иоанн шанхайскийЗал Верховного суда Сан-Франциско был забит до отказа. Среди шумной и пестрой толпы юристов и журналистов выделялись люди с окладистыми бородами и большими крестами поверх длинных черных облачений. Сам ответчик выглядел очень необычно. Бородатый старец в очках с толстыми стеклами и помятой рясе, казалось, находился где-то далеко отсюда, полностью уйдя в себя.

Судья Эдвард О'Дэй, будучи ирландцем и ревностным католиком, впервые в истории судебной практики США разрешил обвиняемому читать молитву перед каждым заседанием суда.

Необычным было еще и то, что ответчик молчал весь процесс. Причем молчание это было не вызовом, как у некоторых подсудимых, и не частью судебной тактики. Это было молчание человека, который не хочет искать себе оправданий и просто ждет решения своей участи.

До оглашения приговора оставалось несколько минут, и судья поднял вверх деревянный молоток, чтобы начать последнее заседание. Судья не знал, что ответчик не просто необычен, что ответчик - святой.

В 1896 году в местечке Азамовка Изюмского уезда Харьковской губернии в семье уездного предводителя Бориса Максимовича родился сын, которого нарекли Михаилом. Семья его была очень набожной, отец помогал церквям и монастырям. К тому же в роду Максимовичей уже был святой - в XVIII веке из этого рода вышел святитель Иоанн, митрополит Тобольский, просветитель Сибири, пославший первую православную миссию в Китай. Поэтому не было ничего удивительного в том, что маленький Михаил всерьез увлекся православием, играя не в солдатиков, а "в монахов", и двигая оловянные фигурки в игрушечном "монастыре". Его детская вера была столь сильна, что гувернантка Михаила, француженка-католичка, под влиянием воспитанника приняла православие.

Тем не менее, родители видели для сына не духовную, а светскую карьеру.  По настоянию отца в 11 лет Михаил поступил в Полтавский кадетский корпус, потом - на юридический факультет Харьковского императорского университета, который закончил в 1918 году. Позже он был назначен в Харьковский окружной суд, где служил в период правления гетмана Скоропадского.

И быть бы Михаилу Максимовичу простым богобоязненным служащим, но в дело вмешались большевики. Когда они взялись за борьбу с "мракобесием", в тюрьмы попали не только священники, но и прилежные прихожане.  Максимовича сажали дважды - и оба раза выпускали: видимо, власть так и не поняла, что делать с юношей, который вел себя, будто ему безразлично - на воле он или в тюрьме.

иоанн шанхайскийВо время Гражданской войны Максимовичи эмигрировали в Югославию, где Михаил поступил в Белградский университет на факультет богословия. С этого началась его духовная карьера. В 1926 году Михаил Максимович был пострижен в монахи митрополитом Антонием (Храповицким), причем с именем в честь его дальнего родственника – святителя Иоанна Тобольского.

Первым местом епископского служения Иоанна стал Китай, где в Шанхае он организовал приют для бездомных детей, лично бродя по трущобам в поисках воспитанников. Также в Шанхае, где была пятидесятитысячная русская община, Иоанн построил несколько храмов, собор и монастырь.

Потом в дело снова вступили красные, на этот раз - сторонники не Ленина, а Мао, и Иоанн Шанхайский снова стал беженцем. Правда, на этот раз он бежал с многотысячной русской общиной, которая временно осела на пустынной части Филиппинского острова Тобао. Интересно, что эта земля была подвержена частым тайфунам, но за все то время, что здесь жила русская община во главе с Иоанном, стихия не давала о себе знать. Местные жители тут же связали этот факт с появлением на острове "русского волшебника".

иоанн шанхайскийС Тобао русские переместились в США. Средств на лоббистские фирмы в Вашингтоне у русских беженцев не было, и Иоанн сутками просиживал на ступенях Капитолия, добиваясь аудиенции у высокопоставленных чиновников. Такое нехитрое, но упорное "лоббирование" принесло свои плоды - в США были приняты специальные изменения в миграционное законодательство, позволявшие русским, бежавшим от китайских коммунистов, осесть в Штатах.

