Генеральный директор харьковского ОАО "Турбоатом" Виктор Субботин делает невозможное. Не опираясь на парламентское лобби, не пользуясь поддержкой каких-либо финансово-промышленных групп, он вместе со своей командой на протяжении почти двух лет сдерживает атаки одного из самых опытных рейдеров Украины – российского олигарха Константина Григоришина. При этом "Турбоатом" под руководством Виктора Субботина демонстрирует блестящие финансовые показатели, и это несмотря на непрекращающиеся рейдерские атаки и экономический кризис.

Разговор с генеральным директором завода проходит в его кабинете на "Турбоатоме". На экране монитора Субботина - интервью Константина Григоришина, которое тот дал несколькими днями ранее "Украинской правде". Виктор Субботин, понимая, о чем пойдет разговор, не ожидая вопросов, начинает комментировать слова Григоришина.

- Константин Иванович в интервью заявляет, что Субботин якобы "подворовывет с "Турбоатома" и не делится прибылью с Григоришиным как с акционером. "Подворовывает" - это оскорбление, за которое можно привлечь к ответственности через суд. Об этом я подумаю…

Финансовая отчетность завода размещаются на сайтах предприятия и Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, и каждый может с ней ознакомиться. Предприятие работает значительно рентабельнее, чем это было до прихода на завод нашей команды, мы имеем хорошие показатели по объемам производства, по прибыли. Отсутствие воровства на предприятии – это один из факторов, благодаря которым "Турбоатом" имеет хорошие финансовые показатели. Завод, на котором "подворовывают", не может достичь таких результатов.

К тому же завод находится под пристальным вниманием контролирующих органов, особенно после серии публикаций в прессе, где меня обвиняли во всех смертных грехах. Конечно, ничего не подтвердилось. Так что насчет "подворовывает" - это все обман чистой воды и клевета.

Теперь о дивидендах, которые не получает акционер Григоришин. На собрании акционеров было принято решение о распределении чистой прибыли в фонд выплаты дивидендов. Но регистратор ОАО "Турбоатом", фирма "Реестр Холдинг", находящаяся под контролем Константина Григоришина, на протяжении двух лет под различными предлогами не передавала нам реестр акционеров. Это затрудняло проведение собрания акционеров и не давало возможности перечислить дивиденды. И виноват в этом сам Константин Иванович.

Пусть, кстати, этот бизнесмен, рассуждающий о социальной справедливости, приедет в Харьков и посмотрит в глаза миноритарным акционерам. Среди них - много пенсионеров, проработавших по 40 лет на заводе, и теперь эти люди, благодаря играм Григоришина, не могут получить дивиденды. Я понимаю, все относительно, но одно дело - плюс-минус миллион для олигарха, другое - несколько сот гривен для стариков …

К счастью, государство, которое является самым крупным акционером завода (владеет 75% акций предприятия), дивиденды получает. Доля государства остается неизменной, поэтому для перечисления ему дивидендов реестр уточнять не нужно.

- Григоришин заявил, что деньги "Турбоатома" лежат на депозитах в "Мегабанке", который Вы раньше возглавляли. По его словам, если Вас снимут с должности и депозиты будут изъяты из "Мегабанка", банк рухнет.

- Я работаю директором "Турбоатома" чуть меньше двух лет, в "Магабанке" - с середины 90-х. Решение о том, на каких условиях и в каких банках размещать депозиты предприятия, принимало тогдашнее руководство завода. Сейчас, имея всю информацию, я могу сказать, что средства "Турбоатома" всегда размещались в нескольких банках. Как говорит Анатолий Александрович Бугаец, который тогда возглавлял завод, "яйца нужно раскладывать по разным корзинам".

"Мегабанк" действительно активно сотрудничал все эти годы с заводом, например, как банк-оператор участвовал в работе по индийскому контракту. "Мегабанк" собственными средствами гарантировал обязательства "Турбоатома" перед заказчиками. Кроме того, "Мегабанк" осуществляет весь спектр банковского обслуживания предприятия и делает это профессионально.

