Владимир
Леонидович, как Вы прокомментируете сложившуюся ситуацию?
Я надеюсь, что предложение фракций "Единая Украина" и СДПУ(о) о пропорциональном
распределении постов в постоянных комитетах Верховной Рады (ВР) получит большинство
голосов депутатов. Это позволит реально отразить в структуре парламентских комитетов
расстановку политических сил. И тогда ВР сможет нормально работать как законотворческий
орган. Если оппозиционные силы в очередной раз останутся на неконструктивных
позициях, то распределение постов руководства комитетов произойдет между фракциями
"Единая Украина" и СДПУ(о), пройдет повторное голосование, и депутаты
поддержат это предложение большинством голосов, как это уже было во время голосования
по "пакету" президиума ВР.
Расскажите подробнее о принципе распределения постов руководства постоянных
комитетов.
По схеме, предложенной нами, посты председателей и заместителей председателей
комитетов должны быть распределены между всеми фракциями по формуле "13-7-4-2-1-1-1",
то есть пропорционально численности фракций. Каждая фракция сможет предложить
одну кандидатуру на должность председателя каждого комитета, в зависимости от
опыта и желания депутата работать в постоянном комитете. Потом согласительная
комиссия обсуждает все кандидатуры и предлагает одну согласованную (таково требование
Регламента ВР). По моему мнению, согласительная комиссия должна дать возможность
фракциям выбрать те комитеты, работа в которых даст депутатам этой фракции наибольшие
перспективы для реализации своего опыта. Дальше только два варианта: проект
поддерживают или нет.
Справка "SQ". Предложение о пропорциональном распределении руководящих
постов постоянных комитетов ВР было зарегистрировано секретариатом ВР 4 июня
2002 г. Авторы проекта - народные депутаты Василий Калиничук, Александр Карпов,
Андрей Клюев, Николай Онищук, Дмитрий Табачник (фракция "Единая Украина")
и Игорь Плужников (фракция СДПУ(о)).
Владимир Леонидович, как Вы оцениваете возможности парламента с точки зрения
плодотворности его работы?
Я думаю, что в ВР много конструктивно настроенных профессионалов, которые прошли
в парламент по мажоритарным округам и вошли во фракции СДПУ(о), "Единая
Украина" и "Наша Украина". Но выход из последней фракции депутата
Виктора Мусияки говорит о многом. Это должно стать сигналом того, что не все
так, как было задумано. Не все принципы демократии, свободолюбия, заботы об
украинском народе соответствуют внутренним стремлениям и делам представителей
фракции. Не так легко было и Михаилу Потебенько, когда фракция КПУ приняла решение
поддержать "пакет" президиума, в котором на должность вице-премьера
предлагалась Юлия Тимошенко. Своим выбором он, как депутат, не изменил своей
позиции Генпрокурора, хотя был и был исключен из фракции КПУ.
Как Вы прокомментируете заявления об оказании давления на депутатов ВР?
Мне остаются непонятными депутаты, которые используют парламентскую трибуну,
чтобы говорить о притеснениях властью фирм и компаний, в которых раньше работали
члены фракций. Я еще до работы в Харьковской облгосадминистрации представлял
интересы учредителей в акционерных обществах и компаниях с ограниченной ответственностью,
но не могу понять: как можно меня терроризировать, проверяя эти структуры? Заявители
должны были назвать эти компании или подать совершенно обоснованные жалобы,
протесты. Но, насколько я знаю, на 3 июня не было ни одного подобного заявления.
Потому напрашивается вывод: либо в компаниях не все так чисто и государству
действительно есть что проверять, либо фактов давления не было вообще. В парламенте,
и я это говорю не первый раз, собрались не желторотые птенцы. Эти люди были
в Верховном Совете и руководили министерствами при советской власти, во времена
независимости Украины были в ВР, в президиуме ВР, были министрами и руководителями
правительства. Они всё понимают, поэтому не надо представлять себя в роли главных
задавленных. Кроме того, не было ни одного заявления о подобных действиях со
стороны депутатов, сменивших фракционную принадлежность.
