председательПредседатель Харьковской обладминистрации Игорь Райнин – об отношениях с Геннадием Кернесом, переселенцах и настроениях в Харьковской области в интервью "Аргументам и Фактам".

Команда патриотов

– Лучшим лекарством для сохранения целостности и единства Украины, я считаю, экономический рост региона, – начинает беседу Игорь Львович. – Многие, по моему убеждению, бросаются в крайности от безысходности, от невозможности обеспечить себе и своей семье достойное существование, невозможности себя реализовать. Если людям будет комфортно и спокойно жить, то брать в руки оружие и бороться с кем–то просто не будет надобности. Да, обеспечение экономического роста – непростая задача, но именно это направление я считаю ключевым.

В условиях, когда на части территории страны идут боевые действия, сложно говорить о кардинальном улучшении благосостояния, но мы удерживаем экономическую ситуацию в области. Ищем новые рынки сбыта для наших предприятий, работаем над привлечением инвестиций и поощрением предпринимательской активности наших граждан. В общем, делаем все, чтобы люди ощутили, что ситуация постепенно меняется в лучшую сторону.

Для нашего региона на сегодняшний день крайне важным остается обеспечение правопорядка. Пришлось значительно почистить ряды правоохранителей,  ведь только на процентов 20 из них можно было положиться в период серьезных потрясений в стране. Сейчас ситуация значительно улучшилась. На данный момент власть региона объединилась с правоохранителями в мощный кулак, и мы можем "дать по зубам" любым антиукраинским проявлениям. Раскрываемость диверсий и терактов в Харьковской области почти 100–процентная.

Ну и последний компонент – это борьба с пропагандой. Необходимо, с одной стороны, минимизировать ее деструктивное влияние на умы наших сограждан, с другой – всячески повышать уровень наших средств массовой информации. Украинские СМИ должны осознавать свою роль в происходящем в стране и меру своей ответственности. Я периодически собираю представителей СМИ и обращаюсь к ним с просьбой не сеять панику с помощью громких провокационных материалов, заголовков.  Сейчас нужно не увеличивать тиражи за счет страхов людей, а консолидироваться и придерживаться некой журналистской этики ради стабильности в регионе и стране.

– Что происходит на границе Харьковской области? Проект "Стена" еще не умер?

– По нашей инициативе вдоль границы созданы фортификационные укрепления. Уже построен 31 пункт, 27 из них сданы в эксплуатацию. Что же касается проекта "Стена", то его реализация может начаться со дня на день. Начало работ откладывалось в связи с тем, что только недавно была окончательно подведена смета и утвержден окончательный проект. Теперь осталось только найти 400 млн гривен на его реализацию…

Политику – на задний план

– Вскоре нас ждут серьезные изменения: децентрализация, территориальная реформа, которая упраздняет облгосадминистрации...

– Я всячески поддерживаю реформы в стране, которые приведут к построению демократического общества. Децентрализация – один из ключевых моментов в подобных переменах. Но здесь важно понимать, что децентрализация должна быть финансовой и экономической, но никак не политической и территориальной. Мы должны сами решать, в какие школы закупать парты, какие дороги и здания приводить в порядок. В то же время, я убежден, что создавать местные армии или подразделения силовиков нельзя – это должно оставаться в компетенции государственной, а не местной власти.

– Как вам работается с Геннадием Кернесом?

– Мэр и глава области должны согласованно работать в регионе, потому мы в хозяйственных вопросах стараемся искать компромисс. Что же касается политических и личных мировоззрений, то здесь у каждого своя позиция, но мы вынуждены отодвигать ее на задний план.

– У вас или у вашей семьи есть собственный бизнес?

– Ни я сам, ни члены моей семьи олигархами не являемся. Я одним из первых прошел люстрационную проверку, отнесся к этому процессу спокойно, как к должному. Мы строим демократическое общество, где все, и, в первую очередь, чиновники высокого ранга, должны быть открытыми, и вести свою деятельность максимально прозрачно.

Офис в Вашингтоне

– Харьковская область – прифронтовая. Как вы взаимодействуете с военно–гражданскими администрациями Донбасса?

