- Владимир Владимирович, каковы Ваши прогнозы относительно приватизации "Харьковоблэнерго" (далее - ХОЭ - "SQ")? Кто является основным претендентом на покупку контрольного пакета?
- Я думаю, что в конечном итоге все украинские облэнерго, в том числе и харьковское, будут проданы, но боюсь, что это будет даже не в 2003 г. Дело в том, что сама процедура приватизации после объявления конкурса занимает от 9 до 11 месяцев. Это предварительная подача заявок, прием заявок, их рассмотрение, оплата. В этом году конкурс по продаже пока не объявляется и, похоже, не будет объявляться. Скорей всего, это произойдет не раньше апреля следующего года. Тогда еще будет вероятность, что приватизация состоится в 2003 г.
Основных претендентов на покупку контрольного пакета сложно назвать. Думаю, что приватизация облэнерго интересует Россию и вряд ли интересует западный капитал. Европейцы уже попробовали в Ровно и в Киеве. Но ни у "Ровно-", ни у "Киевоблэнерго" таких долгов, как у нас, не было. Долг ХОЭ перед "Энергорынком" достигает 600 млн.грн., а закона о реструктуризации долга пока нет. Кроме того, реструктуризированную задолженность все равно надо рассчитать в течение определенного времени. Дело в том, что нужны очень серьезные финансовые вливания в нашу компанию для того, чтобы она стала эффективно работать. Я думаю, недаром те же достаточно богатые немцы после объединения ГДР и ФРГ продавали свои крупные предприятия за символическую цену в 1 марку, не мечтая о пополнении бюджета за этот счет. Конечным плательщиком всегда является потребитель - народ. Поэтому если сегодня, к примеру, бюджет получит сотни миллионов долларов от западной компании, то новый владелец должен будет эти деньги вернуть, при том не за 20-30 лет, а за 3-4 года. Иначе он не захочет вкладывать сюда свой капитал. Кто вернет эти деньги? В конечном итоге - потребитель. Поэтому я считаю, что политика "продать как можно дороже" неправильна. Это "разовая инъекция", за которую будут рассчитываться граждане и никто другой.

- АК "Харьковоблэнерго" ранее заявляла о намерении стать арендатором ТЭЦ-5 после того, как она будет передана в собственность города или области. Каковы, на Ваш взгляд, шансы получить ТЭЦ-5 в аренду? Что это даст городу?
- Да, мы высказывали пожелание выступить арендатором ТЭЦ-5. И мы говорим не только о ТЭЦ-5, но и о "Тепловых сетях". Мотив единственный - восстановить единый производственный цикл, который был раньше - производство, распределение тепла и электроэнергии. На сегодняшний день, несмотря на то, что себестоимость тепла на ТЭЦ-5 дешевле, "Харьковские тепловые сети" (далее - ХТС - "SQ") не берут это тепло, а предпочитают вырабатывать его на собственных источниках, хотя себестоимость и получается выше. Почему? Потому, что это два разных хозяйствующих субъекта, две коммерческих структуры. От названия "государственная" суть не меняется. И одна структура занимается бизнесом, и вторая. ХТС сейчас коммерчески невыгодно покупать тепло у ТЭЦ-5, так как за него ведь не рассчитываются. Если бы были 100-процентные расчеты потребителей, тогда бы вопросов не было. Но 100-процентных расчетов нет, а ТЭЦ-5 будет требовать произвести полный расчет, всегда имея возможность и в хозяйственный суд подать, и счета арестовать, - то есть вернуть деньги любым путем. У каждого свой бизнес.
Мы хотели взять в аренду ТЭЦ-5, чтобы в конечном итоге снизить издержки производства тепла и электроэнергии. Хороший пример показывает Полтава, где Кременчугская ТЭЦ входит в состав "Полтаваоблэнерго", или Киев, где "Киевэнерго" имеет в своей структуре все киевские ТЭЦ. В этом случае, естественно, издержки минимизируются. Вот и у нас - если бы ХОЭ, управление ХТС и ТЭЦ-5 были единым предприятием, можно было бы сократить издержки, и, соответственно, все затраты. Это позволило бы, по крайней мере, не повышать в дальнейшем тарифы. Кроме того, через потребителей электроэнергии, которые являются и потребителями тепла, можно было бы влиять на процесс сбора средств.

