В 1998 г.

 
Украина подписала Киотскую конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур, задекларировав желание привести свое таможенное законодательство в соответствие со стандартами, принятыми в большинстве стран Европы и Америки, а также в ряде стран Азии.


С некоторыми новшествами в работе таможенной службы субъекты внешнеэкономической деятельности столкнутся уже с начала 2008 г., для введения других потребуется несколько лет, целесообразность третьих только обсуждается. О процессе совершенствования и тенденциях развития таможенной службы рассказал "SQ" начальник отдела организации таможенного контроля Харьковской таможни Геннадий Митяев. Харьковская таможня собирает около 1% всего госбюджета страны. За 11 месяцев 2007 г. она собрала 1,13 млрд.грн. платежей, к концу года планирует собрать около 1,25 млрд.грн. Все поступления от гостаможенной службы Украины составляют около 40% бюджета страны.

 - С какой целью Украина подписала Киотскую конвенцию?

- Специфика Украины состоит в том, что она граничит со странами ЕС, где действуют принципы этого документа. В конвенции собраны таможенные стандарты, которые действуют в более чем 100 странах Европы, Америки и Азии, а приведение нашего законодательства в соответствие с принятым в странах - членах конвенции необходимо. В частности, планируется привести к единому образцу документы, нужные для прохождения таможни. С 1 января  2008 г. в рамках вхождения в конвенцию будет вводиться декларирование с использованием грузовой декларации, что полностью соответствует международным стандартам. Ранее используемый нами бланк декларации был очень похож на применяемый в большинстве стран конвенции, но сейчас над унификацией поработали основательно, проанализировав декларации стран ЕС и США. В новой грузовой декларации, как и в старой, будут основные и дополнительные листы, но комплект будет состоять из четырех листов вместо пяти. Четвертый лист планируется использовать для обозначения целей перевозки. В нем не будут указываться коммерческие данные (например, стоимость груза), но будут графы, в которых силовые структуры - МВД, ГАИ - смогут делать свои отметки, в том числе, о форс-мажорных обстоятельствах, перегрузах или ДТП.

- Как проходит внедрение на таможне электронного декларирования?

- Идея передачи деклараций посредством телекоммуникаций очень привлекательна и для таможни, и для предпринимателей. Ее практическое применение стало возможным в результате узаконивания электронной цифровой подписи и ее хождения (в 2007 г. были приняты два соответствующих закона). Перспектива внедрения электронного декларирования - ближайшие несколько лет, но уже с 2008 г. возможности электронного декларирования будут основательно расширены. Сейчас ряд предприятий, в том числе и Харьковской области, электронно декларируются в качестве эксперимента, получив ключи доступа на основании договора с таможенными органами.

- Насколько быстро возможно перейти на декларирование в электронном виде?

- Процесс автоматизации работы таможни электронными методами необратим, и если кто-то захочет остановить развитие в этом направлении, он просто остановит работу таможни. А в перспективе нас ждет то, что большая часть контактов с декларантами будет проходить через интернет. Таможенные документы уже сейчас невозможно оформлять без компьютерной техники и брокерского программного обеспечения. База для создания электронных  документов есть у каждого субъекта внешнеэкономической деятельности. Таможня принимает бумажную и электронную копию (на дискете) деклараций. При массовом переходе на электронную декларацию бумажный ее вариант и вариант на дискете будут упразднены. Кроме того, что декларация будет поступать на таможню по сетям телекоммуникаций, она и обрабатываться будет компьютерной программой, а участие людей будет необходимо только в определенных случаях. Если программа обнаружит, что декларация неправильно оформлена, ее вернут с указанием причины, например, не представлен нужный разрешительный документ. Все, что может потребовать таможня, определено постановлением Кабмина в 2006 г., и здесь проблем нет. Начисление налогов и сборов тоже будет проходить автоматически, но с учетом факторов риска.

- Что такое факторы риска?

- Таможенный товар подвержен таможенным рискам в том смысле, что его классификация может быть указана заведомо неправильно, чтобы уменьшить налогообложение. Например, налогообложение 48-й группы таможенной классификации (бумага) зависит от множества характеристик - зольности, плотности, способа производства и использования. Бумага и картон для сигаретных упаковок облагаются более существенным налогом, чем для полиграфии. Поэтому бумага попадает в разряд товаров, подверженных факторам риска, и машина сообщит об этом инспектору. Если выявлены факторы риска, то декларация будет распечатываться, и будут проведены дополнительные формы проверки, например, досмотр.

- И много потребуется досмотров при новой системе?

- В соответствии с мировым стандартом, количество досмотров должно быть минимально-необходимым. Сейчас нас упрекают в том, что мы проводим слишком много досмотров, и в чем-то наши критики правы. Применение системы факторов риска в нашей сравнительно молодой таможне только в стадии разработки, поэтому и проводятся досмотры, когда это нужно и не нужно. Но в перспективе досмотры будут проводиться только в случаях, когда установлены обоснованные факторы риска. 

