Государственное предприятие "Завод им.В.Малышева" (ЗИМ) переживает не лучшие свои времена. Бывший флагман всего СССР по выпуску танков сейчас не может похвастаться крупными заказами для оборонной промышленности. На деятельности предприятия отразился и локальный экономический кризис, и мировой. В частности, на заводе имеется задолженность по зарплате и Пенсионному фонду. Но несмотря на трудности, предприятие уверенно смотрит в будущее. О том, как завод планирует работать в условиях кризиса, рассказал корреспонденту "SQ" заместитель генерального директора по маркетингу и логистике завода Николай Белов.

- Каковы основные итоги работы завода в 2008 г.?

- Объем реализации товарной продукции в 2008 г. в сравнении с 2007 г. увеличился на 19%. В денежном выражении объем реализации составляет около 230 млн.грн. Производительность труда на заводе возросла на 36,5%, а средняя зарплата на - на 61%.

Завод стал больше выпускать дизельных запчастей. Естественно, что значительный вклад внесло выполнение договора с Министерством обороны Украины на модернизацию до вида "Булат" танка Т-64, что составило около 100 млн.грн. Кроме этого, мы поставили иностранному заказчику партию современных боевых модулей для бронетранспортеров, выполняем текущие договоры с Пакистаном. В общем, доля военной продукции в объеме производств завода составила около 65%, доля гражданской продукции - 35%.

- Будет ли это соотношение меняться в ближайшей перспективе?

- В 2009 г. доля продукции военного назначения, вероятнее всего, вырастет по причине коллапса рынка СНГ, вызванного финансовым кризисом. Ожидать увеличения доли гражданской продукции можно только после того, как закончится кризис. Скорее всего, это будет дорожно-строительная техника, продолжится развитие темы коммунального транспорта, в частности трамваев и троллейбусов.

- Оказал ли влияние финансовый кризис на работу предприятия?

- Безусловно, оказал. Мировой финансовый кризис внес свои коррективы в перспективные планы нашего предприятия на следующий год. Практически все отрасли промышленности, предприятия которых потребляют производимую нами продукцию, испытывают финансовые трудности. На предприятиях снизились объемы реализации продукции и услуг, из-за слабой ликвидности банков ухудшилось прохождение платежей.

Например, динамично развивавшиеся железные дороги стран СНГ резко снизили свои показатели из-за уменьшения объемов перевозок продукции – строительных материалов и сырья для них, металла, минеральных удобрений и др. Как следствие, железные дороги прекратили своевременно выполнять финансовые обязательства перед дилерами, которые торгуют нашими запчастями для дизелей 10Д100, а также существенно уменьшили объемы их закупок. В случае, если в ближайшие несколько месяцев спрос на металл и продукцию химпрома не вырастет, а мировые цены не возвратятся к показателям первой половины 2008 г., объемы реализации дизельных запчастей нашего завода в 2009 г. могут существенно снизиться.

- Не придется ли закрывать производство дизелей?

- Несколько компенсирует возможные потери перспектива выполнения контракта с железными дорогами Туркменистана на поставку 10 дизелей 10Д100М1Б. Это тот случай, когда вынужденная экономия потребителя стала выгодной для нас. Кризис нарушил планы туркменской стороны приобрести новые тепловозы, и, с целью экономии средств, было решено объявить тендер на замену дизелей в штатных тепловозах. По той же причине, как мы надеемся, ГАЖТ "Укрзалізниця" продолжит ремонт и модернизацию ранее поставленных дизелей Д80.

- Остался ли у завода контракт на поставки продукции в Беларусь?         

- Надеемся, что выполняемый предприятием контракт с Минским тракторным заводом (МТЗ) на изготовление поковок не претерпит существенных изменений. Пока что белорусская сторона не объявила о перспективах резкого снижения объемов закупок, но мы, анализируя сложившуюся на рынках СНГ ситуацию, не можем быть чрезмерными оптимистами. Резко снизил объем производства ОАО "Харьковский тракторный завод", приостановили производство ряд тракторных заводов в России, что вызвано рядом факторов. В их числе сокращение финансирования государственными и частными структурами приобретения тракторной техники, сворачивание кредитных программ, снижение цен на зерновые культуры. Все это позволяет прогнозировать существенное снижение объемов продаж тракторов производства МТЗ, по крайней мере, в 2008-2009 гг.

