турбоатом 2008-2010В статье "Турбоатом", война штрафов и корпорация-фантом" мы писали о ситуации, связанной с желанием "государственной" корпорации "Укрмонтажспецстрой" вытрясти из действительно государственного промышленного гиганта 15 миллионов гривен с помощью сомнительных судебных решений. Тогда мы пообещали следить за развитием ситуации и информировать читателей о том, что происходит вокруг "Турбоатома". С момента выхода первой статьи случились некоторые изменения,  пусть и небольшие, но знаковые, позволяющие взглянуть на ситуацию с несколько иной точки зрения.  

Напомним, корпорация "Укрмонтажспецстрой", по недосмотру киевских чиновников именующая себя "государственной", выступила посредником между заказчиком – Криворожской ТЭЦ, входящей в ДТЭК, и подрядчиком – харьковским "Турбоатомом". Речь шла о модернизации турбины одного из энергоблоков. Контракт был заключен в 2012 году и с тех пор между посредником - "Укрмонтажспецстроем" и харьковчанами образовалась задолженность размером около 13 миллионов гривен. "Турбоатом" обратился в суд, и после судебных перипетий оказалось, что не "Турбоатому" должны, а "Турбоатом" должен своему должнику 15 миллионов. Подробности этой абсурдной и к тому же прекрасно характеризующей украинскую судебную систему истории можно прочесть здесь. На момент выхода предыдущей статьи мяч находился на поле исполнительной службы, которая начала выполнять, мягко говоря, странное решение Высшего хозяйственного суда по аресту счетов "Турбоатома". При этом никакие аргументы, в том числе апеллирование к букве закона, на исполнителей не действовали.

Более того, по информации наших источников, вместо того чтобы принять все меры к тому, чтобы средства государственного предприятия не оказались в руках мошенников, исполнители активно занимаются поиском юридических крючков для прикрытия на случай, если кто-то всерьез заинтересуется происходящим. Так, например, взаимный зачет требований, который осуществил "Турбоатом", сделав бессмысленным исполнение судебного решения, исполнители решили проигнорировать, потому что требования турбостроителей к мошенникам не подтверждены действующим судебным решением, а вот мошенники судебное решение организовали. Значит, требований "Турбоатома" как бы не существуют в природе. Запрет на отчуждение имущества государственных предприятий исполнители намерены обойти и вовсе нехитрой аргументацией: арест – это же еще не отчуждение, а просто способ выполнить решения суда. То, что решение суда и заключается в принудительном изъятии средств, исполнители как будто забыли… На самом деле вся эта  казуистика представляет интерес не для юристов даже, а для историков, которые спустя десятилетия смогут писать диссертации на тему "Странности исполнения судебных решений в Украине начала века". Нам в этой ситуации интересно другое: почему исполнительная служба, которая является государственным органом, вместо того, чтобы отстаивать интересы государства, пытается, что называется, "отпетлять" и сделать все, чтобы соблюсти интересы мошенников?

При этом исполнители все же попытались найти выход из ситуации. Правда, такой, чтобы "Укрмонтажспецстрой", не дай Бог, в накладе не остался, а исполнительную службу нельзя было обвинить в бездействии. Исполнители предложили заводчанам такую схему: "Вы переводите на отдельный счет 15 миллионов, под арестом оказывается только он, и работа предприятия не парализуется. При этом мы не изымаем эти средства, и они просто лежат на арестованном счету до тех пор, пока вы не договоритесь с "Укрмонтажспецстроем". При этом ответом на вопрос, каковы гарантии, что деньги не уплывут к мошенникам, было: "Наше честное слово". Чего стоит честное слово исполнительной службы – понятно по предыстории, и, конечно, заводчане эту комбинацию отвергли. Исполнители же с чувством выполненного долга перед государственными интересами продолжили благородное дело изъятия средств у государственного предприятия.

Интересная деталь: по нашей информации, к предложенной исполнителями схеме, да и вообще к ситуации вокруг "Турбоатома", имеет непосредственное отношение первый заместитель министра юстиции Наталья Севастьянова, которую мы упоминали в прошлой статье как человека, обвинявшего Госфининспекцию в бездействии в части проверки "Укрмонтажспецстроя". Видимо, отношение Севастьяновой к "Укрмонтажспецстрою" несколько изменилось. Роль этой дамы до конца не ясна, и мы обязательно к ней вернемся, продолжая наше расследование.

