- Станислав Анатольевич, Вы член комитета по ТЭК, ядерной политике и ядерной безопасности. Каковы, по Вашему мнению, основные проблемы отрасли и существует ли, хотя бы не моментальный, но рецепт их решения?
- На мой взгляд, основной проблемой в сфере энергетики является отсутствие энергетической стратегии Украины, которая позволила бы определить перспективы развития ТЭК страны и давала ответы на вопросы - поддерживать или нет шахтеров, реализовывать ли идею газового консорциума. Все проблемы вытекают из отсутствия единого концептуального подхода к тому, какая область энергетики для Украины приоритетна (атомные или тепловые электростанции). Нет расчетов, сколько электроэнергии нужно произвести в стране для собственных нужд и можно ли ее экспортировать в другие страны. В бюджете 2002 г. были заложены средства для того, чтобы ряд профильных институтов занимался созданием энергетической концепции Украины. По плану представление этого проекта должно было пройти в конце года в постоянном комитете ВР, но депутаты концепции так и не увидели. Сейчас она разработана на 50%. При отсутствии стратегии работа сводится к ситуативному реагированию. Есть проблема шахтеров - пытаемся решить ее за счет выделения средств из госбюджета.
Раньше было модно создавать холдинги. Сейчас эта идея ставится под большое сомнение. Я сторонник проведения эксперимента в нескольких областях - отработать концепцию на примере слияния рентабельных и нерентабельных шахт, чтобы выяснить, можно ли так поддержать убыточные шахты. А после закрытия шахт предприятиям, которые будут трудоустраивать и переквалифицировать шахтеров, должны предоставляться налоговые льготы и выделяться кредиты на развитие такого производства под минимальный процент (8-10%). В противном случае Украина столкнется с социальным взрывом в шахтерских регионах. Ведь даже сейчас жизнь вокруг нерентабельных шахт - это отсутствие элементарных условий, отопление квартир буржуйками (да и то не каждый день, а когда уголь подвезут).

- Вы входите в межведомственную рабочую группу по обработке технико-экономических обоснований для реализации идеи газового консорциума. На какой стадии сейчас находится работа? Как Вы можете прокомментировать мнение, что вместе с консорциумом Украина получит сторонних хозяев и не получит никакой выгоды?
- Чтобы сформировать собственное мнение и абстрагироваться от политики, я проводил консультации со специалистами газотранспортной системы. Изначально они склонялись к мнению об опасности зависимости Украины от России, которая станет не только поставщиком газа, но и его транспортером. Позже возникла другая точка зрения. Газотранспортной системе Украины нужны серьезные инвестиции - на некоторых участках сотни километров "трубы" нуждаются в срочной замене, так как уже не соответствуют нормативам. Необходима модернизация компрессорных станций. Если создание консорциума учтет необходимость вложения больших средств в отрасль и увеличения объема прокачиваемого топлива через газопроводы, то это пойдет только на пользу, так как от этого напрямую зависит прибыль государства.
Сегодня на газотранспортную систему возложена плата ренты за транспортировку природного газа. Это около 2 млрд. грн. в год. После создания консорциума вопрос остается не решенным. Пока на заседаниях рабочей группы он не обсуждался, группа начнет его обсуждение в ходе формирования госбюджета на 2004 г., так как есть все предпосылки к тому, что в следующем году консорциум начнет реальную деятельность. Уже выделено помещение под офис, идет набор специалистов.

- Станислав Анатольевич, как Вы относитесь к возможности приватизации "Харьковоблэнерго" в ближайшем будущем?
- Проблема приватизации энергетических предприятий стоит не только перед Харьковской областью. По моему мнению, пакеты акций, которые находятся в государственной собственности, нельзя спешить продавать. Предприятия отрасли имеют задолженности, которые реально снижают рыночную стоимость пакетов акций облэнерго. Каждый желающий приобрести пакет акций оценивает его инвестиционную привлекательность - сколько (после покупки) предприниматель готов уплатить по долгам. Государственным подходом к проблеме стало бы выведение предприятий из тотальных задолженностей. Достичь этого можно ужесточением требований к оплате услуг предприятиями как со стороны облэнерго, так и органами местной власти. Таким способом можно в значительной степени увеличить стоимость этих пакетов акций.

