В Харькове уже не первый год пытаются организовать серийное производство дизелей для сельхозтехники. После того как не удалась попытка частной структуры возродить производство дизелей СМД на заводе "Серп и молот", заговорили о планах организовать производство малолитражных дизелей на ГП "Завод им.Малышева".


В числе тех, кто заинтересован в создании производства, разработчик нового дизеля - казенное предприятие "Харьковское конструкторское бюро по двигателестроению" (ХКБД). О достижениях КБ в том числе и в военной сфере рассказал "SQ" генеральный конструктор ХКБД Сергей Алехин.

 

- Как развивается проект внедрения серийного производства дизелей для сельхозтехники на заводе им.Малышева?

- 18 сентября на заседании комиссии Кабмина, прошедшей под председательством первого вице-премьер-министра Украины Николая Азарова, было решено зарегистрировать и поддержать инвестпроект завода им.Малышева и ХКБД по развитию производства малолитражных двигателей на заводе им.Малышева. Были даны поручения Минфину включить в бюджет 2008 г. средства для финансирования этого проекта, а также предусмотреть финансирование из бюджетных инвестиционных средств и в 2007 г. Планируется выделить около 44 млн.грн, в том числе 11 млн.грн. в 2007 г. и 17 млн.грн. - в 2008 г.

 
- Готов ли завод освоить эти средства?

- Завод проходит реструктуризацию, в ходе которой будут выделены свободные площади. Инициаторы внедрения программы надеются, что дизели будут производить на свободных от изготовления спецтехники площадях. Завод им.Малышева выбран неслучайно, так как имеет профильное оборудование, заготовительное производство и, самое главное, квалифицированные кадры.

 

- Не слишком ли 44 млн.грн. мизерная сумма для организации серийного производства нового дизеля?

- Если бы ставилась задача "в чистом поле" организовать производство, то, действительно, нужны были бы миллиарды гривен. Но если ставится задача использовать существующее оборудование и производственные площади, то она значительно упрощается. Планируется, что из госбюджета будет только частичное финансирование, а основные затраты понесет завод им.Малышева. Таковы условия предоставления государственных инвестиций согласно законодательству. Нужно выполнить подготовку производства, разработать технологию, оснастку, режущий инструмент, штампы, автоматизированную линию для обработки корпусных деталей. У завода и КБ имеется опыт внедрения подобных изделий. Все можно будет сделать без особых сложностей. Основная проблема - топливная аппаратура, для производства которой планируется приобрести три импортных станка, стоимость которых составляет примерно 1 млн.долл. Станки предназначены для финишных операций по производству распылителей форсунок.

 

- Двигатели ДТ существуют уже несколько лет. Не устарела ли их конструкция, пока идет внедрение?

- Основная масса работающих сейчас в мире дизелей разработана 30-40 лет назад. Учитывая, что дизели производят массово, очень сложно любому производителю переходить на какую-то новую технологию, так как требуется переделка целых автоматических линий. В то же время нужно продолжать выпускать запчасти для моторов старых конструкций, которые еще эксплуатируются. Поэтому нельзя сказать, что в производстве дизелей каждый год делается что-то революционное. Разработка двигателей серии ДТ продолжается около 7 лет, и актуальность внедрения дизелей в производство подтверждается программой, утвержденной Кабмином. Конструкторы предусмотрели ряд ноу-хау, которые позволят моторам в течение как минимум 10 лет быть конкурентоспособными. Есть возможность улучшать характеристики мотора без принципиальных изменений в конструкции только за счет применения более совершенных комплектующих изделий, в частности, за счет применения новых конструкций топливной аппаратуры. Принципиально важно, что мы закупаем австрийское оборудование для производства топливной аппаратуры. Это говорит, кстати, о том, что наши технологические решения находятся на уровне тех компаний, которые применяют такое оборудование.

 

- Не рассматривалась ли возможность производства топливной аппаратуры для дизелей ДТ на Чугуевском заводе топливной аппаратуры?

- Оборудование, которое производит Чугуевский завод топливной аппаратуры, не подойдет к нашим дизелям. Аппаратуру, подобную той, которую запланировано производить на заводе им.Малышева, производит компания "Бош" (Германия). Но эта компания не желает продавать свою продукцию в виде отдельных комплектующих, так как является монополистом и не заинтересована развивать аналогичные производства в других странах. ХКБД может разрабатывать не только двигатель, но и комплектующие, которые определяют уровень конструкции, например, форсунки. У дизелистов есть образное выражение: "Ни один дизель не может быть лучше собственной топливной аппаратуры". Именно топливная аппаратура определяет качество сгорания топлива и, как следствие, - качество работы дизеля.

