Национальная стратегия развития образования, Астахова, народная украинская академия, качество образования, высшее образование, ВНОНедавно президент Украины Виктор Янукович утвердил национальную стратегию развития образования страны до 2021 г.

Стратегия состоит из восьми разделов:

- общие положения;

- современное состояние образования (основные проблемы, вызовы и риски);

- стратегические направления и основные задачи (в частности, реформирование исходя из принципа приоритета человека), а также цели стратегии. В качестве целей определены повышение доступности качественного и конкурентоспособного образования, развитие человека в соответствии с его индивидуальными способностями и потребностями на основе обучения в течение всей жизни;

- основные направления реализации стратегии (обновление законодательства, совершенствование структуры системы образования, обеспечение национального воспитания, развития и социализации детей и молодежи, информатизация образования, усиление кадрового потенциала системы образования, поддержка научной и инновационной деятельности, модернизация системы управления образованием, разработка и поддержка программ в сфере образования и так далее);

- финансовое и материально-техническое обеспечение системы образования;

- международное партнерство;

- национальный мониторинг и оценка системы образования;

- ожидаемые результаты реализации стратегии.

В документе отмечено, что реализация стратегии повысит качество образования, обеспечит его инновационное развитие в соответствии с мировыми стандартами, кроме того, существенно возрастет интеллектуальный, культурный и духовно-нравственный потенциал общества и личности.

С просьбой проанализировать предложенную стратегию "SQ" обратилось к ректору Харьковского гуманитарного университета "Народная украинская академия" Екатерине Астаховой.

- Я уверена, что чем меньше будет резких движений, тем легче пойдут реформы в образовании. В Украине сложно с образованием, чрезвычайно сложно, но не настолько, чтобы посыпать голову пеплом и кричать "Караул!"

Что касается национальной стратегии развития образования до 2021 г., то она появилась не на ровном месте, а основана на предыдущем документе – доктрине развития образования. Так что логика процесса соблюдается, все идет по намеченному плану. Поэтому не нужно думать, что в стратегии мы найдем что-то неожиданное, в корне меняющее представление о системе образования - от детского сада до вуза. Это скорее собранные в одном документе подходы к реформированию, которые озвучивались и раньше, в том числе в доктрине. В основном, стратегия оправдывает ожидания, акценты в ней есть, и люди системы образования это чувствуют.

Проблема доступности качественного образования

- В стратегии акцентировано внимание на доступности качественного образования, и я бы отдельно остановилась на этом, потому что такая проблема в Украине есть. Например, ребенок из сельской местности, у родителей которого не такая стабильная финансовая ситуация, как у жителей городов, однозначно сталкивается с проблемой доступа к качественному образованию - даже если приезжает учиться на бюджет. За учебу он не платит, но есть расходы на питание, проживание и транспорт. Они делают его учебу сложнее, чем у горожан, которые живут с родителями.

В связи с этим хочу еще развенчать миф о том, что на контрактное  обучение идут абитуриенты, более слабые с точки зрения способностей к учебе. Это явное заблуждение. Выглядит ситуация следующим образом: ребенок из хорошо обеспеченной семьи может позволить себе квалифицированных репетиторов, поэтому и в школе, и на ВНО получает более высокие баллы, чем ребенок из семьи с меньшим достатком. Система устроена так, что набравший лучшие баллы поступает на бюджет, а остальные – на контракт. Вот и получается, что в зону бюджетного образования попадают ученики из более обеспеченных семей. А у ребенка из семьи с нестабильным достатком нет возможности идти на контракт или в частные вузы.

Повышение конкурентоспособности

- Если наших вузов нет среди лучших в мировых рейтингах, это еще не говорит о том, что наше образование худшее в мире. Тут все дело в критериях, которые выбирают для оценки. Но повышением конкурентоспособности нужно заниматься обязательно. Если бы занялись этим раньше, то не говорили бы сейчас о массовом оттоке абитуриентов в страны Европы, например, в Чехию: в прошлом году мы почувствовали эту тенденцию. Уезжают не только получившие бакалаврский диплом, но и выпускники школ. Европа в этом заинтересована и максимально снимает препятствия. В Украине противовесов такой политике нет, и получается, что мы выталкиваем абитуриентов в европейские вузы. Поставить заборы и удерживать таким образом детей, конечно, нельзя. Но если наши студенты поедут учиться в Европу, то что ждет нашу систему высшего образования? Как ее трансформировать без социального напряжения? Вот еще одна причина, почему конкурентоспособность учреждений образования надо повышать. Ведь от системы образования (и особенно высшего) зависит сегодня конкурентоспособность государства в целом.

