Ректор Харьковского национального экономического университета В. Пономаренко: В последние годы общий уровень абитуриентов резко ухудшился

Какие преимущества ощутят украинцы от присоединения системы образования Украины к Болонскому процессу? Ценятся ли отечественные дипломы за рубежом? Об этом в программе "STATUS QUO" рассказал ректор Харьковского национального экономического университета Владимир Пономаренко.

- Владимир Степанович, в 2010 г. Украина завершает процесс перехода к Болонской системе образования. Одним из преимуществ этой системы называлось признание наших дипломов за границей. Так ли это?

- Знаете, это сильно сказано, что в 2010 г. мы завершим процесс присоединения к Болонской системе. Мы работаем в этом направлении, и процесс этот непрерывный. Многие французские и немецкие университеты не вполне готовы, как они говорят, к принятию этой декларации в полном объеме. Я считаю, что в этом вопросе даже не должно быть какой-то даты. Весь смысл Болонской декларации состоит в том, чтобы обеспечить повышение качества высшего образования в мире. Это необходимо потому, что жизнь выдвигает новые требования, и высшее образование должно соответствовать этим требованиям.

- Советская школа образования считалась одной из лучших в мире. Неужели в Украине качество образования настолько невысоко?

- Дело в том, что наши дипломы по некоторым специальностям и сейчас ценятся во всем мире. Речь идет о фундаментальных науках: теоретическая физика, биология и т.д. Уровень подготовки на компьютерных и экономических специальностях не совсем соответствует тем требованиям, которые предъявляет сейчас общество. Такая ситуация сложилась не только у нас, но и на Западе.

Концепция развития нашего университета, которая была принята еще 10 лет назад, предусматривает как раз не вхождение в какой-то Болонский процесс, а резкое повышение качества подготовки специалистов. Есть несколько признаков, свидетельствующих о качестве подготовки наших студентов. Первый - это оценка работодателей, а также количество людей, которые стоят на бирже труда, - наших выпускников там практически нет. Второй момент - количество контрактников. Мы наблюдаем за тем, как наши студенты несут деньги для оплаты за контрактное обучение, и за последние пять лет число контрактников не снизилось. Третий критерий - признание нашего образования европейскими университетами. Мы работаем с французскими университетами -выпустили около 100 специалистов, которым, кроме наших дипломов, выданы еще и французские. Сейчас по аналогичной программе мы сотрудничаем с Венским техническим университетом. Вскоре Харьковский экономический университет посетит ректор Австрийского университета прикладных наук для подписания подобного соглашения о сотрудничестве. Уже подписаны соглашения с различными университетами Канады и Чехии. То есть где-то лет через пять порядка 25% наших выпускников будут иметь наши дипломы и дипломы западных и американских вузов.

- Студент сам решает, нужен ему диплом западного образца или нет?

- Сначала по электронной почте мы согласовываем с западными университетами наши учебные планы. Потом приезжают специалисты, которые смотрят, как идет подготовка наших студентов. А потом происходит отбор, который проводится совместной комиссией, состоящей из наших и зарубежных специалистов. Оценивается знание студентом языка, его компьютерная, математическая и экономическая подготовка.

Для того чтобы готовить качественных специалистов, необходимо иметь научные школы. Кстати, один из главных принципов Болонской декларации: научные исследования должны предшествовать, опережать педагогический процесс. То есть если ведущий профессор или доцент не проводит научных исследований, он является громкоговорителем: он просто пересказывает другие тексты. Хотя он должен излагать студентам и те знания, которые самостоятельно синтезировал, должен учить студентов применять знания на практике.

- А как Вы выбираете вузы для сотрудничества?

- Вузы для сотрудничества мы выбираем чаще всего случайно. Но в свое время я преподавал во французских университетах, и у меня остались там знакомые. Благодаря этому, мы возобновили связи с Лионским университетом. С ректорами зарубежных вузов мы встречаемся на международных конференциях, где знакомимся, налаживаем контакты. Также находим партнеров, когда делаем заказы на образовательные или научно-исследовательские гранты. С нами еще никто не отказывался сотрудничать.

