- Мое отношение к этому празднику неоднозначное по одной простой причине. Рождение авиации связывают с полетом биплана братьев Райт в США. Но известно, что в России был сделан более ранний полет на самолете Можайского. В силу каких-то причин дату этого полета не стали вспоминать. Американцы решили, - раз все молчат, то мы будем говорить, когда праздновать столетие авиации. В общем, это спорный момент. А в остальном празднование такой даты - большой плюс. Те, кто производят самолеты, получат дополнительную возможность рекламы. Те, кто влюблен в небо, получат дополнительную возможность встретиться, провести соревнования по авиационным видам спорта.
Мы будем использовать эту дату, чтобы рассказать об истории украинской и советской авиации. Празднование начнется приблизительно с февраля. Мы начнем работу с участия в авиасалоне в Индии. Сразу после участия в индийской выставке планируем совершить сверхдальний полет на региональных самолетах "Ан-140" и "Ан-74" в Австралию, где также будет проведена выставка. По дороге будет презентация в ряде стран, в частности, в Индонезии. Естественно, столетие авиации мы будем использовать для того, чтобы привлечь внимание к нашей продукции. Нужно, чтобы как можно больше людей смогли на нее посмотреть и убедиться: правду мы говорим или нет. Пусть каждый делает выводы сам.
- А какие основные планы завода на следующий год?
- Планы на следующий год уже утверждены. Мы знаем, сколько сможем произвести
и сколько продать. Эти планы полностью совпадают с тем контрактным портфелем
и теми предварительными обязательствами, которые взяло предприятие. Все планы
построены на итогах той большой маркетинговой деятельности, которая была проведена:
участия в выставках, переговорах, официальных презентациях в различных странах.
Мы подтвердили, что путь, выбранный нами, совершенно правильный. По поводу географии
наших планов могу сказать: Украина, Россия, Иран, ряд стран Северной Африки.
Хочется, чтобы в следующем году началось сотрудничество с Китаем. Скорее всего,
это произойдет летом или к концу года. Китай - очень большая страна, и принятие
решения, связанное с процедурными моментами, занимает достаточно много аремени.
Мы сейчас на середине пути: подписаны документы на поставку двух самолетов "Ан-74ТК-300",
сделано заявление на поставку тридцати таких же самолетов. После выставки, которая
проходила недавно, Китай очень заинтересовался самолетами "Ан-140".
Мы надеемся, что планы насчет Китая будут успешными. Я пока не получил официальных
документов, подписанных по итогам визита президента Украины в Китай, но поступившие
сообщения очень сильно обнадеживают.
- Какие проблемы приходится решать заводу?
- Наши проблемы делятся на повседневные и стратегические. Повседневные связаны
с тем, что предприятие имеет около тысячи различных поставщиков комплектующих,
материалов. Проблемы этих поставщиков касаются и нас. 80% поставщиков - из России
и Украины, а кризис экономики этих стран коснулся всех сфер промышленности.
Авиапромышленность имеет свою специфику - производство с участием монопольных
поставщиков. Казалось бы, действуют рыночные законы, но, к сожалению, мы имеем
небольшой выбор: детали для самолетов производят единичные компании.
Что касается стратегических проблем. Залогом нашей успешной деятельности станет
соблюдение двух постулатов: во-первых, люди должны понять, что летать нужно.
И второе: нам будет очень приятно, если они будут выбирать отечественную авиатехнику.
В начале девяностых мы, безусловно, начали проигрывать, терять рынки сбыта.
Тем, что авиационная промышленность России и Украины практически бездействовала,
воспользовались наши коллеги - менеджеры из Западной Европы и США. Тогда стал
насаждаться тезис: "Боинг" - это престижно, "Антонов" -
это не престижно. Мы делаем все, чтобы перевернуть это восприятие, уделяя внимание,
прежде всего, комфорту и безопасности пассажиров на борту (если речь идет о
пассажирских машинах). Мы говорим всему миру о том, чего достигли в производстве
грузовых самолетов. Ни одна страна мира не смогла создать самолеты, равные самолетам
"Мрия" ("Ан-225") и "Руслан" ("Ан-124").
Этот факт замалчивать нельзя. Фирма "Антонов" является уникальной,
так как создала самый "долгоживущий" в мире самолет - "Ан-2".
Он выпускался по лицензии в Польше, в Китае, ряде других стран. Этот самолет
летает до сих пор. Хоть мы его и называем с любовью "кукурузником",
и посмеиваемся, но более надежного самолета в мире нет. Самолет "Ан-24",
который был произведен колоссальной серией около 2,5 тысяч, также до сих пор
летает на всех континентах. Эти факты говорят о том, что и "Ан-140",
и "Ан-74" должны быть такими же популярными и восприниматься, как
престижная авиатехника - наравне с "Боингом" и "Airbus".
И мы для этого делаем все.
- Какова ситуация с техническим переоснащением завода? Ведь для производства
престижных самолетов необходимо соответствующее оборудование?