- А как Вы относитесь к тому, что Минтопэнерго выступает против передачи ТЭЦ-5 в коммунальную собственность?
- Честно говоря, я не очень понимаю смысл этих заявлений. Почему нельзя работать вне зависимости от того, чья эта ТЭЦ - в государственной или в коммунальной собственности? Если бы мы брали ее в аренду, то какая разница, у кого - государства или у местных властей? Но позиция Минтопэнерго на сегодня такова, и я не знаю, какой она будет завтра. Любая позиция субъективна.

- Владимир Владимирович, возможны ли в предстоящий осенне-зимний период сбои в обеспечении потребителей электроэнергией? Насколько готово электрическое хозяйство области к зиме?
- Я уверен, что электрическое хозяйство будет подготовлено к зиме не хуже, чем в предыдущие годы. Это видно по тем объемам работ, которые мы выполняем, хотя это и стоит нам больших усилий. За 8 месяцев план по всем видам ремонтных работ перевыполнен, для этого затрачено более 9 млн.грн. Думаю, что не будет "вееров", не будет ограничений, если потребители будут платить за электроэнергию. Будем отключать тех, кто не платит. Приложим максимум усилий, чтобы у тех, кто платит, перебоев с электричеством не было. Потребителям надо помнить, что электроэнергия берется не из воздуха. Нас вынуждают брать кредиты для того, чтобы покупать электроэнергию в "Энергорынке" для нерадивых плательщиков. Сбои в обеспечении электроэнергией возможны по причинам, независящим от ХОЭ. В Киеве для нас устанавливают лимиты по мощности электроэнергии, которые напрямую связаны с оплатой. Например, при 70-процентной оплате нам дадут 70% требуемой для области энергии. При большем потреблении нас принудительно отключат по команде из Киева. Кроме того, сбои возможны в случае воровства электрооборудования на линиях и подстанциях, а также в случае стихийных бедствий. Опять же, из-за неплатежей за электроэнергию аварийный запас оборудования и материалов укомплектован только на 34%.

- Есть ли необходимость, на Ваш взгляд, и, соответственно, возможность, , для снижения тарифов на электроэнергию? Если есть, то за счет чего?
- Я не думаю, что тарифы нужно снижать. Наши тарифы не самые высокие в мире, Европе, странах СНГ. Другое дело - есть возможность их не повышать, если общественность и власть поднимутся на борьбу с расхищением электроэнергии. Понимаете, одних наших сил недостаточно, тем более, что у нас тоже работают люди, которые совершают предательство в отношении компании, помогая в кражах. К примеру, в прошлом году хищения составили108 млн. грн. В Золочевском районе 64% электроэнергии прошло в августе "мимо счетчиков". Хищения - это либо кражи, либо неоплаченная электроэнергия. Может быть, человек считает, что он не похитил, он просто не оплатил, но по сути это одно и то же - потеря денег для компании. Мы направляем силы на борьбу с хищениями, на "выколачивание" денег из неплательщиков, и, таким образом, предотвращаем повышение тарифов.