Как Вы оцениваете возможности политической оппозиции?
После "каневской четверки" само название "четверка" вызывает
в Украине нехорошие ассоциации. Лично я для позитива и для победы не стал бы
объединяться в четверку. Юлия Владимировна (Тимошенко - "SQ") в конце
прошлой недели заявила, что выходит из переговорного процесса Ющенко, Мороза
и Симоненко. Не могу прогнозировать, как будет на самом деле, но даже в случае
преобразования союза четырех в "тройку" не думаю, что они смогут позитивно,
с успехом работать. Вообще, мы сейчас говорим о ситуативном большинстве, объединенном
для распределения портфелей. Чтобы автомобиль начал работать, нужно, чтобы появились
руль, педали, а как уж он будет работать, в какую сторону начнет двигаться -
это следующий этап, в котором мы стоим на одних позициях с нашими коллегами-депутатами
из фракции "Наша Украина" и других фракций. Поэтому сейчас речь идет
об этике этого первого решения, о поведении людей в создании конструктива, который
создаст условия для дальнейшей работы. Но ни "четверка", ни "тройка"
не смогут препятствовать продвижению принятия решения. Вспомните последний пример
- в голосовании о президиуме ВР у них не хватило голосов для принятия своего
"пакета". Сейчас многие кандидатуры, которые предлагаются в ходе согласований
в "четверке", неприемлемы для некоторых депутатов этих фракций. То
есть проблемы не вне, а внутри самой "четверки". Это арифметическое
большинство ("четверка" - столько-то голосов), не переросло в политическое,
конструктивное.
Что даст депутатам принадлежность к фракции?
В парламенте ценен голос каждого депутата, но у депутатской группы или фракции
больше полномочий и возможностей, и это отражено в Регламенте. Если фракция
или группа объединена принципами и задачами, то их решения, безусловно, легче
добиваться совместными усилиями. Например, если говорить о нашей фракции, то
нам удалось провести в президиум ВР в качестве вице-спикера Александра Зинченко,
и я думаю, очень много законопроектов, которые я буду готовить, найдут поддержку
во фракции и в целом в парламенте.
Чем Вы будете заниматься в ближайшем будущем?
На сегодняшний день я сложил все административные полномочия, которые были у
меня, как заместителя председателя облгосадминистрации, так же, как до этого
сложил все полномочия в бизнесе. Я всегда говорил, что любая система, звеном
которой является "черный ящик", хороша только тогда, когда есть управляемая
обратная связь. Если мы не интегрируемся в мировое сообщество, не будем понятны
для инвестора законодательно, то к нам не придут капиталы, которые смогут повысить
благосостояние каждого конкретного человека. Если в советские времена усредненное
благополучие достигалось за счет эксплуатации нефти, хлопка, золота (причем
все жили одинаково хорошо в бедности), то сейчас мы должны открыть приток мировых
капиталов в Украину как страну цивилизованную, европейскую. Для этого нам нужно
адаптировать к европейским условиям целый ряд украинских законов, что было сделано
в Восточной Европе. Работой по созданию адаптированной законодательной базы,
понятной для потенциальных инвесторов, я и собираюсь заниматься в комитете по
вопросам экономической политики, управления народным хозяйством, собственности
и инвестиций.
Каково Ваше личное мнение, позиция фракции или партии в отношении присоединения
Украины к НАТО?
Мы поддерживаем стремление Украины сотрудничать с НАТО. Лучше быть богатым и
здоровым, чем бедным и больным, поэтому мы безоговорочно "за" глубокое
и всестороннее сотрудничество. Поддержка, сближение с НАТО, безопасность в мире
- как можно быть против? Тем более, что наши миротворцы, совместные учения -
это тоже сотрудничество с альянсом. Но будем говорить честно, на сегодняшний
день мы экономически не готовы полностью присоединиться к альянсу. Как только
мы сможем серьезно говорить о возможности вступления в альянс, то этот вопрос
должен будет решаться всенародно, то ли путем референдума, то ли решением ВР
как полномочным представителем избирателей. В этом вопросе мы должны учитывать
и мнение Российской Федерации - наши связи с ней остаются крепкими и в промышленности,
и в обороне.
