Максим Розенфельд - художник и дизайнер, известный проведением в Харькове авторских исторических экскурсий, презентовал свою первую книгу "Фасады".

Книга представляет собой фотоальбом, в котором собраны иллюстрации "отреставрированных" фасадов харьковских зданий. С любезного разрешения автора мы сделали несколько фотокопий страниц книги для того, чтобы ознакомить читателей с историей харьковских зданий и, возможно, побудить их приобрести это уникальное издание. Сделать это можно во время экскурсий самого автора или в книжных магазинах города.

 

Доходный дом И. И. Фреймана

№23 по улице Рымарской.

Архитектор - А. М. Гинзбург, 1913 г.

Свой современный вид бывший доходный дом Ендовицкого получил после реконструкции по проекту А. М. Гинзбурга, задуманной новым владельцем здания - И. И. Фрейманом. Когда строительные работы шли к завершению и к дому уже тянули подземный канализационный коллектор, рабочие обнаружили под этим и соседним с ним зданием Коммерческого клуба целую систему подземелий. Тогда-то и была создана специальная городская комиссия по исследованию подземного Харькова. К сожалению, начавшаяся Первая мировая война и последующие события прервали эти исследования. Позднее, в 30-е гг., все подобные поиски прочно блокировались НКВД, так что новый всплеск интереса к этой теме возник уже только в конце XX в. По иронии судьбы группа энтузиастов-исследователей, объединившаяся под названием "Дети подземелья", выбрала в качестве своей штаб-квартиры дом по Рымарской, 23, в котором проживал когда-то В. Г. Короленко - автор знаменитой повести с таким же названием.

 

Жирардовская мануфактура

№ 10 по улице Университетской. Архитекторы - В. X. Немкин; В. Н. Покровский, 1912 г.

Необычное здание в стиле декоративного модерна за время своего существования неоднократно меняло облик и назначение. Изначально дом входил в комплекс построек Покровского монастыря, что и сейчас ясно просматривается в композиции застройки этой части Университетской улицы. В1889 г. старинное торговое помещение было перестроено архитектором В. X. Немкиным под роскошный салон-склад Жирардовской мануфактуры Гилле и Дитриха. А через некоторое время преемник В. X. Немкина на посту епархиального архитектора - В. Н. Покровский - обновил фасад здания, придав ему современный вид в стиле ар-нуво, или декоративного модерна. В этом богато орнаментированном доме с затейливой крышей и причудливыми мансардными окнами предлагался широкий ассортимент товаров: "полотно, столовое белье, чулочные изделия, бумажные товары, мужское и дамское белье, приданое, мебельные материалы, ковры и гардины собственных фабрик в городе Жирардув близ Варшавы". Во время революции мануфактура закрылась, а в здании со временем расположился Исторический музей. После возврата комплекса монастырских зданий церкви здесь разместились музей Харьковской епархии и церковная лавка.

 

Театр кукол имени В. А. Афанасьева

(Изначально - Волжско-Камский банк)

№24 на площади Конституции (ранее - Ярморочная, Николаевская, Тевелева, Советской Украины).

Архитектор - А.Н. Бекетов, 1907 год.

Этот дом - один из целой череды банковских зданий, ставших чем-то вроде фасада. Архитектору удалось найти выразительное решение в стиле модерн и обыграть "речное" название банка в декоративных элементах: корабельных носах, украшенных медвежьими головами, в белых речных лилиях на голубом майоликовом фризе, в волнах арочных порталов. Здание много раз меняло владельцев. Но в конце 60-х гг. XX в. здесь разместился один из лучших театров Советского Союза – театр кукол под руководством Виктора Афанасьева, и на фронтоне здания появилось мозаичное декоративное панно - символ детского театра. Впрочем, Харьковский театр кукол имени В. А. Афанасьева славится не только детскими постановками: спектакли для взрослых не менее популярны и любимы публикой.

 

Художественное училище

№8 по улице Искусств (ранее - Каплуновская, Краснознаменная).

Архитекторы - М. Ф. Пискунов, К. Н. Жуков, 1914 г.

