- Юрий Евгеньевич, будет ли ЕРЦ внедрен на территории Харьковской области до начала отопительного сезона 2003 -2004 гг.?
- Сложный вопрос. Задачи поставлены большие, но эти задачи должен решать не только банк, но и главы администраций на местах. Им надо подобрать и предоставить помещение, собрать информацию о поставщике услуг. От банка же необходимо вложение средств в развитие этой системы. Мы надеемся, что совместными усилиями "Мегабанка" и глав администраций на местах этот вопрос будет решен.
Задача поставлена конкретно - до начала следующего отопительного сезона создать единую систему расчетов за жилищно-коммунальные услуги. Мы начали создавать ее 5 лет назад, но не были оговорены временные рамки абсолютного покрытия области. В Харькове система уже создана, работает она также в Лозовой, Изюме, Краснограде, готовится в Чугуеве, Валках, Дергачах, почти готова в Балаклее. ЕРЦ внедряется и работает.

- На заседании Госкомитета строительства, архитектуры и жилищной политики выдвигалось предложение о внедрении ЕРЦ на всей территории Украины за 2 года. Насколько это реально?
- Создать ЕРЦ по всей Украине уже не мечта. Во многих областях после всеукраинского семинара заинтересовались принципом работы ЕРЦ. В 6 областях уже работают филиалы центра. В этом году мы планируем довести их количество в областных центрах до 10. В комитете считают, что такую систему можно внедрить на всей территории Украины за 2 года. Технических затруднений нет, есть только организационные сложности.
Жизнь показывает, что система имеет право на существование как одна из самых лучших. Органы управления на местах знают об этом не понаслышке, а уже попробовав, как она работает. Каждая новая область, где мы внедряем ЕРЦ, дает о ней только положительные отзывы, что оказывает положительное влияние на близлежащие регионы. Мы надеемся, что при соответствующей организационно-технической помощи и поддержке "Мегабанк" в состоянии построить такую систему на всей территории Украины. При внедрении полного покрытия ЕРЦ в Украине человек, находясь в любом ее регионе, сможет узнать о своей задолженности и оплатить жилищно - коммунальные услуги в ближайшем отделении ЕРЦ.

- Существуют ли в Украине другие системы, подобные ЕРЦ?
- Существуют, но, в каком-то смысле, механизированные системы по обслуживанию населения в банковских учреждениях, основанные на бессистемных подходах к решению этой проблемы. Способ расчетов предлагается в качестве услуги банка, а не как единая система. Не специалистами это воспринимается как ноу-хау, но это не так. Просто банк автоматизирует процесс обработки платежей. Система - это когда в нее входят все поставщики услуг, все банки, население, органы управления, создается единая база данных и прозрачная схема.

- Каковы особенности ЕРЦ?
- Мы стремимся построить единую систему, которая бы всех объединила и собрала информацию, которая была бы общедоступна и полезна. Для этого необходимо построить методику и правила пользования информацией. Определить стандарты, которые бы всеми соблюдались, и пополняющуюся базу данных. Банковский механизм аккумуляции и распределения коммунальных платежей является оптимальным при существующем уровне проплат и не менее жизнеспособным в условиях сбалансированной работы в системе предоставления коммунальных услуг и энергообеспечения.
Особенность ЕРЦ в том, что мы не ломаем собственную систему предприятий, а наоборот, ведем свой учет параллельно. Наша информация точная и платежи проходят очень быстро. Мы работаем со всеми, предлагая при этом услуги европейского уровня. Система была очень хорошо отлажена в Харькове. Кроме того, харьковская система ЕРЦ не налагает на предприятия никаких дополнительных функций - даже не обязательно открывать счет в ОАО "Мегабанк". Банк перечисляет деньги на счет в том банке, с которым предприятию удобно работать. Другим позитивным моментом является резкое сокращение неопознанных платежей на предприятиях - кассир любого банка проследит за правильностью заполнения квитанций, чтобы не получить возврат, а значит и начисление пени на задержку платежа. Эта система платежей выводит схему проплат на новый уровень расчетов и предоставляет большие возможности для потребителей жилищно-коммунальных услуг.

- Помогает ли ЕРЦ органам власти реально оценить уровень платежей по каким-либо параметрам?
- Конечно. ЕРЦ предоставляет органам управления все статистические данные, необходимые для подведения сводной и отчетной информации. ЕРЦ - независимый эксперт. Его информация позволяет органам государственной власти реально и оперативно оценить уровень платежей по любому параметру, рассчитать энергетический баланс региона, провести анализ существующих тарифов и рассмотреть возможность их оптимизации.