Отмечу, что положительными сторонами кризиса является то, что рост курса доллара и снижение цен на металл значительно увеличили рентабельность уже заключенных внешнеэкономических контрактов. Также наметился приток рабочих на завод.

- Какие меры вы могли бы порекомендовать правительству для смягчения последствий кризиса для всех промышленных предприятий.

- Их много, но я отмечу основные и, по моему мнению, наиболее эффективные. Это стимулирование предприятий-экспортеров, компенсация за счет бюджетных средств части процентов по банковским платежам за использование кредитов, недопущение досрочного истребования кредитов банками, бюджетное финансирование модернизации производства и внедрения энергосберегающих технологий. Конкретно для нашего предприятия нужно было бы организовать постоянное финансирование из госбюджета заказов по линии Минобороны Украины (МО). Эта мера позволила бы повысить обороноспособность страны, обеспечить постоянную зарплату рабочим и сохранить производственный потенциал для производства нового танка.

- Как завод борется с влиянием финансового кризиса, пока его предложения еще не приняты?

- К сожалению, нам пришлось ввести 4-дневную рабочую неделю для инженерно-технических работников, а также временно заморозить рост зарплат. Важным и очень эффективным средством экономии является внедрение энергосберегающих программ. После анализа работы заводской системы отопления выяснилось, что имеющиеся котлы и система подачи тепла безнадежно устарела. Кроме того, плотность работающих людей на единицу площади намного меньше, чем в тот период, когда эта система создавалась. Получается, что мы отапливаем атмосферу! А это 4-5 млн.грн в месяц, которые в условиях дефицита ресурсов могут быть направлены на выплату зарплаты. Поэтому принято решение перейти на значительно более экономичную систему точечного отопления электрообогревателями различных видов. Но все же основным средством борьбы с кризисом является поиск заказчиков нашей продукции, по возможности из дальнего зарубежья.

- Помогает ли заводу статус спецэкспортера?

- Статус мы получили в 1999 г. и активно им пользовались, правда, в небольших контрактах. Это были поставки, например, в Иорданию, Польшу и Россию. Это были поставки, например, каких-то узлов, которые на других заводах изготавливать дорого или вообще невозможно. Против таких контрактов "Укрспецэкспорт" никогда не возражал. Но как только мы "выходим" на крупный контракт, то появляется "Укрспецэкспорт" и перехватывает его. Дело в том, что спецэкспортеры обязаны согласовывать свои действия с "Укрспецэкспортом". Не один раз эта проблема обсуждалась на совете спецэкспортеров совместно с госслужбой экспортного контроля и Минпромполитики. Но "Укрспецэкспорт" стоит на своем... Нужно или дать независимость отдельным спецэкспортерам, или пусть "Укрспецэкспорт" берет на себя обязательства и всю заботу по обеспечению заводов инозаказами. А ведь сейчас они такую ответственность не несут.

- Какие вопросы, стоявшие перед заводом в 2008 г., решить не удалось?

- Пока не решен вопрос реструктуризации нашей задолженности в ПФ. Его накопление было вызвано ростом зарплаты на предприятии. Мы вынуждены были пойти на это, чтобы не потерять производственных рабочих и ценных специалистов.

- Каковы планы завода на 2009 г.?

- Как я уже говорил, на 2009 г. заказы у нас есть. Продолжается работа по текущим заказам – по изготовлению вагонного литья, поковок для МТЗ, дизельных запчастей, запчастей для буровых установок, комплектации для танкоремонтных заводов Минобороны Украины. Кроме того, возвращаемся к производству машин для ремонта трубопроводов. Предстоит также решить очень серьезные задачи - выполнить два больших контракта с иностранными заказчиками на поставку танковых МТО и по изготовлению комплектов модернизации для бронетранспортера БТР-50. Это почти полмиллиарда гривень.

