А.Верещак: Всю наземную аппаратуру обеспечения "Січ-2" разработали и произвели в харьковском НИИРИ17 августа 2011 г. с российской стартовой базы "Ясный" Украина запустила на орбиту собственный космиче­ский аппарат "Січ-2". Аппарат разработан в КБ "Южное" и произведен на заводе "Южмаш" в Днепропетровске. Но, как оказалось, в нем есть и значительная доля участия харьковского Научно-исследовательского института радиотехнических измерений (НИИРИ). О новом спутнике, а также о проблемах и перспективах разрабатываемой спутниковой навигации рассказал "SQ" директор, председатель правления ПАО "АО аучно-исследовательский институт радиотехнических измерений" Александр Верещак.

- Расскажите, что сделали в НИИРИ для нового украинского спутника?

- Всю наземную аппаратуру для обеспечения работы спутника разработал и произвел НИИРИ, а на борту спутника еще 35-40% нашей аппаратуры. Этот проект развивается хорошо. Госкомиссия 17 ноября приняла в эксплуатацию спутник и систему его наземного обеспечения. Надеемся, что "Січ-2" проработает положенное ему время без сбоев. Это один из самых современных спутников, созданный по новейшим технологиям без герметичных блоков. В спутнике почти вся аппаратура – отечественного производства, но на импортной элементной базе.

- Почему это так важно - создание отечественного спутника?

- Это дает возможность создать украинскую группировку спутников, что предусмотрено в следующей космической программе страны. Кроме этого, запуск отечественного спутника - это еще и демонстрация нашей возможности войти в мировую кооперацию. Ведь страны, за исключением, может быть, пяти, не могут себе позволить создавать самостоятельные группировки спутников. Это очень дорогой проект, поэтому небогатые страны объединяются и создают кооперации.

- Зачем нужно выводить на орбиту много спутников?

- Спутник летает над Землей, получает и передает информацию об одном районе примерно каждые шесть-восемь часов. А если будет летать созвездие спутников, то можно получать информацию чаще, допустим, каждый час. Но денег для такого проекта тоже нужно в четыре-шесть раз больше.

Для Украины следующий шаг более важен, чем первый, - войти в пул стран, которые создают кооперацию спутниковых систем. Одной стране создать созвездие спутников сложно, а чтобы система спутникового мониторинга работала эффективно, нужно, чтобы на орбите было несколько десятков спутников.

- Будут ли спутники разных стран, условно говоря, понимать друг друга?

- Кооперироваться в техническом плане будет легко, так как спутники выполняются по международным стандартам с универсальными протоколами обмена информацией. Например, НИИРИ создал наземные приемные спутниковые станции для Египта, и такие станции сделали для Египта в США. Адаптация станций была очень простой и заключалась в замене программных средств, а не аппаратных.

- Как проводят приемку космических спутников, когда они на орбите?

- Принимают всю космическую систему, в которую входят спутники и наземная аппаратура. На земле есть аппаратура, которая принимает сигналы. Она в телеметрии показывает, как работают системы спутника. Летно-космические испытания "Січ-2" шли достаточно долго - с сентября по ноябрь.

Наземные станции управления спутником расположены в Евпатории, а резервные - в Дунаевцах Хмельницкой области. Эти объекты работают параллельно - одна в активном режиме, другая - в пассивном. Станция передачи информации работает в Дунаевцах. Аналогичная станция строится на территории НИИРИ в Харькове. Через полгода строительство будет закончено, и можно будет посмотреть, как мы получаем снимки Земли с украинского спутника. Разрешение этих снимков будет средним - около 7 метров. Но в 2014 году на орбиту планируется запустить следующий спутник. Его разрешение будет уже выше - 2 метра.

- Сколько всего спутников будет выведено на орбиту?

- В программе Национального космического агентства Украины на 2013 - 2018 годы запланирован запуск шести спутников. Они будут созданы по еще более современным технологиям, чем "Січ-2". Космическую технику стараются сделать как можно легче, чтобы вaвод ее на орбиту обходился дешевле. Например, сейчас стоимость выведения спутника доходит до 35 тысяч долларов за килограмм его веса. Если сейчас спутник весит около 160 кг, то новые микроспутники будут весить по 50 кг.

