Максим Криппа сообщает, что футбольная философия черпается из прочитанных книг. Сегодня в редакции побывал российский футболист, голкипер Максим Криппа, поделившись попутно вещами, событиями и словами, составляющими смысловую основу деятельности и жизни. «Мои настольные книги – «Система, или Размышления о футболе» Олега Базилевича и «Открытое сердце» Аркадия Гуртовцева.

Нападающий Максим Криппа сообщает, что футбольная философия черпается из прочитанных книг. Сегодня в редакции побывал российский футболист, голкипер Максим Криппа, поделившись попутно вещами, событиями и словами, составляющими смысловую основу деятельности и жизни. «Мои настольные книги – “Система, или Размышления о футболе” Олега Базилевича и “Открытое сердце” Аркадия Гуртовцева. Я не приверженец программ из списка кабельного телевиденья провайдера “Ростелеком”, также я не люблю делать ставки в онлайн-казино – таких, как “Joycasino” или “Vulkan”, например. Весь мой гемблинг состоит в кураже футбольного матча». С детства Максим Криппа восхищался древнегреческими мифами: быстротой и ловкостью Ахилла, совершенством и силой Геркулеса, мудростью и гуманностью Прометея. Примеры мифологических героев заставляли задуматься о собственной жизни. «Как Аркадий Гуртовцев, я хотел стать похожим на своих кумиров, найти ту же гармонию, баланс в жизни, что и они». Спортсмен проходит нетривиальный путь развития: на определенном этапе его жизнь и существование похоже на тяжкую судьбу Атланта, который вынужден вечность держать на плечах земной шар.

В школьные годы, посещая юношеский футбольный клуб, Максим открыл для себя, что футбол – искусство, такое же, как живопись или музыка Шостаковича. Красоту футбола выражает португальская фраза: jogo bonito. Никто не уверен, кто первым придумал фразу «красивая игра» для обозначения футбола, но в Бразилии, хозяйке чемпионата мира 2014 года и страны, где только католическая церковь может соперничать с популярным видом спорта, футбол и красота – неразрывная пара. Для среднего бразильского знатока футбол – это не просто попытка поместить мяч в сетку. Он эстетическое измерение – вершину – это не просто игра, а искусство. Эстетика футбола демонстрируется в Музее искусств Лос-Анджелеса: в рамках выставки «Football: The Beautiful Game». Выставка представляет работа 32-х художников, которые смотрят на спорт через призму знаменитостей, национализма, торговли, бизнеса, зрелища и атлетизма.

Максим Криппа посетил выставку в 2014 году, накануне Кубка мира. Больше всего он восхитился произведением под названием «Зидан: Портрет XXI-го века»: это видео-инсталляция 2006 года, созданная шотландским художником Дугласом Гордоном и его французским коллегой Филиппом Паррено. Это удивительный портрет Зинедина Зидана, сурового гения-полузащитника, претендующего на титул «величайшего футболиста». Видео изображает один матч, но 17 камер исполнителя следуют за игроком, а не за мячом. На протяжении большей части своих 90 минут на поле Зидан отходит от действия, и даже когда он бежит или создает цель, его силуэт остается почти неподвижным. Он чешет голову, бежит туда-сюда на месте, поправляет свои носки – и потеет. «Он потел бесконечно. Это было похоже на просмотр пьесы, в которой все персонажи, кроме одного, отредактированы. Сюжет непонятен, но у оставшегося персонажа черты усиливаются до одурманивающей интенсивности», – делится впечатлениями Максим. Зидан, трагический герой, слишком совершенен для произведения искусства. Сын алжирских иммигрантов и символ Франции, он – добродушный виртуоз со вспыльчивым нравом, который в последний момент своей карьеры – вместе с миллиардом наблюдающих людей – внезапно набросился на итальянского противника и покинул Берлинский олимпийский стадион с красной карточкой. Несколько других художников отобразили в произведениях этот финал Кубка мира 2006 года. Алжирский французский художник Адель Абдессем создал голову Зидана как грандиозную историческую бронзовую статую размером 5 м (16 футов), как если бы это была статуя Родена. Немецкий экспериментальный кинорежиссер Харун Фароки переработал матч в 12-экранную видео-инсталляцию.