Идеология образования

- Если говорить об идеологии, то выделю, пожалуй, два важных момента:

 1. Стремление обеспечить личностное развитие в соответствии с индивидуальными потребностями. Это очень важное и современное направление. Мы привыкли с советских времен, что образование - это кузница кадров для государства. А сегодня государство заказывает себе гораздо меньше специалистов, чем раньше. Поэтому главным заказчиком образования должен стать сам человек. Ни государство, ни преподаватели не в состоянии спланировать на много лет вперед индивидуальную образовательную траекторию человека. Спрогнозировать сегодня потребности рынка труда на 10-15 лет вперед крайне сложно. Поэтому нужно подготовить человека к тому, чтобы он умел заказывать себе необходимое ему образование, умел планировать повышение своей квалификации и профессиональных навыков.

2. Стремление обеспечить непрерывность образования. Это тоже важнейшая в нынешних условиях идея, но раньше ее воспринимали упрощенно: школа, вуз, последипломное образование. Сейчас непрерывность рассматривается шире: главная задача государства - создать разные формы и условия для того, чтобы человек на каждом этапе жизни смог переподготовиться, повысить квалификацию, сменить профессию. Возможно, кто-то сможет получить диплом и проработать по специальности всю жизнь. Но реальность такова, что это будет скорее исключение, чем правило. Вот на этот случай и должна быть отлаженная гибкая образовательная инфраструктура, работающая с учетом опыта Европы. Для людей в возрасте важно, чтобы была возможность учиться с отрывом и без отрыва от производства, дистанционно, нужны программы, рассчитанные на людей с разными финансовыми возможностями. А еще нужно формировать у людей мотивацию к самообразованию - чтобы они не падали в обморок от необходимости три-четыре раза в течение жизни менять профессию. Элементы этой системы уже есть - например, последипломное и заочное образование, различные курсы. Но они развиваются быстрее, чем формируется нормативная база. Ее нужно подтягивать.

Возможность реализации разных моделей образования

- Еще раз повторю - образование развивается быстрее, чем нормативная база. Это обстоятельство в какой-то мере сдерживает развитие новейших форм образования. Уже сейчас существует достаточно много моделей обучения - это лицеи, гимназии, образовательные комплексы. Но, к примеру, структура НУА по форме инновационная и не вписывается ни в одну схему. У нас есть дошкольное, школьное, высшее и последипломное образование, а законодательно такая комплексность не предусмотрена (т.е. каждый элемент должен существовать как отдельное юридическое лицо): это тяжело и для тех, кто с нами работает, и для нас тоже. Стратегия предусматривает возможность функционирования разных моделей. Тем самым усилится диверсификация системы и ее устойчивость.

Повышение статуса преподавателя

- Еще очень важный момент – заявление о необходимости повышать статус преподавателя. В советский период он был подкреплен и финансово, и социальными механизмами. Авторитет школьного учителя и преподавателя вуза был достаточно высок, чего нельзя сказать о сегодняшней ситуации.

20–30 лет назад то обстоятельство, что человек оставлен для учебы в аспирантуре, было предметом гордости для всей семьи. Сегодня это повод сожалеть, что он не ушел в бизнес. Таков сейчас социальный статус работника вуза, и эту проблему только финансовыми вливаниями не решить. Это сложная и многоаспектная работа – повысить статус учителя и преподавателя. Например, немногие вузы сейчас могут выделить жилье для молодых преподавателей и учителей, и в ближайшем времени решения этой проблемы не видно. Задача сложная, но без ее разрешения "образовательного прорыва" ждать не приходится.

Профессиональная подготовка преподавательского корпуса – тоже огромная проблема, связанная с тем, что преподаватели не успевают следить за последними изменениями в своих отраслях. Причина – их слишком большая загруженность. Бесполезно сравнивать загруженность профессора, например, в Польше и в Украине. В Польше профессор имеет больше свободного времени, может просмотреть необходимые материалы, хорошо подготовиться к лекции, выносить ее и "выстрелить" в аудиторию. Наш профессор, с учетом той огромной лекционной нагрузки, которую он несет, в лучшем случае успевает вскочить в аудиторию. Он слишком перегружен, чтобы можно было серьезно говорить о повышении квалификации, о качественных научных исследованиях, которые от него требуются. Все упирается в физические пределы – в сутках всего 24 часа.

