперы "Запорожец за Дунаем".

Харьковский памятник будет посвящен первому.

Загадка рода Гулаков

По одной из версий, дед писателя Патрикий Гулак был выходцем из казацкой знати, получившим дворянство Российской империи. В конце XVII века он поселился в местечке Городище, где основал хутор Гулаковщина (Гулакивщина), занимавший 36 десятин. Его сын, Петр Патрикиевич Гулак, перешел в духовное звание. Незадолго до своего рукоположения Петр Патрикиевич женился на польке из шляхетского рода Артемовских и детьми закрепилась двойная фамилия: Гулаки-Артемовские.

Сам же писатель в автобиографии сообщал:

"Фамилия Гулак-Артемовский пошла от одного из потомков Ивана Гулака, который жил в селе Артемовске. За разгульную жизнь местное население прозвало этого Гулака "Гулякой" и, чтобы не путать с другими представителями рода, стало звать Гулякой Артемовским. С этого начинается род Гулаков-Артемовских".

Жизнь – больше, чем эпоха

По современным меркам Петр Гулак-Артемовский был отнюдь не долгожитель. Но три четверти века его биографии вместили сразу несколько эпох – от золотого века Екатерины до отмены крепостного права и реформ Александра Освободителя. Он застал и открытие Харьковского университета, и изгнание Наполеона, и дворянский бунт, вошедший в историю как восстание декабристов, и Крымскую войну.

В Харьков Гулак-Артемовский переехал в 1817 году и поступил вольнослушателем в университет. Ему в ту пору было 27 лет. До этого он учился в Киевской духовной академии, но курса не окончил и четыре года преподавал у богатых польских помещиков, в частности, у графов Потоцких.

Спустя 8 лет он уже занял должность профессора. Читал лекции по русской истории, эстетике, истории русской словесности и сравнительному обзору славянских языков. По его инициативе в Харьковском университете была учреждена кафедра польского языка. Современники сообщали, что Гулак-Артемовский хоть и не был самым выдающимся ученым, но обладал исключительным лекторским талантом. Слушать его приходили не только учащиеся университета, но и, как тогда говорили, "масса посторонней публики".

Вершиной его административной карьеры стала должность ректора Харьковского университета и чин действительного статского советника, соответствовавший генеральскому званию.

Классика есть классика

Больше чем преподавательской деятельностью Гулак-Артемовский при жизни прославился на литературном поприще.

Если быть объективными, сегодня вряд ли кто-то, кроме прилежных студентов и узкопрофильных специалистов, станет перечитывать его произведения. Даже произведшая в свое время фурор среди читающей публики басня "Пан и собака" ныне не вызывает столь живого интереса. Точно так же, как вряд ли сегодня отыщется много охотников передвигаться на паровозе  Стефенсона или этажерке братьев Райт.

Но ценность творчества Гулака-Артемовского в ином. Наряду с Котляревским и Квиткой-Основьяненко он стоял у истоков современной украинской литературы, подобно тому, как Стефенсон и Райты стояли у истоков железнодорожного транспорта и авиации. При этом замечательный вклад Гулака-Артемовского в развитие национальной культуры пока еще не был отмечен сколь-нибудь масштабным монументальным сооружением. Харьковский памятник станет первым.

Хорошая компания

Харьков - город литературный. Но памятников писателям в нем не так уж и много. Если не считать частные коллекции, едва ли наберется с полтора десятка. Зато – все персоны из той категории, кого не стыдно держать на книжной полке. В сквере Поэзии в начале 20-го века установлены бюсты Александра Пушкина и Николая Гоголя. У Земельного банка стоит памятник Михаилу Коцюбинскому, в Покровском сквере – Григорию Сковороде. На Сумской – памятник Тарасу Шевченко. А напротив Дворца спорта – Владимиру Высоцкому. Стоит, пожалуй, отметить неофициальный памятник Эрнесту Хемингуэю на улице Свободы. Так что классик украинской литературы, что называется, попадет в хорошую компанию.