Михаил Добкин: Я чувствую в себе силы работать мэром и дальше

В последнее время в Харькове - затишье. Нет громких скандалов, разоблачений и политических мультфильмов на харьковских телеканалах. Некоторые одиозные участники конфликтов исчезли из поля зрения СМИ. Те, кто вершит судьбы харьковчан, наконец-то пришли к выводу, что сообща решать проблемы региона легче. Жаль, что регион от этого не выиграл. Последние положительные тенденции еще раз продемонстрировал визит в Харьков премьер-министра Юлии Тимошенко. Даже ее непримиримый противник, мэр Харькова Михаил Добкин, хоть и неохотно, но все же признался, что надеется на конструктивный результат визита премьера. Об обещаниях премьер-министра, о том, что даже депутат от БЮТ Олег Ляшко помогает сейчас Харькову, и о том, какой будет мэрская избирательная кампания, рассказал "STATUS QUO" харьковский городской голова Михаил Добкин.

- Визит в Харьков премьер-министра во многих вселил оптимизм. Обещания помочь харьковским заводам, решить проблему с финансированием метро и назначением руководства ГАСКа - все это было бы очень полезным для города. Как Вы оцениваете результаты совещания с Ю.Тимошенко? У Вас появился оптимизм?

 - За время ее второго пребывания в премьерском кресле я видел не одно такое совещание. Несколько раз мы встречались на заседаниях Ассоциации городов Украины, координационных советах по подготовке к Евро-2012, и стиль ведения этих совещаний тот же: много обещаний, шутки, личный шарм Юлии Владимировны, использование своего превосходства над мужчинами... Но результатов мало. Я могу привести в пример совещание 14 января 2008 г., когда в Днепропетровске собрали мэров, и Юлия Владимировна, только став премьером, раздала им обещаний миллиардов на двадцать. Обещала всем, кто просил. В итоге никто не получил ничего. На нее особенно обиделись малые города, потому что она пообещала им поддержку на 1 млрд. грн., и были даже составлены соответствующие документы, а потом мэры поняли, что никаких изменений в бюджете 2008 г. нет.

Я думаю, что та же участь ждет и те обещания, которые были даны 17 марта. Что такое дать военный заказ на выпуск танков заводу имени Малышева? Идея – прекрасная. Но даже в экономически более благоприятные времена были большие трудности с тем, чтобы загрузить наш танковый завод. Меняется конъюнктура на рынке: сейчас танки - скорее расходный материал, и многие страны умеренно их используют. Но если говорить об украинской армии – да откуда у нас деньги?

Загрузка авиазавода. Дадут людям зарплату из бюджета. Пообещали заказ на девять самолетов. Но возникает вопрос – куда эти самолеты девать? ХАЗ - это хозяйствующий субъект, он сам обязан найти страны, которые купят эти самолеты. Я не очень верю, но вдруг все-таки государство даст денег на производство самолетов... У нас что, есть контракты на покупку самолетов? В общем, совещание веселое, доброе, конструктивное вроде бы.... Ну, посмотрим.

- Вы в своем выступлении на совещании с премьером сосредоточились на теме ГАСКа и метро...

- И Григоришина...

- Да. Так сколько все же нужно денег на строительство метро? 150 или 250 миллионов гривен? Откуда эти расхождения в сумме? Речь идет об одной станции или о двух?

- Речь идет о завершении строительства станции „Алексеевская”, сдаче ее в эксплуатацию, продолжении строительства станции „Проспект Победы” и начале строительства депо. Депо нужно, потому что с запуском этих станций составам негде будет стоять и разворачиваться. Если ввести в эксплуатацию только "Алексеевскую", "Проспект Победы" можно использовать для разворота, а если запускать обе станции, то нужно депо. Депо будет строиться за окружной дорогой на той земле, которая теперь уже является городской собственностью.

Это если говорить о сумме в 250 миллионов. 150 млн. – это сдача "Алексеевской" и заморозка всех работ по „Проспекту Победы” и депо. 75 млн. – это ни то ни се, потому что еще 75 млн.грн. из городского бюджета мы не найдем.

- А сколько можно найти?

