-- Татьяна Дмитриевна, действительно ли принятие Бюджетного кодекса стало значительным прорывом в бюджетном реформировании?
- C принятием Бюджетного кодекса в основном сняты противоречия между городом и областью. Бюджетный процесс как для государственных органов, так и для органов местного самоуправления, очень важен. В текущем году Харьков впервые существенно почувствовал реальное проведение бюджетной реформы. С принятием Бюджетного кодекса начали действовать четкие правила для всех участников бюджетного процесса. Установлена долгосрочная, стабильная и прозрачная основа для формирования межбюджетных отношений. За местными бюджетами на постоянной основе закреплены как конкретные доходные источники, так и соответствующие бюджетные программы. Первые итоги исполнения бюджета текущего года свидетельствуют о позитивном влиянии принятых правил на укрепление финансовой базы органов местного самоуправления. Если мы перевыполняем доходную часть бюджета, то у нас есть возможность своевременно финансировать утвержденные программы и, самое главное, обеспечивать защищенные статьи расходов - заработную плату и начисления на нее, питание, медикаменты, трансферы населению и дотации районным бюджетам в г.Харькове. Если по расчетным показателям дотация районным бюджетам должна была быть 50%, то сейчас (учитывая, что автоматическое изъятие дотации началось только с марта) районы получили уже 56% годовых назначений. Изъятие в государственный бюджет прошло на уровне 51%.

- Есть ли реальные успехи в исполнении бюджета Харькова за первое полугодие 2002 г. в сравнении с прошлыми годами?
- За первое полугодие доходы бюджета Харькова составили 364,5 млн. грн. Положительные экономические процессы, сокращение задолженности по заработной плате на предприятиях и в организациях, развитие малого и среднего бизнеса позволили выполнить показатели утвержденного на 2002 г. сводного бюджета по доходам на 59,4%. Стабильность получения доходов обеспечивается за счет его основных источников - подоходного налога с граждан, единого налога от субъектов малого предпринимательства, платы за землю, местных налогов и сборов, платы за аренду коммунального имущества. Их объемы составляют 233,1 млн. грн., а удельный вес в общем фонде бюджета города - 93,8% (в 2001 г. было 87,3%). Наиболее весомый из них - подоходный налог - 163,2 млн. грн. За счет увеличения доходов граждан, погашения задолженности по зарплате его общий объем на территории Харькова в сравнении с аналогичным периодом прошлого года возрос в 1,2 раза. Отчисления от этого вида налога в бюджет города увеличились в 2,3 раза в связи с изменениями нормативов отчислений, согласно Бюджетному кодексу. Если в прошлом году в бюджет Харькова зачислялось 37,4% подоходного налога, то в этом - 75%. От субъектов малого предпринимательства поступило 21,7 млн. грн. единого налога (в первом полугодии прошлого года - 14,1 млн. грн.), местных налогов и сборов - 17,5 млн. грн. (за полгода 2001 г. - 15,5 млн. грн.). От платы за аренду коммунального имущества получено 8,3 млн. грн. (7,4 млн. грн. в прошлом году). Увеличение поступлений местных налогов и сборов связано с ростом рыночного сбора с 7,5 млн. грн. до 8,7 млн. грн., налога на рекламу - с 1,5 млн. грн. до 2,3 млн. грн. Общий объем платы за землю дал рост с 22,5 млн. грн. до 30,3 млн. грн. Однако с 1 января 2002 г. в соответствии с Бюджетным кодексом из-за отчислений 25% платы за землю в областной бюджет, в бюджет города поступило 22,5 млн. грн. Доходы специального фонда составили 38,4 млн. грн. или 68% уточненных годовых показателей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года ресурсы специального фонда увеличились на 21,9 млн. грн. Общий объем субвенций из госбюджета на финансирование мероприятий по социальной защите населения составил 69,1 млн. грн, в первом полугодии 2001 г. он составлял 46,9 млн. грн. (рост в 1,5 раза). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года расходы бюджета Харькова возросли в 1,9 раза или на 139,1 млн. грн. Расходная часть общего фонда выполнена в сумме 290,4 млн. грн (55,5% к уточненному плану на год). При этом на содержание учреждений образования израсходовано 59,4 млн. грн. (на 16,6 млн. грн. больше, чем в первом полугодии 2001 г.), на здравоохранение - 51,3 млн. грн. (больше на 4,1 млн. грн.), на культуру - 3,9 млн. грн. (на 1,2 млн. грн. больше), физкультуру и спорт - 3 млн. грн. (рост на 52,1%). Значительно увеличились компенсационные расходы по предоставлению льгот и выплат населению. Льготы ветеранам войны и труда профинансированы за счет общего фонда в сумме 35,8 млн. грн. (на 34,3 млн. грн. больше), помощь семьям с детьми - на 1 млн. грн. больше, адресная социальная помощь малообеспеченным семьям - на 2,6 млн. грн., дополнительные выплаты населению на покрытие расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг - на 20,4 млн. грн. На жилищно-коммунальное хозяйство направлено 19,1 млн. грн. (рост - 0,8 млн. грн.). На возмещение потерь от бесплатной перевозки пассажиров льготного контингента за счет субвенций из государственного бюджета израсходовано 3,7 млн. грн. Кроме того за счет средств городского бюджета оказана финансовая поддержка предприятию "Горэлектротранс" в сумме 11,8 млн. грн., метрополитену - 4,8 млн. грн., автопредприятиям - 154 тыс. грн. В первом полугодии 2002 г. удалось снизить дебиторскую и кредиторскую задолженность учреждений, финансируемых из бюджета Харькова.