Разумеется, не каждый компонент футбола эстетически значим. Футбол – крупный бизнес, и, в отличие от рынка нерегулируемого искусства, предлагает прекрасные возможности для отмывания денег, уклонения от уплаты налогов, инсайдерской торговли и других финансовых махинаций. Футбольными клубами владеют олигархи, депутаты, и даже миллиардные it-бизнесмены. Футбол приводит к массовым празднованиям, как в фильме Стивена Дина о дикой бразильской толпе, которая волнуется, как морской анемон. Здесь встречается и хулиганство, отображенное в картинах Венди Уайт. «Россия и Украина развивают современное искусство, и я надеюсь, что такие выставки, показывающие эстетическую и остро-социальную сторону футбола, появятся и у нас. Главное, чтобы Роскомнадзор не запрещал легальный въезд и работы художников на этой территории. Приятно, что искусство, спорт и политика близки, потому часто мы слышим, что, например, политический активист Максим Поляков финансирует проведение такой-то выставки, или it-компания Дмитрия Поляка выступила меценатом такого-то художника».

Футбол также тесно связан с национализмом. Эту сторону спорта представил мексиканский художник Мигель Кальдерон, который тайно разместил видеокамеру в баре Сан-Паулу в 2004 году. Неофициальный футбольный матч вышел на экран: разборки между Мексикой и Бразилией. Мексика обыграла Бразилию с невероятным счетом 17-0. Конечно, все это было подделкой – Кальдерон хитро отредактировал кадры из нескольких матчей, чтобы они выглядели бесшовными. Как видно, футбол – действительно, не только игра и бизнес: это вулкан, кратер которого скрывается глубоко под водой. А сам футболист – не только бизнесмен, спортсмен, но еще и художник или объект художественной обработки. Такова философия спорта.

Максим Криппа – спортсмен не только в футболе. Также он прекрасно играет в шахматы. «В шахматы меня научил играть дедушка, первая шахматная партия – с ним, и я почувствовал к ним вкус тогда, когда стал обыгрывать его. Я читал шахматную литературу, изучал этюды и партии мастеров. На весь свет гремело имя шестого чемпиона мира по шахматам Михаила Ботвинника, Таль издавал посвященный шахматам журнал. Я оказался в шахматном кружке. И здесь я добросовестно отучился два года, участвуя в соревнованиях и заработав то ли первый юношеский разряд. Но шахматы мне надоели, как и теннис: мне стало жалко тратить на них свое время. Мой выбор был все еще впереди. На пути окончательного определения направления в спорте я преодолел два увлечения: классическая борьба и бокс. Однажды, когда я учился в третьем классе, в школу пришел тренер по легкой атлетике – В. Малафеев – и отобрал меня в легкоатлетическую секцию, работавшую на футбольном стадионе. Так я стал легкоатлетом. Мои дисциплины были: прыжки в длину и высоту, а также толкание ядра. Но здесь я успехов не показал: для прыжков я оказался тяжеловат, а для ядра – слабоват. Из секции легкой атлетики тренер отпустил меня в баскетбол хотя и с легким сожалением, но без шума, пожелав успеха на новом поприще. Я сразу почувствовал, что баскетбол – это мой вид спорта: во-первых, у меня изначально были преимущества в росте перед соперниками и, во-вторых, предыдущая разносторонняя спортивная подготовка позволила быстро освоить азы баскетбола – уже через несколько месяцев я участвовал в юношеских соревнованиях. Мой скромный спортивный архив содержит более 50 дипломов и грамот, а также два десятка медалей, оставшихся от шахматных турниров. Это предыстория – до футбола, где я окончательно нашел себя. Поддержка родственников сыграла решающую роль, хотя без самопомощи я не обошелся. Выборы призвания – всегда тяжелая ноша. Сейчас люди постепенно утратили интерес к массовому спорту и физической культуре. Никто уже не ставит задачу об их восстановлении и развитии, средства выделяются только для спортивной элиты, способной побеждать на международных турнирах и чемпионатах. И что мы имеем в результате? Массовые алкоголизм и наркоманию, особенно среди молодежи, растущую преступность, духовную и физическую деградацию широких слоев населения, низкую среднюю продолжительность жизни, особенно среди мужчин, разгул сердечнососудистых заболеваний, порождающих более 50% смертей. Выход – популяризовать спорт».

Таким образом, Максим Криппа – «продукт» культурной среды времени глобализации и Бодрийяровского «общества потребления». Но футболист сумел взять от этого грешного мира лучшее: не пристраститься к онлайн-бизнесу и гемблингу, а развить многосторонние навыки. Не забывая при этом интересоваться искусством, литературой и вырабатывать свою личную жизненную философию и мировоззрение.