- Юрий Евгеньевич, будет ли ЕРЦ внедрен на территории Харьковской области
до начала отопительного сезона 2003 -2004 гг.?
- Сложный вопрос. Задачи поставлены большие, но эти задачи должен решать
не только банк, но и главы администраций на местах. Им надо подобрать и предоставить
помещение, собрать информацию о поставщике услуг. От банка же необходимо вложение
средств в развитие этой системы. Мы надеемся, что совместными усилиями "Мегабанка"
и глав администраций на местах этот вопрос будет решен.
Задача поставлена конкретно - до начала следующего отопительного сезона создать
единую систему расчетов за жилищно-коммунальные услуги. Мы начали создавать
ее 5 лет назад, но не были оговорены временные рамки абсолютного покрытия области.
В Харькове система уже создана, работает она также в Лозовой, Изюме, Краснограде,
готовится в Чугуеве, Валках, Дергачах, почти готова в Балаклее. ЕРЦ внедряется
и работает.
- На заседании Госкомитета строительства, архитектуры и жилищной политики
выдвигалось предложение о внедрении ЕРЦ на всей территории Украины за 2 года.
Насколько это реально?
- Создать ЕРЦ по всей Украине уже не мечта. Во многих областях после всеукраинского
семинара заинтересовались принципом работы ЕРЦ. В 6 областях уже работают филиалы
центра. В этом году мы планируем довести их количество в областных центрах до
10. В комитете считают, что такую систему можно внедрить на всей территории
Украины за 2 года. Технических затруднений нет, есть только организационные
сложности.
Жизнь показывает, что система имеет право на существование как одна из самых
лучших. Органы управления на местах знают об этом не понаслышке, а уже попробовав,
как она работает. Каждая новая область, где мы внедряем ЕРЦ, дает о ней только
положительные отзывы, что оказывает положительное влияние на близлежащие регионы.
Мы надеемся, что при соответствующей организационно-технической помощи и поддержке
"Мегабанк" в состоянии построить такую систему на всей территории
Украины. При внедрении полного покрытия ЕРЦ в Украине человек, находясь в любом
ее регионе, сможет узнать о своей задолженности и оплатить жилищно - коммунальные
услуги в ближайшем отделении ЕРЦ.
- Существуют ли в Украине другие системы, подобные ЕРЦ?
- Существуют, но, в каком-то смысле, механизированные системы по обслуживанию
населения в банковских учреждениях, основанные на бессистемных подходах к решению
этой проблемы. Способ расчетов предлагается в качестве услуги банка, а не как
единая система. Не специалистами это воспринимается как ноу-хау, но это не так.
Просто банк автоматизирует процесс обработки платежей. Система - это когда в
нее входят все поставщики услуг, все банки, население, органы управления, создается
единая база данных и прозрачная схема.
- Каковы особенности ЕРЦ?
- Мы стремимся построить единую систему, которая бы всех объединила и собрала
информацию, которая была бы общедоступна и полезна. Для этого необходимо построить
методику и правила пользования информацией. Определить стандарты, которые бы
всеми соблюдались, и пополняющуюся базу данных. Банковский механизм аккумуляции
и распределения коммунальных платежей является оптимальным при существующем
уровне проплат и не менее жизнеспособным в условиях сбалансированной работы
в системе предоставления коммунальных услуг и энергообеспечения.
Особенность ЕРЦ в том, что мы не ломаем собственную систему предприятий, а наоборот,
ведем свой учет параллельно. Наша информация точная и платежи проходят очень
быстро. Мы работаем со всеми, предлагая при этом услуги европейского уровня.
Система была очень хорошо отлажена в Харькове. Кроме того, харьковская система
ЕРЦ не налагает на предприятия никаких дополнительных функций - даже не обязательно
открывать счет в ОАО "Мегабанк". Банк перечисляет деньги на счет в
том банке, с которым предприятию удобно работать. Другим позитивным моментом
является резкое сокращение неопознанных платежей на предприятиях - кассир любого
банка проследит за правильностью заполнения квитанций, чтобы не получить возврат,
а значит и начисление пени на задержку платежа. Эта система платежей выводит
схему проплат на новый уровень расчетов и предоставляет большие возможности
для потребителей жилищно-коммунальных услуг.
- Помогает ли ЕРЦ органам власти реально оценить уровень платежей по каким-либо
параметрам?
- Конечно. ЕРЦ предоставляет органам управления все статистические данные,
необходимые для подведения сводной и отчетной информации. ЕРЦ - независимый
эксперт. Его информация позволяет органам государственной власти реально и оперативно
оценить уровень платежей по любому параметру, рассчитать энергетический баланс
региона, провести анализ существующих тарифов и рассмотреть возможность их оптимизации.
- Насколько защищена информация о клиенте?
- ЕРЦ мог быть создан любой организацией при достаточном количестве средств
и квалифицированных кадров. "Мегабанк", с одной стороны, выступает
как организация, на базе которой создан ЕРЦ. С другой стороны, система построена
с использованием банковской технологии, основанной на определенном консерватизме.
