Чистые улицы и ровные дороги, светлые подъезды и уютные дворики, - таким видят харьковчане свой родной город, пожалуй, только во сне. Впервые ежегодный двухмесячник по благоустройству Харькова затянулся на неопределенный срок, и город будоражат слухи о радикальном реформировании жилищно-коммунальной сферы. Как городские власти намерены воплощать предвыборные обещания мэра и что они делают для того, чтобы харьковчане могли гордиться первой столицей, корреспондент "SQ" решила спросить у и.о. заместителя харьковского городского головы - директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики горсовета Сергея Кадыгроба.

- Сергей Владимирович, Вам доверили, пожалуй, самую проблемную сферу в Харькове. Как вы оцениваете состояние дел в ЖКХ, и есть ли у вас опыт решения подобных проблем?

- Ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве Харькова очень напряженная. Те проблемы, которые накапливались годами, к сожалению, не нашли своего разрешения в рамках существующей программы реформирования ЖКХ. Поэтому городские власти обратились к новым методам реформирования этой непростой сферы, чтобы ввести в нее элементы конкуренции и самоорганизации жителей, не привлекая для этого значительные бюджетные средства. Но есть множество факторов, которые усложняют нашу работу. Это и действия государства по повышению тарифов, и ограничение тендерных закупок, и другие.
Я считаю, что пришло время реализовать в сфере жилищно-коммунального хозяйства совершенно иные подходы, а для этого, соответственно, необходим взгляд со стороны. Тем более, что у меня есть достаточно большое количество помощников, которые имеют большой опыт работы в этой сфере.

- Недавно в горсовете была создана рабочая группа по внесению изменений в программу реформирования ЖКХ на 2003-2010 гг. Что принципиально нового предусмотрено этой программой и что в ней планируется изменить?

- Прежде всего мы хотим изменить отношение работников жилищно-коммунальных предприятий к выполнению своих обязанностей и усилить контроль за качеством их работы. Например, мы проверили одно из дорожных предприятий и выявили, что сметы на ремонт дорожного покрытия были завышены в 2-3 раза! Мы потребовали от них выполнить дополнительный объем работ. Ведь они используют бюджетные деньги, а мы должны их считать.

Реформа ЖКХ коснется трех уровней: органов власти, жилищно-коммунальных предприятий и жителей. На ближайшую сессию горсовета будет вынесен вопрос о создании КП "Жилкомсервис", которое будет выполнять функции службы единого заказчика и выступать посредником между всеми структурами, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, и населением. Это предприятие создается с единственной целью - сделать условия жизни харьковчан комфортными. Поэтому будет вводиться элемент конкуренции и частного бизнеса: на выполнение тех или иных ремонтных работ будут объявляться тендеры, и та организация, которая предложит наименьшую цену и наибольший перечень услуг, станет исполнителем. То есть подразделения "Жилкомсервиса" на местах смогут заключать договоры подряда с частными слесарями и сантехниками, которые будут выполнять свою работу более профессионально, чем их коллеги, сидящие на зарплате в ЖЭУ. При этом мы будем платить слесарям за конкретную работу в конкретное время (например, во время подготовки к отопительному сезону), а не содержать их, как сейчас, круглый год в штате. Сегодня месячная зарплата одного работника жилищно-коммунальной сферы со всеми налогами в среднем обходится бюджету в 1 тыс.грн., а таких работников у нас в Харькове около 7,5 тыс. За счет пересмотра функций ЖЭУ мы сможем оптимизировать эти расходы. Например, если основные жилищные услуги будут предоставлять через "Жилкомсервис" частные структуры, то у бывших ЖЭКов могут остаться только две функции: учет жильцов и сбор квартплаты.
Внедрять новую систему мы можем в каком-то одном районе города уже с осени этого года.

- Очевидно, что такая реформа повлечет за собой увеличение квартплаты. А ведь ее снижение было предвыборным "козырем" Михаила Добкина...

- Городской голова Михаил Добкин действительно пообещал, что до 1 января 2007 г. тарифы квартплаты меняться не будут. Нами создана рабочая группа по реформированию отношений в жилищно-коммунальной сфере и подготовке предложений в тарифной политике. В нее входит более 100 человек: представители всех политических партий, депутатских групп, общественности, ученые... Все они и выработают подход к формированию нового тарифа. Повышение тарифов в прошлом году не было воспринято горожанами, потому что в него включили те работы, которые жилищники никогда не выполняли и не смогли бы делать из-за отсутствия необходимых для этого ресурсов, в том числе людских. Мы же включим в тариф реальные услуги, качественное выполнение которых сможем обеспечить. Например, вывоз мусора, уборка придомовой территории и освещение мест общего пользования (лестничных площадок). Все дополнительные услуги (например, уборка подъездов) будут оказываться по желанию жильцов конкретного дома. Причем жильцы будут участвовать в приемке работ и оценке их качества - мы будем всячески стимулировать создание любых форм самоорганизации граждан (уличкомов, домкомов).

- Мэр Харькова заявил о своем несогласии с инициативой Кабмина дважды в год поднимать тарифы на газ и электроэнергию. Можно ли не выполнять распоряжение правительства в отдельно взятом городе?

- У нас есть обоснованные сомнения в законности решений, которые принимает НКРЭ. Проанализировав их, наши юристы предложили их оспорить. Мы предпримем все возможные действия, чтобы очередное повышение тарифов не произошло, подключим для этого и Ассоциацию городов Украины, и те лоббистские возможности, которые есть у нас в Верховной Раде, - используем все официальные и неофициальные каналы влияния на ситуацию. Но если уполномоченный орган законно принимает решение, которое находится в его компетенции, то мы вынуждены его выполнять. Однако именно органы центральной власти, принимая подобные решения, несут ответственность за их последствия.