 
- Какое же качество работы дизеля ДТ?

- Параметры мотора находятся на уровне ЕВРО-2. Для Украины этот уровень сейчас оптимальный. Планируется, что после разработки нового поколения топливной аппаратуры параметры двигателя будут соответствовать ЕВРО-3. Этим мы тоже занимаемся в рамках программы. Создаются также двигатели с диаметром цилиндра большим, чем первая серия мощностью от 14 л.с. до 60 л.с. Дизели нового семейства будут выпускаться с мощностями от 20 л.с. до 120 л.с. для тракторов, до 180 л.с. - для автомобилей и до 330 л.с. - для спецтехники.

 
- Кто будет покупать дизели?

- Традиционные потенциальные покупатели - "Завод самоходных шасси" (Харьков), ОАО "Харьковский тракторный завод" и Южный машзавод им.Макарова (Днепропетровск). Кроме того, двигателями заинтересовался завод "Электроагрегат" для изготовления электростанций (Курск, Россия). На базе ХКБД мы изготавливаем опытные двигатели, которые отдаем для испытаний на заводы-потребители. С курским заводом оформляется договор о том, что в течение нескольких месяцев будет отправлен опытный образец двигателя для мобильных электростанций. Ожидается, что дизели найдут применение и в судостроении. Например, для моторных яхт и шлюпок, которые работают длительно и которым нужна хорошая экономичность.

 

- Как государство может поддержать отечественного производителя, кроме прямой финансовой поддержки?

- Есть проблемы с лизинговой политикой страны. Почему трактор или сельхозтехника подлежит лизинговому регулированию страны, а двигатель лишен этой поддержки? Было бы правильно, если бы и мотор продавался по лизинговой схеме, что обеспечило бы определенный объем продаж на вторичном рынке. Еще одна проблема - конкуренция со стороны других стран, которые пытаются захватить рынок дизелей для сельхозтехники. Государство и здесь может помочь, не нарушая международных соглашений о свободной торговле. Нужно, например, запретить импорт дизелей, не соответствующих требованиям ЕВРО-2. Это требование естественно, так как несовершенные дизели вредны для экологии страны. Таким образом, будет ограничен импорт дизелей, например, из Китая.

 
- Над чем работают в ХКБД, кроме дизелей для сельхозтехники?

- Наша тематика в основном - военная. Сейчас основные работы связаны с созданием двигателя мощностью 1400 л.с. (на базе уже созданного мощностью 1200 л.с.). Двигатель предназначен для мощных танков отечественного производства и производства наших зарубежных партнеров. Есть новое направление - модернизация танков Т80УД, Т-72 путем использования вспомогательных силовых установок, разработанных в ХКБД. Эта установка работает, когда отключен основной двигатель, например, на стоянке. В результате расход масла и топлива уменьшается в шесть раз. Уменьшается также вероятность обнаружения танка, так как вспомогательный двигатель работает тише и выделяет меньше тепла. Это направление - установка вспомогательных силовых систем - очень перспективное. Ряд стран объявили тендеры на поставку таких агрегатов. Есть действующие контракты, которые мы выполняем. Новое направление обеспечит загрузку и ХКБД, и заводу им.Малышева. Кроме того, ведутся работы по созданию силовых установок для перспективных танков, а также модернизации боевых машин, изготовленных во времена Советского Союза, большое количество которых насчитывается в странах мира (например, машины Т72, Т55, БМП-1, БМП-2, БТР-50 и др.). Эти работы ведутся в тесном сотрудничестве с КП "Харьковское конструкторское бюро им.Морозова".

 
- Ликвидирована ли задолженность по зарплате на вашем предприятии?

- Еще не ликвидирована, но уменьшается. Задолженность образовалась, когда завод им.Малышева задержал выплаты по одному из контрактов. Планируется, что деньги будут возращены в течение ближайших месяцев. Есть работы, которые завод и КБ выполняют совместно, за счет этого имеется дополнительная возможность ликвидации задолженности путем взаимозачета. Мы убеждены, что задолженность по зарплате будет погашена в ближайшее время.