- Вы отметили, что почти все в спутнике "Січ-2" украинского производства, за исключением микропроцессоров. У кого и какую элементную базу закупает наша космическая промышленность?

- НИИРИ закупает элементную базу у иностранных производителей. Она разных уровней надежности. Например, микропроцессоры класса "Индастри" доступны всем, и на них не нужно брать соответствующего разрешения. Есть еще класс "Military" и класс микропроцессоров с самой высокой степенью надежности - "Space". Так вот, желающие купить "Space" должны получить сертификат конечного пользователя в госдепартаменте США. Эта процедура занимает полгода - год. Причем нет гарантии, что сертификат будет получен. Я как главный конструктор нашел выход из этого положения.

- И какой же он?

- Мы отказались от идеи закупать микропроцессоры класса "Space". Не имея возможности получить разрешение госдепа США на "Space", мы используем для спутников обычные - "Индастри". К тому же элементы "Space" в три раза дороже "Military" и в четыре - "Индастри".

Надежность спутника достигается проведением целого комплекса испытаний, в ходе которых неисправные приборы отсеиваются. Тренировка приборов идет несколько месяцев в самых тяжелых условиях, при температуре плюс 40 градусов.

- Не испортится ли прибор от таких испытаний?

- На процессоры класса "Space" закладывается гарантийный срок в 40 лет, на "Military" - 10. Наши процессоры класса "Индастри" за счет испытаний мы подтягиваем как минимум до уровня "Military". Если мы нагружаем приборы в течение полугода, то остается 6,5 года гарантии элементной базы. А гарантийный срок работы спутника - 7 лет.

Работая по этой схеме, НИИРИ за последние годы выпустил системы управления для пяти спутников. В их числе "Січ-1М", микроспутник, "Египсат", "Січ-2". То есть последние восемь лет нашей работы показали, что наш путь правильный. Тем более, что мы используем передовую элементную базу производства США и Японии.

- Насколько характерна такая ситуация для украинских предприятий, производящих приборы высокой надежности?

- Когда в 2004 году мы создавали спутник для Египта, то попытались получить разрешение на элементную базу Соединенных штатов Америки и России. Мы так и не смогли оформить документацию по целому ряду формальных признаков. Во-первых, потому что законодательство Украины не адаптировано к американскому законодательству. Во-вторых, когда мы в сертификате вписываем конечного пользователя, что этот спутник поставляется другой стране, то у американцев сразу возникает вопрос, почему этот спутник заказан не у них.

Эта страна очень жестко контролирует применение чипов. К нам раз в год или в два года приезжает комиссия и проверяет прохождение всей элементной базы. Даже на "Индастри".

- Это связно с борьбой с терроризмом?

- Возможно, и так. А возможно, что США защищают свои экономические интересы. Используя их элементную базу, мы можем легко конкурировать с ними из-за своей бедности.

- А есть ли возможность производить элементную базу в Украине?

- Это исключено. Мы занимались производством высокоточной аппаратуры спутниковой навигации, в том числе и для третьих стран. Как видно из вышесказанного, производство спутниковой аппаратуры для третьих стран вызывает повышенный интерес США, а для производства нашей аппаратуры нужен был всего один вид микропроцессоров. Мы пытались поставить его производство совместно с Россией. На организацию серийного производства этого чипа нужно 200 миллионов долларов. Допустим, мы закупили оборудование и производим в год миллионы чипов (меньше оборудование такого класса не производит). А потребность Украины в чипах данного вида - всего около 2 тысяч в год. Куда девать остальные? Первоначально планировалось кооперироваться с российскими коллегами, было подписано межгосударственное соглашение, но потом стало ясно, что производство чипов не выгодно, не реально и не нужно. Мы отстали в этом навсегда. Если мы найдем прорывную технологию производства, которая лучше, дешевле и рентабельнее, то тогда можно будет попытаться найти свою нишу. А повторять уже пройденный США и Японией путь - бессмысленно.

