- Марк Николаевич, как Вы могли бы охарактеризовать нынешний состав горсовета?
- В нынешнем совете собрались люди самостоятельные и самодостаточные, в основном руководители предприятий, известные предприниматели. Практически все они имеют большой профессиональный и жизненный опыт. В связи с этим, на мой взгляд, складывается интересная ситуация, когда координация работы совета требует коллегиальных форм. Можно сказать, что для горсовета прошли времена лозунгов, демагогических призывов к общепонятным целям, а наступил период конкретных дел. Не стоит, например, тратить время на то, чтобы призывать депутатов к защите интересов и прав избирателей. Каждый депутат прекрасно понимает такую необходимость. У большинства депутатов есть хорошая подготовка для решения важных для города вопросов, как в экономическом плане, так и в сфере законодательства.

- А что бы Вы могли сказать о фракционном составе совета, намечаются ли изменения в его спектре?
- При работе депутатов в совете политические пристрастия отходят на второй план. Решаются, в основном, вопросы экономические и социальные, вокруг которых объединяются все депутаты, не зависимо от партийной принадлежности. Секретарь горсовета не должен вмешиваться во фракционные изменения. После избрания на эту должность, мне придется выйти из состава фракции "Единый Харьков". Пока каких либо изменений во фракционности депутатского корпуса не намечается. По-прежнему остается только одна фракция. Но не исключено, что коммунисты и представители СДПУ (о) в будущем создадут свои фракции. Также возможно появление оппозиционной фракции, наподобие фракции "Независимых", которая была в прошлом созыве.

- Вам интересна эта работа? Почему Вы решились поменять спокойную работу преподавателя на хлопотную и ответственную должность спикера городского парламента?
- Если бы мне было неинтересно, я не согласился бы поменять действительно сравнительно спокойную работу преподавателя, общение со студентами на проблемную должность секретаря горсовета. Искренне считаю, что нынешний состав горсовета и нынешний городской голова получили исторический шанс, который просто обидно было бы не использовать. Мы сейчас должны стать инициаторами реформирования городского хозяйства. После многих лет определенного застоя (тому были и субъективные, и объективные причины), мы должны сделать все для создания новой системы городской инфраструктуры. Возможно, это главное, почему я согласился работать секретарем совета. Мы должны разработать конкретные шаги, направленные на улучшение жизни города и харьковчан.

- У Вас есть и конкретные предложения? О каких шагах идет речь?
- За 4 года, во время действия наших полномочий, мы должны провести поэтапное реформирование городского хозяйства. Уже до конца этого года на сессиях горсовета должны быть рассмотрены и приняты не только текущие, но и концептуальные решения. Решения, которые свидетельствовали бы о том, что нынешний совет может не только давать разрешения на отвод земельных участков или решать другие текущие вопросы, но смотреть в будущее, принимать такие решения, которые могли бы в корне изменить к лучшему ситуацию в городе. На мой взгляд, необходимо принять комплексную программу приватизации. Требуется утвердить правила застройки города (об этом уже говорилось на сессиях горсовета). Как можно быстрее нужно утвердить генеральный план застройки Харькова. Это процесс сложный, как по механизму разработки, так и по финансированию. Но мы должны сделать первые шаги в этом направлении. Также в нынешнем году надо принять ряд важных решений по реформированию здравоохранения. Начнем с частного вопроса о злоупотреблениях в финансовых отношениях с пациентами в поликлинике № 6. Эта проблема уже привела к выводам о необходимости разработать правила заключения договоров между поликлиниками и благотворительными фондами. Решение этого вопроса даст толчок для принятия других концептуальных решений. Необходимо искать пути финансирования этой затратной отрасли, но чтобы при этом не нарушались интересы избирателей. Если потребуется, надо настаивать на увеличении бюджетного финансирования, возможно, в ущерб другим расходным статьям городского бюджета. Но если мы говорим о возможности привлечения внебюджетных средств для сохранения этой отрасли, то не стоит забывать о главном действующем лице, для которого эта отрасль существует - пациенте. Финансовые проблемы всем понятны, но нельзя же доводить до того, что пациентам не оказывают медицинскую помощь, если у них нет денег. Наша задача - в первую очередь определить четкие правила привлечения внебюджетных средств.

