Владимир Леонидович, как Вы прокомментируете сложившуюся ситуацию?
Я надеюсь, что предложение фракций "Единая Украина" и СДПУ(о) о пропорциональном распределении постов в постоянных комитетах Верховной Рады (ВР) получит большинство голосов депутатов. Это позволит реально отразить в структуре парламентских комитетов расстановку политических сил. И тогда ВР сможет нормально работать как законотворческий орган. Если оппозиционные силы в очередной раз останутся на неконструктивных позициях, то распределение постов руководства комитетов произойдет между фракциями "Единая Украина" и СДПУ(о), пройдет повторное голосование, и депутаты поддержат это предложение большинством голосов, как это уже было во время голосования по "пакету" президиума ВР.

Расскажите подробнее о принципе распределения постов руководства постоянных комитетов.
По схеме, предложенной нами, посты председателей и заместителей председателей комитетов должны быть распределены между всеми фракциями по формуле "13-7-4-2-1-1-1", то есть пропорционально численности фракций. Каждая фракция сможет предложить одну кандидатуру на должность председателя каждого комитета, в зависимости от опыта и желания депутата работать в постоянном комитете. Потом согласительная комиссия обсуждает все кандидатуры и предлагает одну согласованную (таково требование Регламента ВР). По моему мнению, согласительная комиссия должна дать возможность фракциям выбрать те комитеты, работа в которых даст депутатам этой фракции наибольшие перспективы для реализации своего опыта. Дальше только два варианта: проект поддерживают или нет.
Справка "SQ". Предложение о пропорциональном распределении руководящих постов постоянных комитетов ВР было зарегистрировано секретариатом ВР 4 июня 2002 г. Авторы проекта - народные депутаты Василий Калиничук, Александр Карпов, Андрей Клюев, Николай Онищук, Дмитрий Табачник (фракция "Единая Украина") и Игорь Плужников (фракция СДПУ(о)).

Владимир Леонидович, как Вы оцениваете возможности парламента с точки зрения плодотворности его работы?
Я думаю, что в ВР много конструктивно настроенных профессионалов, которые прошли в парламент по мажоритарным округам и вошли во фракции СДПУ(о), "Единая Украина" и "Наша Украина". Но выход из последней фракции депутата Виктора Мусияки говорит о многом. Это должно стать сигналом того, что не все так, как было задумано. Не все принципы демократии, свободолюбия, заботы об украинском народе соответствуют внутренним стремлениям и делам представителей фракции. Не так легко было и Михаилу Потебенько, когда фракция КПУ приняла решение поддержать "пакет" президиума, в котором на должность вице-премьера предлагалась Юлия Тимошенко. Своим выбором он, как депутат, не изменил своей позиции Генпрокурора, хотя был и был исключен из фракции КПУ.

Как Вы прокомментируете заявления об оказании давления на депутатов ВР?
Мне остаются непонятными депутаты, которые используют парламентскую трибуну, чтобы говорить о притеснениях властью фирм и компаний, в которых раньше работали члены фракций. Я еще до работы в Харьковской облгосадминистрации представлял интересы учредителей в акционерных обществах и компаниях с ограниченной ответственностью, но не могу понять: как можно меня терроризировать, проверяя эти структуры? Заявители должны были назвать эти компании или подать совершенно обоснованные жалобы, протесты. Но, насколько я знаю, на 3 июня не было ни одного подобного заявления. Потому напрашивается вывод: либо в компаниях не все так чисто и государству действительно есть что проверять, либо фактов давления не было вообще. В парламенте, и я это говорю не первый раз, собрались не желторотые птенцы. Эти люди были в Верховном Совете и руководили министерствами при советской власти, во времена независимости Украины были в ВР, в президиуме ВР, были министрами и руководителями правительства. Они всё понимают, поэтому не надо представлять себя в роли главных задавленных. Кроме того, не было ни одного заявления о подобных действиях со стороны депутатов, сменивших фракционную принадлежность.