- Иными словами, можно уже говорить о перевыполнении плана. На что же будут расходоваться сверхплановые средства?
- Согласно ст.78 Бюджетного кодекса, говорить о направлении средств на дополнительные расходы можно только в случае перевыполнение общего фонда бюджета на 15% по итогам исполнения бюджета за 9 месяцев. Если нам это удастся, то есть целый ряд проблем, которые требуют финансирования. Два решения сессии горсовета были приняты без источника финансирования: об освобождении от квартплаты харьковчан, проживающих в ветхом жилом фонде, а это 400 тыс. грн., а также решение об освобождении от квартплаты семьей афганцев (75 тыс. грн.). Пока эти решения мы не выполняем из-за отсутствия источника финансирования. В феврале было принято распоряжение облгосадминистрации об увеличении на 19% тарифов за тепло для бюджетных учреждений. Для Харькова это 6 млн. грн. Они не были запланированы в бюджете Харькова. Хотя мы этот вопрос ставили перед облгосадминистрацией - коль они принимали это решение, пусть нам компенсируют сумму, которая легла на расходную часть нашего бюджета, но… На 1 января 2002 г. долги коммунального предприятия "Горэлектротранс" за электроэнергию составляли 8,2 млн. Если в этом году мы еще держим ситуацию, так как сессия горсовета приняла решение о финансовой поддержке предприятия, то погашать долги нелегко. Существенные проблемы существуют в подготовке метрополитена к работе в осенне-зимний период. Проблема не только Харькова, но и области - выплата адресной материальной помощи. Задолженность в Харькове - 7,2 млн. грн. Это не наша вина, это государственная программа и должна быть субвенция из госбюджета. Но государственный бюджет не выполняется и субвенции мы получаем не в полном объеме, в том числе и на социальную помощь. Ст. 91 Бюджетного кодекса определила виды расходов, которые мы можем финансировать за счет средств местного бюджета, и адресная помощь в них не входит. Но, учитывая ситуацию, необходимо будет рассматривать и этот вопрос. Ликвидация последствий стихии 23 июля тоже требует дополнительных расходов. В кровлях многих учреждений образования и здравоохранения появились течи, также как и в жилых домах 4-х районов Харькова. Резервного фонда недостаточно. Вот уже порядка 20 млн. грн. первоочередных расходов, которые нам необходимо будет проводить и выносить на рассмотрение сессии горсовета. Скорее всего, в конце октября будет рассматриваться вопрос об изменениях в плане социально-экономического развития и в городском бюджете на 2002 г.