- Насколько защищена информация о клиенте?
- ЕРЦ мог быть создан любой организацией при достаточном количестве средств и квалифицированных кадров. "Мегабанк", с одной стороны, выступает как организация, на базе которой создан ЕРЦ. С другой стороны, система построена с использованием банковской технологии, основанной на определенном консерватизме. Информация, которая известна о клиенте банка, является банковской тайной и может предоставляться посторонним лицам только при соблюдении определенных условий. Существуют законы, которыми оговаривается - когда банк имеет право давать информацию о своем клиенте. Это же касается ЕРЦ. Органы управления имеют право получать информацию из общего информационного потока уровня проплат, но доступ к информации об уровне проплат одного человека максимально ограничен. Контролирующие органы могут пользоваться статистической информацией, видеть направление платежей, тенденции в той или иной отрасли, насколько эффективно поставщики услуг работают с населением, посмотреть тенденцию оплаты по конкретным улицам, районам, городам.

- Расскажите вкратце об истории ЕРЦ.
- ОАО "Мегабанк" был первым, кто предложил новую уникальную услугу в сфере приема коммунальных платежей - Единую систему расчетов за коммунальные платежи. В основе ЕРЦ лежит единая база данных. Она составлена по данным предприятий-поставщиков коммунальных услуг, которые ранее работали по системе прямых расчетов. ЕРЦ существует и работает уже 5 лет. За это время создавались базы данных, программное обеспечение, технологии, обучались персонал, население, партнеры (банки и предприятия, предоставляющие услуги в этой сфере). Мы достигли определенного результата. В Харькове уже всем понятно, что такое ЕРЦ. Население привыкло платить по единым счетам, единым книжкам, получать субсидии. В Харькове нет предприятия, которое не работало бы с ЕРЦ. Единая система расчетов за жилищно-коммунальные услуги позволила предприятиям облегчить и оптимизировать схему расчетов с поставщиками услуг, так как теперь вся информация хранится в ЕРЦ и пользователи получают все расчеты и квитанции в готовом виде.

- Насколько отличается нынешний ЕРЦ от того, каким Вы его видели вначале?
- Я доволен результатами проделанной работы. ЕРЦ работает и продолжает развиваться не только в Харьковском регионе, но и за его пределами. Я был приглашен на должность начальника ЕРЦ в связи с тем, что занимался схожей деятельностью до этого. "Мегабанк" имел идею и средства, я должен это был внедрить в жизнь. Как мы можем заметить, система работает. С самого начала была идея оплачивать услуги через систему электронных платежей, то есть с помощью безбумажной технологии. Но столкнулись с проблемой, что многие люди, в основном преклонного возраста, совершенно не знакомы с современными достижениями в области высоких технологий, в частности с интернет-технологиями. Поэтому, учитывая сложившуюся ситуацию, мы упростили систему расчетов и ввели единую квитанцию.

- Нравится ли Вам Ваша работа?
- Да. Мне очень приятно работать в коллективе, я благодарен руководству банка за поддержку и понимание. ЕРЦ - это коллективное творчество всего персонала "Мегабанка". Руководители и сотрудники всех управлений "Мегабанка" помогают нам в работе и развитии ЕРЦ.

- Что нового планируется в работе ЕРЦ?
- Изначально мы декларировали безбумажную технологию. Понимали, что к ней надо идти постепенно. Необходимо обучить население технологии оплаты по единой квитанции, приучить своевременно оплачивать предоставленные услуги, за каждый вид услуги давать счет с указанием необходимых параметров - задолженности за предыдущие периоды, начислений, которые были проведены за данный период, показать перерасчеты и размер субсидии, показать, что деньги поступили на счет и дать возможность заплатить в полном объеме. Мы планируем раздавать населению как можно больше поясняющих счетов, готовых, заполненных, оформленных для оплаты жилищно-коммунальных услуг.

- Расскажите о себе.
- Родился в 1952 г. в Москве, окончил ХИРЭ, работал на предприятиях. Прошел путь от инженера - программиста до руководителя крупного информационно-вычислительного центра, который одним из первых в СССР построил замкнутую автоматизированную систему управления предприятием. 8 лет работал директором ООО "Поиск". С 1998 г. строю ЕРЦ в ОАО "Мегабанк".

Справка "SQ": ЕРЦ ОАО "Мегабанк" - часть единой системы оплаты коммунальных услуг области. В эту систему входят предприятия и банки, которые принимают оплату у населения. Обновление базы происходит с использованием интернет - технологий. ЕРЦ выступает агентом предприятий по аккумулированию, учету, отработке и перечислению им платежей за энергоносители и коммунальные услуги. В базе данных ЕРЦ выверены все абоненты по всем видам услуг, им присвоены лицевые счета, по которым и осуществляется перечисление денег поставщикам. Потребители при этом оплачивают услуги по единой квитанции. Информация о субсидиях и социальных начислениях также содержится в базе данных.
В Харькове открыто более 70 приемных пунктов платежей "Мегабанка" при ЖСК, 6 пунктов на станциях метро. 10 пунктов работают в городах области. ЕРЦ работает в Чернигове, Кировограде, Полтаве, Черкассах, Смеле (Черкасская обл.), Первомайске (Николаевская обл.), Новой Каховке (Херсонская область), строится в Виннице.