покупай украинскоеСоглашение об ассоциации с Евросоюзом - ключевой документ, определяющий цивилизационный выбор Украины. Он достался нашей стране большой ценой. Казалось бы, только этих двух факторов достаточно, чтобы сделать его положения обязательными к исполнению. Но украинские законодатели, и без того двигающиеся в сторону имплементации положений Соглашения об ассоциации ни шатко ни валко, решили грубо нарушить этого договор.

Речь идет о законопроекте с пафосным названием "Покупай украинское, плати украинцам", которое содержит чуть менее пафосную, но при этом, мягко говоря, вводящую в заблуждение формулировку "о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно содействия развитию промышленного производства, малого и среднего предпринимательства".

Текст законопроекта имеет довольно опосредованное отношение к названию. Во-первых, речь в нем идет исключительно о публичных закупках, на долю которых приходится всего 12% ВВП Украины. То есть действием документа охватывается чуть более десятой части экономики страны, что вряд ли в полной мере отвечает заявленному "содействию". Во-вторых, это самое "содействие" всему хорошему заключается исключительно в ограждении рынка от всего "плохого", которым назначаются все иностранные участники публичных закупок.

Делается это весьма хитро. Вместе с ценой закупки законодатели вводят понятие "приведенная цена": это цена с учетом происхождения товара или услуги. Цена эта высчитывается по специальной формуле: берется цена предложения, она делится на так называемый "коэффициент коррекции", который тем ниже, чем выше "иностранная составляющая" в товаре или услуге. Эта составляющая учитывает следующие показатели:

  • наличие на территории Украины сервисных центров для обслуживания предмета закупки;
  • валюта расчета за товар или услугу;
  • принадлежность рабочей силы;
  • происхождение основных средств;
  • местонахождение недвижимости;
  • местонахождение производственных помещений;
  • являются ли украинскими или нет получатели финансовых затрат;
  • уровень локализации себестоимости предмета закупки.

С учетом всех этих параметров получается, что чем выше иностранная составляющая, тем выше "приведенная цена". Таким образом, украинские участники торгов получают серьезное преимущество перед иностранными: их товар или услуга при прочих равных оказываются значительно дешевле.

Казалось бы, благое дело задумал украинский законодатель. Однако есть несколько моментов, которые делают данный законопроект весьма сомнительным с точки практической полезности.

Во-первых, по данным председателя Комитета Верховной Рады по вопросам промышленной политики Виктора Галасюка (он, кстати, один из авторов этого законопроекта), иностранные компании вовсе не одержимы идеей войти на рынок украинских публичных закупок: их - меньше одного процента общего количества участников тендеров. Во-вторых, по словам того же Галасюка, при этом доля импортной составляющей в госзакупках - 38%. Казалось бы, цифра внушительная, тем более - это более 100 миллиардов гривен в год. Но при этом авторы законопроекта скромно умолчали, какая доля из этих 100 миллиардов приходится на товары, которые в Украине вообще не производятся. Надо полагать, таких товаров – большинство: по сути, кроме продуктов питания и продуктов так называемого низкого передела вроде сырья, стройматериалов и так далее, Украина, увы, не производит почти ничего. Станки и технологичное оборудование - практически нет, автомобили - практически нет, высокотехнологичная электроника - ничтожно мало...

При этом авторы законопроекта бодро повествуют о том, что Украина сама способна производить товары и услуги и негоже «"дарить" другим странам рабочие места, экспортную выручку, инвестиции, налоги и благополучие» (все тот же Галасюк). То есть по их мнению, некие преференции на рынке, объем которого составляет лишь несколько процентов от ВВП, простимулирует инвесторов вкладываться в украинскую экономику. Весьма спорное соображение. Все же радикальные изменения в налоговом законодательстве или реальные меры по преодолению коррупции на несколько порядков важнее для оживления экономики, чем законопроекты с громкими названиями и скромным влиянием на реальную ситуацию.