Дальше было служение в Европе. На этот период приходится самое большое количество историй, на которых мы не будем останавливаться подробно, т.к. их сотни, и каждый желающий без труда может найти их в Сети. Речь идет о том, что принято называть "чудесами" - чудесные исцеления, предсказания, проявления духовной связи со своими учениками... Отметим лишь, что Иоанна Шанхайского отличало то, что характерно не столько для высоких церковных иерархов, сколько для настоящих святых: он воспринимал людей не "в целом" и даже не делил их на православных и не православных или богатых и бедных. Для него каждый человек был важен сам по себе, безотносительно ко всему, поэтому Иоанн Шанхайский, будучи архиепископом, мог провести ночь в молитве у постели нищего больного или оказать помощь ребенку неверующих родителей.

Еще одна особенность, выделявшая его из ряда других священников, - пренебрежительное или, скорее, легкое отношение к обрядовой части служения: Иоанн Шанхайский мог надеть полотенце вместо омфора или прийти на службу босиком. Кроме того, был он косноязычен, шепеляв, всклочен, в помятом облачении, внешне и по манерам мало напоминая церковного иерарха. Да и вообще, судя по воспоминаниям современников, любил иногда прикинуться слегка юродивым, хотя его письма и книги выдают человека исключительно ясного ума.

Предлагаем подробнее остановиться на последних годах жизни Иоанна Шанхайского. Им в официальных биографиях уделено мало внимания, и лишь в очень немногих статьях упоминаются некие "гонения" и "унижения", которые претерпел Иоанн в Сан-Франциско. Информации об этом периоде его жизни действительно немного, но она есть, и она довольно любопытна.

Итак, в 1962 году Иоанну Шанхайскому было поручено возглавить Сан-Францисскую епархию, дела которой находились в плачевном состоянии. Например, было заморожено строительство кафедрального собора, но подрядчик при этом исправно получал деньги, т.е. дело явно попахивало "коррупционной составляющей". Когда Иоанн с боем получил финансовую отчетность общины и ознакомился с ней, он, никого не обвиняя, призвал "уплатить прошлые долги". Параллельно с этим Иоанн возобновил строительство собора и назначил перевыборы церковного старосты и членов приходского совета.

Собственно, эти перевыборы и стали последней каплей, которая переполнила чашу терпения тех, кто был недоволен деятельностью Иоанна. А среди них были очень влиятельные люди. Например, архиепископы Лос-Анджелесский, Канадский и Чикагский, а также секретарь Синода протопресвитер Граббе. И это не считая местных деятелей, которые понимали, что перевыборы совета оставят их не у дел и оторвут от денежных потоков общины.

В итоге было состряпано обвинение Иоанна в... расхищении средств. Дикость этого обвинения была понятна всякому, кто знал Иоанна, который отличался исключительной аскетичностью, пренебрежением к материальным благам и даже церковным символам своего положения. Но как бы там ни было - заявление имело место, и суд Сан-Франциско принял его к рассмотрению. Сам судебный процесс из-за крупности и влиятельности местной православной общины, экзотичности для американской публики и известности обвиняемого вызвал большой резонанс: за его ходом следили все городские газеты.

Суд назначил собственную экспертизу финансового состояния епархии. Кроме того, Иоанн был вынужден нанять известную бухгалтерскую фирму "Прайс, Уотерхаус и Компани" для проведения ревизии. Вывод всех аудиторов был однозначен: никаких финансовых нарушений за время управления епархией Иоанном нет. Судья полностью оправдал обвиняемого в части финансовых нарушений, а по вопросу перевыборов приходского совета отметил, что оценка их законности находится вне юрисдикции американского правосудия. В итоге выборы состоялись с вполне ожидаемым результатом - большинство общины поддержало Иоанна.

