При словосочетании "рейдерский захват" воображение рисует спецназ в масках, расчищающий путь судебному исполнителю, который, прорываясь через толпу возмущенных рабочих, скромно потупив глаза и прижимая к груди потертый портфельчик, шествует прямо в кабинет директора, чтобы этого директора оттуда выкинуть.
А вот выходит директор, возмущенно потрясая кулаками. Возмущению его нет предела. И возмущение его объяснимо: когда выкидывает с работы работодатель - это грустно, но понятно. А когда некто, потрясая ворохом судебных решений, заявляет, что директор уже и не директор вовсе - это уже прямо "беспредел" какой-то. Слово "беспредел" становится любимым в лексиконе директора, раздающего интервью.

В толпе возмущенных работников предприятия, которые мало что понимают в корпоративных захватах, настроение подавленное, так как будущее, бывшее бедным, но определенным, заволокло туманом, который не сулит ничего хорошего. Ничего хорошего не предвещают ни мрачные лица милиционеров, охраняющих "мероприятие", ни сонм суетливых юристов в дорогих пиджаках, от которых, как известно, добра не жди.

А над всем этим находятся темные личности без лиц, которые, дергая за веревочки, управляют юристами, милиционерами и судебными исполнителями. Лица темных личностей спрятаны за финансовой компанией, в названии которой, как правило, присутствует слово "капитал" и которая даже имеет лицензию "АА - номер такой-то", выданную ГКЦБФР.

По данным "Антирейдерского союза предпринимателей Украины", в течение последних четырех с половиной лет в Украине произошло около 2,5 тысяч рейдерских акций. Цифры, способные вогнать в дрожь любого собственника. Ужас на собственников наводят многочисленные публикации в СМИ, рассказывающие о рейдерских захватах.  

Складывается ощущение, что рейдерство - чуть ли не главная проблема молодой украинской экономики. Но так ли это? В вопросе стоит разобраться. Для этого предлагаю обратить внимание на несколько мифов, сопровождающих любую публикацию о действиях рейдеров.  

Миф первый: рейдерство - проблема исключительно постсоветских стран. В странах с развитой экономикой рейдерство присутствует, только называется более мягко - недружественное поглощение. В иностранных юрисдикциях это означает скупку акций на рынке, которая осуществляется против воли менеджмента компании и/или собственников наиболее крупных пакетов акций. Недружественные поглощения давно стали частью западной корпоративной, да и массовой культуры. Вспомним хотя бы фильм, который смотрели все, - "Красотка". Кого-то увлекла любовная линия "магнат-проститутка", а автора заинтересовал герой Ричарда Гира. А ведь герой этот, кроме того, что романтик, пренебрегающий условностями, еще и рейдер. Разве скупить акции предприятия, чтобы потом предприятие это "похоронить", распродав по частям, - это не рейдерство? Там - фондовая биржа, у нас - объявления о скупке акций на столбах. Там - юристы, ведущие переговоры за огромными полированными столами, у нас - спецназ, пробивающий путь судебному исполнителю.

От формы суть дела совершенно не меняется. До тех пор пока средства производства и недвижимость являются объектами рыночных отношений и до тех пор пока в экономике страны будут существовать механизмы передачи этих средств из рук в руки путем перераспределения ценных бумаг, рейдерам быть.

Все дело лишь в том, что у нас в стране нет развитого фондового рынка. Зато у нас есть "дырявое" законодательство, "гибкая" судебная система, желающие жить не на зарплату чиновники и множество акционерных обществ, от количества и беззащитности которых у героя Ричарда Гира закружилась бы голова.  

Миф второй: рейдерство незаконно. "Законность" в Украине понятие, увы, относительное. Рассмотрим деятельность рейдера с точки зрения закона. В начале необходимо скупить некоторое количество акций. Рейдер - это финансовая компания, которая имеет соответствующую лицензию, а потому имеет полное право скупать акции. Другое дело - получение реестра акционеров у регистратора, который этот реестр обязан блюсти от посторонних глаз. Реестр акционеров дает возможность получить реальную картину распределения акций предприятия, а главное - дать координаты акционеров, что позволяет целенаправленно обращаться к конкретным держателям акций, не портя столбы объявлениями о скупке ценных бумаг. Заполучить реестр акционеров - главная задача рейдера. Способов тут может быть масса, и все они фактически незаконны. Только как это доказать? Сам реестр как документ рейдеров, как правило, не интересует. Их интересует информация, в нем содержащаяся. Доказать факт незаконного получения информации из реестра акционеров, а тем более привлечь за это к ответственности, пусть даже административной, практически невозможно.