- Кто главный инициатор свежих идей реформирования городского хозяйства - депутатский корпус или команда мэра?
- Исполнительные органы Харьковского горсовета по долгу службы призваны разрабатывать новые концепции для улучшения состояния дел в городском хозяйстве. Харьковский городской голова должен выступать с инициативами, мы ждем от него конструктивных предложений. Но и депутаты со своей стороны должны активно участвовать в этой работе. При обсуждении той или иной актуальной проблемы они могут предлагать альтернативные варианты решений. Тут необходима их тщательная проработка. Я сторонник того, чтобы проекты основополагающих концепций находились в работе у депутатов несколько месяцев. Многие депутаты - бизнесмены, предприниматели, руководители предприятий, директора школ. Они могут привлечь своих специалистов к работе над этими документами. Соответствующая работа должна проходить в постоянных комиссиях горсовета и рабочих группах, в которых будут работать как депутаты, так и работники исполнительных органов. Все вместе мы должны выдавать концептуальные реформистские решения.

- Значит, Вы считаете, что депутаты нынешнего состава горсовета еще проявят себя как концептуальные реформаторы, и тогда уже никто не сможет обвинить их в том, что они умеют только нажимать кнопки?
- Нажимать кнопки - это очень ответственная задача. За каждым нажатием кнопки стоят люди, харьковчане, жители территориальной громады. Многие из них месяцами ждут этого нажатия кнопки. В первые дни моей работы в должности секретаря горсовета ко мне уже приходили предприниматели, которые возмущены тем, что их вопросы без серьезной аргументации сняты с рассмотрения сессии. Речь шла о разрешении, позволяющим им приступить к строительным работам, которые логично начинать летом. Следующая сессия намечена на конец сентября, тогда уже это решение им будет не нужно. Им не отказали, но и не разрешили. Депутаты должны ответственно подходить к нажатию кнопок. Если депутат видит какие-то недоработки в проекте решения, то аргументация должна быть очень весомой. За каждым отказом стоят люди, их интересы, их потребности, их жизнь. Место в городском совете дает не только определенные права, но и накладывает серьезные обязательства.

- Вы как секретарь горсовета будете следить за выполнением депутатами своих обязанностей? Как Вы намерены это сделать, ведь здесь нужна определенная твердость, а Вас называют человеком мягким.
- Возможно, у меня нет большого опыта руководящей работы, но это дело наживное. При общении с коллегами по университету внутренних дел я проявлял себя как человек, если и не мягкий, то, по крайней мере, не жесткий. Но что касается выполнения профессиональных обязанностей, тут уже ничего не могу с собой поделать, становлюсь очень требовательным. В первую очередь, буду настаивать на том, чтобы депутаты активно работали не только в постоянных комиссиях и рабочих группах, но и в тендерных комитетах. Здесь речь идет уже о том, что нормативно-правовые акты должны не только издаваться, но и исполняться. Депутаты были инициаторами принятия решения, согласно которому тендерные комитеты должны более чем наполовину состоять из городских парламентариев. Это правильно. С одной стороны, существует контроль со стороны депутатов как представителей территориальной громады за расходованием бюджетных средств. С другой, это поможет ликвидировать недоверие, наметившееся в отношениях между представительской и исполнительной ветвями власти в Харькове. У некоторых депутатов существуют подозрения, будто бы представители исполнительных органов власти имеют личные интересы, в соответствии с которыми и лоббируют те или иные решения при работе в тендерных комитетах. Установлено три вида тендерных комитетов. Это постоянно действующий городской тендерный комитет, куда уже делегировано 11 депутатов. Будет также и 15 комитетов-распорядителей денежных средств, которые также более чем наполовину будут состоять из депутатов. Сейчас идут последние согласования с начальником главного управления экономического развития и собственности Евгением Черненко по поводу направлений деятельности и графика работы тендерных комитетов, и постоянные комиссии до конца июля подадут свои предложения об их составе. Наверняка будут, если можно так сказать, интересные и неинтересные комитеты. К первым относятся, например, те, которые распределяют средства на ремонт кровель. Среди неинтересных можно назвать, к примеру, комитет, который будет распределять деньги на деятельность городского архива. Так вот я намерен содействовать тому, чтобы депутаты обязательно присутствовали на заседаниях всех комитетов и активно участвовали в их работе. От ответственности депутатов зависит - насколько будет исполняться решение совета.