- У нас есть только 20 млн.грн., иначе мы должны будем сократить финансирование каких-то программ... Куда в этом году направлены деньги? Например, на дороги. Есть ли смысл забирать деньги отсюда и направлять их на строительство метро? Я думаю, нет. Если Вы автолюбитель, Вы поймете.

- А область может помочь?

- Нет, она не может помочь, потому что у нее нет денег на эти цели.

- Нет денег или нет механизма?

- Денег. У области гораздо более скромные возможности по сравнению с Харьковом по привлечению средств, а если принять во внимание то, что область – это не только Харьков, а еще и множество отдаленных городов и сел, то я сомневаюсь, что в облбюджете найдется хотя бы миллион на строительство метро. Вся нагрузка ляжет на город. Была бы ситуация прошлого года – мы бы провели земельный аукцион, и получили эти деньги, но земельные аукционы сейчас запрещены.

- То есть с идеей о скорой сдаче „Алексеевской” можно распрощаться?

- Если государство даст 75 млн.грн. в этом году, а 75 млн.грн. - в следующем, то в 2010 г. ее можно будет запустить.

- В чем, по Вашему мнению, причины конфликта между харьковскими застройщиками и ГАСКом ?

- Есть вопросы локальные, которые касаются только города Харькова, а есть вопросы системные, которые затрагивают все города Украины и идут от Министерства регионального развития и строительства, которым руководит господин Куйбида. Локальные Вы знаете - это непомерная жадность Протаса (владелец торговой группы "Таргет", бывший начальник ГАСК в Харькове - "SQ"), выстроенная им система.

- Но Протаса ведь в Харькове нет?

- Какая разница - все его люди остались на местах. Их никто не уволил. Более того, они сейчас полностью выполняют его команды. По моей информации, он сейчас госслужащий, работает в Министерстве охраны окружающей среды, в каком-то управлении. Но всегда ведь работает команда, есть своя система работы. Господин Протас поставил в харьковском ГАСКе своих заместителей, своих юристов, свою охрану. Эта организация, по сути, перешла из господчинения в подчинение одной из структур "Таргета". Он создал там такие условия, которые ни милиция, ни прокуратура, ни СБУ не хотят разрушать. Вот задайте силовикам вопрос – почему они не наводят порядок?

- Неужели в ГАСКе не проводились проверки?

- Единственный, кто пытался их проверить, - это Станислав Косинов силами Территориального управления Счетной палаты. Но их дальше порога не пустили. Насколько я знаю, представители СБУ во время проверки, которую устроил губернатор, пытались туда войти, но тоже не получилось. Когда СБУ хочет куда-то войти, даже не имея на это права, она туда входит – к нам или в НАК "Нефтегаз". Когда у СБУ нет желания – они не могут получить документы.

- А в чем заключается проблема системная?

- Конституцией, законами о местном самоуправлении, Европейской хартией, которую ратифицировала Украина, предусмотрено исключительное право органов местного самоуправления заниматься планированием и развитием территории. Что такое ГАСК? Это архитектурный контроль. Они следят только за тем, чтобы здания строились правильно. "Стройэкспертиза" нужна, чтобы люди в погоне за большими деньгами не построили здания, которые потом развалятся, как карточные домики. Но давать разрешения на начало строительства - это слишком.

Как было раньше? Приходит к нам человек, говорит: "Я хочу построить дом". Мы выносим вопрос на сессию, выделяем ему землю, чтобы он мог на основании первого решения прийти к архитектору и попросить его сделать проект, просчитать, как это будет соотноситься с инженерными сетями, если это жилое здание, как от его дома можно будет добраться до больницы, как дети будут ходить в садик, школу. Архитектор разрабатывает проект, и мы выделяем землю под его реализацию. Часть работ по техническим характеристикам зданий согласовывалась с ГАСКом, то, что касалось санврачей, согласовывалось с санврачами. И потом все это приносили в горсовет для проверки и выдачи разрешения. Теперь, с 1 января 2008 г., разрешение на начало работ выдает ГАСК. Почему - я не могу понять. Почему санврачи, экологи, город должны работать на инспекцию архитектурного контроля?!

