-Павел Олегович, как планирует руководство завода отметить юбилей авиации?
- Мое отношение к этому празднику неоднозначное по одной простой причине. Рождение авиации связывают с полетом биплана братьев Райт в США. Но известно, что в России был сделан более ранний полет на самолете Можайского. В силу каких-то причин дату этого полета не стали вспоминать. Американцы решили, - раз все молчат, то мы будем говорить, когда праздновать столетие авиации. В общем, это спорный момент. А в остальном празднование такой даты - большой плюс. Те, кто производят самолеты, получат дополнительную возможность рекламы. Те, кто влюблен в небо, получат дополнительную возможность встретиться, провести соревнования по авиационным видам спорта.
Мы будем использовать эту дату, чтобы рассказать об истории украинской и советской авиации. Празднование начнется приблизительно с февраля. Мы начнем работу с участия в авиасалоне в Индии. Сразу после участия в индийской выставке планируем совершить сверхдальний полет на региональных самолетах "Ан-140" и "Ан-74" в Австралию, где также будет проведена выставка. По дороге будет презентация в ряде стран, в частности, в Индонезии. Естественно, столетие авиации мы будем использовать для того, чтобы привлечь внимание к нашей продукции. Нужно, чтобы как можно больше людей смогли на нее посмотреть и убедиться: правду мы говорим или нет. Пусть каждый делает выводы сам.

- А какие основные планы завода на следующий год?
- Планы на следующий год уже утверждены. Мы знаем, сколько сможем произвести и сколько продать. Эти планы полностью совпадают с тем контрактным портфелем и теми предварительными обязательствами, которые взяло предприятие. Все планы построены на итогах той большой маркетинговой деятельности, которая была проведена: участия в выставках, переговорах, официальных презентациях в различных странах. Мы подтвердили, что путь, выбранный нами, совершенно правильный. По поводу географии наших планов могу сказать: Украина, Россия, Иран, ряд стран Северной Африки. Хочется, чтобы в следующем году началось сотрудничество с Китаем. Скорее всего, это произойдет летом или к концу года. Китай - очень большая страна, и принятие решения, связанное с процедурными моментами, занимает достаточно много аремени. Мы сейчас на середине пути: подписаны документы на поставку двух самолетов "Ан-74ТК-300", сделано заявление на поставку тридцати таких же самолетов. После выставки, которая проходила недавно, Китай очень заинтересовался самолетами "Ан-140". Мы надеемся, что планы насчет Китая будут успешными. Я пока не получил официальных документов, подписанных по итогам визита президента Украины в Китай, но поступившие сообщения очень сильно обнадеживают.

- Какие проблемы приходится решать заводу?
- Наши проблемы делятся на повседневные и стратегические. Повседневные связаны с тем, что предприятие имеет около тысячи различных поставщиков комплектующих, материалов. Проблемы этих поставщиков касаются и нас. 80% поставщиков - из России и Украины, а кризис экономики этих стран коснулся всех сфер промышленности. Авиапромышленность имеет свою специфику - производство с участием монопольных поставщиков. Казалось бы, действуют рыночные законы, но, к сожалению, мы имеем небольшой выбор: детали для самолетов производят единичные компании.
Что касается стратегических проблем. Залогом нашей успешной деятельности станет соблюдение двух постулатов: во-первых, люди должны понять, что летать нужно. И второе: нам будет очень приятно, если они будут выбирать отечественную авиатехнику. В начале девяностых мы, безусловно, начали проигрывать, терять рынки сбыта. Тем, что авиационная промышленность России и Украины практически бездействовала, воспользовались наши коллеги - менеджеры из Западной Европы и США. Тогда стал насаждаться тезис: "Боинг" - это престижно, "Антонов" - это не престижно. Мы делаем все, чтобы перевернуть это восприятие, уделяя внимание, прежде всего, комфорту и безопасности пассажиров на борту (если речь идет о пассажирских машинах). Мы говорим всему миру о том, чего достигли в производстве грузовых самолетов. Ни одна страна мира не смогла создать самолеты, равные самолетам "Мрия" ("Ан-225") и "Руслан" ("Ан-124"). Этот факт замалчивать нельзя. Фирма "Антонов" является уникальной, так как создала самый "долгоживущий" в мире самолет - "Ан-2". Он выпускался по лицензии в Польше, в Китае, ряде других стран. Этот самолет летает до сих пор. Хоть мы его и называем с любовью "кукурузником", и посмеиваемся, но более надежного самолета в мире нет. Самолет "Ан-24", который был произведен колоссальной серией около 2,5 тысяч, также до сих пор летает на всех континентах. Эти факты говорят о том, что и "Ан-140", и "Ан-74" должны быть такими же популярными и восприниматься, как престижная авиатехника - наравне с "Боингом" и "Airbus". И мы для этого делаем все.