Так что информация Григоришина - это полуправда: есть некий факт, который потом трактуется в интересах одной из сторон. Кстати, на сегодня средства "Турбоатома" размещены на депозитах в нескольких банках, и "Мегабанк" не является основным. Это, пожалуй, все, что я могу сказать, не нарушая коммерческой тайны.

- Изъятие депозитов завода из "Мегабанка" отразится на финансовом положении банка?

- Однозначно это не будет фатальным для банка. "Мегабанк" - самодостаточное и стабильное финансовое учреждение. Банк дважды проходил IPO (первичное размещение акций - "SQ") на международных рынках, имеет хороший уровень ликвидности и платежеспособности.

- Григоришин в своем интервью заявил, что годовой оборот "Турбоатома" - 70 млн.долл., руководство завода обещало 500, но это, по его словам, смешно, так как у "Шкоды", которая делает сходное оборудование, обороты составляет 800 млн.долл. …

- Для начала разберемся, откуда взялась цифра 500. На этот год мы определяли объем реализации продукции на 500 млн.грн., по курсу 5,05 это было 100 млн.долл. Действительно, это пока меньше, чем у "Шкоды", и во много раз меньше, чем у "Сименса" или "Альстома", которые работают на том же рынке. Но кто угодно может посмотреть наши показатели, сравнить показатели 2006 г. с показателями 2007-го и 2007-го с 2008-м и увидеть динамику их роста за время работы нашей команды. Например, по итогам работы за 11 месяцев этого года темп роста реализации продукции составил почти 140 %.

Кстати, что интересно, Константин Иванович заговорил о дивидендах, благодаря нашей деятельности. Ведь еще два года назад о  дивидендах речь вообще не шла, поскольку предприятие не получало практически никакой прибыли. Если Григоришин не будет мешать нам работать, то дивиденды от деятельности "Турбоатома" будут еще больше. У нас есть конкретный план работы, и мы его выполняем. Безусловно, свои корректировки вносит мировой экономический кризис, но в любом случае все, что зависит от нас, будет сделано.

- В своем интервью Григоришин заявил, что президент Виктор Ющенко неправильно оценил роль "Турбоатома" и поставил перед заводом невыполнимые задачи.

- Давайте по порядку. Насчет того, монополист или не монополист завод "Турбоатом". Наш завод – предприятие-монополист в Украине, по определенным видам турбин – в странах СНГ, да и в Европе "Турбоатом" - монополист по ряду оборудования. Например, тихоходные турбины для атомных станций не умеют делать турбинные заводы России,  в чем-то схожие конструкции производят "Альстом"  и "Сименс", но, по большому счету, мы действительно монополисты на европейском рынке по производству турбин-миллионников с конструкцией сварных роторов. И в этой части Президент был прав - он же не обязан объяснять журналистам конструктивные особенности продукции одного из предприятий Украины. Виктор Андреевич говорил о роли "Турбоатома" в жизнеобеспечении страны и стратегии развития машиностроения, о том, что таких предприятий, как "Турбоатом", в нашей стране осталось единицы, но именно на них у государства строится перспектива. В общем, кто как хотел услышать слова президента, тот так их и услышал.

Теперь по поводу того, что, по словам Григоришина, "Турбоатом" не сделал ни одной ядерной турбины за последние 10 лет". Это абсолютная неинформированность акционера о реальной работе предприятия. Пусть хотя бы из интернета новости узнает… (улыбается). Так вот, информирую его персонально: за последние 10 лет были изготовлены 4 паровые турбины для индийских атомных станций номинальной мощностью 240 мегаватт каждая. Кроме того, мы ведем модернизацию атомных станций России, Венгрии, Финляндии, Болгарии. В настоящее время при участии "Турбоатома" готовится к пуску 2-й блок Ростовской АЭС мощностью миллион киловатт.