- Планов очень много. Техническое перевооружение и модернизация необходимы.
Мы начали с решения управленческих проблем и с организации конструкторского,
инженерного процесса с внедрением самых современных технологий. Мы начали оснащаться
самой современной техникой, и уже оснастились довольно неплохо. Для проектных
работ мы используем "тяжелые" САПРы (системы автоматического проектирования
- "SQ") или, как сейчас принято называть, наиболее продвинутое программное
обеспечение, производства "Matra Data Vision" (Франция). На рынке
программного обеспечения существует конкуренция, и подчас получается так, что
заказчику надо выбирать тот или иной продукт, очень сильно рискуя. Мы выбрали
этот продукт, и одновременно с нами его выбрали "Боинг" и "Airbus".
Каждый шел своим путем, но пришел к одному результату. Это довольно качественный
продукт, который используется сейчас в производстве.
Очень серьезная проблема обновления станков и оборудования. Станочный парк нашего
предприятия процентов на сорок уникален. Эти станки очень сложно купить - в
мире очень мало фирм, производящих их. Мы, естественно, ведем политику обновления
"мозгов" наших станков. Они становятся станками с современными интерфейсами
для локальных сетей, для прямой передачи программного обеспечения и управляющих
программ на рабочее место. Мы понимаем, что нам необходимы станки завтрашнего
дня, в особенности, специальные. Пока главным аспектом является финансирование
этого процесса, так как все эти вещи очень дорогостоящие. Прямого бюджетного
или государственного финансирования у нас нет. Но государство поддерживает нас,
в силу своих возможностей, довольно серьезно. Был принят закон "О поддержке
самолетостроительной отрасли". 21 ноября на специальной комиссии кабмина
утвержден инвестиционный проект производства первой партии самолетов "Ан-140",
"Ан-74ТК-300" и "Ан-74ТК-300" удлиненной версии. Проект
утвержден сроком на десять лет, причем в течение первых пяти лет он будет реализовываться
в специальном режиме, предполагающем реинвестицию части налогов в развитие предприятия.
Это очень важный аспект: появятся источники средств, на которые можно рассчитывать
именно в направлении технического перевооружения. Ведь если этим процессом не
заниматься, то пройдет 5-6 лет, и мы уже будем значительно отставать.
- Какая политика руководства завода в отношении кадрового обеспечения?
- Омолаживаем кадры. Если три месяца назад средний возраст работающих на
предприятии составлял 49 лет, то сейчас - 46. Тенденция омоложения будет продолжаться,
думаю, мы выйдем на показатель 38-39 лет. Сам за себя говорит тот факт, что
ежедневно мы набираем от 20 до 40 молодых специалистов. На заводе остается свыше
двух третей тех, кто приходит к нам с желанием здесь работать. Это очень высокий
показатель. Что привлекает людей? Прежде всего, гарантированная зарплата. Мы
увеличили ее размер по сравнению с летом, и сейчас она составляет в среднем
675 грн. Наше предприятие не имеет долгов, в том числе и по зарплате. Мы перешли
на многими забытую систему выплаты зарплаты - дважды в месяц, когда платится
аванс и получка. Мы сделали это сознательно, так как у многих эта система ассоциируется
со стабильностью и уверенностью в завтрашнем дне.
- Говорят, что у Вас на заводе работают очень профессиональные летчики.
Так ли это?
- Наши летчики много летают, а это главный показатель их работы. Сейчас
очень остра проблема военной авиации, когда у летчиков очень небольшие "налеты",
и они теряют квалификацию. Наши летчики ее только приобретают. Это очень высококвалифицированные
испытатели, которые выполняют не только обычные перелеты, связанные с технологическим
циклом, но и испытательные полеты самолетов, которые мы производим. Кроме того,
у нас есть военные летчики, выполняющие прием-сдачу готовой продукции. Основной
показатель активности авиазавода - "налет" у летчиков, которые там
работают.
- Павел Олегович, по-Вашему, в чем заключается секрет успеха руководителя
крупного предприятия?
- Я уверен, что универсального рецепта нет. Я могу ответить очень субъективно:
нужна просто вера в то, что делаешь, в свою цель. Должны быть целеустремленность
и энергия. Верить-то можно, но ничего не получится, если не будет сил и энергии.
Все это должно базироваться на знании предмета, причем очень глубоком. Нельзя
абсолютизировать мнение, что хороший менеджер должен хорошо управлять. Конечно,
что-то в этом есть, и мысль эта довольно модная, но, на мой взгляд, человек
должен быть специалистом. Если же он не специалист, если не разбирается в предмете,
особенно если речь идет о высоких технологиях, то как бы он ни старался, ничего
из такого руководства не выйдет.
- Известно, что Вы принимаете активное участие в издании харьковской газеты
"Событие". В каком направлении будет дальше развиваться газета?
- "Событие" - общественно-политическая газета. В ней работают,
на мой взгляд, талантливые журналисты. И, кстати, не только в "Событии".
