жаботинский, шварценеггерОн был самым сильным человеком на планете. Имя его стало нарицательным. Когда хотели сгустить эмоциональную окраску описания чьего-либо физического могущества, то говорили: "Сильный, как Жаботинский". И сам Арнольд Шварценеггер просил у него автограф.

А начинал Леонид Жаботинский свой путь к мировой славе, олимпийскому "золоту" и почти двум десяткам мировых рекордов в Харькове.

Харьковские корни

В Харькове Леонид Жаботинский ребенком пережил немецкую оккупацию, учился в школе, работал после семилетки на знаменитом ХТЗ, затем окончил "сковородку" - кузницу педагогических кадров – и добился первых спортивных успехов.

Любопытно, что в тяжелую атлетику Жаботинский пришел из атлетики легкой. Первый значок мастера спорта он заработал в толкании ядра на Всесоюзной спартакиаде профсоюзов. Эти состязания вошли в историю благодаря курьезному случаю, которыми, впрочем, была полна жизнь Жаботинского. Запущенный им снаряд после приземления прокатился вперед и сбил столбик, которым был отмечен рекордный результат. Одна из газет написала: "Молодому Жаботинскому суждено побить всесоюзный рекорд". И в принципе авторы не ошиблись. Спустя годы атлет (правда, уже в ином виде спорта) начал щелкать рекорды как орехи: если сложить мировые, всесоюзные и украинские, получится порядка сотни.

Борьба за талантливых спортсменов между командами и городами в те времена велась не менее активно, нежели в наши дни, когда суммы контрактов достигают неприличных величин. Харьковские спортивные функционеры эту борьбу проиграли коллегам из Запорожья. Но, положа руку на сердце, следует признать, что запорожцы заполучили уже готового мастера – на тот момент второго супертяжа страны (до 1964 года Жаботинский уступал лишь не менее легендарному атлету Юрию Власову).

Битва титанов

На первенстве 1961 года в Днепропетровске Жаботинский был настолько восхищен новым мировым рекордом Юрия Власова, что вынес его с помоста на руках.

"Придет время, и ты меня из спорта, наверное, так же вынесешь", - не без иронии заметил Власов, и это предсказание тоже не замедлило сбыться.

Решающая схватка между двумя советскими тяжеловесами стала центральным событием Олимпиады в Токио в 1964 году. Японские газеты писали: "Кто не видел поединка Власова и Жаботинского, тот  не видел Олимпиады".

Фаворитом считался Власов. Он был действующим олимпийским чемпионом и звездой мировой тяжелой атлетики номер один. Накануне Олимпиады он четырежды обновлял мировые рекорды в троеборье, а также установил рекорды во всех отдельных видах – жим, рывок и толчок.

Но Жаботинский не просто победил, а сделал это столь же эффектно, как в голливудских спортивных драмах, – в последней попытке с мировым рекордом.

Перед завершающим видом троеборья Власов обеспечил себе преимущество в 5 килограммов. К кульминационному моменту атлеты подошли с такими  результатами: в толчке 210 у Власова, 200 у Жаботинского. То есть отрыв вырос уже до 15-ти килограммов. Но у Власова оставалась всего одна попытка, а у Жаботинского – две. Именно этот фактор и стал решающим.

Только взятие рекордного веса в 217,5 килограмма позволило бы Леониду Жаботинскому вырваться вперед и сохранить шансы на золотую медаль. Но при первом штурме он сумел поднять штангу едва выше колен.

Власов почти взял вес, однако не удержал равновесие и бросил снаряд.

Со второго подхода Жаботинский поднял штангу, "словно чемодан закинул на верхнюю полку" (по его же собственному выражению).

Эксперты до сих пор спорят, насколько честной была победа. Некоторые утверждают, что первую попытку Жаботинский "слил" специально, чтобы усыпить бдительность Власова.

Сам Жаботинский неоднократно рассказывал, что отнюдь не собирался тратить целую попытку на соревнованиях такого уровня на разного рода ухищрения. Но если предположить, что атлет "пропустил" подход намеренно, то его следует признать не только феноменальным силачом, но и гениальным тактиком спортивной борьбы. В конце концов, Жаботинский не подмешивал сопернику в чай снотворное и не тянул его штангу вниз, а воля к победе в кульминации состязаний у него оказалась сильнее.

О феноменальной силе воле Жаботинского и его стремлении побеждать говорит хотя бы то, что после второй олимпийской победы в Мехико в 1968 году он перенес операцию по удалению камня из почек. Спортивную карьеру, в общем-то, можно было считать оконченной. Однако после четырехлетнего перерыва он не просто вернулся в спорт, но еще и устанавливал мировые рекорды.

Международный скандал

В дни, когда в Токио два сильнейших атлета мира делили одну золотую медаль, в Москве произошел небольшой внутрипартийный переворот: Никита Хрущев был отстранен от власти. Желая привлечь публику хлесткими фразами,  одна из газет вышла с заголовком: "Пал – глава государства. Пал – самый сильный человек планеты". Жаботинский хотел взять один экземпляр на память, но в условиях жесткого идеологического контроля об этом не могло быть и речи.

Однако без скандала все равно не обошлось.

На церемонии закрытия Игр знаменосцем советской команды был Жаботинский. Проходя мимо ложи императора, он не преклонил флаг, как того требовал протокол. Спортсмен держал древко в стиле, подобающем самому сильному человеку планеты, – на вытянутой руке. Конечно же, партком проступок Жаботинского  осудил, но на следующие Игры поднимать центнеры все равно отправили именно его.

Сбылась мечта Терминатора

В 2004-м году состоялась довольно необычная встреча Леонида Жаботинского с Арнольдом  Шварценеггером. Оказалось, что голливудский супергерой с юных лет был фанатом нашего атлета и во время соревнований всегда болел за него. Впрочем, это была уже вторая встреча силачей. Первая состоялась на 40 лет ранее, в 1965-м, когда Жаботинский был в Вене. Тогда будущему Терминатору улыбнулась удача - ему удалось взять автограф у самого Жаботинского.

Подвиги украинского Геракла

Портрет любого героя был бы не полным без рассказов о его подвигах. Например, о победе над свирепым зверем или спасении прекрасной дамы…

Еще в дочемпионскую пору мастер спорта по тяжелой атлетике Леонид Жаботинский, проводя отпуск в деревне, укротил буйного быка, схватив его за рога.

Спасение прекрасной дамы состоялось, когда собравшегося с супругой в театр атлета три полукриминальных типа пытались, как говорится, взять на гоп-стоп. Впрочем, это скорее история о том, какие в середине прошлого века были отчаянные гопники. Чтобы попытаться ограбить полуторацентнерного атлета под два метра ростом нужны были феноменальные смелость и дерзость.

А первым автомобилем Леонида Жаботинского был родной украинский "Запорожец" - подарок завода «Коммунар». Вряд ли можно назвать езду двухметрового супертяжа на "Запорожце" подвигом. Но что-то героическое в этом однозначно есть.