Далее… (Смотрит текст интервью Григоришина.) "Турбина со своей обвеской составляет не более 10% блока". Ну что на это сказать… Во-первых, то, о чем он говорит, называется не "обвеска", а "обвязка". А во-вторых, турбина с обвязкой составляют 15-20% блока, а не 10%.

Насчет того, что "Турбоатом" не имеет отношения к ядерному острову. Да, это правда, но пока не имеет. Президент Украины действительно дал поручение изготовить корпуса ядерного реактора, причем это поручение поступило, в том числе, и на основании информации, которую мы ему подготовили и доложили. И мы ответственно заявляем, что "Турбоатом" технически и технологически способен приступить к изготовлению корпусов ядерных реакторов. К этому готовы и конструкторы, и технологи, и производственники. На следующем этапе мы будем делать разгрузочные машины для загрузки ядерного топлива в корпуса реактора.

Кстати говоря, недавно мы ездили в Японию, где посетили турбинный завод "Mitsubishi Heavy Industries". Мы видели их планы реконструкции и модернизации оборудования, и в этих планах был участок по сварке корпусов реакторов для атомных станций. В Японии "Mitsubishi Heavy Industries" идет таким же путем, как и мы. Да, идет впереди нас, но мы лишний раз убедились в том, что наши действия по развитию завода абсолютно правильные и ненадуманные.

Кроме того, хочу отметить, что у нас есть договоренности с нашим НАЭК "Энергоатом" и российским "Росатомом" о том, что "Турбоатом" со временем будет поставлять оборудование для ядерного острова. А Григоришин пусть удивляется тому, что мы на это нацелены и добьемся результата. За космические корабли мы точно браться не будем, а корпуса ядерных реакторов будут производиться на "Турбоатоме". В конце концов, мы работаем в интересах государства, а не только частного акционера, даже если он олигарх.

- Кабинет министров Украины недавно включил "Турбоатом" в список объектов, подлежащих приватизации в 2009 г. Аналогичное решение Кабмин принимал и в начале этого года. Почему правительство так настойчиво пытается продать "Турбоатом", несмотря на неблагоприятную конъюнктуру рынка и стратегический статус предприятия?

- Любая приватизация в нынешних условиях – это распродажа государства за бесценок. Время сейчас абсолютно неподходящее - ни у кого нет денег на серьезные покупки, а значит, будут брать даже не за полцены, а еще дешевле. Очевидно, объекты будут "сдаваться" даже не за деньги, а за услуги.

Касательно "Турбоатома": логики в этих решениях Кабмина лично я не вижу. Возможно, логика и есть, но объяснять ее публично пока никто не торопится. Есть аргументированная позиция Виктора Андреевича Ющенко, Валентины Петровны Семенюк-Самсоненко (председатель Фонда госимущества Украины - "SQ") о том, что сейчас приватизировать "Турбоатом" нельзя.

- Кто будет участвовать в приватизации "Турбоатома", если она все же состоится?

- Будут участвовать российские "Силовые машины". Как только в январе 2008 г. было принято первое решение о приватизации, "Силовые машины" направили на имя премьер-министра официальное письмо, в котором выразили желание участвовать в конкурсе.

- Зарубежные инвесторы будут участвовать в конкурсе? "Альстом", "Сименс"?

- Да ну нет… они в эту нашу неразбериху не рискнут погружаться... Все эти наши правила – думаешь одно, делаешь другое, получаешь третье - их пугают. Нет. Они не будут рисковать.

- Если приватизационный конкурс будет объявлен, кто станет победителем этого конкурса?

- Если будет объявлен конкурс, то завод купит представитель российского бизнеса. Реальный или аффилированный – это уже детали, но это точно будут россияне.

- Это может быть Григоришин?