- Владимир Степанович, нужно ли столь активно стремиться к признанию наших дипломов за рубежом? Ведь это будет лишний раз мотивировать наших студентов не оставаться в Украине, а ехать работать именно за границу.

- Не буду говорить о других специальностях, прокомментирую только свои: компьютерные, экономические, менеджерские. У нас уже около 100 человек получили французские дипломы, некоторые вскоре получат австрийские. Да, некоторое время эти выпускники работают во Франции и в Австрии. Но потом они понимают, что они нигде, кроме родины, не нужны. И на уровне "стой там, иди сюда" они поработали, а выстроить карьеру за границей практически невозможно, в финансовой сфере (банки, казначейство) - вообще невозможно. И ребята возвращаются к нам, организовывают свои предприятия. Многие выпускники объединяются и работают в совместных предприятиях. Они уже умеют себя презентовать.

- Болонский процесс предусматривает какие-то дополнения к дипломам?

- В этом году наши выпускники впервые получат дипломы с приложениями европейского образца. В приложении будет уточнена форма обучения, количество кредитов.

- Что такое кредиты?

- Это количество часов, затраченных на изучение какой-либо дисциплины. Ранее у нас кредит равнялся 54 часам, а европейский - 36 часам. А вчера я получил приказ министра образования Ивана Вакарчука о том, что теперь кредитом следует считать 30 академических часов.

Система оценивания в рамках Болонского процесса также изменена. Пятибалльная система была все-таки неудобной. Мы используем двенадцатибалльную систему, что позволяет преподавателям более дифференцированно и объективно оценивать учащихся.

- Есть мнение, что кредитно-модульная система негативно влияет на качество знаний, потому что сокращается число практических занятий и добавляется время для самостоятельной работы студента. Правда ли это?

- Нет, неправда. Все зависит от того, как организован процесс. Сейчас мы его полностью направили на конечный результат. На экзамене мы проверяем не память студента и ловкость его рук, а то, как он может использовать полученные знания в практической деятельности, к которой он себе готовит. В экзаменационных ответах не пишутся параграфы из конспектов как раньше. Билет теперь состоит из нескольких задач разного уровня. Студенты приходят на экзамен, мы им позволяем пользоваться всем, а они должны разрешить ситуационные задачи. Нам безразлично, будет ли студент на память знать экономику организации производства. Главное, чтобы он смог решить производственную задачу. Другое дело, что многие вузы не готовы организовать должным образом самостоятельную работу. Вот мы сейчас в университете внедряем компьютерную персонально-обучающую систему: человек входит в эту систему и отрабатывает свои знания по тем разделам, которые вынесены на самостоятельную работу.

- Как Вы считаете, сколько абитуриентов идет в вуз по призванию?

- У нас в вузе есть лаборатория изучения креативности и интеллекта. Каждый год мы проводим массовые социологические исследования студентов и абитуриентов. В этом году обработали пять тысяч анкет. Мы провели исследование, по результатам которого видим, сколько процентов студентов не будут работать по специальности, - это 15%. Теперь возникает следующий вопрос: введение кредитно-модульной системы и индивидуальных студенческих планов способствует повышению качества подготовки специалистов? Ровно 17% опрошенных отвечают, что нет, а 80% отвечают, что да. И мы решили составить социально-психологический портрет тех людей, которые считают, что кредитно-модульная система не работает на повышение качества обучения. Так вот исследования показали, что те 17% - это в основном студенты, которые не будут работать по специальности и уровень успеваемости которых - средний и ниже среднего.

- Говорят, что в Украине достаточно легко купить диплом. Как борются с такими вещами?

- Купить диплом об окончании того или иного вуза сейчас достаточно просто. Однако существует возможность установить, реальный диплом или нет. Например, когда человек устраивается на работу, руководители часто хотят застраховаться от подделок и пишут в вуз письмо с просьбой подтвердить, учился у нас человек или нет. Мы даем соответствующие выписки из архива. В университете существует единая база, по которой можно проверить серию, номер диплома, там же указываются фамилия студента, точное название специальности.