Проходило время, заканчивалось строительство, ГАСК в конце принимал работу и выносил городу проект решения о принятии объекта в эксплуатацию. Так вот, с 1 января 2009 г. у нас и это право забрали. Теперь получается, что мы выделяем землю, не видя проекта, потому что его показывают ГАСКу. Он же принимает дом в эксплуатацию. В составе комиссии по приему объекта не предусмотрен представитель городской власти. И потом приносят документы на регистрацию этого здания в БТИ. Мы должны обслуживать это здание, подключать к городским коммуникациям. И мы должны его принять в безапелляционной форме. Могут построить 25-этажный дом. А мы понимаем, что там можно строить дом не выше 10 этажей, но ничего сделать не можем. Из комиссии по принятию дома в эксплуатацию исключены МЧС-ники (то есть пожарные не проверяют соответствие пожарным нормам), санврачи (они теперь не просчитывают нормы накопления мусора). Это все отдано ГАСКу. Почему - мне непонятно.

Вы представляете, насколько лоббистским было решение Кабинета министров дать такие полномочия! У меня, конечно, нет оснований утверждать, что это было сделано за взятку, но нет и другого объяснения!

- Что Вы делаете для решения этой проблемы?

- Мы пытаемся отменить эти постановления. Но я хочу Вам сказать: не Куйбида готовил всю эту схему. За ним стоят люди, которые выстроили систему по всей Украине. Если в Министерстве регионального строительства один отдел видит, что второй нашел лазейку и зарабатывает на выдаче разрешений, он тоже начинает что-то такое придумывать. Куйбида эти "идеи" подписывает и пропихивает через Кабмин - например, введение технического надзора за строительством ни много ни мало за 2,5% от стоимости строительства. Сейчас политическое устройство и система власти в стране расшатаны - так теперь и по экономической линии все пытаются растащить.

- Михаил Маркович, действительно ли кризис примирил Вас с губернатором Арсеном Аваковым? В каких Вы сейчас отношениях?

- Взаимоотношения у нас рабочие. Экономический кризис, который случился, кроме негатива, принес много положительного... Мое мнение таково, что вся политическая элита региона (хоть я и не люблю это выражение) ушла от личностных конфликтов, и все объединились вокруг решения проблем Харькова и области.

- Каких именно?

- У нас много вопросов. Например, вопрос лоббирования интересов Харькова и области в Киеве. У нас нет и никогда не было сильного лобби в правительстве, у нас нет достаточного лобби в парламенте. Вот передо мной лежит проект постановления Верховной Рады о том, чтобы 21-22 августа провести празднование 355-летия Харькова на уровне государства. Решение, конечно, хорошее. Я его, правда, увидел уже постфактум и не пойму, почему именно 21-22 августа, ведь день города 23-го... Ну, дело такое. Но никто из народных депутатов - харьковчан на заседание парламентского комитета по вопросам государственного строительства и местного самоуправления не пришел, и председатель комитета Александр Омельченко этот проект отложил.

- А как же депутатское объединение "За Харьковщину!"?

- Это не ко мне вопрос, я в него не вхожу.

Дело в том, что Донецк получил в бюджете 500 млн. грн. на строительство метро! Ведь Юлия Владимировна не из-за большой любви к Донецку решила сделать им подарок - кто-то же пролоббировал это решение.   Кто-то пролоббировал и решение о выделении 600 млн.грн. на строительство стадиона во Львове. Понятно, что таких денег они не получили. Но сам факт - есть отдельная строка в бюджете. А Харьков?.. У нас что, нет представителей в бюджетном комитете?

 Дело еще и в том, что мы совсем недавно начали излагать общую позицию от лица региона, потому что раньше губернатор решал вопросы области через БЮТовцев и НУНСовцев, я решал вопросы города через Партию регионов и коммунистов. Кабмин использовал эти противоречия и не выделял средства ни тем, ни другим. Сегодня мы можем абсолютно спокойно сидеть за одним столом и решать важные вопросы. И не принципиально, касаются они города или области. Первое, вокруг чего мы объединились, - это Евро-2012. И чем дальше, тем больше стали объединяться по другим вопросам и находить конструктив.