- Какова ситуация с техническим переоснащением завода? Ведь для производства престижных самолетов необходимо соответствующее оборудование?
- Планов очень много. Техническое перевооружение и модернизация необходимы. Мы начали с решения управленческих проблем и с организации конструкторского, инженерного процесса с внедрением самых современных технологий. Мы начали оснащаться самой современной техникой, и уже оснастились довольно неплохо. Для проектных работ мы используем "тяжелые" САПРы (системы автоматического проектирования - "SQ") или, как сейчас принято называть, наиболее продвинутое программное обеспечение, производства "Matra Data Vision" (Франция). На рынке программного обеспечения существует конкуренция, и подчас получается так, что заказчику надо выбирать тот или иной продукт, очень сильно рискуя. Мы выбрали этот продукт, и одновременно с нами его выбрали "Боинг" и "Airbus". Каждый шел своим путем, но пришел к одному результату. Это довольно качественный продукт, который используется сейчас в производстве.
Очень серьезная проблема обновления станков и оборудования. Станочный парк нашего предприятия процентов на сорок уникален. Эти станки очень сложно купить - в мире очень мало фирм, производящих их. Мы, естественно, ведем политику обновления "мозгов" наших станков. Они становятся станками с современными интерфейсами для локальных сетей, для прямой передачи программного обеспечения и управляющих программ на рабочее место. Мы понимаем, что нам необходимы станки завтрашнего дня, в особенности, специальные. Пока главным аспектом является финансирование этого процесса, так как все эти вещи очень дорогостоящие. Прямого бюджетного или государственного финансирования у нас нет. Но государство поддерживает нас, в силу своих возможностей, довольно серьезно. Был принят закон "О поддержке самолетостроительной отрасли". 21 ноября на специальной комиссии кабмина утвержден инвестиционный проект производства первой партии самолетов "Ан-140", "Ан-74ТК-300" и "Ан-74ТК-300" удлиненной версии. Проект утвержден сроком на десять лет, причем в течение первых пяти лет он будет реализовываться в специальном режиме, предполагающем реинвестицию части налогов в развитие предприятия. Это очень важный аспект: появятся источники средств, на которые можно рассчитывать именно в направлении технического перевооружения. Ведь если этим процессом не заниматься, то пройдет 5-6 лет, и мы уже будем значительно отставать.

- Какая политика руководства завода в отношении кадрового обеспечения?
- Омолаживаем кадры. Если три месяца назад средний возраст работающих на предприятии составлял 49 лет, то сейчас - 46. Тенденция омоложения будет продолжаться, думаю, мы выйдем на показатель 38-39 лет. Сам за себя говорит тот факт, что ежедневно мы набираем от 20 до 40 молодых специалистов. На заводе остается свыше двух третей тех, кто приходит к нам с желанием здесь работать. Это очень высокий показатель. Что привлекает людей? Прежде всего, гарантированная зарплата. Мы увеличили ее размер по сравнению с летом, и сейчас она составляет в среднем 675 грн. Наше предприятие не имеет долгов, в том числе и по зарплате. Мы перешли на многими забытую систему выплаты зарплаты - дважды в месяц, когда платится аванс и получка. Мы сделали это сознательно, так как у многих эта система ассоциируется со стабильностью и уверенностью в завтрашнем дне.

- Говорят, что у Вас на заводе работают очень профессиональные летчики. Так ли это?
- Наши летчики много летают, а это главный показатель их работы. Сейчас очень остра проблема военной авиации, когда у летчиков очень небольшие "налеты", и они теряют квалификацию. Наши летчики ее только приобретают. Это очень высококвалифицированные испытатели, которые выполняют не только обычные перелеты, связанные с технологическим циклом, но и испытательные полеты самолетов, которые мы производим. Кроме того, у нас есть военные летчики, выполняющие прием-сдачу готовой продукции. Основной показатель активности авиазавода - "налет" у летчиков, которые там работают.

- Павел Олегович, по-Вашему, в чем заключается секрет успеха руководителя крупного предприятия?
- Я уверен, что универсального рецепта нет. Я могу ответить очень субъективно: нужна просто вера в то, что делаешь, в свою цель. Должны быть целеустремленность и энергия. Верить-то можно, но ничего не получится, если не будет сил и энергии. Все это должно базироваться на знании предмета, причем очень глубоком. Нельзя абсолютизировать мнение, что хороший менеджер должен хорошо управлять. Конечно, что-то в этом есть, и мысль эта довольно модная, но, на мой взгляд, человек должен быть специалистом. Если же он не специалист, если не разбирается в предмете, особенно если речь идет о высоких технологиях, то как бы он ни старался, ничего из такого руководства не выйдет.