В мировой практике в ходе досмотров обнаруживается 5% контрабанды, остальное – в местах реализации товаров. Вот вам еще одно новшество в нашей практике – постаудит. Его правовая основа закреплена в Таможенном кодексе Украины уже 5-6 лет. Такая форма контроля есть, и по международным стандартам она должна быть включена в схему таможенного контроля наряду с работой по заявительному принципу.

- Как внедряется этот вид деятельности?

- За 11 месяцев 2007 г. в результате постаудита было выявлено нарушений на 250 тыс.грн., а весь объем таможенных сборов Харьковской таможни составил за этот период 1,13 млрд.грн. Сейчас проверяется только около десятой доли процента от всех проведенных таможенных операций, а за год их оформляется около 50-70 тыс.

Внедрение постаудита только начинается. Сейчас получается так: мы приходим на предприятие, чтобы проверить, как используется задекларированный товар, а руководитель пишет на председателя комиссии жалобу и просит проверить его полномочия. Дело в том, что в обществе еще не сформировалось мнение, что таможенники имеют право и должны проводить проверки не только на границе и на внутренней таможне, но и на предприятиях. А ведь сосредоточение зон таможенного контроля только на таможенных терминалах, как организовано сейчас на Харьковской таможне, - это только начальная стадия развития таможенной службы. Например, во Франции, куда наши таможенники ездили перенимать опыт, проверки ведутся  на всей территории страны, в любом супермаркете, торговой точке или предприятии, и это не считается чем-то необыкновенным.

- Как поступать тем предпринимателям, для которых нецелесообразно приобретать цифровую подпись?

- Для тех, кто не может купить себе электронную подпись, существует система посредников-брокеров. Сейчас они проходят перерегистрацию, но можно сказать, что за год при нашей таможне зарегистрировано около 60 брокерских фирм, которые оказывают услуги по декларированию. В этих фирмах работает более 200 человек. Кроме этого, при нашей таможне зарегистрировано 9 филиалов представителей брокеров от других таможен. Крупные предприятия, имеющие международные экономические связи, создают собственные брокерские отделы и департаменты, но есть целый ряд предприятий – субъектов внешнеэкономической деятельности, которые с таможней не контактируют, поскольку заключили договоры с таможенными брокерами.

Кстати, из-за неправильно оформленных параметров груза или задержки с оформлением документации по вине брокера предприятие может понести убытки. Например, документы не были оформлены брокером своевременно, и груз отправлен на склад. Логично, что в этом случае издержки за хранение на складе должен понести брокер, однако законодательно по отношению к брокерам-посредникам такая норма не установлена, ее проекты сейчас только в стадии разработки. Поскольку, в случае принятия соответствующей законодательной нормы, за недосмотры в работе брокер должен будет отвечать своим имуществом, планируется, что к работе в этом секторе будут допускаться компании с уставным фондом (по самым приблизительным прикидкам) не менее 1 млн.долл. Сегодня есть брокерские конторы, вся фирма которых помещается в одной папке и ноутбуке - предприниматель купил программу "Брокер" и обслуживает пару тройку клиентов, а нынешняя законодательная база позволяет ему работать.

- Когда планируется ввести электронный таможенный документооборот?

- По прогнозам, электронный оборот будет введен до 2012 г. Есть моменты в законодательстве, которые нужно дорабатывать - одного закона об электронной подписи мало. Нужно еще провести ряд изменений в законодательстве, так как оно требует предоставления декларации только с мокрой печатью.

Кроме того, компьютерная техника не всегда соответствует требованиям времени как на таможне, так и у субъектов внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Мы их предупреждаем, чтобы готовили компьютерную  базу. Конечно, это связано с расходами, но выгода от ускорения товарооборота и снижения затрат времени на оформление операций будет намного больше затрат.

- Допустим, что таможенники подготовились к электронному варианту работы. А как складывается ситуация с фитосанитарами  и санврачами?

- По идее, разрешительные документы и этих служб должны приходить в электронном виде, для чего будет создана совместная база данных. Службы уже знают о том, что им предстоит такая работа, ведь программа – общегосударственная, и кодифицируют свои акты. В будущем мы сможем заходить в электронные библиотеки других ведомств и читать помещенные в них документы.

- Как развивается инфраструктура складов, которыми пользуются субъекты ВЭД?

- В распоряжении предпринимателей есть пункты прибытия грузов, лицензионные склады и склады временного хранения. Новшества уже затронули склады, которым в конце 2007 г. было предписано давать информацию о своих операциях в режиме он-лайн. Но пока эта информация передается ежедневно – на дискетах.

В 2007 г. субъекты ВЭД планировали ввести в эксплуатацию два грузовых таможенных комплекса, но они будут готовы лишь в 2008 г. Склады нужны, чтобы сдать товар и закончить оформление документов, а иногда  - чтобы собрать деньги на таможенное оформление. На складах временного хранения разрешено хранить товары в течение трех месяцев, на лицензионных – трех лет (кроме подакцизных товаров). На лицензионном складе можно объединять партии товаров, завозить большую партию и оформлять ее частями, эффективнее используя оборотные средства. За время нахождения товара на складе таможенные платежи не выплачиваются и не требуются сертификаты. Если срок хранения истек, товар передается на склад таможни.

