Изнасилование во врадиевке, реформа МВД, луценко, реформа МВД в Грузии, саакашвилиСлучившееся во Врадиевке в очередной раз вызвало к жизни разговоры о реформе МВД. Политологи, журналисты, правозащитники и политики наперебой стали предлагать рецепты того, как превратить Министерство внутренних дел из рассадника коррупции и преступности в светоч законности. При этом почти все сторонники реформы МВД предлагают совершенно абсурдные рецепты, каждый из которых свидетельствует лишь о том, что его автор и поклонники далеки от реальных проблем силовиков и очень слабо себе представляют, что такое современная украинская милиция. Ниже собраны наиболее часто встречающиеся рецепты с небольшими комментариями.

Повысить зарплату

Рецепт чуть ли не самый популярный. Логика проста: если больше платить, то перестанут брать взятки. Авторы этой идеи всегда приводят в пример Грузию, где полицейские действительно забыли о поборах после того, как им были резко увеличены зарплаты. Но, увы, для Украины этот пример не применим. Во-первых, в Грузии вместе с ростом зарплат был почти полностью обновлен личный состав МВД (о выполнимости этой операции в Украине - ниже), а во-вторых и в главных Грузия смогла себе позволить вытянуть такую реформу финансово, причем исключительно благодаря вливаниям извне в виде внешних займов и грантов. При этом Грузия в 10 раз меньше Украины и, соответственно, ее правоохранительные органы в разы меньше. Естественно, для украинского бюджета изыскать средства на увеличение зарплаты милиционерам хотя бы вдвое – практически нереально.

Но самое интересное, что зарплата вдвое и даже втрое больше проблему коррупции никак не решит, потому что некоторые категории правоохранителей над таким увеличением лишь посмеются. Увеличенная вдвое зарплата гаишника из крупного города - это всего-навсего его дневная (!) "выручка", которая формируется из соток и двухсоток водителей. Конечно, львиная доля этой выручки уходит наверх, но все равно сумма в итоге собирается внушительная. Аналогичная ситуация с операми, немного хуже живут участковые. Но в общем и целом можно со стопроцентной уверенностью утверждать, что для большинства правоохранителей увеличение зарплаты в разы вряд ли станет существенным стимулом воздерживаться от взяток, а покрыть эту разницу не сможет ни один бюджет.

К тому же есть в идее увеличения зарплат милиционеров другой аспект – социальный. Представьте себе, что зарплата милицейского сержанта будет 15 тысяч гривен, а учителя - человека с высшим образованием, работающего никак не меньше товарища в погонах, - 2 тысячи. Странно это будет выглядеть и, по меньшей мере, несправедливо.

Провести тотальную люстрацию и обновить личный состав

Это тоже "грузинский" рецепт. Действительно, в Грузии уволили почти всех правоохранителей и набрали новых, причем преимущественно это были выпускники гражданских вузов. Сами грузины признают, что до момента, когда обновленная полиция заработала в полную силу, прошло около трех лет. Возникает вопрос – как все это время обстояли дела с преступностью? Ведь логично предположить, что недееспособность правоохранителей должна была привести к оживлению преступного мира. Но в Грузии этого не случилось. Почему? Дело в том, что параллельно с чисткой МВД преступность Грузии была резко лишена ключевого системообразующего фактора – воров в законе, а они "курировали" почти всех местных преступников. С "законниками" в Грузии боролись жестко, если не сказать – жестоко. В итоге шквал злодейств страну не накрыл, а к моменту, когда преступность смогла оправиться от сокрушительного удара, вызванного уничтожением воровского движения, ей уже противостояли поднабравшиеся опыта и знаний полицейские.

В Украине провести такую операцию невозможно потому, что подобного системообразующего фактора у нас просто нет. Да, в стране, конечно, есть воры в законе, воровское движение, но с конца девяностых воровские "понятия" мало влияют на преступный мир, переместив свое влияния на места лишения свободы. Украинская преступность по сравнению с той, которая была в Грузии до прихода Саакашвили, крайне атомизирована, и нанести по ней один точечный удар, который дал бы время не переформатирование системы МВД, невозможно.

