Завод Шевченко, попович, укроборонпром, заказа завода Шевченко, завод имени малышеваУже несколько лет одно из наиболее известных предприятий Харькова балансирует на грани уничтожения. Если в лучшие годы на заводе имени Шевченко работали около 25 тыс. человек, а его руководителей хорошо знали первые лица государства, то сейчас на предприятии числится приблизительно 500 сотрудников. Завод, выпустивший в свое время аппаратуру для запуска космического корабля "Восток", пилотируемого Юрием Гагариным, не смог найти свое место на новых экономических рынках и стремительно растерял промышленный и кадровый потенциал. Ситуация стала критической после экономического кризиса 2008 г. До этого времени объемы производства завода составляли около 110 млн. грн. в год и медленно, но возрастали. Болезненной потерей для завода стало отсутствие спроса на телефонные станции и сокращение оборонных заказов. Частая смена руководства не добавляла стабильности предприятию, и с 2009 г. на заводе стартовала процедура санации. Стоял даже вопрос о банкротстве и ликвидации с передачей заказов завода другим, более успешным и не очень предприятиям. Однако в конце прошлого, 2013-го, года в конце туннеля забрезжил свет надежды. О том, какие перспективы появились у предприятия, рассказал его новый директор Иван Попович, назначенный в июле 2013 г. Кстати, порекомендовал его на эту должность последний космический министр СССР, бывший руководитель завода им.Шевченко Олег Бакланов.

- Завод им.Шевченко прославился на всю страну как предприятие с огромным долгом по зарплате. К тому же, завод проходит процедуру банкротства. Зачем вам, предпринимателю, брать на себя заботы о таком проблемном предприятии?

- Я на заводе им. Шевченко в свое время проработал около 27 лет и ушел с должности заместителя директора, которым стал в 32 года. Потом работал генеральным директором предприятия "Техноимпекс", сейчас у меня есть строительный бизнес. Но в конце мая состоялся разговор с председателем Совета директоров корпорации ОАО "Рособщемаш" Олегом Дмитриевичем Баклановым, когда он приезжал в Харьков. Он не скрывал, что завод находится в очень сложном положении: есть долги по зарплате, проблемы с заказами, - но сказал, что настало время, когда нужно помочь родному предприятию.

У меня был ряд условий, самое важное из которых было связано с тем, что завод находится в банкротстве и по закону им руководит арбитражный управляющий. Но директор предприятия должен иметь всю полноту власти. Эту проблему решили. Арбитражный управляющий Булыжин Игорь Владимирович понимает проблемы завода и с ним есть взаимопонимание. Кроме этого, делается все необходимое, чтобы в январе-феврале завод вышел из санации и было подписано мировое соглашение с кредиторами.

- С чего вы начали работу в должности директора?

- Когда я пришел на завод, он был замусорен, а среди людей царили панические настроения. Трудовой коллектив удалось убедить, что еще не все потеряно. Провели пять субботников по очистке территории, возрождаем художественную самодеятельность. Провели капитальные ремонты кровель в четырех корпусах. Основой для возрождения завода стал разработанный и утвержденный план его реструктуризации, включающий проект оптимизации численности персонала. Наладили также активную маркетинговую работу по поиску заказов.

- Что предполагает план реструктуризации завода?

- Сейчас завод занимает 28 га. После подписания мирового соглашения территория составит около 7 га и будет огорожена забором. К нам отойдут корпуса №№1, 2, 3, 10 и 18, остальное будет отдано кредиторам. Сейчас рабочие перемещают оборудование в новые цеха, где проведен ремонт. На заводе было 2,5 тыс. станков, но мы оставим себе около 700, а остальные – получат кредиторы. Наш сборочный цех №31 мы переместили в корпус №1, где сделан ремонт кровли, 2-го и 3-го этажей. Кроме этого, переводятся на новые места и сохраняются покрасочное производство и механический цех. После уплотнения накладные расходы, которые повышают себестоимость, уменьшатся на порядок. Например, сейчас на заводе работают 12 электроподстанций, которые не задействованы в производстве, но постоянно потребляют энергию в холостом режиме (около 1,2 кВт в сутки каждая).

Отмечу, что с реконструкцией центрального отопления решили подождать: пока обходимся электрическими приборами, в производственных цехах установлены инфракрасные обогреватели.

- Сколько планируете оставить работников?

