Личность, 25.04.2017

Виктор Субботин: Основная задача "Турбоатома" - освоение новых и восстановление "спящих" рынков

25.04.2017, 09:11

субботин, турбоатом"Турбоатом" - крупнейшее предприятие Украины, флагман отечественного машиностроения. Десять лет назад генеральным директором "Турбоатома" был назначен Виктор Субботин. О том, что сделано за эти годы, как изменилась работа на заводе и за счет чего предприятие борется с конкурентами, - в интервью Виктора Георгиевича.

- 25 апреля исполнилось ровно 10 лет, как вы руководите "Турбоатомом". Что лично для вас означает эта дата?

- 10 лет пролетели, как один день. Безусловно, за эти 10 лет было много событий, которые стали знаковыми для предприятия и для меня лично. Это тот рубеж, который надо анализировать, делать выводы и строить планы на перспективу.

- Буквально сразу после вашего назначения завод подвергся серии рейдерских атак. Что сейчас происходит на предприятии в этом отношении? Вы чувствуете давление со стороны миноритарных акционеров, которые когда-то пытались получить контроль над предприятием?

- Думаю, многие харьковчане помнят, как неоднократно предпринимались попытки силового захвата предприятия. Фактически коллектив завода отстоял "Турбоатом" в собственности государства. На сегодня никакого давления на "Турбоатом"  нет. Это, безусловно, важно для стабильной работы предприятия.

- Каким вы видели будущее предприятия тогда, 10 лет назад,  какие задачи ставили перед собой, что получилось и что не получилось?

- 10 лет назад, как и сегодня, стояла задача обеспечить технологическими возможностями завода рыночные позиции, для чего был проведен комплекс мероприятий, которые позволяют предприятию чувствовать себя уверенно в XXI веке.

субботин, турбоатом

Прежде всего, хочу сказать, что Анатолий Александрович Бугаец (генеральный директор "Турбоатома" с 1986 по 2006 гг., на фото посередине - SQ) обеспечил преемственность поколений по всей вертикали управления предприятием. Он привел  меня на завод. Это личность с большой буквы, Герой Украины, человек, который 20 лет возглавлял предприятие и сохранил его в тяжелейший период развала экономических связей. Он не продал ни одной единицы оборудования, не допустил отчуждения ни единого квадратного метра производственных площадей. И всю программу развития предприятия мы разрабатывали вместе. Нашей целью было и остается решение триединой задачи: развитие технической, кадровой и рыночной позиции завода.

Первым и главным является развитие средств производства: наше оборудование и технологические возможности должны быть современными. За это время мы провели коренную модернизацию по основным технологическим процессам - от заготовительного производства до выпускного цеха, что мы неоднократно демонстрировали заказчикам, руководству страны. В целом скажу, что 70 млн. долл., которые были точечно вложены в основное оборудование, сегодня дают возможность производить самую современную продукцию, востребованную и конкурентоспособную по цене и качеству.

субботин, турбоатом

Кадровый потенциал. Нужно было обеспечить преемственность поколений, воспитать молодежь (конструкторов, технологов, станочников). Это происходит не за один год. Мы набирали выпускников институтов, техникумов, колледжей, желающих освоить профессию машиностроителя. У нас работает система наставничества, когда за ветеранами закрепляют молодых специалистов. Это себя оправдало, и на сегодня средний возраст работающих на предприятии - 43-44 года, что практически на 10 лет ниже, чем 10 лет назад. Но это высококвалифицированные  специалисты, работающие на современном оборудовании.

Развитие рынка. Мы не упустили ни одного из заказчиков ни в одной из стран. С каждым разговариваем на понятном ему техническом языке. Сделали ставку на наших конструкторов, которые являются главными маркетологами на заводе. А экономисты и менеджеры, равно как и я, будучи генеральным директором, дополняем конструкторскую, техническую мысль в работе с заказчиком. Убеждаем потенциальных клиентов, что наша продукция лучшая по технике и по стоимости. Это себя оправдывает.