- Какие же способы борьбы с расхищением наиболее эффективны?
- Единственный способ - выявлять неплательщиков и требовать оплаты. Кроме того, я считаю, мы должны доводить информацию до народа. Ведь никогда такого не было! Ну, если бы сейчас массово грабили магазины, - народ бы возмутился. А массово грабят энергетику, - и никто не возмущается. То есть люди привыкли, что электроэнергия берется из выключателя, а на самом деле это далеко не так. И пока люди не возмутятся тем, что их соседи воруют электричество, а из-за этого качество электроэнергии низкое, особых сдвигов не будет. Ведь очень много жалоб на низкое напряжение в сети. Почему оно низкое? Потому, что сети построены в расчете на определенную нагрузку, а сейчас бытовых приборов все больше и больше. Сеть не рассчитана на это, трансформаторы перегружаются. Нужно бы заменять оборудование на более мощное, но у нас нет оснований. Мы не видим эту нагрузку, так как она не зафиксирована и не оплачена: по показаниям приборов учета у потребителей мы видим, что такой нагрузки нет. А раз нет - и не надо менять трансформаторы. В результате страдают те, кто платит.

- Как обстоят дела с погашением долга за электричество самых крупных должников - промышленных предприятий?
- В общем, сейчас промышленные предприятия рассчитываются с нами на 100%. К примеру, третий месяц подряд рассчитывается "ХТЗ". Остались старые долги завода (около 12 млн. грн.), но мы не ставим вопрос о немедленной оплате старых долгов. Мы ставим вопрос о текущей оплате и о постепенном погашении реструктуризированной задолженности. Я думаю, как только перестали вмешиваться в этот вопрос властные структуры, так сразу начались расчеты. "ХТЗ" платит по графику реструктуризации практически еженедельно, при чем "живыми" деньгами. А куда деваться, - мы ведь отключаем. Это единственный метод. Логика и психология потребителя таковы: если можно не платить, то зачем платить?
Остался единственный завод-должник, отключению которого препятствуют - "Серп и молот". Долг этого предприятия 3,5 млн.грн. и постоянно увеличивается. Графики погашения не выполняются. Мы никак не можем убедить администрацию в том, что завод нужно отключать. Говорят, что это предприятие не работает. Но оно потребляет столько энергии, сколько потребляет авиазавод! Дошли до чего - электросваркой режут металлолом. Этот металлолом выходит просто золотым, а его наверняка продадут за копейки. Я думаю, что кто-то что-то с этого имеет, но это, конечно же, не наше дело. Но почему нам не разрешить его отключить? Вот если бы хоть на неделю отключили, я думаю, он перешел бы на систематическую оплату и снизил потребление. Нам не разрешали в свое время отключать Купянский литейный завод. В результате более 17 млн.грн. долга "зависло".
Завод им. Малышева с 1 января не имеет текущих долгов. Старая задолженность есть, но, думаю, что до нее тоже дойдет. Подчеркиваю, нам сейчас важно, чтобы оплачивали текущее потребление. Есть текущая оплата, стабилизируется обстановка на предприятии, тогда вернемся к долгам. 17 сентября за непогашение долгов по графику отключен от электроснабжения Чугуевский завод топливной аппаратуры.
Авиазавод уже погасил 82% долга Мы пошли навстречу сельскому хозяйству. Реструктуризируем задолженность любому сельхозпредприятию, которое предлагает. Не все выполняют графики, но многие понимают важность погашения долга.
Задолженность всех потребителей за электроэнергию в целом составила (на 1 сентября) 551,7 млн.грн., увеличившись с начала года на 7,8%. Долг промышленных предприятий составил 20,1% общей задолженности и возрос с начала года на 2,9%. С января на 30,4% выросли долги предприятий жилкоммунхоза, в частности, "Облводоканала" - на 96,34%, "Областных тепловых сетей" - на 174,96%, "Харьковкомуночиствода" - на 60,59%.

- Когда будет введена новая форма расчетов за электроэнергию (по фактическому потреблению) с потребителями?
- Новая форма расчетов с потребителями введена с мая 2002 г. в Балаклейском районе. В настоящее время происходит ее поэтапное введение еще в 5 районах области - Шевченковском, Изюмском, Сахновщинском, Близнюковском и Лозовском. С октября на новую форму расчетов перейдут потребители еще 10 районов - Великобурлукского, Чугуевского, Купянского, Двуречанского, Красноградского, Боровского, Волчанского, Печенежского, Нововодолажского и Зачепиловского. До конца года планируется ввести эту форму расчетов в городе Харькове и оставшихся районах области.