Сам процесс сопровождался невиданной доселе волной интриг, которые вошли в историю Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) как "калифорнийская смута". Были и подложные телеграммы, исходящие якобы от Верховного Иерарха, и попытки сместить Иоанна с кафедры решением Синода... Были и другие внесудебные обвинения, которые раскручивались в СМИ. Например, Иоанна, ловко используя его необычность и даже эксцентричность, обвиняли в чрезвычайном увлечении духовной частью служения в ущерб хозяйственной деятельности, намекали на его душевное нездоровье и даже называли "параноиком".

На более серьезном обвинении стоит остановиться подробнее. Речь идет о якобы приверженности "коммунистам". Основанием послужило то, что в бытность епископом Шанхайским он поминал на литургии Патриарха Московского Алексия I. Причиной такого отношения к Московской патриархии Иоанн называл тот факт, что "в силу обстоятельств мы оказались отрезаны, но литургически мы едины. Русская Церковь, как и вся Православная Церковь, соединена евхаристически (общность таинством причастия, которое является основой христианского богослужения), и мы с ней и в ней". Но эта точка зрения в РПЦЗ разделялась далеко не всеми.

Дело в том, что зарубежное православие того времени по понятным причинам было проникнуто антисоветизмом, и многие зарубежные иерархи воспринимали Московскую патриархию как организацию, "продавшуюся" большевикам. Доля истины в этом была: тысячи священников СССР автоматически становились перед выбором - пойти на компромиссы с властью, а часто, увы, и собственной совестью и продолжить служение или занять непримиримую позицию, подвергнуться гонениям самому и лишить своих прихожан даже тех крох воцерковленности, которые допускала советская власть. Но были ли обвинения РПЦЗ обоснованы? Конечно, служить в Лос-Анджелесе или Торонто было гораздо проще, чем в Твери или Харькове: зарубежное священство не знало и сотой доли проблем, которые были у священников в СССР.

Кроме того, не стоит забывать, что, к сожалению, многие служители РПЦЗ стали инструментом Холодной войны и сотрудничали со "своей" властью едва ли не с большим энтузиазмом, чем иерархи СССР - с властью советской. Например, есть данные о том, что один из хулителей Иоанна Шанхайского, секретарь Синода Граббе, получал указания напрямую из Вашингтона. Так что антисоветизм, который пытались приложить к Иоанну, стал для многих американских иерархов ходовым товаром.

иоанн шанхайскийВ общем, Иоанн Шанхайский, в конце своей жизни в очередной раз попал в геополитический переплет. Бежать ему было некуда, и он достойно принял выпавшие испытания - выиграл все судебные процессы и достроил собор в честь образа Божией Матери "Всех скорбящих Радость", в усыпальнице которого и был похоронен  в 1966 году. В 1993 году специальная комиссия по прославлению владыки Иоанна, открыв его мощи, обнаружила их нетленными. А в 1994 году святитель Иоанн был канонизирован, оставшись в истории как Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский.

Последние годы Иоанна - не самая светлая страница в истории православия. Тем более, те, кто выступал против него, остались на своих кафедрах и должностях и продолжили карьеру. Но историю эту стоит знать для понимания того, что такое Православная Церковь.

Церковь, с одной стороны, - это собрание верующих во Христе, а с другой - богочеловеческий организм, соединяющий божеское и человеческое. Вот это самое человеческое естество и есть источник негативных явлений в церкви, которые, впрочем, никак не умаляют ее божественной природы. Потому что церковь в своем развитии проходит процесс кинозиса, т.е. всецелого послушания Божьей воле. Это, подчеркнем, не результат, не некая обязательная "святость", ожидаемая мыслящими схематично обывателями, а процесс - длительный и порой мучительный. Знание и правильная оценка негативных явлений, происходящих в церкви, уже сами по себе очищают ее, приближая человеческое к божественному.

Понимание этого неизбежно приведет к пониманию того, что православная церковь - это не "попы на "мерседесах", а в первую очередь - тысячи безвестных подвижников и десятки святых, одним из которых является наш земляк, Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский.