. - Валерий Иванович, в чем, на Ваш взгляд, важность решения транспортных проблем для развития города? - Транспортные перевозки - это вектор состояния экономики, следовательно, экономический потенциал Харькова не может эффективно развиваться без опережающего развития транспортной и улично-дорожной систем города. Потенциал магистральной сети города уже исчерпан. Об этом свидетельствуют постоянные заторы и растущее количество дорожно-транспортных происшествий, убытки городской экономики от которых ежегодно превышают десятки миллионов гривень. Сейчас население Харькова составляет около 1,4 млн. чел. В генеральном плане развития Харькова его население, определенное авторами, специалистами киевского института "Гипроград", также составит 1,4 млн. Нет роста населения, значит, нет развития, и поэтому транспортная и улично-дорожная система в генплане не развивается, а просто упорядочивается за счет перевода некоторых магистралей (ул. Клочковской, пр.Постышева, ул. Шевченко, пр. Московского и пр. 50-летия ВЛКСМ) из разряда магистралей с регулируемым движением в разряд дорог с непрерывным движением путем создания пересечений на разных уровнях. Генеральный план развития города не может иметь сроков. Развитие - процесс непрерывный и сопровождается преобразованием экономики, социальной системы, природной среды, бурным развитием новых информационных технологий. Харьков - это открытая, постоянно развивающаяся система со значительным количеством распределенных функций, основой которых являются коррелирующиеся связи политики и экономики, экономики и техники, техники и культуры, культуры и СМИ, политики и правительства. Именно поток жителей города, вовлеченных в осуществление этих связей, придает Харькову его органическую ценность. Транспорт обеспечивает системную организацию города, его органическую жизнь, устремление к прямым связям. Поэтому транспортная система является физической основой функционирования города. - Какие задачи должна выполнять обновленная транспортная система Харькова? - Подвижность населения определяет структуру современного города. С увеличением свободного времени поток населения растет, все больше использует индивидуальный транспорт, количество которого ежегодно в Харькове увеличивается на 10 тыс. единиц. Основная функция миллионного Харькова уже меняется. Это не столько производство, сколько то, что в интересах экономического и культурного развития город становится мозговым центром, выполняющим множество региональных, невидимых функций. В центре города, где сосредоточены основные учреждения и офисы, транспортный поток растет ещё больше, в результате чего движение практически парализуется. Но необходимость в транспорте не уменьшается. Пробки и заторы происходят не от увеличения объёмов движения. Причина их возникновения - в структуре города, которая уже не в состоянии вынести существующей подвижности. Это вызывает крах радиальной и радиально-кольцевой системы улично-дорожной структуры, заложенной в генплане 1987 г. Радиально-кольцевая транспортная система - наследие закрытого средневекового общества, она не может выдержать напряженных транспортных потоков открытой городской структуры. Следовательно, для Харькова необходима новая транспортная система. - Какие конкретно изменения Вы предлагаете? - Специалисты института "Гипроград" в новом генеральном плане обосновано отказались от радиально-кольцевой структуры улично-дорожной сети, но из-за ограничений давно устаревших строительных норм, где не предусмотрены скоростные транспортные магистрали, спроектировать новую транспортную систему с большим потенциалом для пропуска всё возрастающих транспортных потоков им не удалось. Предложено только 78 км магистралей в 6-8 полос с непрерывным движением. В то же время расчеты показывают, что когда на тысячу жителей в 2026 г. будет приходиться 350 автомобилей, в городе необходимо построить 310 км 6 полосных магистралей. К сожалению авторский коллектив не располагает необходимой информацией о существующей подвижности населения на различных видах транспорта, о дальности поездки, о целях использования автомобильного транспорта, о пассажирах и грузопотоках. На основе математического моделирования кафедрой урбанистики разработана горизонтальная ось города линейной структуры, которая в будущем не будет препятствовать его развитию. Это циклическая многоуровневая система позволяет до 1 млн. жителей, а в будущем и больше, разместить в соответствующих зданиях вдоль городской оси для выполнения административно-управленческой и обслуживающих городских функций. Кроме того, 1,5-2 млн. человек будут ежедневно приезжать в зону оси. Большинство воспользуется метрополитеном, некоторые - индивидуальным транспортом. Разместить начало городской линейной оси с циклическими звеньями предлагается в центре города, охватив район Левады, и направить на юг. При этом учитывается значительная удаленность городов областного подчинения южного направления и необходимость их приближения за счет высоких скоростей автомобильного и новых видов транспорта. В южном направлении в Харьковской области целесообразно разместить новый аэропорт высшего класса с пятью взлетными полосами и скоростной (300-400 км/ч) связью с городом. Геологические условия южной части Харькова характеризуются высоким уровнем грунтовых вод, насыпными грунтами, что значительно затрудняет освоение подземного пространства. Поэтому предлагается звенья циклической системы составить из трёх этажей в одном направлении. В каждом звене - одностороннее движение, в двух соседних звеньях - движение в противоположных направлениях, в местах слияния - движение в одном направлении. Переход с этажа на этаж - по пандусам, количество которых равно числу полос движения. Такой тип скоростной магистрали имеет пропускную способность в 10 и более раз выше, чем современные улицы и дороги. Предложенная система позволит любому числу людей свободно и быстро передвигаться между учреждениями, расположенными вдоль городской оси. Циклическая транспортная система, состоящая из отдельных элементов, делает возможным её постепенное линейное развитие. На каждой стадии развития система вполне закончена, но к ней всегда можно прибавить ещё звено. - Такие изменения транспортной системы будут связаны с общими изменениями жизни Харькова? - Проектируя новый город, наша кафедра предлагает создать порядок и соответствующий масштаб на всех уровнях обслуживания как общественной, так и частной жизни, построить соответствующие пространства внутри городской среды. При этом существующий город не разрушается для кардинально нового строительства, а наоборот, пересматривается его структура, что обязательно приведет город к возрождению. Речь идет не только об обновлении, что предлагают авторы "Гипрограда", но и о выборе направления дальнейшего устойчивого развития города на долгосрочную перспективу в 30-50 лет и далее. Транспортная система города - это капиталоёмкая отрасль, где ошибки в проектировании и строительстве приводят к миллиардным потерям. Экспериментальное строительство недопустимо. Требуется предварительное многовариантное моделирование будущих систем и поиск внебюджетных источников финансирования. Кафедрой урбанистики совместно с кафедрой экономической кибернетики нашего университета такая работа проведена, разработан проект сбора внебюджетных средств, ориентированный на развитие транспортной политики и рыночные условия предоставления транспортных услуг. Справка "SQ". Гук Валерий Иванович - профессор градостроительства (кафедра урбанистики Харьковского государственного технического университета строительства и архитектуры). Принимал участие в разработке генпланов г.Харькова 1967 и 1987 гг., обоснования стратегии Харьковского метрополитена, руководил созданием автоматизированной системы управления дорожным движением в Харькове (1981 г.).