Считаю, что основную задачу за эти 10 лет коллектив предприятия выполнил.

- Успехи "Турбоатома" за последние 10 лет очевидны, но хотелось бы узнать, что, на ваш взгляд, пока не получилось из задуманного? Есть ли что-то, что планировалось, но так и не было реализовано?

субботин, турбоатом

- Безусловно, нынешние возможности завода позволяют производить продукцию в гораздо большем объеме, чем мы имеем на сегодня. Технический потенциал рассчитан на большую емкость рынка. Нам не удалось до конца освоить потенциал рынка за пределами Украины. Все энергетические потребности нашей страны мы полностью удовлетворяем, но этого недостаточно для полноценной загрузки предприятия. Поэтому основная задача для нас на данном этапе – это освоение новых рынков сбыта (Европа, Африка), восстановление "спящих" рынков (Латинская Америка, страны Азиатского региона), где раньше мы были наиболее активны. Над этим мы сегодня и работаем.

- И что из достигнутого за последнее десятилетие на ваш взгляд является самым важным и значимым?

- На мой взгляд, это созданная команда на предприятии – от станочника до генерального директора, - которая работает на единую задачу, доверяя друг другу. И мы, дирекция, все время работаем над дальнейшим сплочением коллектива.

- В СМИ неоднократно появлялась информация о том, что в Украине может быть создано новое машиностроительное объединение, в которое войдут производственные и технологические площадки "Турбоатома" и "Электротяжмаша". Сделать это планируется для повышения конкурентоспособности на мировых рынках. На какой стадии этот процесс? В какой форме будет это объединение?

- Наш завод был основан как турбогенераторный. В 50-х годах генераторное производство было размещено на "Электротяжмаше". С тех пор наши заводы работают в тесном технологическом партнерстве. Это сотрудничество должно продолжаться и может быть организовано в разных формах хозяйствования. Мы однозначно должны работать вместе, поскольку наша продукция на одном валу заказчика. Какие формы взаимодействия на данном этапе наиболее приемлемы для страны, определяет правительство. Мы со своей стороны делаем все, чтобы наша взаимосвязь с "Электротяжмашем" не ослабевала. И только вместе мы можем быть конкурентоспособны на рынках как внутри Украины, так и зарубежных.

- Сегодня со всех сторон звучит вопрос приватизации предприятия. Что вы думаете о ней?

субботин, турбоатом

- Приватизация – не самоцель. Очевидно, она должна быть направлена на максимальные бюджетные поступления либо на дальнейшее рыночное развитие субъекта продажи. На сегодня экономические показатели "Турбоатома" - одни из самых значимых в стране по машиностроению. Это надо учитывать при принятии решения по дальнейшей судьбе завода. Если покупатель готов заплатить государству максимальную рыночную стоимость предприятия, то это, безусловно, аргумент для продажи. Полученные деньги достойно пополнят госбюджет Украины. Но при этом необходимым условием продажи должно быть дальнейшее развитие завода, сохранение действующих рынков сбыта и расширение новых, поскольку техническое перевооружение уже проведено, и нет необходимости на ближайшие годы в дополнительных ресурсах на эти цели.

- Какую роль в экономике современной Харьковщины и Украины играет "Турбоатом"?

субботин, турбоатом

- Фактически, "Турбоатом" сегодня является базовым предприятием по целому ряду экономических и промышленных направлений. Объемы платежей в местные и государственный бюджеты - одни из самых значимых в стране. В топ-100 лучших налогоплательщиков Украины по итогам 2016-го года мы находимся на 40-м месте. Отмечу, что в этом рейтинге только два машиностроительных предприятия -  "Турбоатом" и "Мотор-Сич". Учитывая, что последнее находится в частной собственности, мы являемся единственным государственным машиностроительным предприятием, которое платит высокие налоги. В прошлом году "Турбоатом" заплатил 921 млн. грн. дивидендов на госдолю, а по данным ФГИ, в 2016 году остальные акционерные общества выплатили государству чуть более 300 млн. грн. (всего в 2016 году АО перечислили на госдолю 1,243 млрд. грн. дивидендов - SQ).

