Омаров, интервьюО том, почему решил баллотироваться в депутаты Харьковского областного совета от городского округа №15, а также о том, какими должны быть новые взаимоотношения между людьми и властью, нашему изданию рассказал кандидат от партии "Блок Петра Порошенко "Солидарность" Азад Омаров.

Азад Энверович Омаров живет в Харькове больше 20 лет. Имеет три высших образования: техническое, экономическое и управленческое. Кандидат наук государственного управления. Работал начальником жилищно-коммунальной инспекции в Харьковской области, возглавлял управление Национальной комиссии, которая осуществляет государственное регулирование в сфере коммунальных услуг в Харьковской, Полтавской и Сумской областях. Был советником премьер-министра АР Крым (2005 г.), советником губернатора Харьковской области. Сейчас работает в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства Харьковской облгосадминистрации. Женат, у него есть четверо детей и четверо внуков.

– Азад Энверович, почему Вы приняли для себя решение идти в депутаты?

– Я думаю, что сегодня не только в Харькове, но и во всей Украине, во власть должны прийти люди, которые, прежде всего, думают о гражданах и о целостности страны. Я – патриот Украины, поэтому решил идти в депутаты Харьковского областного совета. У меня за спиной – богатый жизненный опыт, более 30 лет трудового стажа, поэтому мне кажется, что буду полезен харьковчанам, работая в этом качестве.

– Почему Вы решили баллотироваться в облсовет от городского округа?

– В нынешнем созыве облсовета Харьков представляют всего два депутата. Согласно новому закону, теперь депутатов от города будет 24. Они будут связующим звеном между городом и областью. А проблемы Харькова я знаю очень хорошо. Особенно проблемы жилищно­коммунального хозяйства и городского транспорта, так как я работал начальником жилищно­коммунальной инспекции в Харьковской области, а потом возглавлял управление Национальной комиссии, которая осуществляет государственное регулирование в сфере коммунальных услуг в Харьковской, Полтавской и Сумской областях.

Отмечу, что я не просто знаю проблемы, я знаю пути их решения. Я думаю, что новый депутатский корпус в областном совете будет отстаивать интересы харьковчан. Опять же, есть вопросы, которые город не может решать, но может решить облсовет. Например, некоторые земельные вопросы. Если вопрос более глобальный, то облсовету проще обратиться в Верховную Раду для решения проблемы.

– Какие конкретно проблемы нужно решать на территории Вашего избирательного округа?

– Честно говоря, я даже не знал, что в наше время в Харькове есть такие дома, какие я видел в своем 15­м округе. Я говорю о некоторых из них, расположенных на улице Тимуровцев и улице Гарибальди. Их состояние, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Я часто встречаюсь с избирателями. На встречи, в основном, приходят бабушки и дедушки, которым далеко за 60 лет. В основном, их волнуют такие вопросы, как ремонт подъездов и крыш, установка детских площадок, восстановление ступенек, так как кое­где бетон разрушается, и уже торчит арматура.

Общаясь с пожилыми людьми, я думаю еще и о том, что их детство пришлось либо на период Великой Отечественной войны, либо на послевоенные годы. И вот теперь, на старости лет они снова столкнулись с этой бедой. Меня это очень сильно расстраивает.

– Люди на встречах, наверное, просят помочь с проблемами?

– Да, конечно. Сейчас же выборы, и люди привыкли, что большинство депутатов, если что­то и делают, то только перед выборами. Я объясняю своим избирателям, что могу покрасить лавочки или отремонтировать подъезд, но вопрос в другом: почему они за такую малость согласны отдать свой голос? Ведь нужно же выбирать так, чтобы с человека потом можно было требовать все годы его каденции, а не только перед выборами.

Мы все платим налоги, которые образуют бюджет. Так вот, депутат должен обеспечивать, чтобы лавочки и подъезды красились каждый год за эти деньги, а не из кармана кандидатов в депутаты один раз в несколько лет. Также депутат должен контролировать каждую бюджетную копейку, чтобы деньги использовались по целевому назначению, а не разворовывались, не доходя до людей. Воровать из бюджета, а потом ставить песочницу – это аморально. Вот как раз потому, что выбирают за лавочки и песочницы, сегодня многие разочарованы.

Некоторые избиратели говорят, что на выборы не пойдут, так как все равно потом депутаты годами у них не появляются. Так может быть, просто не за тех голосуете? Нельзя отдавать свой голос тому, кто готов его купить. Голосуйте за тех, кто будет работать на вас.

– Вы сказали, что вы – патриот Украины. В чем это проявляется?

– Я являюсь почетным членом Харьковского областного общества азербайджанско­украинской дружбы "Достлуг", деятельность которого очень разнообразна. Например, мы помогаем семьям харьковчан, которые погибли в войне за Карабах. Они – Герои Азербайджана. Руслан Половинка похоронен в Змиевском районе, там у него живут родители. Также помогаем семье Виктора Серегина, памятная доска этому герою установлена в Харькове на доме, в котором он жил.