Так что тотальное обновление личного состава МВД в украинских реалиях приведет к фатальным последствиям. В общем-то, можно резко сменить кадровый состав сотрудников патрульно-постовой службы или гаишников – работа у них нехитрая. Но есть сферы правоохранительной деятельности, требующие квалификации, знаний, да и просто жизненного опыта. Например, участковый, который не гнушается брать мзду, но при этом знает поименно всех наркоманов и ранее судимых на своей территории, умет находить общий язык с алкоголиками и хулиганами и может, если надо, даже "вразумить" их зуботычиной. И таких участковых в Украине тысячи. Кто их заменит? Юноши, закончившие гражданские вузы? И может ли вчерашний студент заменить опера, который, конечно, кого-то "крышует", но при этом имеет наработанные годами связи в преступном мире и агентурную сеть, позволяющую собирать информацию и раскрывать преступления? Кроме того, оперативная работа – это, прежде всего, опыт, который нарабатывается не один год: опыт общения с людьми разных социальных групп, опыт взаимодействия с другими правоохранительными и государственными органами, личный опыт раскрытия преступлений, который со временем превращается в чутье.

В общем, тотальное обновление кадрового состава МВД Украины приведет к тому, что милиция на несколько лет просто перестанет существовать. Это фатально. Конечно, многие полагают, что лучше никакой милиции, чем такая, какая есть сейчас, но вряд ли столь наивный волюнтаризм достоин комментирования.

Усилить наказание

В Украине особенно после событий во Врадиевке резко возросло количество граждан, жаждущих крови. Многие предлагают ввести за коррупцию и преступления, совершенные правоохранителями, чуть ли не смертную казнь. Правда, эффективность таких мер – весьма сомнительна, особенно в стране, где коррупция носит системных характер. Это означает, что как не увеличивай ответственность, возможность уйти от нее сведет эффект увеличения на нет.

Интересно, что поклонники теории усиления наказания любят приводить в пример Китай, где коррупционеров иногда даже расстреливают. При этом как-то само собой предполагается, что раз за коррупционное деяние можно схлопотать пулю, то и коррупции в Китае нет. Хотя на самом деле именно Китай является обратным примером: несмотря на усиление ответственности, это крайне коррумпированная страна, что, пусть и неохотно, но признает даже китайское руководство.

По данным Центрального банка КНР, с середины 90-х из Китая сбежало за границу от 16 до 18 тысяч чиновников, прихватив с собой  ни много ни мало 127 миллиардов долларов!

Еще один любопытный китайский тренд – так называемые "голые чиновники", то есть чиновники, чьи капиталы и семьи находятся за границей. О масштабе этого явления говорит тот факт, что по данным китайских правозащитников с 1995 года за границей оказалось больше миллионов жен и детей китайских ответственных работников. Очень популярная шутка китайских блоггеров – "18-й съезд Компартии стал крупным собранием родителей американцев". И последний любопытный штрих: законопроект, обязывающий чиновников обнародовать информацию о личном состоянии, разработан давно, но до сих пор не принят, а в 2012-м, когда он таки попал во Всекитайское собрание народных представителей (местный парламент), против него проголосовало 99% находящихся в сессионном зале.

В общем, тяжесть наказания на уровень коррупции в стране почти не влияет, и Китай тому - яркий пример.

Ужесточить требования при отборе кандидатов

Сторонникам этого метода кажется, что если на стадии назначения в правоохранительные органы поставить какой-нибудь фильтр, то через него не просочатся такие люди, как "герои" врадиевского дела. Фильтры предлагаются самые разные – от психологических тестов до проверки на детекторе лжи (адептом последнего метода является бывший министр МВД Юрий Луценко). Причем рекомендуется не только применять эти фильтры к назначаемым в органы, но и вообще - проводить периодически такие проверки, выявлять "негодных" людей и избавляться от них.