Теперь попробуем взглянуть на эту ситуацию, поднявшись над деталями судебных дрязг. А ситуация выглядит очень просто: "Турбоатом" атакуют, причем атаки осуществляются сразу с нескольких сторон. В первую очередь, это, конечно, загадочный  "Укрмонтажспецстрой" – корпорация-призрак, выступившая в роли посредника. Это источник атаки явный, но вряд ли ее руководителям может принадлежать инициатива: все-таки "Турбоатом", переживший за свою историю несколько рейдерских атак, является крепким орешком для желающих поживиться государственным имуществом. Раскусить этот "орешек" какой-то мутной корпорации с сомнительным статусом изначально не представлялось возможным. Значит – надо искать рыбу покрупнее.

Тут надо вспомнить, с чего, собственно,все началось. А началось все с контракта на поставку оборудования для Криворожской ТЭЦ. Дело в том, что тепловая энергетика Украины – это своеобразное "слабое звено" в системе энергетической безопасности страны. О том, что для работы ТЭЦ и ТЭС необходим уголь, доступ к которому из-за событий на Донбассе стал ограниченным, знают все. Но не многие знают о еще одной проблеме тепловой энергетики – крайней изношенности оборудования электростанций, которая составляет, по некоторым оценкам, до 80%. Из-за аварийных ремонтов и простоев теплоэлектростанций Украина теряет по 2 ГВт электроэнергии ежегодно. Если не проводить техническую модернизацию, энергетика Украины может просто рухнуть, ведь доля тепловых электростанций в общем энергетическом "котле" страны составляет примерно 57%.

На этом фоне остановить, пусть не обстрелами, а бессмысленными судебными исками и прокурорскими проверками (это отдельная тема, и к ней мы обязательно вернемся в отдельной статье) единственное в Украине предприятие, поставляющее уникальное оборудование для электростанций, – значит создать реальную угрозу для энергетики страны и, как следствие, – для ее самостоятельности. Ведь при недостатке собственных энергетических мощностей у России придется покупать не только газ и уголь, но и электроэнергию, что поставит буквально всю экономику Украины в зависимость от РФ. Кто бы не стоял за ситуацией вокруг "Турбоатома", не вызывает сомнений то, на чью воду он льет мельницу.

Тут, кстати, не лишним будет вспомнить, что интерес Российской Федерации к харьковскому "Турбоатому" никогда не ослабевал, ведь значительная часть экспорта предприятия – это оборудование для российской энергетики. При этом некоторые изделия харьковчан просто не имеют российских аналогов, а значит – часть энергетики России так или иначе зависит от Украины. Высшие чиновники РФ никогда не скрывали своего недовольства таким положением вещей, и каждый раз, когда заходили разговоры о продаже государственной доли "Турбоатома", Россия не скрывала своего желания поучаствовать в приватизационном конкурсе. Видимо, это было главной причиной, объясняющей тот факт, что десяток разных украинских правительств вносил "Турбоатом" в список приватизируемых объектов, но до реальных торгов даже частью акций дело никогда не доходило: продать "Турбоатом" россиянам – это все равно что продать, например, Днепр или права на исполнение государственного гимна. При этом Россия пыталась получить контроль над "Турбоатомом" не мытьем, так катаньем. Достаточно вспомнить, что рейдерские атаки, которые сотрясали предприятие в 2008-2010 годах, были организованы коммерческими структурами, имеющими российское происхождение.

С момента выхода предыдущей статьи заводчане написали несколько писем, в том числе в комитет Верховной Рады по вопросам топливно-энергетического комплекса на имя господина Мартыненко, в комитет правовой политики Князевичу, а также в Высшую квалификационную комиссию судей с требованием вмешаться в ситуацию. Остается надеяться, что украинские чиновники и депутаты поймут, что линия фронта в войне за независимость Украины проходит не только в степях Донбасса, но и в залах судебных заседаний и чиновничьих кабинетах.