- В конце 2013 г. на заводе было 750 работников, сейчас осталось около 500, а к 1 февраля будет штат в 300 человек (из них 100 – инженерно-технические работники). Именно столько участвует в производственном процессе, остальные – просто ходили на работу и накапливали долг по зарплате. Лишних людей будут увольнять по соглашению сторон с выплатой накопившейся зарплатной задолженности. В 2013 г. она составляла 27 млн. грн., а к началу 2014 г. сократилась примерно на 12 млн. грн. Часть средств поступило от "Укроборонпрома", в структуру которого входит завод, а часть предприятие заработало самостоятельно: 5,5 млн.грн. было получено от ГП "Завод им.Малышева" (Харьков) за поставки систем управления для танков "Оплот" и 2 млн.грн. – за поставки по проекту "Булат". Кстати, текущая зарплата выплачивается без задержек.

В дальнейшем будем увеличивать объемы производства, повышать зарплату и привлекать молодых специалистов. А они нам очень нужны, ведь сейчас средний возраст работников составляет 40-45 лет. Что касается инженеров. Мы общаемся с руководством Харьковского национального университета радиоэлектроники и Харьковского аэрокосмического университета им.Жуковского. Заводу нужны специалисты по авиационной, бронетанковой и турбинной темам, нужны программисты. Есть дефицит слесарей и токарей, как и в целом в Харькове. У нас на заводе их средний возраст составляет уже 60-65 лет. Организовываем наставничество и будем обучать молодежь рабочим профессиям своими силами.

- Чем планируете занять оставшихся работников, какие заказы будете выполнять в 2014-м году?

- На 2014 г. есть, так сказать, реальный производственный план на 30 млн.грн. и перспективный – на 40 млн.грн. (по итогам 2013 г. объем производства составил около 15 млн.грн.). При численности персонала в 300 человек выработка на одного работника составит около 100 тыс. грн. в год. Это хорошая цифра. Она даст возможность удерживать зарплату на уровне 2,5 – 3 тыс. грн.

Есть два заказа от завода им.Малышева на 2014 г., которые составляют 6 млн. грн. и 10 млн. грн. соответственно. Есть заказ от "Укрспецэкспорта" на 1,98 млн. грн.

Мы плотно работаем с ГП "Харьковский завод специальных машин" (бывший 110-й автомобилеремонтный завод), с которым есть договор на поставку им 10 комплектов панелей управления для бронетехники на сумму в 1 млн. грн. Рассматривается заказ еще на 300 комплектов.

ГП "Киевский бронетанковый завод" (г.Бровары) по кооперации внутри "Укроборонпрома" передает нам техническую документацию для освоения производства новой для нас техники – щита управления. На первом этапе мы получим заказ на 2,25 млн. грн., на втором - 3 млн. грн.

С НПК "Фотоприбор" (Черкассы), который тоже входит в "Укроборонпром", заключен рамочный контракт на 6,9 млн. грн., сумма уточняется.

Также будем выполнять для ГП "Оризон-Навигация" (г.Смела, Черкасская обл.) подрядный заказ на 200 тыс. Есть приглашение для участия в производстве дымовой гранаты на ПАО "Шосткинский завод химических реактивов" (Сумская обл.). Объем заказа – 1 млн. грн.

Отмечу, что в конце 2013 года в Москве прошло совещание в ООО "Рособщемаш", на котором завод им.Шевченко представил свои возможности россиянам. По итогам совещания можно сказать, что завод выходит на рынок оказания услуг военно-промышленной корпорации "Научно-производственное объединение машиностроения" (Россия) в работах по подготовке к пуску ракет с научно-испытательного полигона "Космодром "Байконур". Подписание договоров на эти работы ожидается в первой декаде февраля 2014 года. Военно-промышленная корпорация машиностроения планирует задействовать наше предприятие в опытно-конструкторских работах по продлению сроков эксплуатации аппаратуры ракетных комплексов. Сумма предполагаемых договоров - 4 млн.грн.

Важное для завода событие произошло в декабре 2013 г., когда предприятие получило лицензию Министерства экономического развития и торговли на выполнение заказов военно-промышленной тематики как в Украине, так и в странах СНГ. Без этой лицензии мы не могли работать над получением заказов для ВПК других стран. Сразу же после получения лицензии начальник КБ завода Анатолий Курбетов принял участие в совещании "Рособщемаша", которое прошло в Москве. Мы представили свои возможности россиянам, и уже есть первые результаты.

В целом по спецпродукции, а это изготовление приборов для бронетехники, завод планирует получить 17 млн. грн. дохода по первому, реальному плану, а по перспективному – 24 млн.грн.

- Для оборонных заводов считается оптимальным соотношение спецпродукции к гражданской 50 на 50. Есть ли у завода Шевченко гражданские заказы, чтобы выстоять, если не будет оборонных?

- Традиционной темой для завода остается разработка и производство автоматизированных систем управления для АЭС и ТЭС. Наши системы управления есть на всех украинских АЭС, а также на ряде российских (Ростовская, Курская, Калининская, Балаковская). Это наш конек и основательное направление нашей дальнейшей работы, которая была приостановлена в связи с торговыми сложностями с Россией. Но сейчас отношения налаживаются, я думаю, что на рынок России у нас будет выход. По нашим предварительным оценкам, для различных российских электростанций мы сможем выполнить работ на 10 млн. грн.