Потом нам стало легче противостоять тому же Протасу, неправильным решениям министерств. Тот же Новицкий (министр промышленной политики - "SQ"), который был вместе с премьером в Харькове, по большому счету делает все для того, чтобы "топить" Чередника (гендиректор ГП "Электротяжмаш" - "SQ") и Субботина (гендиректор ОАО "Турбоатом" - "SQ"). Я же не просто так о Григоришине сказал: его очень интересуют эти два предприятия.

Кстати, сейчас подключились депутаты от БЮТ: они готовы отстаивать интересы Харькова в Киеве. Вы будете смеяться, но даже господин Ляшко (в 2008 г. возглавлял парламентскую комиссию по расследованию деятельности городских властей - "SQ") взялся помогать городу Харькову в передаче метро в коммунальную собственность!

- Из чувства гражданского самосознания?

- Ну а как Вы думаете? Надо же как-то свою вину искупать. Вызвался человек - почему нет?

- А на какой стадии вопрос передачи метро?

- Уже на стадии завершения. Я после совещания попытался поговорить на эту тему с премьером, узнать ее позицию. Я увидел, что она не в теме, кратко ей все объяснил. Она поняла и сказала, что поддерживает идею о том, что метро должно быть у города, а не у государства. Сказала: "Когда будет готово постановление, будем его принимать". Оно готовится, и надо отдать должное Иосифу Винскому (министр транспорта - "SQ"), который делает все для того, чтобы это случилось. Не потому, что он любит Харьков, а потому, что он подходит к этому вопросу по-государственному.

- У городской власти уже есть планы по празднованию 355-летия города?

- Есть, конечно. Но мы живем в непростое время и должны понимать, что все эти праздники обходятся в хорошие деньги. При этом из бюджета на праздники мы, по сути, ничего не брали - благодаря участию в их финансировании крупнейших строительных компаний, бизнес-структур. Мы все это делали на высоком уровне - если уж отмечать, то отмечать. От ряда праздников мы в этом году откажемся по экономическим соображениям. Обязательно отпразднуем 9 Мая: сократим какие-то пышные мероприятия, но парад и концерт для ветеранов будут. Мы не будем широко отмечать Международный день защиты детей - сделаем праздник силами детских коллективов. То есть для детей праздник будет, для взрослых - нет. Мы не будем нарушать традицию и проведем общий выпускной на площади. Посмотрим, как именно это сделать. И День города будет обязательно. Хоть дата и не очень круглая, но цифра хорошая. У меня есть понимание, как это сделать ярко и красиво за небольшие деньги. Когда эти идеи будут полностью сформированы, я озвучу их для всех харьковчан.

- Вы уже три года руководите городом. Как Вы можете охарактеризовать эти три года Вашей жизни? Назовите основные победы, которыми Вы как мэр гордитесь. Что не удалось или оказалось самым сложным?

- Это очень сложные годы в моей жизни. Все это время я живу с огромной ответственностью, и плата за ошибки очень велика. В спокойном режиме мы прожили с 26 марта по 27 марта 2006 г. (26 марта 2006 г. состоялись выборы харьковского городского головы - "SQ" ). Ну и, может быть, начало этого года. Все остальное время мы были на военном положении. Это отвлекало и мешало. С другой стороны, если бы этого не было, мы бы не смогли реализовать все то, что реализовали.

Первые шаги, которые мы делали, были направлены на наполнение доходной части бюджета. Мы проанализировали, какие у нас есть источники. Их было немного, но они были достаточно емкими. Однако была неправильно выстроена система использования этих источников. Когда мы начали наводить порядок с коммунальным имуществом и землей, мы задели интересы очень многих людей. Эти люди были достаточно сильны и стали еще сильнее, когда объединились. Это были и чиновники, и правоохранители, и бизнесмены, и люди с серьезным криминальным прошлым. Когда они получили общего врага в лице городской власти, кто-то публично, а кто-то кулуарно начал вести масштабную войну. И если бы мы от нее отказались, мы бы не изменили систему и попали в очень серьезную зависимость от решений и желаний некоторых людей. А сейчас мы абсолютно свободны и никому ничего не должны. Мы самостоятельны и позиционировали себя с самого первого дня как самостоятельные люди. Если кто-то хочет что-то с нами делать, он должен приходить, договариваться и принимать либо не принимать наши условия. Если говорить об экономике, то эти условия были  довольно жесткими до нынешнего кризиса. Но они были выполнимы и понятны.

