мегабанк, жуковаКак региональный банк конкурирует с системными банками, что дает "Мегабанку" международное сотрудничество и каковы перспективы банка в непростых экономических условиях Украины? Об этом - в блиц-интервью председателя правления ПАО "Мегабанк" Елены Жуковой журналу "Бизнес".

- С какими трудностями приходится сталкиваться банкам на региональном уровне?

- Для банка с крупной региональной сетью каждая область имеет свою специфику, но связана она в большей степени с клиентским бизнес-портфелем. А вот что касается трудностей, то сейчас, я думаю, они одинаковы для всех финансовых институтов, и основная из них - это кризис доверия к системе. Кроме того, необходимо искоренять мошеннические практики, используемые крупными заемщиками, которые инициируют искусственные банкротства и таким образом уклоняются от выполнения своих обязательств по кредитам. Эти два вопроса очень болезненны для системы в целом, и выход, на мой взгляд, один: необходимо законодательно повысить защиту как вкладчиков, так и кредиторов. Во всем цивилизованном мире такие нарушения просто невозможны.

- В структуре собственности "Мегабанка" 40% приходится на иностранных акционеров. Как они реагировали на политику НБУ по выведению с рынка целого ряда игроков? Какую поддержку оказывают они банку сейчас?

- Наши акционеры - международные финансовые институты: ЕБРР, KfW, IFC, с пониманием относятся к действиям регулятора. Для них банковский бизнес является профильным, поэтому подход ко всем вопросам был и остается профессиональным. Это, кстати, очень помогает и нам, поскольку опыт и компетенции, которые привнесли наши иностранные акционеры, для рынка Украины без преувеличения уникальны.

- Например?

- С приходом европейских акционеров по поводу всех новых процессов или процедур наблюдательный совет "Мегабанка" предварительно получает экспертные заключения независимых консультантов из Евросоюза или США, а по поводу страхования банковских рисков - специалистов одного из синдикатов Lloyds. Такой скрупулезный подход к планированию, конечно, занимает некоторое время, но результат всегда того стоит. Мы уверены в своих действиях и можем достаточно точно прогнозировать их эффективность. Кроме того, акционеры оказывают нам серьезную методологическую поддержку. Так, после тщательного изучения немецкой практики одной из ключевых компетенций банка сейчас стала экспертиза в области микрокредитования и кредитования представителей малого и среднего бизнеса. С начала 2016 г. "Мегабанк" увеличил кредитный портфель юридических лиц на 181 млн грн. - до 7 млрд грн., по состоянию на 1 июня 2016 г. в структуре портфеля микрокредиты составили 216 млн грн.

- Может ли региональный банк успешно конкурировать на своей территории с крупным системным банком? За счет чего?

- Конечно. Среди эффективных инструментов банкиров — дистанционные каналы продаж, для которых не существует границ. "Мегабанк" благодаря разветвленной региональной сети уже вышел за рамки Харьковского региона, хотя, безусловно, о нас знают больше именно здесь, дома. Еще в 1998 г. именно харьковчанам впервые мы предложили уникальный продукт - Единый расчетный центр (ЕРЦ) по оплате жилищно-коммунальных услуг. Сейчас данной услугой ежемесячно пользуются около 2 млн семей из 11 регионов Украины. Это, кстати, 12% всех плательщиков страны.

- Стоит ли отдавать решения на откуп региональным дирекциям и может ли центральный офис качественно обслужить крупного регионального клиента?

- Все банковские процедуры и процессы стандартизированы, поэтому вас одинаково качественно обслужат и в Харькове, и в Тернополе, например. Но у крупных корпоративных клиентов своя специфика, и региональная в том числе. Здесь, конечно, наши представительства дадут фору центральному офису. Для этого банк и строил все эти годы региональную сеть, чтобы клиентам было удобно и надежно с нами. Уровень удовлетворенности нашим сервисом мы постоянно отслеживаем и находимся в постоянном диалоге с нашими клиентами. Такая открытая клиентская политика приносит результаты: объем срочных средств клиентов банка с начала года увеличился на 52% и составил 4,36 млрд грн., по состоянию на 1 июня 2016 г. А средства до востребования всех групп клиентов - 1,45 млрд грн.