- В отношениях между исполнительными и представительскими ветвями власти, действительно, сложились определенные противоречия, которые уже можно назвать традиционными. Секретарь горсовета должен выступать своего рода буфером между этими ветвями? Если да, то Вы готовы к этому?
- Некоторым депутатам кажется, что в исполнительных органах совета работают в основном недобросовестные чиновники, которые думают только о том, как средства городского бюджета расходовать не по назначению. Эта позиция, на мой взгляд, в какой-то степени ущербна. Нельзя априори относится с недоверием к исполнительным органам совета. Если мы освободимся от такого подхода, то изменится философия взаимоотношений между структурами, которые по сути являются двумя частями единого организма. Понимаю, что в деле налаживания такого сотрудничества не последнюю роль играет секретарь горсовета. Мне как юристу абсолютно понятно, что алгоритм отношений четко урегулирован законодательно. Полномочия депутатов горсовета оговорены законами "О местном самоуправлении в Украине" и "О статусе депутатов местных советов", а также Конституцией Украины. Законодательно определено, что исполнительные органы подчинены и подконтрольны совету. Если депутаты в рамках реализации своих депутатских полномочий, осуществляя какие-то свои депутатские инициативы, обращаются в исполнительные органы совета и не находят там должного понимания, естественно, секретарь горсовета будет не только на стороне депутата, но и на стороне закона. Речь идет не просто о симпатиях, но о нарушении чиновником требований закона "О местном самоуправлении". Будем тщательно разбираться с каждым конкретным случаем таких нарушений. Насколько мне известно, Харьковский городской голова Владимир Шумилкин, категорически настроен на то, чтобы должностные лица выполняли свои функции и помогали депутатам в выполнении их полномочий. Но при этом и депутаты должны понимать, что доверенная им власть дает им не только права, но и обязанности, и ответственность. Не исключены случаи, когда и депутаты не правы. Во всех противоречивых моментах будем разбираться и находить компромиссы. Но если будут случаи игнорирования начальниками управлений, главных управлений, руководителями структур исполнительных органов, к примеру, заседаний постоянных комиссий, обращений депутатов, то, уверен, это не сулит ничего хорошего этому руководителю. Депутаты должны работать только с первыми лицами.

- Какова, на Ваш взгляд, роль секретаря горсовета?
- Полномочия и статус секретаря горсовета четко оговорены ст. 50 Закона Украины "О местном самоуправлении". Другое дело, что каждый харьковчанин, интересующийся работой представительских органов местного самоуправления, органов исполнительной власти на местах, следя за ситуацией в Харькове, имеет свое видение статуса секретаря горсовета. Как говорится, сколько людей, столько и мнений. Я считаю, что секретарь горсовета по служебным полномочиям - второй человек в Харькове после городского головы. На городском голове лежит двойная нагрузка: он возглавляет исполнительные органы совета и ведет заседания совета. Иными словами, он координирует работу депутатов и руководит работой исполнительных органов. Секретарь горсовета должен сделать все так, чтобы горсовет занимал свое высокое место в структуре органов местного самоуправления, и добиться, чтобы депутаты горсовета имели все возможности для выполнения своих полномочий. За этим стоят не столько представительские функции, но и кропотливая работа. Это подготовка к сессиям, проведение сессий, работа над дальнейшими решениями. Наряду с городским головой секретарь должен быть интегратором идей реформирования Харькова.

