новая сцена, осипов, солонецкая"Новая сцена" отметила свое 25-летие. Для театра это большой путь. Оглядываясь назад, понимаешь, сколько всего интересного и важного для города было сделано его командой. Мы встретились с художественным руководителем театра Николаем Осиповым и ведущей актрисой Ольгой Солонецкой, чтобы поговорить о театре, а поговорили о жизни.

- Хочу поздравить вас с 25-летием. Для негосударственного театра это потрясающая дата!

Николай Осипов: - Если быть правдивыми, то мы не самый старый, но один из старейших негосударственных театров. Хотя организовывались как Центр современного искусства, куда входили музыканты, артисты, художники, фотохудожники.

Ольга Солонецкая: - На самом деле это была такая андеграундная тусовка.

Николай Осипов: - Мы достаточно долго просуществовали как раз как Центр современного искусства, а как репертуарный театр стали работать с 2000 года на сцене Дома Актера.

новая сцена, осипов, солонецкая-  Мне очень нравится ваш логотип. По-моему, он целиком отражает дух  и концепцию театра. И, надо сказать, за все эти годы он совсем не устарел и не потерялся…

Николай Осипов: - Вместе с нами, скажем так, в одной тусовке были художники, которые тогда назывались, да и сейчас называются "Литера А" - Алеша Борисов, Сергей Братков. И логотип сделали как раз они еще в 1991 году.

Ольга Солонецкая: - Он нарисован от руки…

- Он очень классный!

Николай Осипов: - Потому что был с душой, с пониманием сделан, поэтому он работает. Я с удовольствием слушаю музыку тех времен, смотрю картины тех времен…  Все это было сделано по-настоящему…

Тогда было очень сложно пробиваться. Начало 90-х! Все стало можно. Все только зарождалось. Музыканты писали нам музыку, мы помогали им в организации концертов… Очень долго, например, нам делали афиши совершенно бесплатно Сергей Мишакин и Таня Борзунова - Студия "3Z" (авторы нынешнего символа победы Красного мака). Две афиши, которые они сделали для наших спектаклей, даже победили на конкурсе графического дизайна в Киеве.

Ольга Солонецкая: - Тогда  люди делали многое друг другу бесплатно, потому что хотелось что-то создавать. Сейчас, к сожалению, чаще всего, это стоит очень дорого. И если говорить о культурном слое… Художники, которые делали нам афиши, сначала просили почитать пьесу, чтобы понять, о чем она. А сейчас люди не просто пьес не читают. Многие приходят в театр вообще никого не зная. И не только из современной драматургии, но и из базовой классической литературы.

- Фестивали, которые вы организовывали, до сих пор вспоминают как нечто совершенно уникальное…

Николай Осипов: - Был арт-фестиваль "Культ Модерна", туда входили такие номинации, как живопись, фото, театр, авангардная мода, кино. Причем это был международный фестиваль. Еще был такой международный фестиваль, как "Театр III тысячелетия", фестивали "Восточный экспресс", "Рахманинов и украинская культура"…

В Харьков приезжали многие знаменитые артисты и режиссеры… М. Терехова, К. Хабенский, М. Пореченков. Причем Хабенский и Пореченков тогда еще не были звездами, но играли в нашумевшем спектакле "Калигула", который мы пригласили в Харьков.

новая сцена, осипов, солонецкая- Почему мы говорим об этом в прошедшем времени? Сегодня подобное возможно?

Ольга Солонецкая: - По каким-то неведомым обстоятельствам артисты ездили не за деньги. Им интересно и важно было показать свою работу. Не за гонорар. Сейчас это невозможно.

Николай Осипов: - Присутствовал некий романтизм. Мы были молодые и безумные, и все казалось возможным. Только все начиналось. Начало 90-х… Молодые бизнесмены, еще только начинавшие зарабатывать, помогали нам просто так, по зову сердца. Еще раз повторюсь, было ощущение, что мы строим что-то новое и вот-вот к чему-то обязательно придем. (улыбается).

- Почему не сохранился тот коллектив?