- Как появилась эта идея и как она реализуется на практике?
- Идея перехода на новую форму расчетов не нова. Во многих регионах Украины она была успешно введена, в частности в Сумской области, и полностью себя оправдала. Суть этой формы расчетов заключается в том, что потребителю не нужно заполнять квитанции. Вместо этого контролер "Харьковоблэнерго" ежемесячно, во время контрольного обхода, вручает ему счет за фактически потребленную электроэнергию. Этот счет является единственным платежным документом. Он содержит всю информацию о произведенных потребителю начислениях с учетом льгот и субсидий. В процессе ввода новой системы расчетов с каждым потребителем производится согласование фактической задолженности и подписывается акт сверки. Таким образом, мы будем знать, сколько фактически потребили электроэнергии и сколько оплатили. Сейчас процент оплаты не совсем соответствует действительности. Мы считаем, что население потребляет столько, сколько оно оплатило, а остальное - в коммерческих потерях. Потребление чаще всего фиксируется на основе самозаписи (потребитель сообщает, сколько он потребил электроэнергии, и мы принимаем это на веру).
Думаю, что после ввода новой системы мы увидим конкретно того, кто не платит, и напрямую будем с ним работать - либо отключать, либо убеждать. Процедура отключения электроснабжения у неплательщика очень длительна. Мы многократно предупреждаем, увещеваем и только после 2-месячной процедуры отключаем. Даем рассрочки для погашения большого долга на год, два и три года. Сейчас, когда долги по зарплате практически погашены и зарплату платят, мы не видим оснований для неоплаты электроэнергии.

- Владимир Владимирович, с чем были связаны убытки ХОЭ в прошлом году? Получит ли компания в этом году запланированные 4 млн.грн. прибыли?
- Планировали получить, но, к сожалению, не получим. Основная причина та же - хищения. За первое полугодие текущего года у нас 53 млн.грн. убытка и примерно на такую же сумму похищено электроэнергии. Кроме того, в первом полугодии 2002 г. по сравнению с аналогичным периодом 2001 г. убытки увеличились на 36 млн. грн. за счет увеличения стоимости покупной электроэнергии в ГП "Энергорынок". В то же время убытки уменьшились за счет увеличения (на 71,8 млн. кВт/ч, то есть на 11 млн.грн.) количества электроэнергии, реализованной потребителям, а также за счет уменьшения процентов банковских кредитов. По сравнению с прошлым годом есть, конечно, снижение хищений. Зафиксировать хищение сложно, однако возможно. Мы видим, что получили на 15% больше денег. Я не думаю, что граждане стали на 15% больше потреблять электроэнергии. Значит, мы сумели либо убедить их оплачивать, либо выявить хищения.

- Как распределяются в ХОЭ заработанные деньги?
- В первую очередь деньги идут на зарплату и уплату налогов, затем - на эксплуатационные нужды (приобретение горюче-смазочных материалов, поддержку в более или менее приличном состоянии техники, которая нужна для выполнения аварийных заявок), на приобретение той же бумаги и конвертов для счетов, на создание системы учета (покупку счетчиков, разработку программного обеспечения), системы связи (у нас есть проблемы передачи информации даже по Харькову, не говоря уже об области). Ну, а потом уже - на ремонт и строительство линий передач, трансформаторных подстанций, которое практически не ведется, а также улучшение быта наших работников. Нужно, чтобы в РЭСах (РЭС - район электрических сетей - "SQ") человек после работы на холоде мог переодеться, принять душ или попариться в бане. В нормально работающих компаниях такие условия должны быть.