Информация, которая известна о клиенте банка, является банковской тайной и может
предоставляться посторонним лицам только при соблюдении определенных условий.
Существуют законы, которыми оговаривается - когда банк имеет право давать информацию
о своем клиенте. Это же касается ЕРЦ. Органы управления имеют право получать
информацию из общего информационного потока уровня проплат, но доступ к информации
об уровне проплат одного человека максимально ограничен. Контролирующие органы
могут пользоваться статистической информацией, видеть направление платежей,
тенденции в той или иной отрасли, насколько эффективно поставщики услуг работают
с населением, посмотреть тенденцию оплаты по конкретным улицам, районам, городам.
- Расскажите вкратце об истории ЕРЦ.
- ОАО "Мегабанк" был первым, кто предложил новую уникальную услугу
в сфере приема коммунальных платежей - Единую систему расчетов за коммунальные
платежи. В основе ЕРЦ лежит единая база данных. Она составлена по данным предприятий-поставщиков
коммунальных услуг, которые ранее работали по системе прямых расчетов. ЕРЦ существует
и работает уже 5 лет. За это время создавались базы данных, программное обеспечение,
технологии, обучались персонал, население, партнеры (банки и предприятия, предоставляющие
услуги в этой сфере). Мы достигли определенного результата. В Харькове уже всем
понятно, что такое ЕРЦ. Население привыкло платить по единым счетам, единым
книжкам, получать субсидии. В Харькове нет предприятия, которое не работало
бы с ЕРЦ. Единая система расчетов за жилищно-коммунальные услуги позволила предприятиям
облегчить и оптимизировать схему расчетов с поставщиками услуг, так как теперь
вся информация хранится в ЕРЦ и пользователи получают все расчеты и квитанции
в готовом виде.
- Насколько отличается нынешний ЕРЦ от того, каким Вы его видели вначале?
- Я доволен результатами проделанной работы. ЕРЦ работает и продолжает развиваться
не только в Харьковском регионе, но и за его пределами. Я был приглашен на должность
начальника ЕРЦ в связи с тем, что занимался схожей деятельностью до этого. "Мегабанк"
имел идею и средства, я должен это был внедрить в жизнь. Как мы можем заметить,
система работает. С самого начала была идея оплачивать услуги через систему
электронных платежей, то есть с помощью безбумажной технологии. Но столкнулись
с проблемой, что многие люди, в основном преклонного возраста, совершенно не
знакомы с современными достижениями в области высоких технологий, в частности
с интернет-технологиями. Поэтому, учитывая сложившуюся ситуацию, мы упростили
систему расчетов и ввели единую квитанцию.
- Нравится ли Вам Ваша работа?
- Да. Мне очень приятно работать в коллективе, я благодарен руководству
банка за поддержку и понимание. ЕРЦ - это коллективное творчество всего персонала
"Мегабанка". Руководители и сотрудники всех управлений "Мегабанка"
помогают нам в работе и развитии ЕРЦ.
- Что нового планируется в работе ЕРЦ?
- Изначально мы декларировали безбумажную технологию. Понимали, что к ней
надо идти постепенно. Необходимо обучить население технологии оплаты по единой
квитанции, приучить своевременно оплачивать предоставленные услуги, за каждый
вид услуги давать счет с указанием необходимых параметров - задолженности за
предыдущие периоды, начислений, которые были проведены за данный период, показать
перерасчеты и размер субсидии, показать, что деньги поступили на счет и дать
возможность заплатить в полном объеме. Мы планируем раздавать населению как
можно больше поясняющих счетов, готовых, заполненных, оформленных для оплаты
жилищно-коммунальных услуг.
- Расскажите о себе.
- Родился в 1952 г. в Москве, окончил ХИРЭ, работал на предприятиях. Прошел
путь от инженера - программиста до руководителя крупного информационно-вычислительного
центра, который одним из первых в СССР построил замкнутую автоматизированную
систему управления предприятием. 8 лет работал директором ООО "Поиск".
С 1998 г. строю ЕРЦ в ОАО "Мегабанк".
Справка "SQ": ЕРЦ ОАО "Мегабанк" - часть единой системы
оплаты коммунальных услуг области. В эту систему входят предприятия и банки,
которые принимают оплату у населения. Обновление базы происходит с использованием
интернет - технологий. ЕРЦ выступает агентом предприятий по аккумулированию,
учету, отработке и перечислению им платежей за энергоносители и коммунальные
услуги. В базе данных ЕРЦ выверены все абоненты по всем видам услуг, им присвоены
лицевые счета, по которым и осуществляется перечисление денег поставщикам. Потребители
при этом оплачивают услуги по единой квитанции. Информация о субсидиях и социальных
начислениях также содержится в базе данных.
В Харькове открыто более 70 приемных пунктов платежей "Мегабанка"
при ЖСК, 6 пунктов на станциях метро. 10 пунктов работают в городах области.
ЕРЦ работает в Чернигове, Кировограде, Полтаве, Черкассах, Смеле (Черкасская
обл.), Первомайске (Николаевская обл.), Новой Каховке (Херсонская область),
строится в Виннице.