- Значит, Бюджетный кодекс не так уж совершенен?
- Как только был принят Бюджетный кодекс, мы направили в Верховную Раду и Министерство финансов предложения о внесении изменений. Во-первых, мы высказались против того, что направлять средства на дополнительные расходы можно только после перевыполнения доходной части не меньше чем на 15% по итогам 9 месяцев. А если на 3-5% идет перевыполнение? В Харькове перевыполнение идет в основном за счет погашения долгов по зарплате, поэтому подоходный налог перевыполняется: мобилизовали доходы по местным налогам и сборам, рост поступлений от единого налога произошел по причине увеличения в 7 раз (в сравнении с 1999 г.) количества субъектов предпринимательской деятельности, которые перешли на единый налог. У нас, по предварительным данным, по итогам 9 месяцев ожидается перевыполнение на 15,1 %. Но в других регионах и городах -гораздо меньше. В бюджетах отдельных городов это 3-5%, то есть - 200-500 тыс. грн. Эти деньги лежат сегодня "мертвым капиталом". Мы не имеем права никуда их направить. Второй негативный момент - это запрет финансирования из бюджетов двух уровней. Например, помощь семьям с детьми - это государственная программа, которая финансируется из государственного бюджета, и даже если идет отставание по выплатам, мы не имеем права финансировать эти расходы из местного бюджета. Остро стоит вопрос нераспределенных свободных остатков на 1 января. Согласно Бюджетному кодексу, мы не имеем права их направить на дополнительные расходы. Остатки образуются за счет перевыполнения доходной части бюджета. Как правило, в конце года предприятия стараются рассчитаться с бюджетом, поток денежных поступлений бывает в последние 2-3 дня года. Происходит также экономия бюджетных средств. Деньги лежат на счетах финорганов, и мы не можем их потратить. На 1 января 2002 г. у нас образовалось 8 млн. грн. остатков. В числе наших предложений по внесению изменений в Бюджетный кодекс - установление норматива оборотной кассовой наличности по райгорбюджетам хотя бы в размере двухнедельной заработной платы работников бюджетных учреждений (это сегодня 7,5 млн. грн.). А остальное - свободный остаток - это дополнительный источник доходов, который можно было бы направлять на дополнительные расходы, возникающие в процессе исполнения бюджета. До принятия Бюджетного кодекса такое право у нас было. Не все ведь можно предусмотреть, когда формируется бюджет. Направлены также предложения по усовершенствованию формулы формирования бюджета. В январе, мае, в июне мы рассматривали эти проблемы на семинарах с участием депутатов Верховной Рады, специалистов министерства финансов. Мы предлагаем, чтобы бюджет пересматривался ежеквартально при условии перевыполнения доходной части бюджета, скажем, на 5%. Для увеличения поступлений в госбюджет и чтобы заинтересовать органы местного самоуправления мы предложили до 10% налога на прибыль закрепить за местными бюджетами, субвенции по льготам и субсидиям утверждать городам областного значения, а не перераспределять через областные бюджеты.

- Министр финансов Игорь Юшко, говоря об "Основных направлениях бюджетной политики на 2003 г.", назвал бюджет будущего года сбалансированным. Что это означает и что нового ожидается в бюджетной политике 2003 г.? В частности, в проблемах местных бюджетов и межбюджетных отношений.
- Сейчас всех волнует проблема формирования бюджета 2003 г. В начале июля принята Бюджетная резолюция на 2003 г. Та резолюция, которая была предложена кабинетом министров Украины, была принята к сведению, и Бюджетный комитет, и Верховная Рада внесли свои предложения, которые были утверждены. Это "Предложения Верховной Рады Украины к основным направлениям бюджетной политики на 2003 г." и "Поручение Верховной Рады к основным направлениям бюджетной политики на 2003 г." В принципе процесс формирования местных бюджетов в 2003 г. не изменяется. Сохранятся, как и в этом году, общий и специальный фонды. По специальному фонду, правда, предлагается вносить изменения так же, как и по общему фонду, в течение бюджетного года. В основных направлениях, предложенных кабинетом министров, отсутствовали защищенные статьи расходов (Кабмин мотивировал это тем, что если бюджет сбалансированный, то мы обязаны финансировать все статьи расходов), но Верховная Рада не поддержала это предложение. Если местные бюджеты исполняются, то государственный - пока нет, и Верховная Рада, наверняка, поэтому пошла на то, чтобы оставить защищенные статьи расходов и на будущий год - они все те же. Но кроме них в Харькове, например, хотя и не определяются как защищенные статьи, но обязательны расчеты за энергоресурсы. Это важный вид расходов бюджетных учреждений. Еще предполагается повышение реальной зарплаты работникам бюджетной сферы. Но пока нормативных документов мы не имеем. С 1 июля текущего года уже повышена минимальная заработная плата. Нам надо будет в обязательном порядке это учесть. Сегодня есть предложение о том, чтобы повысить на 25% уровень заработной платы специалистам учреждений здравоохранения, но пока нормативного документа нет. Есть поручение о пересмотре налоговых льгот по профессиональному признаку по подоходному налогу. Предлагалось уменьшить прессинг на доходы физических лиц, но Верховная Рада пока не приняла этот закон. Закон может быть введен в действие с 1 января будущего года, если он будет принят за 6 месяцев до начала бюджетного года. Как будет в этом году, не берусь ответить. Планируется утвердить бездефицитный государственный бюджет. Местные бюджеты мы уже утверждаем бездефицитными. Это нас касается меньше, хотя в какой-то степени касается, потому что мы получаем субвенции из общего фонда государственного бюджета. Это субвенции на помощь семьям с детьми, бесплатный проезд льготных категорий граждан, субсидии, льготы ветеранов войны. К сожалению, уровень объема местных бюджетов на 2003 г. остается тот же - 15 млрд. - 40% консолидированного бюджета Украины, хотя мы предлагаем увеличить его до 50%. Поэтому и формулы формирования расходной части бюджета не изменены. Нормативная база осталась на прежнем уровне. В результате формула остается без изменений. Наш зоопарк опять не присутствует в бюджетных планах. Внешкольные учреждения опять должны будут финансироваться за счет собственных доходов органов местного самоуправления. Хотя внешкольные учреждения - это государственная программа. Возможно, будут небольшие изменения в формировании расходов на здравоохранение (в 2002 г. расходы рассчитывались исходя из расчета на 1 жителя, а будет градация по возрасту и половому признаку). Но пока конкретной формулы нет.