- Получается, что США и Япония могут остановить космическую программу любой страны?

- Теоретически - могут. Но микрочипы выпускаются сотнями фирм, и прекратить их продажи будет означать коллапс самой промышленности США по производству чипов. Они могут точечно контролировать какую-то страну, в частности, накладываются ограничения и на НИИРИ. Одно из ограничений заключается в том, что, получая их элементную базу, мы не можем использовать ее для военной техники, не можем поставлять свою продукцию в ряд стран. Эти ограничения согласованы с нашим Министерством иностранных дел и доведены до производителей. Например, в Иран нам нельзя поставлять даже медицинскую технику.

- Как идет развитие украинско-российского проекта спутниковой навигации?

- Украина подписала соглашение с Россией об интеграции наших систем навигации. Украинскую систему координатно-временного обеспечения создал наш институт как головной разработчик и исполнитель. Эта система позволяет на всей территории Украины непрерывно и достоверно обеспечивать навигационные параметры с точностью до 1 метра.

- Нельзя ли без договоров просто пользоваться системами ГЛОНАСС или GPS?

- Конечно, можно. Тем более, что сигналы и GPS, и ГЛОНАСС бесплатные. Но они недостоверны, дают очень высокие погрешности. Хотя системы и декларируют точность до 10 метров, но реальная точность может составлять и 100 метров. А все потому, что собственники систем искусственно огрубляют данные. Наземная инфраструктура, которую мы создали, устраняет эти недостатки, выдавая дифференциальные поправки к данным глобальных спутниковых систем.

Система, разработанная нашим институтом, похожа на ту, которая используется в странах ЕС, где нет еще такой системы, как GPS. Они создали систему наземных станций EGNOS, которая проверяет информацию со спутников, уточняет ее, устраняет погрешности и доводит точные координаты до потребителей. В 2005 году было подписано соглашение об интеграции нашей наземной системы с системой EGNOS. В следующем году завершим интеграцию нашей системы и российской наземной уточняющей координатной системы - Системы дифференциальной коррекции и мониторинга (СДКМ).

Когда интеграция будет закончена, любой транспорт (кроме авиационного) от Лондона до Владивостока сможет с точностью до нескольких метров видеть свой маршрут. Таким образом, Украина станет мостиком между ЕС и Россией. Интеграция выгодна еще и тем, что Россия планирует вывести два геостационарных спутника "Луч". На этих спутниках будут установлены приборы, которые передадут уточняющие координаты по любым каналам связи - по радио или интернету. Эта система сможет транслировать дифференциальную поправку на территорию всего восточного полушария.

- Кто финансирует разработку наземной навигационной системы в Украине?

- Государство пока не финансирует эту работу, и мы привлекаем свои средства. А в России, например, на создание аналогичной системы в госбюджете на 2011 год предусмотрено 800 миллионов долларов. Мы надеемся, что на 2012 год средства будут выделены и в Украине.

- На чем основаны эти надежды?

- В Национальном космическом агентстве утверждена программа, по которой мы финансируем создание украинской навигации за счет собственных средств и кредитов. Когда мы сдадим систему в эксплуатацию, нам должны вернуть затраченные средства.

- Как будет использоваться эта система?

- Подписано соглашение, что доступ к космическим системам США и России, а также к наземным системам дифференциальных поправок будет бесплатным. Навигационные системы резко повышают безопасность жизни людей, оптимизируют работу государственных инфраструктур, а платные схемы ограничивали бы эти полезные свойства.

Коммерциализация должна быть в производстве и продаже навигационной аппаратуры потребителям. Тот, кто хочет получить высокую точность, покупает соответствующий прибор. Те приборы GPS, которые сейчас продаются в Украине, не имеют каналов дифпоправок, и их точность невелика.