- Какие перспективы сотрудничества завода с Министерством обороны Украины?

- Мы надеемся на заключение контракта на 2009 г. на модернизацию Т-64 до уровня боевой машины "Булат". Министр обороны Юрий Ехануров дал указание соответствующим структурам минобороны заключить контракт на три года на модернизацию не менее 100 танков. Это не просто наша инициатива. Схожие цифры предусматривает программа развития Вооруженных сил Украины до 2011 г. После завершения испытаний нового танка "Оплот" надеемся на заключение контракта с Минобороны на изготовление первой партии. Для подготовки его производства нужны бюджетные средства. При их своевременном выделении изготовление "Оплота" начнется не ранее второго полугодия 2009 г. Готовимся выпускать БТР-4. Здесь также вопрос упирается в бюджетные средства, необходимые для подготовки производства. В любом случае, нам очень важно, чтобы украинская армия приняла на вооружение как можно больше нашей боевой техники, так как ее наличие на вооружении - одно из требований иностранных покупателей современного оружия.

Справка "SQ". Бывший паровозостроительный завод, в прошлом "Харьковский паровозостроительный завод" (ХПЗ), основан в 1895 г. В настоящее время - это многопрофильное предприятие, производство которого имеет следующие основные направления: двигателестроение - дизели судовые и стационарные, выпускает с 1913 г.; тракторные - с 1924 г.; транспортные - с 1939 г.; тепловозные - с 1946 г; гусеничное транспортное машиностроение: тракторостроение - с 1924 г., танкостроение - с 1929 г., тягачестроение - с 1935 г.; продукция производственного назначения: сельскохозяйственные машины и механизмы - с 1909 г., энергетическое грузоподъемное оборудование - с 1904 г., шахтное оборудование - с 1922 г. Этапы развития: 1897 г. - выпущен первый паровоз; 1911г. - начато производство нефтяных и газовых двигателей; 1913 г. - изготовлены первые дизельные двигатели мощностью 800-1000 л.с.; 1924 г. - изготовлен первый в СССР гусеничный трактор "Коммунар"; 1924 г. - изготовлен первый образец танка Т-12 и первый образец главного судового дизеля типа "Зульцер"; 1931 г. - изготовлен первый в СССР бескомпрессорный дизель Д40 собственной конструкции; 1936 г. - изготовлен первый образец танка БТ-7; 1939 г. - начато серийное производство танкового дизеля типа В-2 различных модификаций; 1942 г. - в производство танков внедрена автоматическая сварка по методу и при участии академика Е.О.Патона; 1943 г. - изготовлен модернизированный танк Т-34/85; 1944 г. - изготовлен и испытан артиллерийский тягач АТ-45, а также танк Т-54; 1949 г. - выпущена первая партия артиллерийских тягачей АТТ-1; 1952 г. - создан огнеметный танк АТО-54 и газогенераторный тепловоз ТЭ-4; 1955 г. - изготовлен первый турбопоршневой танковый дизель нового поколения 5ТД; 1957 г. - выпущена первая партия пассажирских тепловозов ТЭ-7 с дизелем 2Д100, а также армейский тягач БТМ-3; 1958 г. - изготовлен новый тепловоз ТЭ-10 с дизелем 9Д100 (12 цил. мощностью 3000 л.с.), а также антарктический тягач-снегоход "Харьковчанка", создан огнеметный танк ТО-55; 1978 г. - начат выпуск стационарных автоматизированных дизель-генераторов 5Д70; 1991 г. - начато производство мотовездеходов ЗИМ-350 с двигателем ИЖЮ-5; 1993 г. - изготовлен тягач-пушка для пожаротушения в труднодоступных местах, а также новые машины типа Б3М для безлюдной добычи угля в шахтах; 1995 г. - изготовлен бульдозер БГ-1 на гусеничном ходу; 1997 г. - начато производство тепловых 4-тактных дизелей нового поколения 1Д80Б и 4Д80Б.