 
- Не возникнет ли она снова?

- Уверены, что этого не произойдет. Есть действующие долгосрочные заказы на год, на два, которые дают нам возможность загружать производственную базу и не иметь проблем с зарплатой. Кроме того, в последнее время в ХКБД выполнен большой объем научных исследований, которые в ближайшее время планируется реализовать, что даст стабильный доход. Ряд разработок являются перспективными для выхода на зарубежный рынок военной техники. Научные работы выполнялись по госзаказу и по собственной инициативе. Ожидается, что в 2008 г. объемы работ по госзаказу составят около 25% от общего объема работ.

 
- Какое соотношение военной и гражданской тематики?

- Гражданская тематика занимает 25%, остальное - военная. Соотношение из года в год меняется, но специфика все равно остается военной. Хозяйственная тематика разработчика очень конкурентна, и добиться успеха можно, только имея наработки и производственную базу – завод-изготовитель. В военной сфере у нас более перспективные работы, поскольку разработанная в КБ техника - лучшая в мире. У нас есть серьезнейшие основания полагать, что будет создан еще больший потенциал, который позволит нам далеко опередить по некоторым изделиям наших конкурентов. В том числе речь идет о передаче технологий по некоторым узлам. Наше преимущество в том, что есть завод-изготовитель (ГП "Завод имени В.Малышева"), на котором налажено серийное производство военной продукции, а внедрение новых разработок не требует вложения слишком большого объема средств. Очевидно, военная тематика будет занимать в нашем объеме производства больше 50%.

 

- Правда ли, что в Германии разработан танковый двигатель, который признан лучшим в мире?

- Речь, по-видимому, идет о двигателях фирмы "МТU". В танке "Леопард" применяется силовой блок, разработанный на базе двигателя МТ 883. Моторное отделение этого танка занимает объем 4,5 куб.м. В последнее время появилась информация о новой разработке, основанной на 4-тактном двигателе с высокими оборотами вращения коленвала (п = 4250 мин –1). Двигатель, безусловно, очень компактный. Он так и называется – "силовая установка высокой энергетической плотности". Тем не менее, по своим показателям моторное отделение этого двигателя не лучше, чем у нашего. У нас аналогичное по мощности моторное отделение перспективного типа составляет 3,2 куб.м, у них, в последней разработке, такой же объем. Конкуренты по удельным показателям приблизились к нам, но не превзошли. Объем моторно-трансмиссионного отделения занимает 30-40% общего объема танка. Сочетание высокой мощности и малого объема МТО создает базу для создания танков с меньшим объемом и массой, что повышает боевые качества машины.

У нового германского двигателя высокая частота вращения. В связи с этим сложнее обеспечить его длительный ресурс. Усложняется технология изготовления такого двигателя, необходимо создавать специальные средства для его работы, например, горюче-смазочные материалы. Не каждому пользователю или изготовителю такой двигатель может подойти. Наша конструкция значительно проще в изготовлении и эксплуатации, но по основным характеристикам не уступает этой новой разработке. В общем, все тенденции развития двигателестроения изучаются и учитываются нашими конструкторами и исследователями. КБ разрабатывает новую технику мирового уровня, и мы видим, что не находимся в арьергарде. Мы в авангарде событий, которые происходят в двигателестроении.

Справка "SQ". В 1931 г. на заводе ХПЗ (ныне - ГП "Завод имени В.Малышева") было создано специальное конструкторское бюро для проектирования танковых двигателей. Специалисты КБ и ХПИ разработали двигатель В2, которым был оснащен танк Т-34. Различные его модификации и сейчас выпускаются на Челябинском тракторном заводе (Россия). В двигателе применяются уже новые материалы, совершенствуются детали, узлы, но принципиальная конструкция осталась прежней. В послевоенные годы ХКБД разработало новое семейство танковых двигателей - 5ТДФ, 6ТД, ЗТД. Двухтактные турбопоршневые дизели имеют самые высокие в мире показатели удельной мощности с килограмма массы и единицы объема двигателя. Уникальная конструкция двигателя позволила создать мощную малогабаритную моторно-трансмиссионную установку, которая совершила техническую революцию в танкостроении. В современном украинском танке Т-84 объем моторного отделения составляет 3,2 куб.м, в нем применяется двигатель 6ТД-2 мощностью 1200 л.с.