В реальный план на этот год мы включили контракт с Ладыжской ТЭЦ (Винницкая обл., "Западэнерго") на поставку двух комплектов систем виброконтроля питательных насосов. Объем заказа - 1,5 млн. грн. Есть заказ на систему контроля механических величин турбогенератора для Зуевской ТЭЦ (Донецкая обл.) на 1,2 млн. грн. Идут переговоры с ПАО "Харьковская ТЭЦ–5". С этой ТЭЦ есть взаимопонимание, так как завод им.Шевченко - государственное предприятие, а не мелкая фирма, что и привлекает энергетиков. Заказ сейчас в стадии обсуждения, общая сумма может составить около 8 млн. грн. Проект реконструкции, в которой завод им.Шевченко будет участвовать, разработает "ЛьвовОРГРЭС". Будем участвовать также в тендере на участие в реконструкции энергоблока №8 Старобешевской ТЭЦ (Донецкая обл., "ДонбассЭнерго").

Еще мы хотим попасть в проект реконструкции Минской ТЭЦ-5 (Беларусь), где в прошлом было установлено и работает наше оборудование. Проект будет разрабатывать "ЛьвовОРГРЭС".

Налаживаем сотрудничество с "Укргидроэнерго". Есть перспективы участия в модернизации каскада гидроэлектростанций на Днепре. Объем работ составляет 1 млн. грн.

Что касается народно-хозяйственной продукции, то завод готов производить все, что будут заказывать. Сейчас в нашем активе - налаженное производство светильников для железных дорог. В ходе встречи с начальником ГП "Южная железная дорога" (ЮЖД) Александром Филатовым завод предложил свои услуги и получил настоящую поддержку. Был подписан рамочный контракт на 6 млн. грн. В рамках этого договора завод будет поставлять различные детали для ремонта и модернизации тепловозов и электровозов. На ЮЖД эксплуатируется много локомотивов, поставленных в далеком прошлом из-за рубежа, в частности, из Чехии. Комплектующие для них закупать за рубежом очень дорого, и завод решил помочь железной дороге: наши производственные мощности позволяют выполнять такие заказы. Встречались и с руководством "Укрзалізниці". Выяснилось, что завод им.Шевченко может помочь в модернизации и автоматизации сети светофоров. Например, пока светофор находится в зоне видимости машиниста поезда, он будет гореть ярко, а после проезда его яркость можно и уменьшить, чтобы экономить электроэнергию.

Презентовали наши возможности такому крупному предприятию, как "Лугансктепловоз", который много продукции поставляет в страны СНГ. С руководством завода обсудили наши ценовые предложения и нашли взаимопонимание. Они тоже, как и ТЭЦ-5, будут переходить на работу с крупными предприятиями, и завод Шевченко им подходит. Ведь у нас есть и отдел контроля, и представительство заказчика, и центрально-заводская лаборатория. Производство стандартизировано и сертифицировано. Сейчас речь идет о поставках подкузовных светильников для локомотивов. В дальнейшем планируем участвовать в производстве двух новых электровозов для Украины. Наши технологи изучают соответствующую документацию, будем стараться попасть в этот проект.

Продолжая разговор о гражданской продукции, хочу отметить заказ на поставку радиоточек, розеток и вилок на 500 тыс. грн. для предприятия "Регион ресурс". Будем поставлять также подобное оборудование НПК "Луч" (Харьков). Собираемся участвовать в февральском тендере на поставку осветительного оборудования, турникетов и много другого оборудования для строящейся станции метро "Победа".

На встрече с директором Департамента коммунального хозяйства Харьковского горсовета Виктором Китаниным мы заявили о своем желании и возможностях производить светофоры, светильники и парковочные автоматы для города. Завод уже изготовил 8 парковочных автоматов, которые проходят испытания в Украине. Есть проекты сотрудничества с Балаклеей, Мерефой, Красным Донцом, Лозовой и Купянском по разным проектам: от светильников до энергосберегающей аппаратуры. Это пока намерения.

Планируем также за счет заказов для цеха пластмасс, литейного производства и штамповки в будущем получать около 2 млн. грн. дохода в год. Мы не гонимся за сверхрентабельностью и не страдаем гигантоманией: что заказывают, то и будем делать.

Всего по гражданской продукции планируется объем производства около 10 млн.грн.

- Есть ли перспективы у проекта производства электронных книг на базе завода им.Шевченко?

- Да, действительно, был такой проект. На заводе серьезно изучали возможность его внедрения, когда был инвестор. Но сейчас инвестора для этого проекта нет.