- Есть ли у вас предложения по формированию бюджета 2003 г., которые учитывали бы интересы органов местного самоуправления?
- Харьковский городской голова Владимир Шумилкин своим распоряжением от 6 июня 2002 г. создал рабочую группу по формированию бюджета Харькова на 2003 г. Мы уже работаем над такими предложениями с народными депутатами. Помимо тех проблем, которые я назвала, мы поднимаем вопросы компенсации так называемых выпадающих доходов. В течение 2 лет нам не компенсируют потери бюджета по плате за землю предприятий бронетехники. Частично нам это учли, и Министерство финансов подтверждает, что обещание о компенсации в силе, но реальные поступления оставляют желать лучшего. Если в прошлом году выпадающие доходы составили 18 млн. грн., когда в бюджет города поступало 100% платы за землю, то в этом году за нами закреплено уже 75%, а 25% идут в бюджет области - согласно нормам Бюджетного кодекса. Около 3 млн. грн. компенсации нам учитывают при формировании бюджета будущего года. Но мы хотим, чтобы учли все. Для этого мы направили в Минфин перечень предприятий, заверенный казначейством, налоговой администрацией, финорганами. Работа по реальному планированию платы за землю проводится. Еще одно мое предложение по поводу изменений к закону о госбюджете на 2003 г. касается субвенций на субсидии и льготы ветеранам. С этим предложением многие мои коллеги из областных финуправлений не соглашаются Сегодня эти субвенции поступают из государственного бюджета в областной, а областной бюджет по распоряжению главы облгосадминистрации направляет Харькову и другим городам областного значения необходимую сумму. На мой взгляд, поскольку Верховная Рада определяет межбюджетные трансферты 695 бюджетов, то и субвенцию этим бюджетам она должна определять на законодательном уровне. Тогда мы будем знать, что должны получить определенную сумму субвенции на бесплатный проезд льготных категорий граждан. Тогда орган местного самоуправления будет знать, что это уже наши средства и мы будем их выбивать. Конечно, и с областным финуправлением, и с облгосадминистрацией мы работаем над тем, чтобы эта субвенция поступала своевременно. Но она отстает. К примеру, на бесплатный проезд граждан в общественном городском транспорте - на 2 месяца. Не говоря уже о том, что потери компенсируются не полном объеме. Или по тем же субсидиям и льготам. По энергоресурсам в основном идут расчеты быстрыми схемами, которые в конечном итоге превращаются в деньги, но у нас значительные долги по квартплате, по субсидиям, льготам, по телефону. По всему Харькову это 18 млн. грн. Таким образом мы усугубляем работу тем предприятиям, которые оказывают коммунальные услуги. Соответствующие предложения за подписью Харьковского городского головы Владимира Шумилкина направлены и в Кабмин, и Верховную Раду. Работа и по изменению Бюджетного кодекса, и по формированию бюджета 2003 г. продолжается.

- В чем суть реформы подоходного налога? Чем она грозит местному бюджету?
- Для местных бюджетов это бомба замедленного действия. Если будут приняты предлагаемые ставки, доходы бюджета Харькова от подоходного налога сократятся почти вдвое. Компенсировать выпадающие доходы предлагают за счет уменьшения долгов по заработной плате, упорядочения налоговых льгот по подоходному налогу с граждан по отраслевому и профессиональному признаку. Но это не покроет ту часть средств, которую мы недополучим в бюджет. Планируется за счет снижения налогового давления добиться поднятия какой-то части теневой зарплаты. Этого, возможно, удастся добиться через несколько лет, но в первый год это скажется на местных бюджетах негативно. Если в 2002 г. утверждено изъятие из бюджета Харькова в госбюджет 93 млн. грн., то принятие сниженных с

Справка "SQ". Таукешева Татьяна Дмитриевна родилась 9 августа 1949 г. на Сахалине в семье военнослужащего. Отец погиб, когда ей было 5 лет. В 1956 г. Татьяна попала в интернат. Затем туда же поступили два ее младших брата Сагидык и Виталик. После окончания школы начала работать на консервном заводе. Закончила школу с отличием, с красным дипломом - Московский финансово-экономический техникум (где училась с 1967-го по 1969-й год). С 1969-го по 1974-й училась в заочном финансово-экономическом институте (по специальности экономист). Во время учебы работала в райфинотделе Кореневского района Курской области. В Харьков приехала 1 августа 1970 г. Работала в Коминтерновском райфинотделе. С 1977 г. перешла в горфинуправление, где прошла путь от специалиста до начальника Главного управления бюджета и финансов. В этой должности работает 10 лет.