Как Вы оцениваете возможности политической оппозиции?
После "каневской четверки" само название "четверка" вызывает в Украине нехорошие ассоциации. Лично я для позитива и для победы не стал бы объединяться в четверку. Юлия Владимировна (Тимошенко - "SQ") в конце прошлой недели заявила, что выходит из переговорного процесса Ющенко, Мороза и Симоненко. Не могу прогнозировать, как будет на самом деле, но даже в случае преобразования союза четырех в "тройку" не думаю, что они смогут позитивно, с успехом работать. Вообще, мы сейчас говорим о ситуативном большинстве, объединенном для распределения портфелей. Чтобы автомобиль начал работать, нужно, чтобы появились руль, педали, а как уж он будет работать, в какую сторону начнет двигаться - это следующий этап, в котором мы стоим на одних позициях с нашими коллегами-депутатами из фракции "Наша Украина" и других фракций. Поэтому сейчас речь идет об этике этого первого решения, о поведении людей в создании конструктива, который создаст условия для дальнейшей работы. Но ни "четверка", ни "тройка" не смогут препятствовать продвижению принятия решения. Вспомните последний пример - в голосовании о президиуме ВР у них не хватило голосов для принятия своего "пакета". Сейчас многие кандидатуры, которые предлагаются в ходе согласований в "четверке", неприемлемы для некоторых депутатов этих фракций. То есть проблемы не вне, а внутри самой "четверки". Это арифметическое большинство ("четверка" - столько-то голосов), не переросло в политическое, конструктивное.

Что даст депутатам принадлежность к фракции?
В парламенте ценен голос каждого депутата, но у депутатской группы или фракции больше полномочий и возможностей, и это отражено в Регламенте. Если фракция или группа объединена принципами и задачами, то их решения, безусловно, легче добиваться совместными усилиями. Например, если говорить о нашей фракции, то нам удалось провести в президиум ВР в качестве вице-спикера Александра Зинченко, и я думаю, очень много законопроектов, которые я буду готовить, найдут поддержку во фракции и в целом в парламенте.

Чем Вы будете заниматься в ближайшем будущем?
На сегодняшний день я сложил все административные полномочия, которые были у меня, как заместителя председателя облгосадминистрации, так же, как до этого сложил все полномочия в бизнесе. Я всегда говорил, что любая система, звеном которой является "черный ящик", хороша только тогда, когда есть управляемая обратная связь. Если мы не интегрируемся в мировое сообщество, не будем понятны для инвестора законодательно, то к нам не придут капиталы, которые смогут повысить благосостояние каждого конкретного человека. Если в советские времена усредненное благополучие достигалось за счет эксплуатации нефти, хлопка, золота (причем все жили одинаково хорошо в бедности), то сейчас мы должны открыть приток мировых капиталов в Украину как страну цивилизованную, европейскую. Для этого нам нужно адаптировать к европейским условиям целый ряд украинских законов, что было сделано в Восточной Европе. Работой по созданию адаптированной законодательной базы, понятной для потенциальных инвесторов, я и собираюсь заниматься в комитете по вопросам экономической политики, управления народным хозяйством, собственности и инвестиций.

Каково Ваше личное мнение, позиция фракции или партии в отношении присоединения Украины к НАТО?
Мы поддерживаем стремление Украины сотрудничать с НАТО. Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным, поэтому мы безоговорочно "за" глубокое и всестороннее сотрудничество. Поддержка, сближение с НАТО, безопасность в мире - как можно быть против? Тем более, что наши миротворцы, совместные учения - это тоже сотрудничество с альянсом. Но будем говорить честно, на сегодняшний день мы экономически не готовы полностью присоединиться к альянсу. Как только мы сможем серьезно говорить о возможности вступления в альянс, то этот вопрос должен будет решаться всенародно, то ли путем референдума, то ли решением ВР как полномочным представителем избирателей. В этом вопросе мы должны учитывать и мнение Российской Федерации - наши связи с ней остаются крепкими и в промышленности, и в обороне.

