Харьков, тюрьма, историяБольшие города притягивают не только выдающиеся умы и не менее выдающиеся капиталы, но и людей фартовых, охочих до легкой наживы. А как учил персонаж одной из культовых криминальных драм, логическая цепочка “украл-выпил” нередко завершается тюрьмой. По мере становления Харькова как крупного торгово-промышленного и административного центра в нем развивалось и тюремное дело. Создавать из этого предмет особой гордости вряд ли стоит, но, как говорится, из песни слов тоже не выкинешь. К тому же в Харькове не только жили и творили различные знаменитости, но и отбывали наказание или содержались под стражей широко известные в своих кругах персоны: большевик Артем, революционер-налетчик Камо, экс-премьер Юлия Тимошенко, многие известные писатели – Остап Вишня, Майк Йогансен и другие, а также диссиденты 60-70-х годов.

Там, где Пушкин с Гоголем

Yes

Рядом с местом первого харьковского острога сегодня прекрасный свер с памятниками Пушкину и Гоголю - одно из любимых мест отдыха харьковчан

Главной тюрьмой Харькова сегодня считается Холодногорская (исправительная колония №18. Согласно народной легенде, своим появлением она обязана Екатерине Второй. Императрица останавливалась в городе по дороге в Крым в 1787 году. Якобы услышав о существовании около города местности с названием Холодная гора, она сказала: “Быть там холодной”. “Холодными” в те времена назывались места заключения. Но большинство исследователей настаивают на том, что это не более чем плод художественного вымысла.

До 20-х годов позапрошлого века в Харькове не было каменной тюрьмы. Уже были и театр, и университет, а приличного места, где можно было бы комфортно посидеть, не было.

С конца XVIII столетия преступный элемент содержался в деревянной избе, которая располагалась на окраине города в районе Театральной площади. Одна комната предназначалась для мужчин, вторая – для женщин, третья – для охраны.

Условия содержания были самыми отвратительными. В рапорте врачебной управы от 1797 года на имя губернатора Алексея Григорьевича Теплова говорилось: “Воздух от крайней неопрятности, тесноты, многолюдства и мокроты заплесневелых потолков весьма испорченный… Вне двора оной в от кирпичного завода ямы извергаются все экскременты человеческие, от которых вся тамошняя окружность на великое расстояние, касаясь даже и до города, несносным смрадом заражается”.

Для того чтобы внести коррективы в проблемный вопрос, потребовались четверть века и прибытие императорской персоны.

Харьковская Бастилия

Yes

В 1817 году Александр I, побывав в Харькове, нашел острог в совершенно неудовлетворительном состоянии. В начале 20-х годов на окраине города (район улицы Дмитриевской) возвели большой тюремный замок.

Несмотря на устрашающее название, порядки в "тюремном замке" до начала XX века были весьма либеральными. Один из сидельцев вспоминал, что тюремный режим был очень свободен. Свидания устраивались три раза в неделю, передавать можно было все, что угодно без досмотра администрации, в камерах дверь не запиралась, на замке был только общий коридор, обыски не практиковались. Собрания политических устраивались совершенно свободно. Но самое любопытное: если к вечерней поверке собрание не заканчивалось, то поверка откладывалась до окончания мероприятия.

В октябре 1905-го, в разгар революционных событий, замок хотели было штурмовать. Идея возникла спонтанно в толпе возвращавшихся с митинга пролетариев. Но кто-то убедил работяг, что в тюрьме содержатся только уголовники, и взятие "Харьковской Бастилии" не состоялось.

В конце 60-х прошлого века замок разобрали.

Застенки в школе и во Дворце бракосочетаний

Yes

Очевидно, недаром с определением "брачные" используется понятие "узы". Открытие Дворца бракосочетаний в здании, краткое время служившем местом содержания арестованных, имеет некие оттенки символизма

Некоторые учащиеся, несмотря на все успехи в деле гуманизации образования, считают школу тюрьмой. Согласно некоторым данным, одна из харьковских школ была тюрьмой настоящей - без всяких аллегорий. На улице Ильинской, 40, расположено здание бывшего Алексеевского ремесленного училища. Ныне это общеобразовательная школа №18. А в 20-е годы прошлого века здесь, ввиду нехватки мест заключений, якобы содержался контрреволюционный элемент – несколько сотен человек. Позднее заключенных на некоторое время перевели в дом Юзефовича – нынешний Дворец бракосочетаний на улице Сумской.

Здания – как люди. Порой их прошлое также может быть чрезвычайно темным.

