сливочное масло, жиры, стандартметрология, экспертизаДля экспертизы в супермаркетах Харькова были закуплены образцы масла сладкосливочного селянского и бутербродного, изготовленные по ГСТУ 4399:2005, различных торговых марок и производителей:

  • масло селянское "Классик" ("Центр пищевыхтехнологий"),
  • "Румо" (ДП "Ружин-молоко"),
  • масло бутербродное "Апрель",
  • масло селянское ТМ "АхМолоко!",
  • "Сливочная долина" (Староконстантиновский молочный завод),
  • "Полтавочка",
  • масло производства ЧП Трушин Т.Ю.,
  • "Звени Гора",
  • "Балаклейское",
  • "Заречье" (ПАО "Купянский молочноконсервный комбинат"),
  • "Наш Молочник" (Староконстантиновский молзавод),
  • "Клуб Сыра",
  • "Хуторок Селянский",
  • "Рудь" (Житомирский маслозавод),
  • "Ферма",
  • "Простоквашино",
  • "Добряна" (Роменский молочный комбинат),
  • "Белоцерковское",
  • "Яготинское",
  • "Селянское" (фирма "Люстдорф"),
  • "Вершок" (Хмельницкий завод сухого обезжиренного молока "Молочный визит").

Выяснить натуральность сливочного масла и идентифицировать состав жиров можно только в лабораторных условиях. Качество продукции определялось в Государственной испытательной лаборатории пищевой и сельскохозяйственной продукции ГП "Харьковстандартметрология".

Установлено, что 7 образцов продукции (то есть треть от проверенных) содержали в своем составе растительные жиры. Это такое масло:

  • "Классик",
  • "Румо",
  • "Апрель",
  • "АхМолоко!",
  • "Сливочная долина", масло селянское производства ЧП Трушин Т.Ю.

В "Харьковстандартметрологии" заявили, что такая продукция не имеет права называться маслом: это грубая фальсификация и введение потребителя в заблуждение. Законом Украины "О молоке и молочных продуктах" запрещено использование жиров и белков немолочного происхождения при производстве традиционных молочных продуктов, в частности, сливочного масла. Кроме того, запрещено использование названия молочных продуктов в названиях торговых марках продуктов, которые производятся с использованием сырья немолочного происхождения.

"Экспертизу сливочного масла мы проводим не впервые. По результатам предыдущей экспертизы также были установлены фальсификаты. Это масло торговых марок "Сливочная долина" и "Румо". К сожалению, здесь можно говорить о системном нарушении. Недобросовестные производители пытаются получать прибыль за счет нас – потребителей, ведь цена на подобные продукты должна быть меньше, чем на натуральное масло. Продукты, которые содержат в своем составе смесь животных и растительных жиров, можно отнести к группе спредов. Основное отличие спреда от сливочного масла – это добавка растительных жиров в различных пропорциях. Его назначение – изготовление бутербродов, он менее калориен и питателен, чем сливочное масло. Такой продукт тоже имеет право на существование, однако, покупая спред, потребитель должен четко понимать, из чего он изготавливается", – комментирует результаты генеральный директор "Харьковстандартметрологии" Владимир Величко.

Что нужно знать потребителю при выборе сливочного масла?

Цена. Она не может быть привлекательно низкой. Дело в том, что на изготовление 1 кг качественного сливочного масла необходимо около 30 л молока. Несложно подсчитать, что дешево настоящее масло стоить никак не может.

Условия хранения в торговой сети. Масло хранят в холодильных камерах при температуре не выше 6°С. Обращайте внимание на градусники на полках. На вертикальных стеллажах они обычно установлены сбоку, а на горизонтальных морозильниках – ближе к краю. Если температура не соответствует условиям хранения, такой продукт лучше не покупать. Стоит отдать предпочтение продукту, который упакован в алюминиевую фольгу, а не в пергамент. Находясь на свету, масло желтеет, теряя витамин А, а упаковка из фольги препятствует этому процессу.

Консистенция масла. Молочный жир чувствителен к температуре. Запомните, что вынутое из морозильной камеры масло – очень твердое и практически не режется. В холодильнике масло мягче. В магазинах сливочное масло продается в холодильниках или морозильниках – проверяйте его консистенцию, слегка надавив на упаковку. Если продукт натуральный, то упаковка не изменит своей формы, а брусок масла не прогнется под пальцами.

Маркировка. Внимательно изучайте этикетку со всех сторон. В первую очередь прочитайте название продукции – никаких "маселко", "маслице" и тому подобных слов нигде не должно быть. Название должно быть четким, например, "Масло сладкосливочное экстра", "Масло сладкосливочное селянское" или "Масло сладкосливочное бутербродное". Обратите внимание на состав продукции – только сливки или продукты переработки коровьего молока должны быть в составе настоящего масла.

Дата изготовления, условия и срок хранения, нормативный документ, название и адрес производителя – эта и другая информация должна быть указана четко, в доступной для восприятия форме.