- Грядут перемены в структуре аппарата горсовета. Направлены ли они на улучшение условий работы совета?
- В структуре аппарате совета уже произошли кардинальные изменения. Раньше был только организационный отдел, теперь планируется создание юридического отдела, который позволит нам еще более взвешенно рассматривать проекты решений в юридическом плане. В юридический отдел должны войти три человека. Кадры сейчас подбираются. Харьков - ведущий юридический центр Украины, и мы попытаемся найти людей, которые соответствовали бы высокому статусу юриста горсовета. Конечно, оплата труда оставляет желать лучшего. Хотелось бы, чтобы сотрудники получали больше, но есть определенные рамки статуса госслужащих, и не всегда мы можем изменить оплату труда. Впрочем, чтобы стать хорошим юристом, может быть, необходимо пройти через работу в органах власти. Это неоценимый опыт, для приобретения которого можно пострадать финансово. Создание дополнительного структурного подразделения предполагает появление новой должности - руководителя аппарата горсовета. На нем лежат функции помощника секретаря горсовета. Секретарь, в соответствие со своими полномочиями, будет заниматься разными направлениями деятельности: и организационным, и правовым, и информационным, и материальным, и финансовым, и даже, как многие хотят видеть, политическим. Иногда, к сожалению, из-за представительских функций могут не доходить руки до непосредственной текущей работы. В этом случае должность руководителя аппарата должна быть очень эффективной. Он сможет снять часть нагрузки с секретаря, который мог бы сосредоточиться на более глобальных реформаторских проблемах.

- Будет ли улучшено техническое и материальное оснащение работы горсовета? Насколько оправданы слухи о выселении горсовета из здания по ул. Сумской,64, который традиционно носит название Дома советов?
- Действительно, нас постоянно пытаются выселить из этого здания, хотя помещений для нормальной работы горсовета катастрофически не хватает. Пока горсовет продолжает находиться на Сумской, 64. Но есть вариант. Не хочу пока называть. Могу сказать только, что речь идет о здании в центре города, куда горсовет мог бы переехать даже уже в ближайшее время. Там необходимо произвести ремонт. Источники финансирования еще не определены. Но если принципиальное решение о переселении туда будет принято, то, думаю, там будут созданы все необходимые условия (организационные и технические), которые должны соответствовать статусу горсовета. Получены 5 новых компьютеров с принтерами. Я приложу все усилия, чтобы нормализовать техническое и материальное обеспечение горсовета. Что же касается обоснованности переезда в другое здание, то, на мой взгляд, если горсовет получит собственное отдельное здание, то таким образом будет подчеркнута его индивидуальность. Два органа власти - горсовет и облгосадминистрация настолько разные по своей юридической природе, что они не должны находиться в одном помещении. Харьковчане должны четко знать и различать, где здание органа местного самоуправления, а где размещаются представители государственных органов власти. Здание горсовета должно стать символом Харькова. Нам нужно популяризировать статус местного совета, его депутатов, объективно отражать работу исполнительных органов. Для этого важно иметь свое помещение. Для любой футбольной команды важно иметь свой стадион, куда приходят зрители. Также должно быть и в горсовете. Харьковчане должны четко знать, что это здание горсовета, куда всегда можно прийти со своей проблемой.

- Харьковский городской голова наложил вето на недавно принятое решение о Фонде охраны окружающей среды. Причем, сам Владимир Шумилкин на сессии настаивал на принятии этого решения именно в таком виде. Почему, на Ваш взгляд, городской голова изменил свое мнение?
- Действительно, на последней 5-й сессии горсовета было принято Положение о Фонде охраны природной окружающей среды. При его подготовке были допущены недоработки. В частности, в принятом положении указано, что средства фонда, не использованные в текущем календарном году, переносятся на следующий год. Это противоречит Бюджетному кодексу. Подобные юридические ошибки характерны для работы всех органов власти. К примеру, Конституционный суд Украины постоянно находит несоответствие Конституции правовых актов, принятых Верховной Радой, президентом Украины, Кабинетом министров Украины, Кабинетом министров Автономной республики Крым. Судьи Конституционного суда не отдыхают. Верховная Рада принимает немало неконституционных законов, а ведь там работают лучшие юридические силы. Но никто не делает из этог