"Казематы" для футбольных фанатов

В советские времена на территории областного управления СБУ, расположившегося на улице Жен мироносиц (до недавнего времени - Совнаркомовской), находился следственный изолятор “конторы”. В сентябре 2016-го глава СБУ Василий Грицак организовал экскурсию в изолятор для представителей масс-медиа. Камеры нашли в состоянии далеком от традиционном представлении о чекистских застенках. Свежий ремонт и душевые объяснили подготовкой к Евро-2012. Камеры предназначались для иностранных футбольных хулиганов.

Концлагерь на Чайковского

Yes

Комендант "чекистского концлагеря" на ул. Чайковского, 16, в 1919 году Степан Саенко. Будучи пенсионером союзного значения, скончался в Харькове в 1973 году

В течение непродолжительного времени в 1919 году (с января по июнь) здание на улице Чайковского, 16, использовалось в качестве содержания граждан, заподозренных местной "чрезвычайкой" в контрреволюционной деятельности. Обретение свободы после пребывания в руках чекистов приравнивалось ко второму рождению. Время было суровое, нравы испорченными. Казни и пытки становились делом обыденным. В городских летописях остался "прославившийся" жестокостью чекист Степан Саенко. И не только в городских. Его, как сказали бы ныне, одиозная персона, попала в рассказы Аверченко, стихотворения Велимира Хлебникова и на страницы эпохального романа Алексея Толстого "Хождение по мукам".

"Белый лебедь"

Yes

Из-за сходства по цветовой гамме со знаменитой Соликамской тюрьмой харьковские казематы иногда называют "Белым лебедем"

О возникшей также в позапрошлом столетии самой знаменитой харьковской тюрьме – Холодногорской - можно писать тома исследований и художественных романов. Только череда побегов в конце XX – начале XXI веков может стать основой для ряда остросюжетных драм.

В этой тюрьме побывали почти все обитатели зловещего писательского дома "Слово". Ставший своеобразным "пионером" Иван Багряный по мотивам собственного сидения создал целый роман "Сад Гетсиманский", где описал ужасы застенков НКВД. Впрочем, Багряный был не единственным в своем роде. Холодногорскую тюрьму в произведениях упоминали и легендарный Гайдар, и лауреат Нобелевской премии Солженицын.

А в конце 60-х побывал здесь и знаменитый харьковский диссидент Генрих Алтунян. Согласно его описаниям, за три десятка лет после большого террора и быт арестантов стал более щадящим – в камеры не набивали задержанных до такой степени, что можно было только стоять, как в переполненном трамвае – и отношение к политическим резко поменялось.

"В тюремной каптерке, где я получал необходимое для жизни здесь имущество, я впервые столкнулся с живым заключенным, - писал впоследствии Алтунян  в "Воспоминаниях диссидента". - Хозяин каптерки, не глядя на меня, выкладывал на стол это самое имущество: "матрасовку" — чехол на матрас, заменявший здесь простыню, застиранную серую наволочку, остатки старого полотенца, короткое одеяло, алюминиевую кружку без ручки, ложку, у которой вместо черенка был привязан пруток от веника. Я смотрел на все это и настроение становилось все более угнетенным.

— Какая статья? — неожиданно спросил каптенармус (заведующий каптеркой - ред.). С этого вопроса обычно начинаются знакомства в тюрьмах.

— 62-я, бывшая 58-я, — ответил я.

И вдруг этот человек смахнул все, что выложил передо мною, прямо на пол.

— Политическим почет и уважение, — сказал многозначительно он, чем удивил меня. И тут же я получил новенькую кружку, чистое новое полотенце, целую ложку..."

Среди многочисленных легенд о Холодногорской тюрьме самой загадочной является история о подземных ходах, которые выходили из тюрьмы на Полтавский шлях, и по которым якобы наиболее дерзкие заключенные совершали побеги из заточения.

Основой для этих легенд могли стать газетные сообщения от 1909 года о том, что один вор, сбежавший из Холодногорской тюрьмы, несколько дней прятался в катакомбах, пока не был извлечен оттуда полицейскими.

Качановская колония

Yes

И, конечно же, рассказ о тюремном Харькове был бы неполным без упоминания о Качановской женской колонии №54 в Вишневом переулке. Здесь отбывала наказание (по иной версии - преследовалась по политическим мотивам) бывший премьер Юлия Тимошенко, что на некоторое время превратило Харьков в центр политической напряженности страны.

Но не VIPами едиными. В Качановской колонии в 2011 году пребывала Любовь Шило, занесенная в Книгу рекордов Украины в качестве самой высокой женщины страны. Она отбывала наказание за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. На некоторое время женщина, рост которой составлял 213 сантиметров, стала своеобразной достопримечательностью заведения.

Фото: ru.tsn.ua, dozor.kharkov.ua