- Какова ситуация с заменой устаревшего электрооборудования? Что делается для повышения надежности сетей?
- Обновлению подлежит около 50% всего электрохозяйства. Нормативный срок эксплуатации линий электропередач определяется сроком службы опор (железобетонные - 20-25 лет, деревянные -25 лет, металлические -30 лет). 90-100% высоковольтных линий и более половины низковольтных - старше 20 лет. 45% трансформаторов старше нормативного срока их использования (25 лет).
Компания разработала инвестиционную программу своего развития на 2002 год. Для поддержания работоспособности электросетей, снижения потерь электроэнергии, обеспечения договорных обязательств перед потребителями разрабатывается план технико-экономического развития компании на 2003-2007 гг. В этих планах предусмотрено обновление устаревшего электрооборудования. Но из-за потерь электроэнергии, обусловленных хищениями оборудования, воровством электричества, компании приходится расходовать средства не на модернизацию, а на приобретение приборов для борьбы с хищениями: искателей скрытой проводки, приборов проверки правильности включения электросчетчиков. Для повышения надежности электросетей в 2002 г. приобрели 10 приборов для более качественного учета электроэнергии на подстанциях, трансформаторы тока и вакуумные выключатели на 10 кВ для замены физически изношенных масляных выключателей. Таким образом, надежность электросетей обеспечивается в основном за счет ремонта устаревшего оборудования собственными силами компании.

- Много ли уголовных дел возбуждено в отношении расхитителей оборудования? Какова раскрываемость этих преступлений?
За 8 мес. текущего года совершено 355 хищений энергооборудования: 320 км проводов, 53 силовых трансформатора, более 8 т трансформаторного масла, 32 опоры. Материальный ущерб от краж превысил 1,2 млн.грн. Из 355 случаев обращений в органы внутренних дел раскрыто 19 преступлений, в 69 случаях в возбуждении дела отказано. Ни один иск о возмещении ущерба не удовлетворен.
Учитывая резко возросшее с 2000 г. количество хищений, правление компании приняло ряд мер по обеспечению сохранности оборудования. По нашей инициативе были проведены заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям в Харьковской области, совместные совещания с руководством областного и городского управлений милиции, были направлены письма председателю облгосадминистрации, прокурору области, начальнику СБУ с конкретными предложениями, направленными на снижение краж с линий электропередач. Во все районы города и области были разосланы листовки-обращения к местному населению с просьбой о помощи в борьбе с расхитителями энергетического оборудования. Совместно с управлением уголовного розыска областного управления милиции был проведен ряд проверок пунктов приема цветного металлолома, активизирована оперативно-розыскная работа по выявлению расхитителей, благодаря чему раскрыты организованные преступные группы в Купянском, Боровском, Великобурлукском, Первомайском и других районах области. За активную работу по предупреждению хищений оборудования, за розыск преступников 14 сотрудников милиции поощрены денежными прем

Справка "SQ". КРИВИЦКИЙ Владимир Владимирович родился в 1949 г. В 1972 г. окончил Харьковский политехнический институт по специальности "электроизоляционная и кабельная техника", затем - Харьковский заочный политехнический институт (1975) по специальности "электрические станции", инженер-электрик.
Этапы трудовой деятельности: Кременчугская ТЭС - дежурный электромонтер (1973), дежурный инженер (1974), начальник смены станции (1975), заместитель начальника цеха (1975); Харьковская ТЭЦ-5 - заместитель начальника электроцеха (1977), начальник электроцеха (1977), заместитель главного инженера по эксплуатации (1979); предприятие "Харьковские ТЭЦ" - главный инженер (февраль 1985 ), директор (сентябрь 1985); Харьковские тепловые сети ГАЭК "Харьковоблэнерго" - директор (ноябрь 1995 - сентябрь 1997); председатель правления-директор ГАЭК "Харьковоблэнерго" (сентябрь 1997 - сентябрь 1998); председатель правления ГАЭК "Харьковоблэнерго" (сентябрь 1998 - январь 2000); заместитель министра топлива и энергетики (январь 2000 - июль 2000); советник председателя правления АК "Харьковоблэнерго" (июль 2000 -ноябрь 2001); председатель правления АК "Харьковоблэнерго" (с ноября 2001).