- Он тоже представитель России. Он же не отрицает в своем интервью, что располагает информацией о действиях и событиях в Москве, вокруг Кремля…

Вообще, участие Григоришина в конкурсе обещает быть скандальным. В своем интервью он говорит о том, что виделся с Тимошенко, и премьер-министр так отреагировала на предложении о его участии в конкурсе по приватизации "Турбоатома": "Приходи на конкурс, заплатишь больше денег – тебе  продадут". Вам это не кажется странным? Вообще-то "кто больше заплатит, тот и купит" – это нормальный принцип для приватизационного конкурса. Но премьер, очевидно, четко себе представляла, с кем имеет дело – Григоришин редко идет прямым, законным путем, а потому сделала акцент именно на прозрачности будущего конкурса.

Я не знаю, насколько платежеспособен Константин Иванович, но, наблюдая за тем, как он получал "Укрречфлот"… Он просто захватил его силой: блокировал своими боевиками периметр, выбил пакет акций у акционеров и сменил руководство предприятия. Вот это его методы. Кстати, трижды команда боевиков Григоришина приезжала к "Турбоатому" на автобусах с четким заданием захватить предприятие, но мы не позволили ему этого сделать. Заметьте, ни о каких деньгах речь не шла - были попытки силового захвата завода.

Вспомните, что происходило на других объектах, попадавших в поле зрения Григоришина. Там было все – захваты, судебные иски, угрозы, реки грязи... Только честного участия в конкурсах не наблюдалось. Видимо, зная все это, Юлия Владимировна в разговоре с Григоришиным и предложила ему честно поучаствовать в конкурсе. А может быть, даже добавила: "Сделай это хотя бы раз, для разнообразия" (смеется).

- В своем интервью Григоришин упоминает харьковского губернатора Арсена Авакова…

- Дело в том, что для господина Григоришина есть завод, который он должен получить. Все, кто мешают это сделать, автоматически становятся объектом его враждебности. И губернатор Харьковской области, и  Фонд госимущества Украины, и Президент Украины, который не дает растащить государство за бесценок, ну и, конечно, нынешний состав дирекции "Турбоатома". Судя по своему последнему интервью, Григоришин сильно раздосадован тем, что у него до сих пор не получилось получить контроль над "Турбоатомом". Видно, все мы крепко его достали…

Но хватит о Григоришине. Он, конечно, мешает, но мы тут не с Григоришиным воюем, а турбины строим…

- Традиционный вопрос, который сейчас задают каждому директору предприятия: как на работе завода отразился экономический кризис?

- Пока кризис нас не сильно качнул, хотя есть определенные сигналы от заказчиков, которые просят изменить сроки проплат и увеличить сроки поставок. Это, безусловно, сказывается на темпах роста производства, которые мы набрали и которых планируем достигнуть в следующем году. Были перенесены сроки некоторых тендерных конкурсов. Там, где мы выиграли тендеры и уже подошли к этапу подписания договоров, договоры не подписываются, хотя результаты конкурсов не аннулируются. Так что финансовый кризис мы пока ощущаем косвенно.

К счастью, мы сумели за полтора года в основном загрузить предприятие, мы имеем заделы, по крайней мере, на весь следующий год по загрузке и вспомогательных, и основных цехов работой. Мы сформировали 2009-й год полностью, и наша задача - в течение ближайших 3-6 месяцев все-таки получить контракты, чтобы обеспечить работой 2010-й год, причем с темпом роста. Мы демонстрируем темпы роста на уровне 130-145% два года подряд и не собираемся их снижать, даже не смотря на кризис.

- Есть какие-то статьи расходов, на которых завод будет экономить в условиях кризиса?

- Мы планировали в этом году провести реконструкцию базы отдыха, но придется ее отложить. Там средства нужны очень значительные: хотели достроить еще один этаж, построить новую котельную, благоустроить прилегающую территорию. Конечно, сейчас это невозможно. По общежитиям – основные работы мы провели в 2007-2008 гг., включая лифты, крыши, кухни.  Планировали заняться двухэтажными общежитиями – они в очень плохом состоянии, но будем там вести работы по минимуму. А на чем еще экономить? На зарплатах и модернизации производства завод экономить не будет.