Когда начался конфликт на востоке Украины, члены нашего общества отвозили помощь в Славянск украинским бойцам. Именно там тогда проходила линия столкновения. Мы передали фуру самого необходимого: продукты питания и вещи.

В этом году члены нашего общества отвезли продукты питания в лагерь "Ромашка", где проживают переселенцы с Донбасса. Там были очень нам рады. Рады не потому, что привезли продукты, а потому, что о них не забыли. Они говорили, что им вдвойне приятно, что о них, христианах, заботятся и думают мусульмане. Такая помощь переселенцам оказывается регулярно.

 

– Много ли патриотов Украины среди азербайджанцев?

– Очень много. Азербайджанцы были активными участниками и Оранжевой революции 2004 г., и Революции достоинства 2013­2014 гг. Одним из первых флагов, которые были подняты на Майдане в Киеве, кроме украинских флагов, был флаг Азербайджана. На Майдане было две азербайджанские палатки, были наши сотники, и мы на выходных старались ездить в Киев. Две дочери моего уже ныне покойного друга были на Майдане медиками­волонтерами, сейчас они – в зоне АТО, ездят туда по очереди, помогают нашим военным.

– Вы около полугода жили и работали в Крыму. На ваш взгляд, были ли тогда уже предпосылки, что все так плохо закончится?

– В 2005 году я был назначен советником премьер­министра АР Крым Анатолия Матвиенко по вопросам ЖКХ, а также курировал вопросы национальных меньшинств, в том числе и татарские вопросы. И если говорить о предпосылках, то расскажу о двух случаях. Летом нам была поставлена задача построить украиноязычную школу недалеко от трассы Симферополь – Евпатория. Это была инициатива Анатолия Сергеевича (Матвиенко – авт.). И к 1 сентября мы вышли на финиш этого строительства. Также там должны были быть и русские классы. Крымские татары очень хотели учиться в этой школе. Директором был русский – молодой учитель украинского языка и литературы. При одной из первых встреч я спросил у него, кто будет работать в этой школе. Он ответил так: "Десять учителей мы пригласили из Украины, остальные – наши". Меня это тогда поразило до глубины души.

Второй случай произошел, когда я только приехал в Крым и мне поручили заниматься национальными вопросами. Я спросил у одного из должностных лиц Кабинета министров Крыма, какая диаспора на полуострове – самая большая. Он мне ответил – украинская. Я был в шоке. Это дает понимание, какая там была обстановка. К сожалению, все эти годы независимости Украины в Крыму никто ничего не делал для того, чтобы ситуация изменилась.

– Вы – азербайджанец, который живет в Украине. Приходилось ли Вам трудно из­за этого?

– После возвращения из Крыма я работал советником председателя Харьковской облгосадминистрации по вопросам национальных меньшинств и культуры. Здесь живут представители больше 100 национальностей. Я знаю представителей многих народов. И на мой взгляд, самый толерантный народ – это украинцы. Если бы это было не так, поверьте, мы бы здесь не жили. На мой взгляд, в Харькове национальный вопрос не стоит.

– Но ведь не может быть, чтобы в городе, где проживает столько национальностей, совсем не было проблем?

– Когда начался конфликт с Россией, я задумался о том, что враг, когда не может войти в страну открыто, начинает разрушать ее изнутри. А самая больная точка – это, конечно, национальный вопрос и вероисповедание. Завтра христиане могут спросить, почему здесь живут мусульмане, или почему здесь живут грузины, азербайджанцы, немцы, поляки, белорусы, армяне или вьетнамцы. Затем мне казалось, что если этот вопрос возникнет, то, скорее всего, в отношении мусульманских народов. Поэтому мы создали украинское объединение тюркоязычных народов. Туда входит казахское, туркменское, башкирское, азербайджанское и другие общества. Время от времени мы собираемся, но пока особо не было необходимости. Дай бог, чтобы и не было. Но поверьте, если такой вопрос поднимется, мы выступим на стороне украинской власти и украинской государственности. И таким образом дадим отпор сепаратистам.

– Ну а что касается лично вас?

– Если вы о каком­то комплексе по поводу национальности, то его нет. Я просто хочу, чтобы все любили Украину. Не только украинцы, а все.

Кроме того, в Харькове есть сквер имени Героя Советского Союза Фариса Сафарова. Он – азербайджанец. Под Харьковом погибло много азербайджанцев, в том числе и мои родственники. О каких комплексах вообще можно говорить? Это моя вторая Родина и Родина моих детей и внуков.