- Станислав Анатольевич, среди поданных Вами законопроектов социальные занимают довольно значительную часть. Один из них посвящен квоте для трудоустройства молодежи. Насколько такой закон необходим Украине и не будет ли он шагом назад?
- Секретариат ВР зарегистрировал законопроект "О социальном обслуживании". Профильный комитет считает, что поданный мной законопроект более адаптирован к требованиям времени, чем проект Кабинета министров (КМУ - "SQ"). Но поскольку проект КМУ был принят в первом чтении, то в комитете возникли разногласия по поводу возможности внесения на рассмотрение моего законопроекта. В комитетах парламента мне предложили либо отказаться от вынесения проекта, либо после принятия проекта в первом чтении доработать все проекты о социальном обслуживании и соединить их в один законопроект. Главное, чтобы законопроект был четко структурирован, правильно выписан и облегчил отношения в сфере социального обслуживания. Законопроект о трудоустройстве молодежи подан вынужденно. Он не просто проходит обсуждение в комитетах, поскольку фонд занятости не совсем согласен с моей позицией. Основная цель проекта - дать выпускникам вузов шанс трудоустройства по специальности, пусть и с административной помощью. Сейчас складывается такая ситуация, что все готовы получить уже состоявшихся профессионалов, но не хотят помогать молодым людям, вкладывать интеллектуальные инвестиции в будущее.

- В свое время Вы вошли в состав депутатского объединения "Новое поколение". Какова судьба объединения? Его создание было декларацией или просто парламентские журналисты не сообщают о его деятельности?
- Во-первых, объединение образовано не так уж давно. Я думаю, что пройдет совсем не много времени, и все увидят, насколько активным оно станет. Главное преимущество объединения в том, что оно дает молодым депутатам возможность общения. Мы можем собираться и обсуждать законопроекты не по фракционному принципу. К примеру, тот же законопроект о квотах для трудоустройства молодые депутаты могут поддержать хотя бы потому, что он касается молодежи. Сейчас идет работа над государственной программой кредитования жилищного строительства для молодежи. На основании этой программы финансирование может быть заложено в госбюджет на 2004 г. Именно молодые депутаты будут пытаться сделать все для того, чтобы программа носила реальный, а не декларативный характер. Самое главное, что взаимопонимание членов объединения "Новое поколение" абсолютно аполитично.

- Станислав Анатольевич, Вы один из немногих харьковских депутатов, которые не меняли фракционную принадлежность. Это принципиальная позиция или стечение обстоятельств?
- У меня есть внутреннее убеждение, что решение о переходе в ту или иную фракцию должно формироваться не спонтанно, а на основании уверенности в правильности принимаемого решения. Для этого нужно спокойно поработать в одной фракции. Я проработал во фракции НДП почти год, после этого можно делать какие-то выводы.

- То есть, можно ожидать Вашего перехода в другую фракцию?
- Пока об этом рано говорить.

- Как проходит Ваше сотрудничество с облгосадминистрацией и горисполкомом? Были законопроекты, которые Вы совместно разрабатывали или подавали по их просьбе?
- На мой взгляд, сотрудничество народных депутатов с органами местной власти должно быть более тесным. Это сразу видно на примере законопроектов, которые бы депутаты от Харьковской области вносили в секретариат парламента. Ко мне облгосадминистрация ни разу не обратилась с предложением о совместной разработке проекта с одним из управлений. Может быть, другие депутаты и получали такие предложения, но я - ни разу. Обладминистрация обращалась к нам с просьбой поддержать те или иные вопросы, в частности, выплату пособия по уходу за детьми, когда в 2002 г. по этим платежам была задолженность госбюджета перед областью. По просьбе горисполкома мной были предложены изменения в Бюджетном кодексе Украины, которые уже прошли рассмотрение в бюджетном комитете ВР. Этот проект будет либо вынесен на первое чтение в отдельности, либо обобщен с другими депутатскими предложениями об изменениях в Бюджетный кодекс.
Более тесное сотрудничество может выражаться в том, что проблемы, которые возникают в процессе работы у специалистов администрации, регулировались или принятием нового закона, или внесением изменений в уже существующий законодательный акт. Нельзя сказать, что в работе депутатов и администрации есть конфликты, мы работаем в атмосфере взаимопонимания. Когда председатель ХОГА Евгений Кушнарев предложил депутатам перераспределить средства, выделенные из госбюджета на капитальные вложения в округах, на строительство двух новых станций метрополитена, практически все депутаты подписались под соответствующим заявлением, которое послужило выделению средств на строительство из госбюджета.