История становления харьковской художественной школы связана с выдающейся женщиной - художницей и просветительницей Марией Дмитриевной Раевской-Ивановой. Ее стараниями в 1869 г. была создана частная школа рисования и живописи, а спустя десятилетия - и городское художественное училище. Проект здания для этого учебного заведения разработал архитектор Михаил Пискунов, а фасады, по инициативе художников Николая Самокиша и Сергея Васильковского, решено было оформить в стиле украинского архитектурного модерна. В ходе конкурса был выбран проект архитектора Константина Жукова. Необычный силуэт дома с крутыми свесами черепичной крыши с заломами дополняет изящная башенка. Фасады щедро украшены майоликовыми орнаментами в народном стиле. Важным элементом композиции является массивное и в то же время элегантное крыльцо. Сегодня это главный корпус Харьковской государственной академии дизайна и искусств и один из лучших образцов украинского модерна.

 

Русско-Азиатский банк (Северный)

№1 по улице Сумской (ранее - Сумская, Карла Либкнехта).

Архитекторы - О. Р. Мунц, А. К. Шпигель, 1910 г.

Примечательное здание, которое открывает собой главную улицу города – Сумскую, было построено для крупного банка. Простой и лаконичный фасад украшен четко прорисованными скульптурами, выполненными известным петербургским скульптором Кузнецовым. Через несколько лет после завершения строительства функция здания была расширена: на верхних этажах разместился открытый по инициативе Харьковского медицинского общества Женский медицинский институт. В 1976 г. на фасаде здания, обращенном в сторону площади, появилась одна из главных городских достопримечательностей – "градусник", установленный НИИ метрологии. С тех пор встречи возле первого дома по улице Сумской обозначают так: "Под градусником".

 

Первый городской купеческий банк и гостиница "Астория"

№ 10 на Павловской площади (ранее - Павловская, Розы Люксембург).

Архитекторы - Н. В. Васильев, А. И. Ржепишевский, 1913 г.

История появления североевропейского романтического модерна в Харькове непосредственно связана со зданием бывшего Первого городского купеческого банка и гостиницы "Астория". В 1909 г. харьковское купеческое собрание объявило Всероссийский конкурс на проектирование фешенебельной гостиницы с банком, расположенным на нижних этажах. На особом месте среди проектов-участников оказалось предложение творческого тандема двух петербургских архитекторов Н. В. Васильева и А. И. Ржепишевского. Проект был пронизан духом романтического, или "финского" модерна, родственного модному в то время мрачноватому декадансу. Заказчики почувствовали в проекте столичный размах, соответствующий их амбициям, и отдали предпочтение ему. А. И. Ржепишевский переехал в Харьков и посвятил большую часть своей творческой жизни развитию этого стиля в городе. Благодаря строительству гостиницы "Астория" и еще около двух десятков домов, выдержанных в той же манере, город приобрел неповторимую архитектурную индивидуальность, созвучную экономическому росту накануне Первой мировой войны.

 

Здание евангелическо-лютеранской церкви Святого Вознесения

Площадь Поэзии.

Архитектор - А. Ф. Гергард, 1913 г.

Лютеранская община Харькова, состоявшая преимущественно из немцев, была до 1917 г. довольно многочисленной и богатой. В 1913 г. на месте старого здания лютеранской церкви по проекту петербургского архитектора А. Ф. Гергарда была возведена новая кирха - довольно большая и представительная, в стиле южнонемецкого романтического модерна. Ее высокая колокольня стала важной вертикальной доминантой нагорной части города.

За годы Гражданской войны лютеранская община сократилась приблизительно с 4000 прихожан до 27, и в 1938 г. кирху закрыли "по просьбам трудящихся". Здание, впрочем, уничтожено не было и простояло еще 20 лет. Но в 1958 г. кирку все же снесли "как уродующую один из лучших уголков города" и построили на этом месте массивный жилой дом (ул. Гоголя, 2а), в котором открылся первый специализированный магазин "Поэзия", ставший центром литературной жизни города в конце 1950-1960-х гг.