На начальном этапе главная задача рейдера состоит в том, чтобы скупить более 10% акций предприятия, после чего, согласно закону "Про господарські товариства", он может развернуться по полной: назначать собрания акционеров, на которые никто не может прийти, "протягивать" своих людей в правление, требовать выдачи конфиденциальной информации и, наконец, выступить "обиженной" стороной, после чего через суд потребовать восстановления своих прав. А суд, "поверивший" в недобросовестность крупных акционеров, может блокировать их пакеты акций. За это время новое правление, назначенное рейдером, переведет все имущество предприятия, которое можно перевести, на специально созданные фирмы, оставив бегающих в этот момент по судам акционеров ни с чем.

Кроме абсурдных судебных исков, практикуются шантаж и угрозы в адрес руководства предприятия, подкуп чиновников, подделка документов. Этим обычно занимаются так называемые "черные" рейдеры (рейдеры "белые" предпочитают действовать преимущественно в рамках закона). Но постулат "не пойман - не вор" возвращает рейдера в законное поле. Пока обратное не доказано, рейдер – это простой акционер, требующий удовлетворения своих законных требований, пусть даже надуманных и абсурдных. А преступником рейдер станет только после решения суда, справедливость которого сомнительна хотя бы по тому, какое место судебная система играет в рейдерских захватах.

Таким образом, рейдер действует внешне законно, и бывшие крупные собственники (как правило, они же - бывшие руководители) могут выстроиться в ряд и бить лбами в ворота предприятия, которые для них навсегда закрыты, но кроме неопределенного "беспредел" и устрашающего "рейдеры" ничего конкретного с точки зрения закона выдавить из себя не смогут.

К вопросу о законности рейдерства следует добавить еще один аспект. Рейдер в подавляющем большинстве случаев старается не для себя, а для какой-нибудь финансово-промышленной группы. Вряд ли олигархи будут платить за захват предприятия в случае, если впоследствии имущественные права на предприятие можно будет легко оспорить. Так что юридическое оформление прав на собственность так, что комар носа не подточит, - первоочередная задача рейдера.  

Миф третий: рейдерским захватам подвергаются стабильно работающие предприятия. Не секрет, что объектами рейдерских атак становятся, как правило,  организации, располагающие недвижимостью, землей, коммуникациями, и именно это интересует рейдеров. Можно ли назвать успешным предприятие, сдача помещений которого в аренду выгоднее, чем хозяйственная деятельность предприятия, которое эти помещения занимает?

Часто объектом рейдерских атак становятся научно-исследовательские институты и прочие подобные учреждения, весь актив которых - огромные помещения в центре города. Эти НИИ когда-то состояли в сложных цепочках подрядных отношений со многими предприятиями СССР. Но великой страны уже нет, а НИИ эти, как ни странно, остались. Достаточно подойти к любому зданию подобного учреждения в нашем городе, чтобы убедиться в том, что здание это почти полностью сдается в аренду коммерческим структурам. После рейдерского захвата подобного учреждения не поменяется ничего. Новый владелец сменит вывеску "НИИ "Чего-то-что-никому-уже-не-нужно" на "Офисный центр с ничего-не-говорящим-названием". Может быть, обшарпанные стены коридоров будут прикрыты дешевыми пластиковыми панелями, кое-где заменена проводка и облагорожены сортиры. И все. Тогда из-за чего ломаются копья? Бывшее солидное учреждение в форме АО, к сожалению, никому не нужно. Сотрудники этого учреждения, как правило, давно нашли свое место в жизни. Кто-то давно уехал за границу, кто-то работает в других местах или возглавляет фирмы, с ностальгией вспоминая обшарпанные осциллографы, пробирки и чай в литровой банке, заваренный при помощи кипятильника. Поэтому стенания об утрачиваемом "научном потенциале" выглядят фарсом.

Но захват есть захват, и пострадавшая сторона, безусловно, есть. Сторона эта - руководство учреждения или предприятия. Как правило, это так называемый "красный директор". "Красный" потому, что является продуктом еще советской школы менеджмента. Школа эта не учила рыночным отношениям вообще и корпоративным захватам в частности. Продукты советской школы руководства не склонны нанимать дорогих юристов, не готовы к войнам за свою собственность, а потому становятся легкой добычей для рейдеров. Но до того как "злобный рейдер" показался на горизонте, подобные директора спокойно наживаются, сдавая помещения в аренду.

Без преувеличения "красные директора" - настоящая беда украинской экономики. Именно неэффективность управления, осуществляемого подобными руководителями, превращает предприятие в объект рейдерской атаки. Предприятие, имеющее эффективный менеджмент, как правило, в состоянии противостоять атакам рейдеров. Способов отбить рейдерскую атаку масса. Они описаны и даже имеют свои названия, пришедшие из западной (преимущественно американской) корпоративной культуры. Только для применения каждого из этих способов необходим эффективный менеджмент – слаженная команда, способная консолидировать интеллектуальные и организационные усилия и капитал. Как правило, такой командой "красные директора" не обладают, да и не хотят обладать - либо по причине косности, либо по причине элементарной жадности. Справедливости ради надо отметить, что есть "красные директора", которые уверенно ведут свои предприятия по бурным волнам украинского бизнеса. Но таких, увы, единицы.  

Российские рейдеры гораздо более публичны, чем отечественные. Там рейдеры стыдливо не прячутся, а раздают интервью (ведь и рейдеры нуждаются в рекламе), представляя себя некими "волками - санитарами леса", которые либо "убивают" слабые предприятия, либо приводят на предприятия эффективный менеджмент. Зафиксированы даже случаи, когда на подвергшемся рейдерской атаке предприятии менялось руководство и предприятие начинало успешно функционировать.  

Автор ни в коем случае не утверждает, что рейдерство - это нормально. Недружественные поглощения "по-украински" являются явлением уродливым. Но проблема рейдерства не существует сама по себе, так как это проблема неэффективного менеджмента, "дырявого" законодательства, коррупции и отсутствия корпоративной культуры. Поэтому и кажутся абсурдными попытки бить по рейдерам путем создания "Антирейдерского союза", "экспертных комиссий" или "Государственной межведомственной комиссии по вопросам противодействия незаконному поглощению и захвату предприятий". Президент Украины Виктор Ющенко даже предложил в своем указе "О мерах по усилению защиты права собственности" ввести уголовную ответственность за рейдерство. Интересно, в чем именно президент видит состав преступления в рейдерстве? Как законодатель будет отличать "черное" рейдерство от "белого", т.е. от целиком законного, но недружественного захвата? Разве мало Уголовного кодекса, который четко определяет понятия "подделка документов", "взяточничество", "вымогательство" и даже "нарушение коммерческой тайны"?

Бороться с рейдерством - все равно, что бороться с симптомами болезни, не излечивая болезнь. Шумиха вокруг проблемы рейдерства, поднятая сейчас в прессе, является не более чем бурей в стакане воды. Только стакан этот плавает в бурном море с мутными водами под названием "украинская экономика".  

Рейдерство в Харькове  

Харьковский регион, конечно, не мог остаться в стороне от тотального передела собственности. Последнее время, прессой освещалось ряд акций, которые можно отнести к рейдерским.

Самая громкая акция – смена собственника института "Харьковпроект", здание которого расположено на пр. Ленина, 38. Если в начале ситуация со скупкой акций напоминала классическую рейдерскую атаку, и даже вылилась в небольшую акцию протеста, то затем, все разрешилось само собой, к взаимному удовлетворению сторон.

Информация самая свежая – скупка акций АО «Стома».

Интересно, что в набат забила Партия регионов. Сведения о попытке рейдерской атаки на компанию "Имтокс" публиковало "SQ". Если верить руководителям "Имтокса", их предприятие подверглось классической рейдерской атаке, со всеми сопутствующими атрибутами. Тут и скупка акций, и судебные иски и исчезнувший реестр акционеров.

Нетрудно предположить, что попытки смены собственности в Харьковском регионе будут продолжаться, так как потенциальных объектов для рейдерских атак в области предостаточно.