- Увольнений на "Турбоатоме" не планируется?

- Нет. Наоборот, подписаны договоры с техникумами, вузами, училищами, и сегодня мы имеем хороший приток молодой рабочей силы. Мы создали на предприятии учебный центр, ввели должности наставников – это опытные рабочие пенсионного возраста, которые освобождены от основной производственной деятельности и занимаются воспитанием станочников с перспективой профессионального роста.

Вообще, кадрам мы уделяем особое внимание. Стараемся соотношение рабочих основных профессий и вспомогательных менять в сторону основных (станочники, сварщики). Но это процесс многосторонний. В первую очередь он требует наших усилий по модернизации оборудования, технологических процессов. Мы ремонтируем станки, ставим на них системы управления ЧПУ. В 2007-2008 гг. приобретено 12 единиц нового оборудования, а всего на техническое перевооружение затрачено 33 млн. грн.

Кстати, раз уж зашла речь о персонале... Мне буквально только что сообщили – вчера по местному телевидению был сюжет о двух парнях, которые поступили на работу к нам на завод токарями, а раньше были банковскими служащими. Одного из них отец привел, который долго у нас работает. Объяснили свое решение они так: зарплата на "Турбоатоме" нормальная и работа стабильная. Хочется верить, что это тенденция. Надеюсь, многие молодые люди сейчас задумаются… Зарплаты на "Турбоатоме" неплохие. А насчет престижа я скажу так: это еще вопрос, что престижнее, – быть офисным работником или квалифицированным рабочим, которые сейчас, поверьте, на вес золота.

Справка "SQ" ОАО "Турбоатом" завершило 9 месяцев 2008 г. с чистой прибылью в объеме 35,2 млн.грн., что в 3,9 раза больше установленного плана, с темпом роста к соответствующему периоду прошлого года 116,6%. Валовая прибыль достигла 97,9 млн.грн., что в 1,76 раза больше запланированной, к соответствующему периоду прошлого года возросла в 1,24 раза. Доход от реализации продукции за 9 месяцев 2008 г. составил 373,2 млн.грн. при плане 282,0 млн.грн., выполнение - 132,3%. Чистый доход от реализации продукции за 9 месяцев 2008 г. составил 337,9 млн.грн. при утвержденном финансовом плане 261,0 млн.грн., выполнение - 129,5%, за 9 месяцев 2007 г. реализация составила 243,7 млн.грн., темп роста реализации составил 138,7%. Объем производства продукции за 9 месяцев 2008 г. – 287,3 млн.грн. с темпом роста к соответствующему периоду прошлого года 117,5%. Удельный вес экспорта – 66,8%. Рентабельность продукции – 40,9%. Общая сумма средств, перечисленная ОАО "Турбоатом" по итогам 9 месяцев 2008 г. в государственный бюджет в виде налогов, сборов, дивидендов, отчислений в Пенсионный фонд и другие социальные фонды, составила 91,8 млн.грн., в том числе предприятием перечислены дивиденды на государственную долю в уставном фонде на 12,4 млн.грн. Средняя заработная плата на предприятии в эквиваленте полной занятости в сентябре 2008 г. достигла 2 348,7 грн., в том числе у производственных рабочих основного производства 3 626,2 грн. Рост средней зарплаты к соответствующему периоду прошлого года составил 37,8 %. Среднесписочная численность работающих – 4957 чел., в том числе производственных рабочих – 1 301 чел., с начала года численность рабочих увеличилась на 63 чел. Предприятием набран портфель заказов, обеспечивающий загрузку предприятия на ближайшие три года. Среди основных заказчиков - Мексика, Индия, Россия, Казахстан, Армения, Украина и другие страны дальнего и ближнего зарубежья. План производства на 2009 г. сформирован с темпом роста к текущему году в 150%.