Нардеп А. Логвиненко: А. Аваков подготовлен к должности руководителя местного БЮТ, но насколько он будет эффективен – покажет время

Здание комитетов Верховной Рады в Киеве. Тихие и быстрые лифты, ковровое покрытие, заглушающее шаги, бесконечный ряд одинаковых дверей. Кабинет Алексея Степановича Логвиненко рушит стереотипы о жизни слуг народа – комнатка площадью около 12 кв.м, где кроме стола нардепа находится рабочее место его помощницы. Обстановку оживляет только круглое окно, выходящее, впрочем, на глухую стену стоящего напротив здания, и календарь Блока Юлии Тимошенко (БЮТ).

- Партия регионов (ПР) хочет провести местные выборы осенью этого года, БЮТ – категорически против. Почему?

- Желание ПР провести выборы осенью продиктовано обоснованными опасениями, что электоральная популярность ПР весной будет существенно ниже, чем этой осенью. Расчет на то, что население после лета еще не успеет почувствовать всей "прелести" социально-экономической ситуации, которая угрожающе нависает над страной. БЮТ ставит под сомнение дату 31 октября по следующим причинам. Во-первых, по закону у мэров срок полномочий – 4 года, а у советов – 5 лет. Проводить выборы мэров одновременно с выборами местных советов – это рационально, но до осени Верховная Рада не успеет принять изменения в Конституцию, чтобы выровнять сроки их полномочий. Во-вторых, необходимо решить, по какой системе эти выборы проводить: по мажоритарной, пропорциональной или смешанной?

- Как вы считаете, какая выборная система нужна?

- То, что в селах и поселках должны быть выборы по мажоритарной системе – не оспаривается. Что касается районных и областных советов, то здесь есть своя специфика, и мы, в БЮТ, склоняемся к пропорциональной системе с открытыми партийными списками. Это даст возможность людям не только знать своих избранников в лицо, но и впоследствии усложнит поштучное склонение депутатов на свою сторону некоторыми ретивыми администраторами. Нас настораживают сегодняшние тенденции, связанные с усилением админресурса и ограничением свободы слова. Следует помнить, что применение админресурса наиболее эффективно на мажоритарных выборах.

- Тема объединения БЮТ и ПР всплыла с неожиданной стороны. НУНСовец Владислав Каськив недавно выразил опасения, что две мегапартии могут объединиться для того, чтобы не допустить на политическую арену "третьи силы".

- Это всего лишь точка зрения моего коллеги. Вероятно, он исходит из укоренившейся, к сожалению, украинской политической традиции объединяться с целью "дружить против кого-то". Считаю, что мы, народные депутаты, принимая те или иные решения, должны исходить из интересов общества и государства, и объединение на этих принципах допустимо, несмотря на всю предысторию.

- Юлию Тимошенко начали обвинять во всех грехах. Начиная с якобы незаконного использования миллиарда гривен из госрезерва, заканчивая старым делом о взятке судье…

- Это грубый политический шантаж в преддверии избирательной кампании в местные советы в расчете на то, что кто-то в это поверит. Доказательством вины является в соответствии с нашими законами только вступившее в законную силу решение суда. Все остальное - это досужие домыслы и разговоры, не имеющие никакого отношения к реальности.

- Возможен ли арест Ю.Тимошенко?

- Исключить ничего нельзя. Но власть должна думать о последствиях столь жестких неоправданных действий. Арест политических оппонентов за придуманные преступления - крайне опасная затея, грозящая острым политическим противостоянием внутри страны и санкциями внешнего мира.

- Журналист "Украинской правды" Мустафа Найем провел журналистское расследование, в результате которого установил, что во время голосования за "харьковские соглашения" должны были загореться дымовые шашки БЮТовцев. Шашки не были использованы, что позволило говорить о том, что БЮТ предал соратников по оппозиции…

- На заседаниях нашей фракции было обсуждение ситуации, связанной с ратификацией "харьковских соглашений", но подобные формы противодействия голосованию не рассматривались. Речь шла о том, что мы заблокируем трибуну и будем препятствовать голосованию – это правда. А все остальное не обсуждалось. Генеральная прокуратура, проводя расследование, опрашивает всех, кого считает нужным, надеюсь, что истина будет установлена беспристрастно. Если у кого-то есть дополнительная информация, то нужно ее передать в прокуратуру. Я вообще за то, чтобы принять соответствующие регламентные нормы, которые раз и навсегда исключили бы подобные эксцессы из парламентской практики.

- Как вы оцениваете назначение Арсена Авакова на пост и.о. руководителя харьковской облорганизации "Батькiвщини"?

- Арсен Борисович имеет универсальный опыт менеджера. На посту губернатора А.Аваков приобрел богатый опыт в сфере государственного управления и проявил себя очень активным публичным политиком. Решение о его назначении и.о. председателя областной партийной организации было принято в соответствии с уставом партии "Батькiвщина". Окончательное решение примет областная партийная конференция. Насколько А.Аваков будет эффективным лидером – покажет время.

- Три харьковских БЮТовца присоединились к коалиции. Двое из них – Валерий Камчатный и Александр Фельдман - назвали причиной своего шага назначение А.Авакова…

- Сразу оговорюсь, что ни с кем из перечисленных коллег у меня не было разговора о причинах их перехода. Ситуация с переходом В.Камчатного мне не понятна. Он долго работал как с А.Фельдманом, так и с А.Аваковым. В свое время, до избрания народным депутатом, он был одним из заместителей А.Авакова в областной администрации. И смена руководителя областной партийной организации вряд ли является причиной. А.Фельдман, вероятно, обиделся, не вдаваясь в анализ возможных причин этой обиды, хочу сделать одну ремарку: каждый человек, который идет в политику, должен быть готов к тому, что при тех или иных обстоятельствах политическая шахматная партия может складываться не в его пользу, и относиться к этому, как мне кажется, нужно спокойно, как к естественному явлению. Не знаю и мотивов перехода Олега Геймана. Возможно, Олег Айзикович ориентировался на решение Александра Борисовича.

- Как вы прокомментируете ситуацию со строительством дороги через харьковский Лесопарк? Там сейчас разгораются нешуточные страсти…

- Эта ситуация – иллюстрация того, как не должна действовать власть. Если проблема затрагивает интересы горожан, то с городской общественностью должен быть понятный открытый диалог. Власть должна выяснить, насколько проект конфликтен и какие формы развития конфликта могут возникнуть. В данном случае игнорирование необходимости широкого общественного обсуждения привело к жесткому противостоянию, и возникла опасность человеческих жертв.

- Но единственный механизм этого диалога - общественные слушания - норма, по сути, не работающая.

- Под лежачий камень вода, как известно, не течет. Общественные организации должны заставить власть слышать их требования. Но зачастую они включаются только тогда, когда лидерам этих организаций нужно себя как-то публично продемонстрировать. А в повседневной жизни общественные организации мало тревожат власть, и она, зачастую, отвечает высокомерным игнорированием мнения горожан. А ведь именно в активном диалоге через общественные объединения власть должна слышать глас народа.