- Каким же будет предстоящий отопительный сезон, если тарифы на газ опять поднимут? Нас ждет возвращение к "веерным" отключениям?
- Без сомнения, отопительный сезон будет напряженным. Но вопреки заявлениям Кабмина об отключении должников, он не имеет права делать это с целыми районами или городами! Если же это произойдет, то государство продемонстрирует полный правовой нигилизм. Мы делаем все от нас зависящее, чтобы отопительный сезон прошел благополучно: дважды в неделю во всех районах города заседают штабы по подготовке городского хозяйства к зиме, проверяются и восстанавливаются системы теплоснабжения, хотя некоторые должностные лица (заместители начальников управлений коммунального и жилищного хозяйства, районные руководители) эту работу завалили, и активная подготовка началась вместо февраля только в мае. Зачастую пока из горсовета не поступают четкие предписания о том, что надо делать, никто даже не шевелится...

- Будут ли применяться какие-то новые технологии уборки снега, чтобы город не оказался в таких сугробах, как прошлой зимой?
- Технология одна: снег нужно просто убирать. Прошлой зимой снег не убирали в результате неспособности коммунальных служб эффективно работать. Мы постараемся преодолеть их сопротивление и инерционность.

- Харьковчане отмечают, что после выборов город стал гораздо грязнее. Что происходит с вывозом мусора?
- Дело в том, что система вывоза мусора построена очень неэффективно: она финансировалась из городского бюджета, а бюджет был составлен таким образом, чтобы деньги заканчивались в апреле. То есть, деньги не платят – не вывозится мусор, а проблема решается в исключительно "ручном" режиме. Поэтому было принято решение существовавшую ранее систему изменить и финансировать из бюджета только зарплату работников ЖЭУ, а вывоз мусора они должны осуществлять за деньги, собранные с жильцов (т.е. за счет поступлений квартплаты). До 30 июня планируется вывезти из города весь мусор, и с 1 июля скапливаться он, я надеюсь, не будет. Если новая система не заработает, то люди, отвечающие за вывоз мусора, будут работать в другом месте.
ЖЭКи просто развратили системой бюджетного финансирования. Помимо сбора квартплаты и оказания населению дополнительных услуг за дополнительную плату, они еще требуют бюджетного финансирования! Кроме того, у нас искусственно создана монополия на вывоз мусора, когда каждый район закреплен за определенным перевозчиком, который, желая показать свою значимость, начинает вывозить мусор не каждый день, а, к примеру, раз в три дня. Отныне вывоз мусора можно заказать любому перевозчику. Это очень выгодный бизнес, которым готовы заняться многие, ведь это работа, которая приносит деньги каждый день. Даже если не придут альтернативные перевозчики, мы сможем заставить свои коммунальные предприятия, в распоряжении которых находится 54 мусоровоза, работать в две-три смены, и таким образом сможем вывозить из города весь мусор за один день. В крайнем случае купим, возьмем в аренду или лизинг еще несколько десятков машин.

- Почему в этом году пришлось продлить санитарно-экологический двухмесячник "Чистый город" на неопределенный срок?
- Потому что мы не согласились с тем качеством работ по благоустройству города, к которому привыкли коммунальные службы. Мы считаем, что уборка города должна происходить качественно и постоянно.

- В Харькове сегодня не работают 280 лифтов. Ситуацию еще больше омрачил несчастный случай с ребенком, который серьезно травмировался в лифте. Когда в городе починят все неработающие лифты, ведь это тоже было одним из предвыборных обещаний городского головы!
- Согласно разработанному нами плану и возможностям городского бюджета, все лифты будут отремонтированы или заменены в течение трех лет. В 2006 г. будет восстановлено 49 лифтов (для этого в бюджете предусмотрено 2 млн. 740,9 тыс.грн.), в 2007 г. – 65 лифтов на сумму 7 млн. 299 тыс.грн., в 2008-м – 166 лифтов на сумму 5 млн. 336 тыс.грн. Сейчас проходит проверка технического состояния всех без исключения лифтов и переаттестация персонала, который их обслуживает. Естественно, сначала мы будем восстанавливать лифты в тех подъездах, где существует всего один лифт и он не работает, а потом – в подъездах, где лифтов два и более.

- Проблема Харькова, ставшая "притчей во языце", - это дороги. Автомобилисты уже жалуются
не столько на разбитые дороги, сколько на оставленные дорожниками выбоины, в которых нередко приходится терять колеса. Что делает для улучшения дорог новая власть?
- Прежде всего мы усилим контроль за качеством ремонта дорог и проверим все дороги, которые будут ремонтироваться в этом году. Ситуации, когда во время проведения латочного ремонта дороги вырубка асфальта производится на глубину меньше нормативной и сверху кладется новый асфальт, который смывает первым дождем, больше не будет. Ведь по-другому, кроме как безалаберностью и бесхозяйственностью это не назовешь. Поэтому таких "ремонтников" мы будем привлекать к ответственности.
В этом году в Харькове планируется капитально отремонтировать все основные магистрали, на это будет затрачено 16 млн.грн., а также порядка 3 млн.грн. будет направлено на ремонт внутриквартальных дорог.

- В подконтрольной Вам сфере действительно много проблем. Наверняка, у Вас есть мечта, связанная с профессиональной деятельностью...
- Да. Наладить систему жилищно-коммунального хозяйства в Харькове таким образом, чтобы она работала слаженно и эффективно, а харьковчане испытывали чувство гордости за свой город.