- До кризиса значительную долю дохода завода составляло производство телефонной техники. Какие перспективы в этом направлении?

- На складах завода осталось много оборудования, которое не успели реализовать: это кроссовое оборудование, шкафы и другие системы. Наше оборудование установлено во многих населенных пунктах страны. Аппаратура работает, но постепенно изнашивается. Мы хотим возродить это направление и будем предлагать проводить регламентные работы, производить кроссовое оборудование, обучать механиков. Но в этом направлении сильную конкуренцию нам составляет китайская продукция.

- Кого еще, кроме китайцев, вы видите в качестве конкурентов, с кем придется бороться на рынке?

- Конкурентов у нас много: это и государственные, и коммерческие структуры. Ситуация осложняется тем, что завод в период стагнации потерял многих заказчиков, но хорошо, что другие нас еще помнят и видят наши преимущества как государственного предприятия с серьезной организацией производства. А побеждать конкурентов будем традиционным способом – качеством и ценой. Вот, например, заказ на поставку светильников для тепловозов получили потому, что наши конкуренты выставили цену в 207 грн. за штуку, а мы, чтобы попасть в проект, вынуждены были предложить 205 грн. за штуку. Такая же ситуация и по бронетанковой тематике. Главный потребитель этой продукции – ГП "Завод им.Малышева". Если первую партию систем для "Оплотов" мы поставляли по 635 тыс. грн. за штуку, то следующие будем поставлять по 412 тыс. грн. Это требование заказчика. Мы видим, что сможем уложиться в заданный ценовой диапазон, если уменьшим численность работников и проведем реорганизацию производства, о которой я уже говорил.

Я 10 лет проработал в бизнесе, многому научился. Главное – не работать на склад и иметь реальные контракты, а также уменьшать накладные расходы. В годы СССР под влиянием гигантомании старались все этапы производства продукции осваивать на заводе. Теперь наша задача - оставить завод сборочным предприятием и сохранить его бренд. Например, нужно посмотреть, не лучше ли разместить заказ на гальваническую обработку или на производство печатных плат на другом заводе-подрядчике или даже в Китае. Ведь после заказа платы поступают из Китая через две недели, и они хорошего качества. А чтобы запустить производство плат на заводе им.Шевченко, нужны инвестиции в 200 тыс. грн., а также средства на закупку материалов. Дело в том, что на заводе производством печатных плат занимались в корпусе №15, но этот корпус продан. Теперь перевозим оборудование из этого корпуса в наши цеха. Пока установим, пока наладим, пройдет время. А Китай сейчас готов присылать готовые печатные платы по очень выгодным ценам. Так что сотрудничество с Китаем, хотя он и наш конкурент, может быть выгодно в смысле сокращения накладных расходов.

Вообще, я считаю, что плохой мир лучше доброй войны. Был такой момент в истории нашего завода, когда некоторые работники конструкторского бюро увольнялись, организовались различные фирмы. Понятно, что эти компании специализировались на технике, аналогичной той, что выпускал завод им.Шевченко. Самой крупной такой компанией стала "Монолит-энерго". Я встречался с руководством этой компании Кучеренко и Носовым. Мы приняли решение, что будем сотрудничать. Я нахожу заказы - они подставляют плечо. Если им нужна помощь, то завод им.Шевченко готов ее оказать. Сейчас "Монолит-Энерго" сотрудничает с "Хартрон-Плантом", где производят спроектированные "Монолит-Энерго" приборы, но такую работу может выполнять и наш завод в наших цехах.

- Руководитель завода им. Малышева в середине 2013 г. высказал намерение переводить различные производства на свою территорию. Есть ли такие планы относительно вашей аппаратуры для бронетехники?

- Каждый руководитель хочет развивать свое предприятие, но взвалить все на себя - это нереально. Себестоимость такого производства будет зашкаливать. Тем более, сегодня с обновленным заводом им.Шевченко работать выгодно, так как мы снижаем цены. Более того, речь идет о том, чтобы на завод им.Шевченко передать производство тех приборов, которые сейчас делает ГНПО "Коммунар". Это предприятие предлагает изделия по 920 тыс. грн.. а мы готовы поставлять по 480 тыс. грн. Уже есть предварительное решение на уровне руководства "Укроборонпрома" и Минобороны по поводу передачи производства на завод м. Шевченко.

Главное, что мы доказали "Укроборонпрому" значимость и нужность завода им.Шевченко и заручились его поддержкой. Дело в том, что мы показали себя с очень хорошей стороны среди тех, кто участвует в таиландском контракте на поставку танков "Оплот". Завод им.Шевченко поставил все 16 комплектов досрочно и качественно. Таким образом, мы показали, что завод существует и готов выполнять самые сложные заказы. Поэтому речь о ликвидации предприятия уже не идет.