высоцкий, владимир высоцкий и харьков25 января Владимиру Высоцкому исполняется 80 лет. Если сказать, что в 70-х годах прошлого века Высоцкий был человеком номер один в Советском Союзе, это не будет преувеличением. По популярности с ним мог сравниться только Валерий Харламов. Серия концертов артиста в Харькове в мае 1978-го стала для горожан настолько значимым событием, что спустя 25 лет возле Дворца спорта был открыт памятник Высоцкому.

Эстрадные концерты под названием "Песня не знает границ" проходили во Дворце спорта с 27 по 30 мая. В них участвовали различные актеры – Аскер Махмудов, Нонна Тереньева - и вокально-инструментальные ансамбли. Но главным участником был, конечно же, Высоцкий. Параллельно с тремя выступлениями в день во дворце – в 15.00, 18.00 и 21.00 – он еще давал концерты в Театре музыкальной комедии на улице Карла Маркса (ныне -Благовещенская).

Отдельные воспоминания зрителей помогают воссоздать если не точную картину, то атмосферу событий. Какие краски размыты, а какие, напротив, сгущены, по прошествии четверти века установить практически невозможно. Но легендарные люди потому и называются таковыми, что их жизненные истории по большей части состоят из легенд. 

И, конечно же, "Парус"

К концу 70-х большая часть гениальных вещей была уже написана. Поэтому харьковчане могли услышать вживую почти все лучшее. Исследователи вопроса утверждают, что ни один концерт не повторялся, и у нас нет никаких оснований с этим спорить.

Необходимость быть практически одновременно в двух местах предопределяла крайнюю жесткость графика выступлений. Высоцкий не выходил, а врывался на сцену, сбрасывая на ходу свою знаменитую кожаную куртку (по утверждению знатоков, ту самую, что ныне хранится в музее Высоцкого на Таганке). И сразу начинал петь. Исполнив две-три песни, делал перерыв на общение с публикой.

Последний концерт гастролей завершился около полуночи. Когда зрители начали вставать со своих мест, Высоцкий неожиданно сказал: "Подождите, успеете еще уйти, я вам спою песню, с которой начинал свое творчество". И исполнил легендарный "Парус". Едва стихли финальные аккорды, люди из зала вырвалась на сцену…

Однако местная пресса разделяла зрительские восторги лишь отчасти. 30 мая 1978 года в газете "Вечiрнiй Харкiв" появилась заметка "Песня – это серьезно", в которой общая оценка концертных программ была достаточно строгой: "Вместо ожидаемого зрителем высококачественного эстрадного представления гости продемонстрировали каскад шлягеров, сомнительных "шуток" и "юмора".

В общем, в те далекие и суровые годы средства массовой информации стремились вкусам широких масс особо не потакать.

Несостоявшийся спектакль и фильм-бомба

Отыграв свою часть программы во Дворце спорта, Высоцкий на таксомоторной "Волге" (поклонники запомнили даже номерные знаки - 61-40 ХАЩ) мчался в Театр музкомедии. Затем обратно. Однажды разговорившись с таксистом, Высоцкий узнал о его интересной и сложной судьбе: прошел советские лагеря, вернулся к нормальной жизни… Эти истории Высоцкий собирался положить в основу нового спектакля. Но, очевидно, не успел. Как раз в мае 78-го начались съемки картины "Место встречи изменить нельзя", в котором актер сыграл, пожалуй, самую яркую из своих ролей в кино. Рассказывают, что во время концертов актер поделился с харьковчанами творческими планами, заявив: "Это будет не фильм, а бомба".

А счастье было так возможно

Харьков, конечно же, не мог не отличиться во время гастролей Высоцкого. Первая столица – это не шутка. Согласно одной из легенд, Харьков - едва ли не единственный город бывшего Союза, где Высоцкого не пустили в гости. Служащий одного из местных театров решил сводить артиста в гости к своей знакомой. Увидав в дверном глазке двух слегка подвыпивших мужчин, строгая дама решила аудиенции не давать. Каково же было ее разочарование, когда она узнала, кого не пустила на порог.

О популярности актера в Харькове говорят два маленьких штриха.

Прослушав дневной концерт, некоторые поклонники барда прятались в туалете: таким нехитрым способом им удавалось остаться на следующее представление. Поскольку зрителей всегда было больше, чем посадочных мест, лишние люди в зале ни у кого не вызывали подозрений.

Чтобы взять автограф у кумира, некоторые поклонники караулили Высоцкого около Дворца спорта едва ли не по 12 часов. Восторгу счастливцев не было предела, когда однажды таксомотор остановился не у самого служебного входа, а метрах в 50-ти. Высоцкий шел молодой, спортивный, слегка уставший. Одет он был великолепно. Из кармана рубашки виднелась пачка импортных сигарет – достаточно редкая штука по тем временам.

Впрочем, есть свидетельства о том, что на первом концерте в музкомедии зал был заполнен лишь наполовину. Отсутствие интернета не позволяло информации распространяться с той быстротой, что сейчас.

"Харьковское дело"

В Харькове Высоцкий оказался в эпицентре не только зрительского внимания, но и уголовного разбирательства, вошедшего в историю как "Харьковское дело". Следствие вели знатоки из местной "конторы". Организаторов гастрольного тура заподозрили в присвоении "левых" денег. В концертном варианте харьковский Дворец спорта вмещает не менее 5 тысяч человек. Плюс концерты в театре музкомедии. При стоимости билета 2 рубля 50 копеек сборы могли составлять 150 тысяч рублей – сумма для конца 70-х если не астрономическая, то очень большая. В общем, в таком море денег наличие кое-каких подводных камней отнюдь не исключалось.

Классическая схема обогащения была проста, как все гениальное. Во время выступлений популярных артистов залы ломились. Но после концертов организаторы составляли акты об уничтожении якобы непроданных билетов. К примеру, "не продав" 1000 билетов, в данном случае можно было получить 2500 рублей. Очень даже неплохие по тем временам деньги за составление всего одной фиктивной бумаги.

Имелись также и иные варианты.

В Харькове концерты Высоцкого организовал некий Владимир Гольдман. Вместе с актером должен был выступать закарпатский ансамбль "Музики". По версии следствия, провинциальный ансамбль участвовал фиктивно, а гонорар уходил налево.

В истории остались драматические рассказы о допросах актера харьковским следователем по особо важным делам в гримерке Театра на Таганке буквально за считанные минуты до спектакля. В результате импресарио Гольдман был осужден на три года исправительно-трудовых работ, что, очевидно, можно было считать вполне благоприятным исходом, учитывая, что по статье 84 УК УССР (хищение госимущества) могли дать и пятнадцать лет.

Так что поездка Владимира Высоцкого в Харьков выдалась трудной, но интересной, что вполне созвучно названию одного из самых хитовых фильмов с участием актера – "Опасные гастроли".

В распоряжении высоцковедов есть сведения о том, что актер вроде бы давал в Харькове концерт и в январе 1979 года. Но эти данные считаются неподтвержденными.