Изменилось ли Ваше отношение к Харькову после того, как Вы стали народным
депутатом и живете в Киеве?
Нет. Все, что я сегодня говорю, основано на харьковских впечатлениях и убеждениях.
И я точно знаю: Харьков в постиндустриальном обществе имеет все предпосылки
остаться крупнейшим центром в Украине.
Как Вы оцениваете свою работу в качестве заместителя харьковского губернатора?
Мне бы хотелось, чтобы эту работу позитивно оценивали харьковчане. Но отмечу,
что с моим непосредственным участием были подготовлены и реализованы вполне
достойные проекты. На мой взгляд, на качественно новый уровень выведен совместный
проект правительств Украины и США "Харьковское партнерство". С успехом
прошла выставка в Литве. У нас был один из лучших павильонов на выставке к десятилетию
независимости Украины. Имеет перспективы пилотный для Украины проект контракта
"Регион-центр". Установлены многочисленные международные контакты,
подготовлены инвестиционные программы, организовано кредитование банками сельхозпроизводителей
на партнерских основаниях. Мне удалось добиться жесткого запрета на повышение
тарифов перевозки пассажиров в пригородных поездах. Во время своей работы в
облгосадминистрации мне удалось многому научиться у такого стратега и сильного
руководителя, как Евгений Кушнарев. Это человек с огромным опытом и современными
взглядами, которые он успешно реализует при руководстве регионом. И мне приятно,
что те мысли и предложения, которые у меня были, воспринимались и использовались
в работе. Я благодарен судьбе, которая предоставила мне возможность работать
с таким руководителем.
Владимир Леонидович, в соответствии с предвыборной программой социал-демократической
партии Вы будете работать с избирателями на местах. Как это будет происходить?
У социал-демократов в Харьковской области 43 общественных приемных фракции СДПУ(о)
в ВР. В любой из них избиратель может получить консультацию. Я как народный
депутат и член фракции уверен в профессионализме своих помощников. Один раз
в неделю (хотя хотелось бы чаще) я бываю в Харькове. Если у кого-то есть вопросы
ко мне, с удовольствием приму, выслушаю и окажу помощь.
Справка "SQ". ШЕПЕТИН Владимир Леонидович - народный депутат Украины, уполномоченный представитель фракции СДПУ(о), председатель Харьковской областной организации СДПУ(о). Родился 16 сентября 1948 г. В 1973 г. окончил Харьковский политехнический институт, в 1997 г. - Харьковский инженерно-экономический институт. В 1988 г. избран вице-президентом Союза оздоровительно-медицинских и медико-технических кооперативов в СССР. В 1989 г. избран членом президиума Союза объединенных кооперативов СССР. Был председателем комиссии по защите прав предпринимателей, председателем согласовательной комиссии Союза кооператоров и Министерства финансов СССР по вопросам налоговой политики, Уполномоченным представителем Союза в Совете министров и Верховном Совете СССР. С 1991 г. - член УСПП. В 1991 - 1992 гг. - эксперт согласовательной комиссии Верховного Совета и Кабинета министров Украины. С марта 1992 г. - член правления Украинского союза промышленников и предпринимателей, возглавлял комиссию по защите прав предпринимателей и экспертизе законопроектов. В 1993 - 1997 гг. - член Совета промышленников и предпринимателей при президенте и премьер-министре Украины, член правительственных комиссий и рабочих групп по вопросам выхода из кризиса неплатежей, подготовке налогового и коммерческого кодексов. В 1994 - 1998 гг. - научный консультант комиссии ВР по вопросам законности и правопорядка. Возглавлял совет промышленников и предпринимателей при главе Харьковской облгосадминистрации. С 1997 г. - член СДПУ(о), член политбюро СДПУ(о). Советник первого заместителя председателя ВР. Награжден медалью Ротари-клуба "Пола Харриса", орденом Святого князя Владимира IV ст.