– В последнее время у украинцев ухудшилось отношение к России…

– У нас как­то стало принято делить людей на категории – вот тот за Украину, а тот – за Россию. На мой взгляд, если человек говорит, что любит Россию, это совсем не означает, что он не любит Украину и поддерживает действия тех, кто сегодня руководит Россией. Подумайте, ведь мы столько лет были вместе. У многих там родственники – брат, сестра, еще кто­то. Я вам скажу больше: может быть, завтра нам эти люди будут нужны больше всего, когда придет время наводить мосты дружбы, восстанавливать российско­украинские отношения.

– Есть ли у вас какой­то талант?

– Я пишу стихи. Уже издана книга. В планах – выпустить ее на русском языке, перевод уже есть. Одно из моих любимых сочинений – "Ода Украине". В основном, я пишу философские стихи – о смысле жизни, о любви. Я бы даже сказал, что не пишу, а переписываю их. Потому что сочиняя стихи, ты не думаешь, они идут из ниоткуда, как будто посылаются свыше.

– Кому показываете свои стихи?

– Первый мой слушатель – жена, потом – друзья. Я читаю им, потому что хочу убедиться в том, что стихи хорошие.

– Как вы отдыхаете, есть ли у вас какие хобби?

– Люблю сажать деревья и ухаживать за ними. Если не считать различных субботников, в которых я постоянно участвую, то всего в Харькове я посадил 140 деревьев. Это и липы, и плодовые деревья – вишня, персик, слива, яблоня. Еще люблю встречаться с друзьями, пьем чай, разговариваем. Стараюсь уделять время детям и внукам.

 

– Чем отличается нынешняя молодежь от той, которая была 20­30 лет назад?

– Моя молодость пришлась на времена СССР. И часто от людей моего возраста, а также от тех, кто чуть старше или чуть моложе, можно услышать, что там было хорошо. А я думаю, что они не в Советский Союз хотят, они скучают по своей молодости.

Тогда было мало информации, мы не знали всего негатива. Например, что наши солдаты погибают, воюя в других странах. Кроме того, на кусок хлеба у всех было, в то же время не было богатых. Это можно сравнить с тем, что, например, вот мы сидим с вами в этой комнате, а за дверью происходит что­то ужасное. Но мы же этого не знаем, поэтому вполне довольны и счастливы на данный момент. А выйдем из комнаты – и счастье исчезнет. Но ведь возникло это несчастье раньше, просто мы этого не видели.

На мой взгляд, с момента распада СССР произошло очень много изменений. Те, кому сейчас 20, 30 или даже 40 лет, этого не поймут. Конечно, многое зависит от человека, от того, в чем он видит смысл жизни. Кому­то для счастья нужно, чтобы зарплату каждый месяц платили, и чтобы отпуск был раз в году, а кому­то нужно что­то большее.

– За кого, по­вашему, нужно голосовать на этих выборых?

– За достойных. Сейчас все кандидаты пытаются доказать, что они самые лучшие. Я не спорю, это правильно. Но только народ может решить, кто ему на самом деле нужен. Нет в отдельности тебя, нет в отдельности меня. Есть мы, а это значит – есть Украина. Поэтому нужно голосовать за тех, кто придерживается такой позиции, выступает за целостность страны.

Сейчас многие критикуют Президента. Но все забыли, что еще год назад на Донбассе шли активные боевые действия. Да, сейчас там тоже неспокойно, но все же это нельзя сравнить с тем, что происходило там летом прошлого года. Потом еще говорят, что медленно идут реформы. Возможно, действительно, не так быстро, как хотелось бы. Но ведь Петр Порошенко избран Президентом чуть больше года назад. Это совсем небольшой срок. И за это время, я считаю, сделано немало. Губернатор Харьковской области Игорь Райнин работает в своей должности еще меньше – всего 8 месяцев, но результат уже заметен. В регионе – спокойно, и в этом его большая заслуга. Активно реализовываются региональные реформы, проводится борьба с коррупцией. Я горжусь тем, что являюсь частью команды Президента и иду на выборы именно от партии "Блок Петра Порошенко "Солидарность".

– Что хотели бы сказать или пожелать избирателям?

– Я понимаю, что сейчас многим тяжело, но нужно потерпеть. Ради себя и будущих поколений. Если мы защитим Украину и сохраним ее как независимое государство, тогда тут можно будет жить, строить, растить и воспитывать детей. Есть одна мудрая восточная поговорка: если землю не охраняешь – ее не стоит обрабатывать, если ее не обрабатываешь – не стоит охранять. Мы должны сохранить Украину, чтобы растить здесь своих детей и обрабатывать богом данную землю.

Особенно хотел бы обратиться к молодежи. От вас сегодня многое зависит, ведь вы выбираете свое будущее. Придите 25 октября на избирательные участки и сделайте свой выбор, чтобы вместо вас его не сделал кто­то другой.