Изменилось ли Ваше отношение к Харькову после того, как Вы стали народным депутатом и живете в Киеве?
Нет. Все, что я сегодня говорю, основано на харьковских впечатлениях и убеждениях. И я точно знаю: Харьков в постиндустриальном обществе имеет все предпосылки остаться крупнейшим центром в Украине.

Как Вы оцениваете свою работу в качестве заместителя харьковского губернатора?
Мне бы хотелось, чтобы эту работу позитивно оценивали харьковчане. Но отмечу, что с моим непосредственным участием были подготовлены и реализованы вполне достойные проекты. На мой взгляд, на качественно новый уровень выведен совместный проект правительств Украины и США "Харьковское партнерство". С успехом прошла выставка в Литве. У нас был один из лучших павильонов на выставке к десятилетию независимости Украины. Имеет перспективы пилотный для Украины проект контракта "Регион-центр". Установлены многочисленные международные контакты, подготовлены инвестиционные программы, организовано кредитование банками сельхозпроизводителей на партнерских основаниях. Мне удалось добиться жесткого запрета на повышение тарифов перевозки пассажиров в пригородных поездах. Во время своей работы в облгосадминистрации мне удалось многому научиться у такого стратега и сильного руководителя, как Евгений Кушнарев. Это человек с огромным опытом и современными взглядами, которые он успешно реализует при руководстве регионом. И мне приятно, что те мысли и предложения, которые у меня были, воспринимались и использовались в работе. Я благодарен судьбе, которая предоставила мне возможность работать с таким руководителем.

Владимир Леонидович, в соответствии с предвыборной программой социал-демократической партии Вы будете работать с избирателями на местах. Как это будет происходить?
У социал-демократов в Харьковской области 43 общественных приемных фракции СДПУ(о) в ВР. В любой из них избиратель может получить консультацию. Я как народный депутат и член фракции уверен в профессионализме своих помощников. Один раз в неделю (хотя хотелось бы чаще) я бываю в Харькове. Если у кого-то есть вопросы ко мне, с удовольствием приму, выслушаю и окажу помощь.

Справка "SQ". ШЕПЕТИН Владимир Леонидович - народный депутат Украины, уполномоченный представитель фракции СДПУ(о), председатель Харьковской областной организации СДПУ(о). Родился 16 сентября 1948 г. В 1973 г. окончил Харьковский политехнический институт, в 1997 г. - Харьковский инженерно-экономический институт. В 1988 г. избран вице-президентом Союза оздоровительно-медицинских и медико-технических кооперативов в СССР. В 1989 г. избран членом президиума Союза объединенных кооперативов СССР. Был председателем комиссии по защите прав предпринимателей, председателем согласовательной комиссии Союза кооператоров и Министерства финансов СССР по вопросам налоговой политики, Уполномоченным представителем Союза в Совете министров и Верховном Совете СССР. С 1991 г. - член УСПП. В 1991 - 1992 гг. - эксперт согласовательной комиссии Верховного Совета и Кабинета министров Украины. С марта 1992 г. - член правления Украинского союза промышленников и предпринимателей, возглавлял комиссию по защите прав предпринимателей и экспертизе законопроектов. В 1993 - 1997 гг. - член Совета промышленников и предпринимателей при президенте и премьер-министре Украины, член правительственных комиссий и рабочих групп по вопросам выхода из кризиса неплатежей, подготовке налогового и коммерческого кодексов. В 1994 - 1998 гг. - научный консультант комиссии ВР по вопросам законности и правопорядка. Возглавлял совет промышленников и предпринимателей при главе Харьковской облгосадминистрации. С 1997 г. - член СДПУ(о), член политбюро СДПУ(о). Советник первого заместителя председателя ВР. Награжден медалью Ротари-клуба "Пола Харриса", орденом Святого князя Владимира IV ст.