Харькову в этом смысле очень повезло. Есть такая когорта харьковских журналистов,
очень непохожих друг на друга, которые создают очень качественный продукт. "Событие"
- газета, ориентированная на относительно широкий круг читателей. Лицо газеты,
наверняка, сохранится и в дальнейшем, но произойдут некоторые изменения в ее
руководстве. Это случится довольно скоро, но я не хотел бы забегать вперед.
Факт остается фактом: газета должна писать о Харькове и харьковчанах. "Событие"
- это бывшая "Ленiнська змiна". В свое время мы ее читали, одновременно
и любили, и не любили. По крайней мере, равнодушных читателей, думаю, не было.
Сейчас газета выходит под другим названием, в другом формате, хотя до сих пор
остался ряд журналистов из "Ленiнської змiни". В общем-то, это газета,
которую стоит читать, которая заставляет думать. Она не является каким-то коммерческим
проектом, потому что в таком случае в ней бы все выстраивалось по-другому. При
ее создании была задача сохранить дух "повзрослевшей" молодежной харьковской
газеты.
- Скажите, каково Ваше личное отношение к последним политическим событиям
в Украине, в частности, смене правительства?
- Все произошло довольно быстро, и это, наверняка, свидетельствует об авторитете
нового премьера. Что дальше - будем наблюдать. А вообще, знаете, когда мне задают
подобные вопросы, я отвечаю одной фразой: мы строим самолеты "Ан-140"
и "Ан-74". Понимаете, я не хочу комментировать политические события
по многим причинам. Каждый должен заниматься своим делом, причем заниматься
профессионально. Я не занимаю позицию "моя хата скраю", нет. Но я
думаю, в нашем государстве только тогда все получится, когда это будет государство
профессионалов.
- Павел Олегович, как Вы предпочитаете распоряжаться свободным временем
(если оно остается)? Какую роль отводите семье?
- Какое-то время остается, но не так уж и много. Встаю рано, ложусь поздно.
Но время нужно находить, какой бы график работы не был. В семье ведь должен
быть отец, а не только его изображение на фото в семейном альбоме. Моя семья
- супруга Наталья (родом из Запорожья, педагог по образованию) и двое детей:
сыну 10 лет, дочери - 5. К семье я отношусь очень серьезно, с большой любовью
и теплом. Наверное, семья - главное для любого человека... Кроме работы (смеется).
- Вы являетесь выпускником Харьковского авиационного института, знаменитого
своими традициями. С бывшими сокурсниками встречаетесь?
- А как же, обязательно встречаемся. Я окончил ХАИ в 1988 году. Сейчас кто-то
из сокурсников работает в России, кто-то в Украине. Но стараемся встречаться
на всякие "маячковые" даты.
- Смогут ли харьковчане поучаствовать в праздновании столетия авиации? Планируется
ли проведение каких-то мероприятий в Харькове?
- Конечно, наверняка что-то проведем. Думаю, это будет день открытых дверей
на предприятии. Самое главное - чтобы наши дети полюбили небо. Тогда мы будем
иметь резерв, продолжение. Иначе может произойти разрыв, который мы сейчас пытаемся
залатать, - тот десятилетний разрыв, образовавшийся в девяностых годах. Испортить
можно быстро, а исправлять всегда тяжело. Но, думаю, справимся. Пока есть время.
Справка "SQ". Павел Науменко родился 9 сентября 1965 г. В 1988
г. окончил с отличием Харьковский авиационный институт, после чего начал работать
на Харьковском авиазаводе (ХАЗе) мастером производственного участка агрегатного
цеха. Был избран секретарем комитета комсомола ХАЗа. В 1996 г. возглавил торговый
дом Харьковского государственного авиационного предприятия (ХГАПП). Владеет
тремя языками, подготовил к защите диссертацию на соискание ученой степени кандидата
технических наук. 8 июля 2002 г. назначен генеральным директором ХГАПП.
П.Науменко - один из организаторов и идеологов выхода ХГАПП на мировой рынок
с новыми образцами транспортных и пассажирских самолетов, созданных АНТК им.
Антонова: "Ан-140", "Ан-74ТК-200" и "Ан-74ТК-300".
На основе новой маркетинговой структуры ХГАПП обеспечил поставки "Ан-74"
в страны Ближнего Востока и Азии, участвует в серийном производстве "Ан-140"
в Иране, проводит маркетинг на рынках Африки и Латинской Америки. По инициативе
П.Науменко в 1999 г. было создано предприятие "ИнтерАМИ-интерьер",
обеспечивающее полный цикл разработки дизайна салонов самолетов, а также украинско-российская
авиакомпания "Аеромiст - Харкiв", позволившая возобновить регулярное
воздушное сообщение Харькова с Киевом, Москвой, Симферополем и рядом других
городов России и Украины.
В 1999 г. П.Науменко за личный вклад в развитие авиационной промышленности и
создание первого серийного самолета "Ан-140" награжден орденом "За
заслуги" III степени. В 2001 г. решением президиума Международной кадровой
академии награжден золотой медалью "За эффективное управление".