Главный редактор канала TVI Виталий Портников 20 января провел мастер-класс для харьковских журналистов в рамках проекта "Практична журналiстика", начатого информационным агентством "STATUS QUO". Тема мастер-класса – "Журналистика нового времени".

В.Портников рассказал о том, как происходил переход от советской журналистики, для которой была характерна высокая степень цензуры к современной, более демократичной журналистике, и что сейчас наступает новая эпоха в этой профессии. Для этой эпохи характерен значительный уровень развития техники и коммуникационных технологий, доступных всем гражданам: любой человек может делать то, что обычно делает журналист, например, оперативно сообщать новости в социальных сетях или выкладывать фото и видео различных происшествий. В.Портников привел пример, что он узнал о смерти артистки Валентины Толкуновой из ленты "Twitter" на 4 часа раньше, чем эту информацию распространили СМИ.   "Роль журналистов таким образом нивелируется, и возникает вопрос: "зачем они вообще нужны?", - заявил он.

По мнению В.Портникова, в профессии останутся те, кто сможет работать во всех ее сферах:  как в телевизионной журналистике, так и газетной, интернет- и радио-. Современный журналист должен быть универсальным и многопрофильным. "Если вы пришли в журналистику только для того, чтобы заработать денег, лучше выберите другой способ. Нигде в мире эта профессия не является высокооплачиваемой. Журналистика – это не ремесло, это образ жизни", - отметил В.Портников.    

Он поднял проблему цели, с которой создаются СМИ в Украине.  Он подчеркнул, что "настоящая журналистика – это всегда прибыльные СМИ". Например, в Польше "Gazeta Wyborcza" смогла разместить свои акции на бирже, и все сотрудники газеты, владевшие ее акциями, стали богатыми людьми. В Украине же, по словам В.Портникова, почти нет СМИ, которые работали бы как бизнес-проекты. "В нашей стране произошло такое сращивание власти и бизнеса, при котором для получения лицензий, частот, возможности попасть в  сеть распространения газет необходимо дружить с властью. Если этого нет – вы не сможете работать. И если для Мэрдока его издания – это бизнес, то для Коломойского и Пинчука – это трата денег, а бизнес у них совершенно другой", - отметил В.Портников.

Он уделил особое внимание роли социальных сетей и блогосферы в работе журналиста, отметив, что в отличие от советской журналистики, когда контакт с читателями  заключался лишь в перепечатывании их писем на страницах газет, сейчас есть масса возможностей для интерактивного общения. Реакцию читателей можно увидеть, отследить. "И если у вашей личной страницы в "Facebook" подписчиков больше, чем у страницы вашего издания, с вами уже считается работодатель, вы уже не просто винтик в системе вашей организации. К вам прислушиваются, вас читают, это много значит", - отметил В.Портников. По его словам, у читателя широкий выбор СМИ, и он с большой долей вероятности выберет то, в котором он знает журналиста лично или знаком с его позицией, его взглядами. Огромную роль играет личность журналиста. "Если у вас  есть свои взгляды, демонстрируйте их. У вас будут и противники, и сторонники. Гораздо хуже, если у журналиста нет взглядов", - отметил В.Портников.  

В ходе тренинга он также поднял вопросы репутации журналиста, отношений с собственниками СМИ, умения презентовать себя, тенденциям современной журналистики.

Справка "SQ". Проект "Практическая журналистика" организован информагентством "STATUS QUO" как серия практических семинаров-тренингов для журналистов и редакторов из Харькова (на первом этапе), а также Харьковской и соседних областей (на втором этапе). Тренинги ведут высокопрофессиональные редакторы, телеведущие, журналисты центральных СМИ.  Участники тренингов получат советы профессионалов, рекомендации и ответы на свои вопросы. Семинары-тренинги будут проходить один раз в 3-4 недели в пресс-центре ИА "STATUS QUO" (Харьков, ул. Артема, 46, 4-й этаж).