бухучетС 1 января 2017 года бухгалтерский учет и финансовая отчетность в Украине значительно приблизятся к европейским стандартам. В силу вступят положения закона "О внесении изменений в закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине", подписанного президентом Петром Порошенко в конце октября.

"Реализация норм закона позволит повысить уровень качества финансовой отчетности в Украине и обеспечить выполнение обязательств Украины в соответствии с Соглашением об ассоциации между Украиной и Европейским союзом", - сказано в сообщении на сайте главы государства.

Одна из авторов законопроекта, председатель комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Верховной Рады Нина Южанина считает подписание этого закона весомым шагом в приближении деятельности украинских предприятий к мировым стандартам.

"Принятие и вступление в силу этого закона является очередным шагом к созданию благоприятного бизнес-климата в Украине", - написала Южанина на своей странице в Facebook.

Согласно сообщению на президентском сайте, документом, в частности, усовершенствуются общие положения, порядок предоставления и обнародования финансовой отчетности, нормы национального законодательства в области бухгалтерского учета приводятся в соответствие с положениями законодательства Европейского Союза. Таким образом, финансовая отчетность украинских предприятий приводится в соответствие с Международными нормами финансовой отчетности (МНФО).

Что же конкретно меняется в этой сфере для украинских предприятий?

Во-первых, водится новая классификация предприятий по их размеру. Отныне предприятия в Украине подразделяются на микропредприятия, малые, средние и крупные.

Согласно закону, микропердприятиями являются такие предприятия, показатели которых на момент составления годовой финотчетности за год, предшествующий отчетному, отвечают как минимум двум из следующих критериев:

  • балансовая стоимость активов - до 350 тыс. евро;
  • чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) - до 700 тыс. евро;
  • среднее количество работников - до 10 человек.

Для малых предприятий эти цифры несколько больше:

  • балансовая стоимость активов - до 4 млн евро;
  • чистый доход - до 8 млн евро;
  • среднее количество работников - до 50 человек.

Для средних предприятий:

  • балансовая стоимость активов - до 20 млн евро;
  • чистый доход от реализации продукции - до 40 млн евро;
  • среднее количество работников - до 250 человек.

Все предприятия, для которых любые два из последних показателей превышают эти цифры, считаются крупными.

Исходя из этих критериев, законом предусмотрена обязанность обнародования финансовой отчетности средними и крупными предприятиями на собственных веб-сайтах, а всеми остальными - по обращению любого лица.

"Данная норма призвана обеспечить прозрачность деятельности предприятия и как следствие - повысить привлекательность региона для инвестиций", - отметила руководитель проекта MASTER:Бухгалтерія Мария Галелюка в интервью для издания "Европейская правда".

Новым законом также упрощаются требования к первичным документам. Факт осуществления хозяйственных операций не будет зависеть от способа отражения либо неотражения их в первичных документах. Отныне "незначительные недостатки в документах, содержащих сведения о хозяйственной операции, не являются основанием для непризнания хозяйственной операции". Документы должны "не мешать идентифицировать лицо, принимавшее участие в совершении хозяйственной операции", а также содержать сведения о дате составления документа, названии предприятия, от имени которого составлен документ, содержании и объемах хозяйственной операции.

По мнению Галелюки, "данная форма фактически перечеркивает многолетнюю практику налоговиков, не признающих хозяйственные операции из-за незначительных ошибок в оформлении первичных документов".

Согласно новому закону, бухгалтерскую службу обязаны создавать лишь предприятия, представляющие общественный интерес. Все остальные имеют право пользоваться аутсорсинговыми услугами аудиторских фирм.

Кроме того, закон требует составления финотчетности на основе таксономии - то есть исходя из состава статей и показателей отчетности, подлежащей обнародованию.

С точки зрения Марии Галелюки, все это ставит перед украинскими предприятиями ряд вопросов и определенные вызовы. Прежде всего, речь идет об обучении менеджмента новым правилам бухгалтерского учета. "Это очень трудоемкий и долгий процесс, который к тому же стоит недешево", - считает эксперт.