– Зона АТО распространяется и на Харьковскую область, ведь Изюмский район входит в ее границы. Так что, мы не просто граничим. Безусловно, мы поддерживаем связи и напрямую сотрудничаем с руководителями военно–гражданских администраций. Помогаем в плане строительства, оказываем медицинскую помощь, организовываем концерты в зоне АТО для наших военных. К тому же, у нас много предприятий, которые создают военную и сопутствующую технику.

Нужно сказать, что львиная доля помощи от Харьковской области касается именно медицины – у нас два госпиталя и больница в Изюме принимают раненых солдат. Среди моих советников четыре волонтера. Я им полностью доверяю, они знают о реальных потребностях военных, и с их помощью мы координируем наши действия. В зоне АТО они наши глаза и уши.

– Военные действия на Донбассе реанимировали оборонную промышленность и сопутствующие ей сферы. Могут ли полностью восстановить свои мощности предприятия региона? В состоянии ли они заменить импорт нашей техникой?

– Во время войны идеально работать промышленность не может. Кроме того, чтобы поставить производство на поток и восстанавливать мощности предприятий, сначала необходимо навести порядок в управлении промышленным комплексом. Ведь предприятия подотчетны разным министерствам: экономики, промышленности, обороны и еще длинного списка ведомств.  На это, к сожалению, уходят месяцы. Да, предприятия по–прежнему не работают на полную мощность, но их загрузка уже неплохая.

Мы стараемся не упускать любые возможности по развитию предприятий. Например, у нас группа специалистов занимается процессом внутриобластной кооперации. Находим отечественные предприятия, которые производят такую же продукцию, которую завод из нашей области закупает, например, в Китае. Пытаемся их скооперировать. Таким образом, ищем пути оптимизации и удешевления производства. И, конечно, серьезно работаем над импортозамещением.

– Как промышленные предприятия решают вопросы замены российских комплектующих?

– Чтобы вывести международное сотрудничество региона на новый уровень, мы используем новые инструменты, понятные международному бизнесу. По нашей инициативе создано Международное агентство регионального развития "GloBee", офисы которого уже открыты в Германии и Швейцарии. Также открыли представительство Харьковской области в Вашингтоне. Его сотрудники будут продвигать интересы промышленности, науки и аграрного сектора, искать рынок сбыта и инвесторов.

Мы возлагаем большие надежды на этот проект. Все заинтересованы в том, чтобы у Харьковского региона, а главное – у харьковских предприятий появились системные лоббисты в бизнес–структурах США. И подобная инициатива – это только начало для продвижения экономических интересов региона и Украины на международном уровне.

Искусство жить вместе

– Харьков больше других городов принял переселенцев с Донбасса. Как справляетесь?

– Да, у нас в области только зарегистрированных 175 тыс. чел. переселенцев, а реальная цифра колеблется в районе 300 тыс. чел. Представьте себе: это как будто все население Полтавы переселили в Харьков и область. Нагрузка очень большая: экономическая, социальная, эмоциональная.Зарегистрированным людям (всем!) – уделено должное внимание, у нас работает горячая телефонная линия для переселенцев, служба "112". Хочу сказать, что у нашей службы нагрузка в разы больше, чем у знаменитой американской службы спасения 911. Потому что у них нет АТО, нет переселенцев.

– Как переселенцы "притираются" в Харькове? Не секрет, что отношение многих из них к украинской власти весьма неоднозначное…

– Все зависит от внутреннего уважения каждого человека к стране – любить ее никого не заставишь. Но если они приезжают в Харьков и остаются, значит, у нас не такие уж и плохие условия. Да, люди действительно разные. Но они "притираются" и со временем начинают по–другому смотреть и на Харьков, и на страну, и на власть.

Наша задача – "собрать осколки воедино". Конечно, это очень непросто, учитывая текущую ситуацию. Но иного пути нет. Мы все – граждане Украины, у нас общий дом и деваться нам некуда, нужно услышать и попытаться понять друг друга. Главное –  в стране должен работать закон, один для всех.