Впрочем, в общем и целом, поддержка отечественного производителя - дело благое и, несмотря на незначительность предлагаемых мер, вряд ли может рассматриваться в негативном ключе.  Если бы не вероятность того, что цена этой поддержки для Украины окажется непомерной.

Дело в том, что законопроект "Покупай украинское, плати украинцам" вступает в прямое противоречие с Соглашением об ассоциации с ЕС. Государственным закупкам в этом документе посвящена целая глава, а  п. 8 ст. 151 из нее стоит привести полностью.

Заказчики не выдвигают условий, которые могут привести к прямой или опосредованной дискриминации экономических операторов другой стороны, таких, как требование к экономическим операторам, заинтересованным в контракте, быть основанными в той стране, регионе или на той же территории, что и заказчик.

Чем, если не дискриминацией, является законопроект "Покупай украинское..."? Для любителей копнуть глубже приведем еще одну цитату - на этот раз из директивы 2004/18 ЕС "по координации порядка предоставления государственных контрактов на выполнение работ, поставки товаров и услуг", положения которой Украина должна имплементировать в свое законодательство согласно Соглашению об ассоциации.

(46) Контракт предоставляется на основании объективных критериев, гарантирующих соответствие принципам прозрачности, недискриминации и равноправного режима, и которые гарантируют, что участники оценены в условиях эффективной конкуренции. В результате целесообразно разрешить применение только двух критериев предоставления контракта: "самая низкая цена" и "наиболее экономически выгодная заявка.

Иными словами, во главу угла ставится только экономическая целесообразность. Никакой дискриминации, нарушающей конкуренцию, быть не может. Вообще, в этом документе, который, увы, у нас мало кто читал, слово "недискриминация" упоминается в разных контекстах более десятка раз. В целом, не только буква, но и "дух" Соглашения об ассоциации и директив ЕС, положения которых Украина должна имплементировать, направлены на одно - равенство возможностей для всех участников рынка. Что, в свою очередь, означает если не исключение, то, по крайней мере,сведение до минимума какого-либо протекционизма в отношениях между членами соглашения. Собственно, это и есть тот самый "общий европейский рынок", на который Украина пытается попасть.

Конечно, в данном случае дело вовсе не в том, что законопроект "Покупай украинское, плати украинцам" ставит барьеры на пути европейских производителей, желающих поставлять манку в украинские детские садики, что в свою очередь может поставить под угрозу планы какого-нибудь украинского облавтодора поучаствовать в тендере на ремонт дорог в Саксонии. Рынки публичных и государственных закупок Евросоюза и Украины мало пересекаются. Дело в принципе. Законопроектом "Покупай украинское, плати украинцам" Украина продемонстрировала европейским партнерам, что Договор об ассоциации, а значит - и другие международные обязательства страны, являются не то чтобы обязательствами, а так... рекомендациями, не обязательными к выполнению.

В последнее время Украина зачем-то последовательно осложняет отношения с соседями: законом об образовании - с венграми, отношением к волынским событиям - с Польшей, ситуацией с НАБУ - со Штатами... Теперь вот - "Покупай украинское, плати украинцам". Если дело так пойдет и дальше, Украина скатится к идеологии "опора на собственные силы", которая в одной "успешной" стране именуется "чучхе". И весь вопрос лишь в том, хватит ли этих самых "собственных" сил. Видимо, авторы законопроекта "Покупай украинское, плати украинцам" настроены оптимистично. Однако учитывая общую экономическую ситуацию страны, этот оптимизм вряд ли можно разделить.

 

Денис Азаров

 

Евросоюз

Эта публикация была подготовлена в рамках проекта "Продвижение реформ в регионы" при содействии Европейского Союза. (http://ec.europa.eu/europeaid). Содержание этой публикации является исключительной ответственностью ИА "Status Quo" и никоим образом не отражает точку зрения Европейского Союза.