Николай Осипов: - Почти все разъехались…Каждый выбрал свой путь…

- Ну, а вы ездили на фестивали?

Ольга Солонецкая: - Одно время много ездили. Были и победителями фестивалей. В Москве со спектаклем "Обломов" мы победили в трех номинациях "Лучший спектакль", "Лучшая мужская роль", "Лучшая режиссура", спектакль "Девичник" получил награду как "Лучший актерский ансамбль". За это время актеры театра заработали большое количество наград.

- Преданная публика есть в театре? Вы знаете людей, которые ходят на ваши спектакли все эти годы?

Николай Осипов: - Понятно, что своя публика есть. Мы ее очень любим и бесконечно ей благодарны.

новая сцена, осипов, солонецкаяОльга Солонецкая: - Но если говорить в целом, опять же, повторюсь, приходят люди, которые совершенно не понимают, куда они попали и зачем. "Чайку" воспринимают, как неизвестное произведение. Бывает играть очень сложно, особенно на Малой сцене, где чувствуется дыхание зрителя. Но когда тебе удается "перетянуть" его на свою сторону, ты получаешь глубокое удовлетворение (улыбается).

Николай Осипов: - Продолжая тему воспитания зрителя, подчеркну, что, по большому счету, мы сами довели ситуацию до того, что получили  публику, не желающую думать. Все театры. Совместно. Мы довольно долго не предлагали серьезного продукта. Часть людей, готовых смотреть классику, современную драматургию, просто разочаровались и перестали ходить в театр. И этих людей в Харькове очень много. С другой стороны, часть публики ходит на комедии и детективы. Их это устраивает. И поэтому многие театры не ставят ничего другого. Очень долго мы объясняли себе, что надо выживать, и совместными усилиями снизили уровень театра в нашем городе. И мы за это расплачиваемся все вместе. Но к счастью, сейчас можно сказать, что ситуация выправляется.

Разговор происходит на Малой сцене Дома Актера. Входит директор Игорь Анатольевич Арнаутов и со свойственным ему юмором подключается к разговору.

Игорь Арнаутов: - Не знаю такого театра... У меня есть Большая сцена и Малая сцена. "Новая сцена" – 25 лет. Ну, что это такое?! Нужно говорить о "Древней сцене", об "Антикварной сцене"… Обычно театры живут 7-8 лет. Три раза этот театр должен был умереть! Не умирает. Шевелится. Что-то ставит. Раздражает публику. Публика покупает билеты. Хочет посмотреть повнимательнее. Рассматривает. Делает выводы. Дом Актера существует ради зрителей. Что делает "Новая сцена" на протяжении 25 лет, мне неизвестно. Скорее всего, занимается творчеством! (уходит)

- Чем сейчас живет театр? Что зрителю интересно? Какие спектакли любят?

Николай Осипов: - Один из самых популярных спектаклей - "Мужчина на грани нервного срыва". Это не чистой воды комедия. Здесь есть, о чем поговорить… Комедия "Муж на час". "Любовь с видом на озеро" (спектакль, поставленный по чеховской "Чайке") - уже несколько лет в нашем репертуаре, и публике он нравится.

- В чем секрет вашего долголетия?

Николай Осипов: - Игорь Анатольевич (Арнаутов - авт.) совершенно прав. Любая театральная идея живет 9-10 лет. Поскольку мы живем 25 лет, то чтобы жить дальше, надо кардинально меняться. Меняться совсем. По объективным и субъективным причинам меняется актерский состав. Должна входить другая кровь. И это не просто изменение физических лиц. Должно обязательно происходить изменение идеологии. У нас это так и получается.

- Ваши планы на следующие 25 лет?

Николай Осипов: - Мы отметили 25-летие театра, и стало понятно, что закончился определенный цикл, и мы стоим на пороге перемен. Что это за перемены, нам пока неведомо. Мы можем только делать определенные шаги в этом направлении. Нужно слушать и слышать. Если ты правильно слышишь, если ты не замкнут на себе и на партнере, ты обмениваешься с публикой энергией, которая ведет в нужном направлении. Главное - никого не учить жить!