- Получается, что у таможни нет собственных помещений для складов?

- Пока нет. Но Таможенный кодекс предусматривает создание таможенной инфраструктуры на основе специализированных таможенных учреждений, те же грузовые таможенные комплексы могут быть организованы за бюджетные деньги. В ведении таможенного органа будет таможенный комплекс – админздание, склады, досмотровая структура, стоянки автотранспорта, погрузчики, персонал, брокеры. Это может быть госпредприятие, которое строится по модульной схеме и может быть создано, где угодно, - хоть в чистом поле. Логично создавать такие комплексы возле транспортных артерий.

В 2007 г. мы исследовали целесообразность создания такого комплекса. Вывод получен однозначный: нам такое госпредприятие нужно. Таможенники в какой-то мере становятся зависимыми от хозяев грузового комплекса. Сейчас у нас в распоряжении пять грузовых отделов, помещения которых арендуются. Собственники создали условия для работы таможенников, предоставили помещения, сделав ремонт, но при этом они используют комплексы для коммерческих целей и получают прибыль. Мы не против, но ведь не все наши требования получают отклик. На комплексе нужны автомобильные весы, но весов нет. А если бы было госпредприятие, мы бы уже давно их поставили.

- Какие таможенные комплексы уже есть?

- Есть для автотранспорта, но нет для железнодорожного. Комплекс на ул.Клочковской, например, имеет статус места прибытия автотранспорта. При нем есть три склада временного хранения, лицензионный склад и помещения для подразделений таможенного оформления, по определению кода товаров, таможенной стоимости, а также по работе с сертификатами происхождения товаров.

Однако не решенной остается проблема железнодорожного таможенного комплекса, так как сейчас наши службы растянуты по многим станциям, на которые подаются грузы, подконтрольные таможне. В Киеве, например, таможенный комплекс создан на базе станции укргосцентра "Лиски", где сосредоточены таможенные конторы. Переговоры о создании комплекса мы ведем с Южной железной дорогой с 1998 г., но руководство не увидело перспективы в этом вопросе. А вот сотрудники Юго-Западной  увидели возможность дополнительно зарабатывать за счет концентрации таможенных грузопотоков.

В Харькове есть филиал УГЦ "Лиски" (на бывшей станции "Червонозаводская"), где имеется единственный в области кран, способный грузить крупные контейнеры. "Лиски" - куратор контейнерных перевозок в Украине, имеет филиалы в Киеве, Одессе, Днепропетровске и Донецке. Харьковский филиал "Лиски" - один из лучших в области по всем складским параметрам и имеет перспективы для концентрации на нем таможенных грузов.

- Есть ли у Харьковской таможни перспективы сотрудничества в сфере логистики с иностранными компаниями?

 - Сказать, что перспектива сотрудничества с иностранцами в логистике есть, я не могу, Просто нет вариантов, сейчас не из кого выбирать. Ведь логистика основывается не только на построении маршрутов, она должна иметь материальную базу, опираться на транспортные развязки - такие, как станция Червонозаводская. А все места транспортных развязок уже заняты отечественными предприятиями.  Кстати, станция Червонозаводская - это первое место, где образовалась Харьковская таможня. Первый грузовой отдел был создан возле этой станции на пр.Гагарина, в здании автотранспортного управления. А потом уже службы стали разрастаться по всему городу.

- Раз уж зашел разговор об истории, расскажите, как начиналась работа таможни?

- Вначале была одна не очень толстая книжечка - единый таможенный тариф, где были указаны ставки пошлины, действовало одно постановление Кабмина о лицензировании товаров. Все было очень просто, но таможенник должен был быть хорошим товароведом. Сейчас  классифицировано около 5 тыс. групп товаров, и их количество постоянно растет. Есть товары, которые еще не вошли в группы и идут в графах "другое".

Так вот, работа таможни продолжала усложняться, ввели экспортный контроль вооружений. Затем к таможенному оформлению подключились санитарные, ветеринарные, экологические, фитокарантинная службы, службы по контролю за историко-культурными ценностями. Мы, таможенники, не имеем права завершить контроль, если хоть одна из этих служб не завершила свой.

- Как таможенники справились с усложнением таможенных процедур?

– Процедуру оформления груза разделили на этапы. Одну декларацию стали оформлять от четырех до шести специалистов разных служб, которые даже находятся в разных помещениях. Теперь принят приказ, который определил принцип работы службы с использованием всего одного окна.

Сейчас в Харьковской таможне работа над оформлением декларации идет в несколько этапов, но службы находятся в одном помещении - соблюдается принцип единого окна. Подытоживая, отмечу, что сравнительно молодая таможенная служба Украины продолжает развиваться, совершенствоваться и искать новаторские формы работы. Кстати, украинская таможенная служба признана одной из самых динамично развивающихся в мире. Сегодня приоритет дается таможенному оформлению по принципам "единого окна и единого офиса" с уменьшением количества процедур и их упрощением.