- Какая сейчас ситуация на мировом рынке энергетического машиностроения? Есть ли там место для украинских предприятий?

- Ситуация достаточно сложная. Три года назад мы были на головном заводе Siemens (Германия) и воочию видели, что завод не загружен, мощности простаивают. И это - один из ведущих мировых производителей. И совершенно понятно, почему в украинских тендерах на деньги ЕБРР и Мирового банка с нами борются мировые производители. Работы на всех не хватает. Возможности производителей больше, чем потребности в энергетическом оборудовании. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы держаться на рынке за счет указанных мною преимуществ - техника, качество и цена.

- "Турбоатом" – государственное предприятие. Ощущаете ли вы поддержку государства со стороны областной и центральной власти?

- Мы имеем полную поддержку государства в лице органа управления - Фонда госимущества. У нас нет проблем в принятии решений по функциям, относящимся к Набсовету. В течение кратчайшего срока проходит согласование любого решения, находящегося в его полномочиях.

По местной власти. Мы понимаем всю меру ответственности и задачи, которые стоят перед заводом в развитии социально-экономической жизни города и области. У нас тесные взаимоотношения с городской и областной властью, и я в любое время могу посетить и городского голову, и губернатора. Ощущаем полную поддержку, заботу о нашем коллективе. Считаю, что на Харьковщине очень конструктивно относятся к управлению государственным сектором экономики.

- В социальной сфере уже много сделано и продолжает делаться. Что в планах? Как обстоит вопрос с передачей общежитий городу?

- Я считаю, что мы определили достаточно высокие социальные стандарты на предприятии, которые заложены в коллективном договоре, принимаемом нами совместно с профсоюзным и цеховыми комитетами. При подготовке к принятию договора происходят многоступенчатые обсуждения, все предложения производственных участков учитываются и фактически удовлетворяются.

Общежития мы привели в достаточно хорошее материальное состояние, и по просьбе наших сотрудников, проживающих там, принято решение передавать их в коммунальную собственность, чтобы люди имели возможность получить законное жилье в собственность. Кроме того, передав жилье в коммунальную собственность, мы освободим значительные средства завода, которые расходуются на нужды общежитий.

База отдыха "Голубой залив" готовится к очередному сезону, за летний период там оздоравливаются около 700 человек. Стадион в хорошем техническом состоянии, два десятка секций, тренеры, инструкторы. Хотелось бы, конечно, чтобы молодежь больше там занималась.

- Самый запоминающийся заказ для вас за 10 лет?

- Таких два.

Во-первых, по Днестровской ГАЭС. Первая турбина была изготовлена до нашего прихода, мы ее отгружали. И потом в течение нескольких лет были изготовлены и отгружены следующие две турбины, а в производстве сейчас находится четвертая. И очень важно, что последнюю турбину мы изготавливаем самостоятельно по полному технологическому циклу. Мы уже ничего не закупаем по импорту внешних поставок - все делаем сами в своих цехах. Поэтому эта турбина - наиболее дешевая в изготовлении для нас и для заказчика.

Во-вторых, очень запоминающимся был контракт на 20-й в истории завода и первый за время независимости Украины "миллионник" (турбина 1000 МВт). Мы произвели эту турбину с нуля и отгрузили заказчику, тем самым восстановив основные технологические циклы, модернизировав оборудование, обучив под это специалистов.

Эти два контракта по атомной и гидротематике закрепили нас как одного из мировых лидеров по турбостроению. Это визитная карточка современного завода.

- Люди, которых хочется вспомнить.

- Безусловно, это Анатолий Александрович Бугаец, Владимир Давыдович Хаитов, Виталий Федорович Абрамовский и многие другие – люди, которые отдали все свои силы заводу, работали до последнего дня.

comments powered by Disqus
RSS
Наши новости на вашем сайте