Кроме того, встает и вопрос о квалификации сотрудников контролирующих органов, осуществляющих проверки бизнеса. "Обучение и переквалификация необходимы не только бухгалтерам, но и налоговикам", - подчеркивает Галелюка.

Отдельные сложности эксперт видит и в большей открытости финансовой отчетности. Поскольку, согласно новому закону, малые и микропредприятия обязаны предоставлять отчеты по любому письменному запросу, Галелюка считает, что этим могут воспользоваться недобросовестные конкуренты. "Противоречивая норма, однако она в законе есть, а потому можно говорить об отсутствии конфиденциального статуса финансовой отчетности. Особенно учитывая то, что всегда найдутся те, кто захочет использовать полученную информацию для своей собственной выгоды", - считает эксперт.

По ее мнению, требования к прозрачности деятельности крупных и средних предприятий, а также тех, которые "представляют общественный интерес", тоже могут стать определенной проблемой. Ведь для предприятий это означает "усиление требований к их деятельности, что однозначно внесет некоторый дискомфорт в их работу". Однако, по мнению Галелюки, в перспективе это призвано сделать такие компании более привлекательными для инвестиций и конкурентоспособными на международных рынках.

Впрочем, положения закона, касающиеся обнародования годовой финансовой отчетности, вступят в силу еще через год - с 1 января 2019 г.

Комментарий по поводу нововведений финансового консультанта Александра Зарайского

"Ну, что там закон о бухучете? Правда, что все сильно поменяется? Как же теперь быть?" - один из самых популярных вопросов, который задают мне в последнее время.

Хочу ответить всем сразу: для большинства предприятий Украины ничего не изменится. Все изменения – как распиаренные в виде «прекрасных», так и озвученные как «ужасные» – или их не коснутся, или таковыми (прекрасными/ужасными) на самом деле не являются.

Но обо всем по порядку.

Так, закон вводит понятия "микропредприятий", "малых предприятий", "средних предприятий" и "крупных предприятий".

Все, что вам нужно знать и запомнить, – это то, что к категории средних на сегодня относятся предприятия с:

  1. балансовой стоимостью активов 20 млн евро, или 600 миллионов гривен по сегодняшнему курсу;
  2. чистым доходом (не валовым, а чистым, то есть уже после налогообложения) 40 млн евро, или 1 миллиард 200 миллионов гривен по сегодняшнему курсу.

Вот именно для таких предприятий (и для еще более крупных) изменения будут существенными. Сюда также попадут эмитенты ценных бумаг и те, чьи ценные бумаги продаются на биржах.

Но 90%, а то и 95% предприятий Украины в эту категорию просто не попадают.

Пойдем дальше.

Самое громкое из озвученных изменений - якобы невозможность для налоговой прописывать нереальность хозяйственных операций. На мой взгляд, это просто фейк.

Так, ч.2 статьи 9 дополнили следующим абзацем:

"Неістотні недоліки в документах, що містять відомості про господарську операцію, не є підставою для невизнання господарської операції, за умови, що такі недоліки не перешкоджають можливості ідентифікувати особу, яка брала участь у здійсненні господарської операції, та містять відомості про дату складання документа, назву підприємства, від імені якого складено документ, зміст та обсяг господарської операції тощо".

А ч.3 статьи 9 дополнили абзацем следующего содержания:

"Права і обов'язки сторін, які виникають за результатами здійснення господарської операції, оформленої первинним документом відповідно до вимог цього Закону, не залежать від факту відображення її в регістрах та на рахунках бухгалтерського обліку".

Какое-либо значение в озвученном контексте имеет только второй абзац. Его смысл сводится к тому, что если вы не ведете, например, складского учета или вообще не составляете регистры бухгалтерского учета (журналы – ордера, ведомости и т.п.), это никак не влияет на реальность или нереальность операции.

Абзац, которым дополнили часть 2 статьи 9, вообще никакой смысловой нагрузки не несет. Так, во-первых, говоря о реальности или нереальности операций, налоговая крайне редко исходит именно из «незначительных недостатков» в документах.