Если мы говорили, что мы это сделаем, мы это делали. И ни разу не было, чтобы мы сказали, что у нас не получилось. Поэтому доходы городского бюджета увеличились в десятки раз. Мы стали собирать больше платы за землю. Рыночного сбора мы собираем больше, чем в г.Киеве (мы собрали за прошлый год 46,5 млн.грн. в год, а Киев - 45,5 млн.грн.). Мы только за один год стали собирать его на 20 млн.грн. больше. И не потому, что мы залезли кому-то в карман, как вещали бигборды на всех рынках, не потому, что мы увеличили рыночный сбор, а потому, что мы навели порядок с уплатой рыночного сбора и сказали, сколько и как нужно платить на самом деле. Это добавило в бюджет 20 млн.грн. А ведь эти деньги раньше оседали у кого-то в карманах.

Прошедшие три года - годы становления, создания команды. Не все выдержали, часть людей отсеялась, но я очень рад, что большинство людей, на которых мы рассчитывали, осталось. Мы смогли реализовать львиную долю наших планов даже в таких сложных условиях.

- Вы уже приняли решение еще раз баллотироваться в мэры?

- Я для себя это решение принял давно. Потому что на сегодняшний момент каденция, которая отпущена мэру (4 года), не позволяет реализовать все то, с чем человек идет на выборы. Если речь идет о системных реформах в городе и доведении до конца всего начатого, то нужно как минимум две каденции. Я чувствую в себе силы работать и дальше.

Две каденции - оптимальное время. Но решать, конечно, харьковчанам. Я в отличие от тех, кто будет пытаться быть избранным на эту должность в 2010 г., не буду ни с кем вести соперничество. Я буду просто предлагать харьковчанам либо поддержать начатые мною реформы и одобрить то, что я делаю, либо сказать, что это неправильно, нужно идти в другом направлении, и тогда они изберут человека, который предложит что-то другое, лучше. Все просто и понятно.

- Но Вы ведь очень хорошо знаете, как много значит грамотно проведенная избирательная кампания?

- Вопрос риторический (смеется).

- Владимир Андреевич Шумилкин на прошлых выборах тоже позиционировал себя как мэр, который не будет вести кампанию, а харьковчане сами дадут оценку его делам...

- Владимир Андреевич, по сути, никогда никуда не избирался. Он везде назначался. Когда он шел на выборы мэра в первый раз, с дистанции сняли Пилипчука путем "ухода под землю" (бывший мэр Харькова Михаил Пилипчук был назначен начальником ГП "Харьковский метрополитен" - "SQ"). Тогда сняли всех людей, кто мог составить хоть малейшую конкуренцию Владимиру Шумилкину. И набрал Владимир Андреевич 160 тысяч голосов. Когда он избирался мэром, Пилипчук избирался в областной совет (тогда была мажоритарная система, при которой в облсовет от любого района области и от Харькова избиралось по два депутата, кандидатов было много, но проходили только те, кто занял первое и второе места). Так вот Пилипчук, избираясь от Харькова, получил более 400 тысяч голосов. Фактически это те голоса, которые он получил бы, если бы пошел на выборы мэра. Когда я избирался, я получил 300 с лишним тысяч, Шумилкин - те же 160 тысяч. Он не умеет вести кампанию. И в районных советах, когда он избирался, он фактически выигрывал без конкуренции. А я имел серьезную практику выборов в Верховную Раду, в городской совет. Я всегда шел против власти. Поэтому мне очень хорошо было понятно, что делает Владимир Андреевич: с первого дня, как он начал вести кампанию, он был для меня как прочитанная книга. Кампанию он вел: это он только делал вид, что ее не ведет, и рассказывал об этом журналистам.

- В чем будут отличия первой кампании от второй?

- Отличия в том, что в прошлый раз я боролся с действующим мэром, а сейчас я ни с кем бороться не собираюсь. Я просто буду общаться с харьковчанами через СМИ и на личных встречах и просить поддержать те реформы, которые мы начали.