На самом же деле подобные проверки личный состав МВД проходит и сейчас - во время ежегодного медицинского осмотра. И психологические тесты во время таких проверок имеют место. Однако случаев, когда милиционеров увольняли за непрохождение этих тестов, новейшая украинская история не знает. Да и мрази из Врадиевского райотдела, коль скоро носили погоны не один год, подобные тесты проходили неоднократно и успешно. Почему этот фильтр не работает и работать не будет – понятно: сдать такие тесты - это  магарычевый вопрос. И на какой уровень это не переноси (некоторые предлагают вывести проведение тестов из системы МВД), при существующем уровне коррупции магарычовым вопросом и останется, только цена его может возрасти.

Что до детектора лжи, то его введение даст единственный эффект: тот, кто будет отвечать за проведение этих тестов на уровне облуправления МВД, вскоре станет очень состоятельным человеком. А на вопрос "Берете ли вы взятки?" 100% тестируемых будут отвечать "нет", и это "нет" будет уже "научно" подтверждено.

Поставить милицию под контроль общественности и/или местных органов власти

Сама по себе идея "поставить под контроль" - в общем-то, здравая, причем едва ли не самая здравая из предлагаемых. Только, увы, не реализуемая: к каждому милиционеру не приставишь правозащитника. Можно, конечно, расширить полномочия правозащитников и представителей общественности, но украинские милиционеры, которые по изворотливости ума дадут фору всем общественникам, вместе взятым, наверняка найдут новые способы скрывать свои темные дела, и даже лидирующий по количеству жалоб райотдел при любых проверках будет выглядеть оплотом законности. К тому же общественники и правозащитники - тоже люди, и ничто человеческое им не чуждо. В общем, в наших условиях расширение любого контроля скорее приведет к расширению коррупционной схемы, чем к ее уничтожению.

Что до контроля со стороны местных органов власти, то и тут все выглядит довольно утопично. Прежде всего, потому, что наша система местного самоуправления просто не готова взять на себя функции контроля над правоохранителями. Не готова организационно и даже ментально. Чтобы эти функции на нее возложить, для начала нужно реформировать местное самоуправление, а эта задача куда более сложная, чем реформа МВД.

Как быть?

Так возможна ли реформа МВД в Украине? И есть ли у автора собственные рецепты? Ответ на оба вопроса – нет: реформа невозможна, рецептов никаких нет и быть не может. Все, кто утверждают обратное, – либо прекраснодушные утописты, либо товарищи, пытающиеся нажить на проблеме политические баллы.

Дело в том, что правоохранительная система не существует сама по себе, а является неотъемлемой частью общества. И нельзя реформировать часть общества, не меняя его в целом. Все радикальные реформы правоохранительной системы всегда шли следом за столь же радикальными сломами общественных отношений, и ни разу в мировой истории не было так, что правоохранительная система менялась, а общество оставалось тем же. Например, реформа МВД Грузии стала возможна только благодаря "революции роз", хотя попытки преобразовать грузинскую правоохранительную систему предпринимались и до того. Да и в нашей общей истории люди с "горячими сердцами и чистыми руками" пришли на смену коррумпированной царской правоохранительной системе только благодаря тектоническому общественном сдвигу. В новейшей истории Украины такой момент тоже  был. Но политики, которых этот момент вынес на поверхность, все позорно провалили, и, кстати, ответственность за этот провал лежит в том числе на Юрии Луценко, который сейчас имеет наглость с энтузиазмом рассуждать о реформе МВД.

Так что же делать? Сидеть сложа руки и ждать очередной "цветной" революции, уповая, что в следующий раз что-то получится? Конечно, нет. Единственный путь – точить водой камень, пытаясь менять не столько систему МВД, сколько систему общественных отношений, исходя из того, что проблемы правоохранительной системы - это проблемы всего общества, а не отдельно взятых личностей в погонах. Да, этот путь сложен и долог. Некоторые европейские страны шли им столетиями. Но иного пути нет - разве что очередная революция. Но как подсказывает украинский опыт, успеха этот путь вовсе не гарантирует.