- Прошел год с момента Вашего избрания. Решены ли за это время какие-то самые важные проблемы Вашего округа, которые задекларированы на Вашем персональном сайте?
- Сейчас самая острая для 170-го избирательного округа проблема это подтопления. Эта проблема неоднократно обсуждалась с горисполкомом и с представителями предприятия "Харьковкоммуночиствод". Кое-что на сегодняшний день уже удалось сделать - есть позиция городских властей, разработан проект строительства ливневой канализации. Реальное финансирование проекта намечено на 2003-2004 гг. Начальная стоимость проекта - около 1 млн. грн., но сейчас сумма возросла почти до 2 млн. грн. Достигнута договоренность с Национальной юридической академией о помощи в финансировании проекта. Вуз готов выделить до 500 тыс. грн. на строительство ливневок в районе Журавлевки. В дальнейшем переговоры о финансировании строительства будут проводиться и с другими предприятиями и организациями, расположенными в этом районе или заинтересованными в строительстве.
Сегодня нагрузка на канализационную систему и отсутствие ливневок приводит к сложной ситуации именно на Журавлевке, где не только высокие грунтовые воды, но и наземные потоки подтапливают жилые дома.

- Как вообще проходит Ваша работа в избирательном округе?
- Те акции, которые проводились мной во время предвыборной кампании, не просто PR, как сейчас модно говорить. Проведенные праздники станут ежегодными и традиционными, к примеру, Масленица. Стараемся уделять внимание ветеранам. Это и подписка газет, и поддержка их продуктовыми наборами, а иногда и материально. Я не считаю, что в такой помощи есть что-то оскорбительное. Это не "подачка", а постоянная работа, знак внимания, а не подкуп. Ветераны чувствуют, что помощь не для галочки, а от всего сердца.
Еженедельно мои помощники проводят прием избирателей, раз в месяц прием провожу я. На моем приеме обсуждаются вопросы, которые либо не в компетенции моих консультантов, либо возникли у избирателя в последний момент. Вопросы у избирателей возникают самые разные. Совершенно нормально, если приходится решать, выделить ли материальную помощь, рассматривать жалобы, к примеру, на судебные органы или исполнительную власть. Часто возникают вопросы по пенсионному обеспечению и льготной телефонизации.
Кстати, по одному из обращений был направлен депутатский запрос через ВР. Я выступал с трибуны парламента относительно того, что повышение пенсий привело к пропорциональному снижению субсидий для пожилых людей (если пенсия увеличилась на 10%, то субсидия уменьшилась с 25 до 15%). Это не только не повысило прожиточный минимум пенсионеров, но и значительно снизило их реальные доходы. Сейчас уже известно, что Кабмин отреагировал - вопрос рассматривается, идет поиск решения о том, как сделать, чтобы пенсионеры с повышением пенсии не утратили права на субсидию.

- Насколько помогают или мешают Вашей работе дружеские и родственные связи?
- С моими друзьями, одноклассниками у меня сложились нормальные, деловые отношение. Они ни в коей мере не мешают нашей совместной работе в ВР.
Если говорить о родственных отношениях (я говорю об отце моей жены - ректоре Национальной юридической академии Василии Яковлевиче Тацие), то это для меня лично - возможность общаться с человеком, у которого богатейший опыт и огромные знания. У него есть своя точка зрения, свои политические взгляды. А общение с умным человеком всегда обогащает.

Справка "SQ". КОСИНОВ Станислав Анатольевич родился 29 декабря 1971 г. в Харькове, в семье служащих. Мать - медсестра, отец - офицер. Учился в харьковской школе N3, подавал документы в Военную инженерно-радиотехническую академию имени Говорова. В 1991 г. поступил в Юридическую академию им. Я.Мудрого. Работал в юротделах крупных компаний, занимающихся поставками электроэнергии и газа, а также внешнеэкономической деятельностью. Поступил в аспирантуру, тема кандидатской диссертации была посвящена проблемам защиты прав потребителей. В 1999 г. С.Косинов зарегистрировал собственную юридическую фирму. В 2001 г. выступил организатором благотворительного фонда "Харьковские правовые инициативы". Женат, воспитывает двух дочерей-близнецов.