Заслуженный работник промышленности Украины, изобретатель, многолетний руководитель различных подразделений "Укргаздобычи" Анатолий Мороз поделился воспоминаниями про уникальные достижения и находки.

История развития газонефтяной промышленности в восточных областях Украины началась в 50-х годах, когда в области открыли первое месторождение — Радченковское. В 1961 году в действие введены Солоховское и Сагайдацкое, а через два года — Бельское месторождение. Именно в этот период работать в добывающей компании начал герой публикации. Лучшие его достижения — на руководящих должностях.

— Анатолий Иванович, с 1983 по 1989 годы вы возглавляли Яблунивский промысел, где стали автором интересной технологии намывных островов. Расскажите о ней.

— В некоторых месторождениях есть интересная особенность: большие запасы углеводородов были сосредоточены в одной точке. В таких случаях бывает два метода забора углеводородов: либо построить плавучую платформу, либо сделать намывные сооружения.

Второй вариант более эффективен. Для этого обустраиваются намывные острова, каждый диаметром в 250 метров. Нужно снимать верхний слой земли и вывозить — я имею в виду торф. Например, по Яблунивскому промыслу была договоренность с колхозниками: мы торф вывозили на поля в качестве минудобрений. По буровым на этих намывных островах — 26 газовых и две нефтяные — они работают и сегодня. Шлейфы от них идут к Яблунивской УКПГ.

VFL.RU - ваш фотохостинг

— Во время выполнения земляных работ были какие-то интересные археологические находки?

— Да, мы активно сотрудничали с учеными. К примеру, нашли бивень мамонта. А под водами Сулы — остатки древнего городища.

— Насколько намывные острова вмешиваются в естественную экосистему?

— В начале 2000 годов там созданы другие инженерные конструкции намывного типа, а также введен безамбарный метод бурения. Благодаря этому, никакие вещества из-за добычи углеводородов в реку не попадают.

Больше вам скажу: все экологические проблемы, которые мы имеем в районах с добычей углеводородов, появились там в советские времена.

— Из-за несовершенных технологий?

— И поэтому, и из-за несоблюдения норм безопасности, и из-за неправильных расчетов сейсмики насчет пластового давления. Например, всем известная история на Харьковщине в 70-х годах на Хрестищинском месторождении. Тогда скважины, которые там были, работали в условиях давления более чем 400 атмосфер. На одной из них из-за этого и плохого цементирования направляющей колонны произошла утечка конденсата. Возник фонтан веществ, которые загорелись. Конденсатный факел не могли потушить в течение года. Тем более, весь буровой комплекс был уничтожен пропастью. Только с помощью подземного ядерного взрыва удалось ликвидировать эту техногенную катастрофу.

Это описал такую ​​глобальную ситуацию. Много мелких аварий по указанным причинам случались и в Харьковской области, и на Полтавщине.

VFL.RU - ваш фотохостинг

— Какой, по вашему мнению, престиж профессии в нефтегазовом комплексе был в советские времена и каким стал сегодня?

— Как только начала развиваться наша промышленность в 50-х годах, был бум. Все хотели работать на промысле. Затем был некоторый спад, связанный с развалом Советского Союза. Но из-за исчезновения предприятий и фабрик в других отраслях народного хозяйства к нам интерес снова возрос. Сегодня для работы на нефтегазовом промысле есть все условия: высокая заработная плата, возможность обучения и перспективы развития.

— Что, по вашему мнению, надо делать, чтобы Украина стала энергонезависимой?

— Для этого точно не надо "насиловать" месторождения, выжимая из них все возможное в короткие сроки. Нужны доразведка и добыча на существующих месторождениях. Открытие и разработка новых. Отсутствие препятствий для работы компаний со стороны органов власти. А также замечу, что на пути и "Укргаздобычи", и серьезных частных компаний — однодневные фирмочки, которые получают лицензии на разработку потенциально богатых участков и при этом никаких работ там не ведут. Нужна системная многолетняя работа в отрасли в целом. И я, если бы мог, организовал бы преференции для государственной компании. У "Укргаздобычи" есть опыт, кадры и инфраструктура для того, чтобы, в первую очередь благодаря нам, украинского газа хватило для всех украинцев.

Разговаривали Рена Дарсания, Анна Шалахина