- Известно, что Вы принимаете активное участие в издании харьковской газеты "Событие". В каком направлении будет дальше развиваться газета?
- "Событие" - общественно-политическая газета. В ней работают, на мой взгляд, талантливые журналисты. И, кстати, не только в "Событии". Харькову в этом смысле очень повезло. Есть такая когорта харьковских журналистов, очень непохожих друг на друга, которые создают очень качественный продукт. "Событие" - газета, ориентированная на относительно широкий круг читателей. Лицо газеты, наверняка, сохранится и в дальнейшем, но произойдут некоторые изменения в ее руководстве. Это случится довольно скоро, но я не хотел бы забегать вперед. Факт остается фактом: газета должна писать о Харькове и харьковчанах. "Событие" - это бывшая "Ленiнська змiна". В свое время мы ее читали, одновременно и любили, и не любили. По крайней мере, равнодушных читателей, думаю, не было. Сейчас газета выходит под другим названием, в другом формате, хотя до сих пор остался ряд журналистов из "Ленiнської змiни". В общем-то, это газета, которую стоит читать, которая заставляет думать. Она не является каким-то коммерческим проектом, потому что в таком случае в ней бы все выстраивалось по-другому. При ее создании была задача сохранить дух "повзрослевшей" молодежной харьковской газеты.

- Скажите, каково Ваше личное отношение к последним политическим событиям в Украине, в частности, смене правительства?
- Все произошло довольно быстро, и это, наверняка, свидетельствует об авторитете нового премьера. Что дальше - будем наблюдать. А вообще, знаете, когда мне задают подобные вопросы, я отвечаю одной фразой: мы строим самолеты "Ан-140" и "Ан-74". Понимаете, я не хочу комментировать политические события по многим причинам. Каждый должен заниматься своим делом, причем заниматься профессионально. Я не занимаю позицию "моя хата скраю", нет. Но я думаю, в нашем государстве только тогда все получится, когда это будет государство профессионалов.

- Павел Олегович, как Вы предпочитаете распоряжаться свободным временем (если оно остается)? Какую роль отводите семье?
- Какое-то время остается, но не так уж и много. Встаю рано, ложусь поздно. Но время нужно находить, какой бы график работы не был. В семье ведь должен быть отец, а не только его изображение на фото в семейном альбоме. Моя семья - супруга Наталья (родом из Запорожья, педагог по образованию) и двое детей: сыну 10 лет, дочери - 5. К семье я отношусь очень серьезно, с большой любовью и теплом. Наверное, семья - главное для любого человека... Кроме работы (смеется).

- Вы являетесь выпускником Харьковского авиационного института, знаменитого своими традициями. С бывшими сокурсниками встречаетесь?
- А как же, обязательно встречаемся. Я окончил ХАИ в 1988 году. Сейчас кто-то из сокурсников работает в России, кто-то в Украине. Но стараемся встречаться на всякие "маячковые" даты.

- Смогут ли харьковчане поучаствовать в праздновании столетия авиации? Планируется ли проведение каких-то мероприятий в Харькове?
- Конечно, наверняка что-то проведем. Думаю, это будет день открытых дверей на предприятии. Самое главное - чтобы наши дети полюбили небо. Тогда мы будем иметь резерв, продолжение. Иначе может произойти разрыв, который мы сейчас пытаемся залатать, - тот десятилетний разрыв, образовавшийся в девяностых годах. Испортить можно быстро, а исправлять всегда тяжело. Но, думаю, справимся. Пока есть время.


Справка "SQ". Павел Науменко родился 9 сентября 1965 г. В 1988 г. окончил с отличием Харьковский авиационный институт, после чего начал работать на Харьковском авиазаводе (ХАЗе) мастером производственного участка агрегатного цеха. Был избран секретарем комитета комсомола ХАЗа. В 1996 г. возглавил торговый дом Харьковского государственного авиационного предприятия (ХГАПП). Владеет тремя языками, подготовил к защите диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. 8 июля 2002 г. назначен генеральным директором ХГАПП.
П.Науменко - один из организаторов и идеологов выхода ХГАПП на мировой рынок с новыми образцами транспортных и пассажирских самолетов, созданных АНТК им. Антонова: "Ан-140", "Ан-74ТК-200" и "Ан-74ТК-300". На основе новой маркетинговой структуры ХГАПП обеспечил поставки "Ан-74" в страны Ближнего Востока и Азии, участвует в серийном производстве "Ан-140" в Иране, проводит маркетинг на рынках Африки и Латинской Америки. По инициативе П.Науменко в 1999 г. было создано предприятие "ИнтерАМИ-интерьер", обеспечивающее полный цикл разработки дизайна салонов самолетов, а также украинско-российская авиакомпания "Аеромiст - Харкiв", позволившая возобновить регулярное воздушное сообщение Харькова с Киевом, Москвой, Симферополем и рядом других городов России и Украины.
В 1999 г. П.Науменко за личный вклад в развитие авиационной промышленности и создание первого серийного самолета "Ан-140" награжден орденом "За заслуги" III степени. В 2001 г. решением президиума Международной кадровой академии награжден золотой медалью "За эффективное управление".