В общем, проблема повышения статуса преподавателя (жилье, зарплата, отношение в обществе) требует исследования, и хорошо, что мы признали это в стратегии.

Отмечу, что с моей точки зрения зарплата учителя высшей категории с соответствующим стажем должна составлять 10-12 тысяч гривен в месяц. Фантастика? Но только тогда он не будет чувствовать себя ущербным, не будет психологически сжиматься от неуверенности. Учитель не будет вынужден давать частные уроки. Он сможет купить себе любую книжку, программное обеспечение и будет чувствовать себя человеком, который нужен обществу. Кстати, в стратегии заложена идея повышения зарплаты, и это правильно. Посмотрите на финнов и поляков. Они постепенно занимаются повышением престижа учителя и при этом довели зарплату педагогов до приличного уровня. Результаты видны невооруженным глазом: уровень образования в этих странах ощутимо вырос. Ведь учитель, преподаватель – скрепы системы, без них ничего измениться не сможет!

Еще одна важная деталь: учителя нужно разгрузить от разного рода обязанностей, не имеющих отношения к обучению, чтобы он больше "видел" ребенка, мог работать непосредственно с ним, а не с огромным количеством бумаг, инструкций, проверок и отчетностей.

Создание системы мониторинга

- Создание системы мониторинга образования для постоянных замеров его качества – еще одна важная задача. Дело в том, что ВНО как часть мониторинга по форме выглядит вполне прилично. А по содержанию нужно смотреть, что мы замеряем, как замеряем и что мы заложили в тестовые задания. Ведь данные ВНО дают информацию об уровне знаний того или иного участника тестирования только лишь относительно других. То есть форма готова, и ее нужно постоянно совершенствовать. А вот содержание тестов, их наполнение – предмет отдельного разговора.

Система мониторинга даст возможность реально оценить, какие знания получают школьники и студенты. Ведь сегодня нет критериев, по которым можно сказать, например, что математик, закончивший мехмат университета, соответствует тем требованиям, которые нужны для его специальности. То же касается школы. Мы должны быть уверены, что если в школе ученику поставили 9 или 10 баллов, то это соответствует вполне определенному уровню знаний. Идеальной систему мониторинга сделать нельзя - она всегда будет отставать от темпов развития образования, но нужна система, которая поможет понять, какова же "средняя температура" в наших школах и вузах и на сколько она адекватна запросам времени.

Улучшение материально-технической базы

- Это замечательно, что государство признает, что материальная база учебных заведений, мягко говоря, несовременна. Но рискну предположить, что нельзя полагаться только на госбюджет. Самим учителям, преподавателям, директорам школ нужно искать возможности участвовать в грантовых программах, в рамках которых можно повысить квалификацию, получить обучающие программы или лабораторное оборудование. Такие примеры есть, их много. Важно, опираясь на госфинансирование, искать дополнительные источники, приучать общество к тому, что оно тоже отвечает за образование и должно его поддерживать.

Хотелось бы сразу отделить оптимизм от идиотизма. Я хорошо понимаю, в каком состоянии находится сейчас учитель в школе. Но если есть желание, и школа его поддерживает хоть немножко, то выиграть грант можно. Один на тысячу, но можно. Трудно? Да, безумно трудно. Могут ли это делать все? Нет. Но многое, очень многое зависит от возможностей и активности самого преподавателя. Практика ведущих вузов и школ Харькова – прямое тому подтверждение.

Пути реализации стратегии

- В стратегии есть перечень целевых программ, которые уже реализуются более или менее успешно. Через эти программы государство пытается внедрить задуманные реформы. Все программы – финансируемые: хотя и мало, но средства выделяются. Есть и правовая база: нельзя сказать, что правовой механизм идеален, но он есть. Хотя если смотреть с точки зрения приватного образования (а НУА относится к этой части учебных заведений), то в этой сфере еще очень многое нужно сделать, чтобы мы могли работать в едином правовом поле с бюджетными учебными заведениями. Речь не идет о каких-то преференциях или льготах для внебюджетного сектора. Напротив: необходимы равные правовые условия. А дальше в дело вступает его величество качество. И все. Других критериев быть не должно.

В целом, еще раз повторюсь: принятый документ – очередной шаг в рамках совершенствования системы образования. Можно обрушить на него град критики и сетовать по поводу недочетов. А можно, опираясь на конструктивные позиции, искать пути решения сложных проблем.

Мы выбираем последнее.