Для проверки оригинальности дипломных работ студентов и аспирантов мы купили программу "Антиплагиат", которую используем третий год подряд. С этого года программа будет использоваться и для проверки курсовых работ. Эта программа наполнена работами, размещенными в интернете, а также текстами дипломных работ наших студентов, которые сдаются на кафедры в электронном виде. Программа обрабатывает тексты и выдает процент совпадений между сданной студентом работой и наличествующими в базе. Если процент совпадения составляет больше 50-ти, то мы не принимаем такую дипломную работу, не выпускаем студента даже на защиту. Почему институт выбрал рубеж совпадений именно на уровне 50%? Потому что иногда в работах студентов используется много общих характеристик - например, характеристика завода. В них много тезисов, цитат, терминов и цифр, которые используются из работы в работу, и по-другому никак не переделаешь. Когда возникают спорные вопросы, мы просто выводим на экран работу и смотрим, в чем заключаются совпадения.

- Как переживут вузы 2012 г., когда не будет абитуриентов в связи с тем, что не будет выпусков в школах?

- У нас сейчас вводится полуторогодовая и двухгодичная магистерская программа. Таким образом, перекроется немного времени по пятому курсу. Кроме того, у нас есть связи с колледжами, которые выпускают младших специалистов. 25-30% первокурсников мы брали из колледжей на ускоренный курс подготовки бакалавров. Вот они останутся.

Кроме того, я хочу подчеркнуть, что у нас сейчас очень перегружены преподаватели! Им надо поставить памятник. За те деньги, которые им платят, они явно перерабатывают. У наших преподавателей нагрузка - по тысяче часов. В 2012 г. у них будет некая передышка. Будет возможность усовершенствовать и научные исследования, и методические разработки, а также персональные обучающие компьютерные системы, которые обеспечат самостоятельную подготовку.

- Вам не кажется, что молодые люди, которые будут оканчивать вузы в возрасте 25 лет, просто не успеют себя реализовать. 12-летняя система образования, вы удлиняете магистерское обучение... Хорошо ли это?

- Это отлично. Во всем мире на среднее образование отводится 12 лет. Это как раз говорит о том, что нужно снизить интенсификацию обучения в школе: не забивать информацией, а дать возможность обучаться творчески, использовать игровые варианты обучения, чтобы ученики развивались как личности. Просто в течение 10 лет получать информацию на 6-7 уроках каждый день - это тупиковый подход. Поэтому просто переход на 12-летнюю систему образования ничего не даст: надо качественно перестроить систему подготовки в средней школе.

- Вас как ректора устраивает качество подготовки поступающих к вам выпускников школ в связи с тем, что в последние годы они сдают не экзамены, а тесты?

- Меня категорически не устраивает уровень подготовки абитуриентов, которые поступают к нам в вуз после прохождения тестирования. Общий уровень абитуриентов резко ухудшился, а отсев в первые семестры обучения увеличился. У нас в вузе еще никогда не было такой ситуации, чтобы мы вводили дополнительные адаптационные дисциплины для первого курса. Дело в том, что теперь студенты не готовы воспринимать такие предметы, как физика, математика, компьютерная техника, экономика. В школах их сейчас готовят очень однобоко.

Хотя тестирование как таковое необходимо в качестве обратной связи - для того, чтобы мониторить уровень подготовки в средней школе. Вот вводятся новые дисциплины, соответственно, вводятся по ним тесты, по результатам которых уже можно говорить, лучше стало или хуже. Но если мы бездумно будем использовать тестирование только для поступления в вузы - это плохо. Если ученик все 12 лет будет готовить только математику или физику, то как же остальные предметы? Он выйдет без сформировавшихся жизненных компетенций. Это не годится.

Также было бы очень хорошо, если бы при поступлении в вуз абитуриент предоставлял свои творческие работы по той специальности, на которую поступает. Вот мы говорим - "креативность". Но креативность тестами не измеришь, кроме того, она бывает разной. Для нашего вуза важна креативность экономическая, компьютерная. Так что все ошибки школы мы исправляем на первых курсах обучения.