Во-вторых, если налоговая прописывает нереальность операций, она исходит в первую очередь из неполного документального оформления на всех ее этапах. Таким образом, никто не будет прописывать нереальность, потому что у товарно-транспортной накладной нет номера. А вот если нет самой ТТН (и при этом из документов непонятно, как трансформатор весом 300 кг попал из пункта А в пункт Б) – вот вам и нереальность. Но вы же не назовете отсутствие документа «незначительным недостатком», не так ли?

В-третьих, вот прекрасная фраза:

"за умови, що такі недоліки не перешкоджають можливості ідентифікувати особу, яка брала участь у здійсненні господарської операції".

На накладной есть подпись, но нет фамилии, имени и отчества того, кто расписался? Все, ваша накладная «недействительна», так как без ФИО того, кто принял или отпустил товар, нельзя идентифицировать лицо, принимавшее участие в хозяйственной операции. А ведь такая ситуация (отсутствие ФИО на документах) на сегодня имеет место как минимум в 50% случаев.

И здесь же – большой привет всем, у кого все еще остались неоформленные сотрудники. Ведь если в документах будет стоять ФИО только, к примеру, директора, возникнет вопрос: а как это он вдруг оказался в 5 городах одновременно?

В-четвертых, там, в конце, есть прекрасное слово "тощо", а значит, под него налоговая будет подтягивать – и доказывать необходимость наличия и других «реквизитов», а не только даты, номера, наименования и т.д.

В общем, на мой взгляд, на непризнание операций нереальными эти два абзаца никак не повлияют.

Теперь переходим к "ужасному": необходимость опубликования финансовой отчетности, вывод ее из состава конфиденциальной информации и необходимость ее предоставления по любому запросу от любого лица.

Наверное, мало кто помнит, но еще в 1993 году постановлением Кабинета министров Украины от 09.08.1993 года № 611 "О перечне сведений, которые не составляют коммерческой тайны" было установлено, что информация, предоставляемая по всем формам государственной отчетности, не является коммерческой тайной и должна предоставляться по запросу не только госорганам, но и другим юрлицам в порядке, установленном законом.

То есть на самом деле в этой части де-факто ничего не изменилось.

Ладно, например, получил я баланс и финансовый отчет ООО "Рогакопытское" – и что? Какую ключевую и действительно коммерчески важную информацию я узнаю? Список поставщиков? Нет. Может, список покупателей? Тоже нет.

Там будет стоимость основных фондов, размер товарных и производственных запасов, сумма взятых кредитов или кредиторской/дебиторской задолженности. Да, на самом деле это достаточно важная информация, которая позволяет судить о платежеспособности и надежности компании.

Но учитывая, что эта отчетность подается раз в год (а раз так, данные в ней будут по состоянию на 31 декабря предыдущего года), ее актуальность тем меньше, чем позже от начала года ее у вас запросили. Ну, хорошо, кто-то в мае узнает, что на 31 декабря у вас было активов на 200 миллионов – и что? За эти 5 месяцев вы их спокойно могли профукать – и сейчас находитесь на грани банкротства.

Таким образом, на мой взгляд, опасность такого "рассекречивания", мягко говоря, преувеличена. Если вы боитесь рейдеров, лучше примите реально действенные меры по защите собственности. Помните: если рейдеру понадобится ваша отчетность, он ее получит - или от ваших же сотрудников, или в управлении статистики, или в налоговой, или где-то еще. И наличие или отсутствие пункта о ее предоставлении в законе ему не помешает.

Что же касается публикации отчетности на сайте, то, опять-таки, это коснется только средних и крупных предприятий (а также финорганизаций независимо от их размера, эмитентов ценных бумаг и тех, чьи ценные бумаги продаются на биржах).

Сергей Бобок

Евросоюз

Эта публикация была подготовлена в рамках проекта "Продвижение реформ в регионы" при содействии Европейского Союза. (http://ec.europa.eu/europeaid). Содержание этой публикации является исключительной ответственностью ИА "Status Quo" и никоим образом не отражает точку зрения Европейского Союза.