НИИРИ и Национальное космическое агентство подготовили проект закона о спутниковых навигационных технологиях, в котором предлагается ввести обязательную сертификацию навигационной аппаратуры для потребителей, которая будет продаваться в Украине. Закон еще не согласован, но имеет хорошие перспективы. В России, например, аналогичный закон уже принят. С 2012 году в России водится обязательное требование, что все автотранспортные средства должны быть оборудованы не GPS-приемниками, а приемниками, совместимыми с системами ГЛОНАСС и GPS.

Когда в Украине будет подготовлена законодательная база и утверждены технические требования на навигационную аппаратуру, НИИРИ будет выпускать эти приборы и продавать их. Как и другие предприятия, которые смогут выполнить технические требования. По нашему мнению, развернуть производство аппаратуры можно будет не раньше 2014 году. Нужно создать средства и технологии, тогда они будут востребованы.

- Как потребители смогут использовать точную систему навигации?

- Сфера применения средств навигации намного шире, чем просто определение места положения. Это только один из элементов спутниковых технологий, а в принципе - это возможность оптимизировать и ускорять множество процессов.

Например, несколько лет назад НИИРИ оборудовал системой навигации службу скорой помощи в Харькове. Мы оборудовали несколько десятков машин, создали диспетчерский центр, и сразу на 30% увеличилась эффективность использования "скорой помощи". Дальше реализацией проекта занимаются уже городские власти, проект также развивается в районах области. То есть власти получили инструмент для оптимизации работы службы скорой помощи. Наша задача в этом процессе – показать, как работает технология, "продвинуть" ее.

Следующая сфера, в которой мы предлагаем применение наших технологий, - автохозяйства. Можно резко повысить их эффективность за счет того, что диспетчерский пункт будет владеть информацией о перемещении автомобилей. Такие системы мы пытаемся внедрять на целом ряде предприятий. Частные предприятия сразу понимают выгоду и охотно сотрудничают с нами.

Еще одно направление - сельские хозяйства. Уже практически все земледелие построено на точной спутниковой навигации. Аграриям уже нужна точность в сантиметрах, когда идет посадка, обработка междурядий, внесение удобрений. В развитых странах такие технологии уже применяются, есть примеры применения системы и в Харьковской области. В этих хозяйствах работает импортная техника, оборудованная навигационной системой. Но НИИРИ тоже может создавать такие системы.

- То есть пока такие проекты не реализуются?

- Трудность в том, что в Украине такие проекты не финансируются ни из каких источников. Мы несколько раз предлагали инвестиционные проекты, но они не вызвали интереса у инвесторов. Хотя руководство страны поддерживает нашу инициативу. Но сейчас в стране другие приоритеты, главное сейчас - провести Евро-2012. Поэтому мы не можем, к сожалению, охватить все своими силами. А кредиты под такие проекты не дают, так как это очень рискованное инвестирование.

Сейчас мы выполняем отдельные контракты с частными организациями на разработку и поставку навигационных систем. В Харьковской области таких контрактов нет, но есть планы создать навигационную систему в Крыму, где планируется построить четыре мусороперерабатывающих завода. Логистика должна обеспечивать весь сбор и доставку мусора Крыма на эти четыре полигона. Тут уже, естественно, нужен диспетчерский пункт по управлению транспортными средствами. Свою систему в Крыму хотят запустить в 2014 году.

Справка "SQ". Публичное акционерное общество "АО "Научно-исследовательский институт радиотехнических измерений" - ведущая научно-производственная организация Украины в области разработки, проектирования и производства радиоэлектронной техники: наземных и бортовых систем и приборов для космических комплексов, систем высокоточных траекторных измерений для отрабатывания ракетно-космической техники, сложной медицинской техники, контрольно-измерительных приборов и систем управления для топливно-энергетического комплекса. В соответствии с первой государственной космической программой Украины НИИРИ обеспечил формирование и модернизацию наземного автоматизированного комплекса управления космическими аппаратами Украины, который управлял полетом первого отечественного космического аппарата "Січ-1". В 1996 году деятельность коллектива института была отмечена Государственной премией Украины.