раду поклитару, жизельРаду Поклитару, проводник модерн-хореографии в Украине, привозит в Харьков свою постановку - балет "Жизель" (спектакль можно увидеть в понедельник, 16 мая, в оперном театре). Зачем и почему Поклитару обратился к легенде балета, что оставил в этой истории и что нового привнес в нее – в интервью хореографа.

- Прежде всего, разрешите вас поздравить. В этом сезоне у театра "Киев модерн-балет" юбилей - 10 лет! Вас отметили Шевченковской премией – и за это отдельные поздравления! И новая премьера - балет "Жизель"! От всей души вас поздравляю. Вдохновения, новых свершений, новых балетов!!!

- Спасибо большое.

- Когда мы с вами общались зимой, разговор получился грустный. Мы говорили о том, что театру очень нужна поддержка, а ее нет. И вот теперь премьера состоялась благодаря меценату Людмиле Русалиной…

раду поклитару, жизель

- В течение последних семи лет я искал мецената для нашего театра, потому что театр изначально был меценатским. Наш первый меценат - Владимир Филиппов, основатель "Киев модерн-балета". К сожалению, в Украине не развит институт меценатства как таковой и до сих пор не принят закон о меценатстве. Я был счастлив встретить Людмилу Владимировну, потому что она именно меценат, она человек, который понимает в искусстве, и она в первую очередь понимает, что культура нашей страны, Украины, это наше будущее, а значит - будущее наших детей. Она сама многодетная мать. Это для нее чрезвычайно важно. И, как потом оказалось, она всю свою юность и детство посвятила танцу, она тоже занималась балетом, а потом ушла в бизнес. Проект очень дорогой, и, конечно, без ее помощи его не возможно было бы реализовать.

- "Жизель" - самая грандиозная постановка, которая у вас когда-либо была? Так или я ошибаюсь?

- Ну, одна из самых больших, скажем так. У нас есть большие балеты – это "Щелкунчик", "Лебединое озеро" и "Жизель" в их ряду. Пожалуй, это один из самых дорогих проектов.

- Почему именно "Жизель"? Как и почему пришла идея поставить этот балет?

- Вы знаете, в балетном мире не так много историй, которые бы знали все. И вот "Жизель" относится к ним. На первом месте "Лебединое озеро", так уж сложилось, а на втором – "Жизель". Я очень люблю этот спектакль в классической версии. Я много лет танцевал в балете "Жизель" одну из ведущих партий. Поэтому мне показалось, что пришло то самое время, когда мне есть, что сказать по этому поводу, внести свою лепту в развитие балета. Дело в том, что любое гениальное классическое произведение (а партитура "Жизель", вне всякого сомнения, гениальна) нуждается в новых прочтениях. Это дает ему силы и делает его более разнообразным.

- "Жизель" в интерпретации "Киев модерн-балета" и Раду Поклитару – это, наверное, совсем другая "Жизель"? Она будет похожа сама на себя?..

- Нет, конечно. Это абсолютно авторская версия. Могу рассказать, что осталось от первоисточника и что появилось нового.

- Очень интересно…

- Сначала о том, что сохранилось. Во-первых, название балета "Жизель" (улыбается)

- О! Это уже немало!

раду поклитару, жизель

- …Во-вторых, музыка Адольфа Адана. В-третьих, все действующие лица. В моем балете не исчез ни один персонаж, что для меня большая редкость. Потому что обычно персонажи второстепенные или играющие небольшую роль уходят из моих постановок. Тут я оставил всех. И в-четвертых, идея спектакля тоже сохранена. Прежде всего, идея того, что любовь сильнее смерти. Она –самое главное чувство, ради которого мы приходим в этот мир.

Дальше - абсолютно новый спектакль.

- А фабула? История повторится или будет совсем другой? Или просто герои перенесутся в другое время, в другие предлагаемые обстоятельства?

- Есть изменения фабулы. Но вы знаете, я думаю, что интереснее будет, если зрители придут на спектакль и прочтут этот сюжет, рассказанный артистами театра, а не хореографом. О любви всегда легче говорить танцем, чем словами.

- Мы наслышаны об оформлении спектакля – костюмах, декорациях, гриме…

- С художником-сценографом и художником по костюмам Андреем Злобиным и Аней Ипатьевой меня связывает долгое творческое сотрудничество. И начало этому сотрудничеству было положено в  Киеве, в Национальной опере, в далеком 2002 году. Я делал там спектакль "Весна Священная", такой одноактный балет. Молодой и начинающий хореограф, я приехал ставить спектакль. И меня спросили - есть ли у меня команда? Команды у меня не было, был только я один. Сам. И поэтому мне команду усилили. Это как раз и были эти самые Андрей и Аня. По счастливому стечению обстоятельств и благодаря схожести характеров, позитивной энергии, этот союз сохранился аж до 2016 года и, я надеюсь, будет продолжаться и дальше. Мы много работаем с Аней и Андреем, но бывают проекты, где я вынужден работать не с ними. Это другие талантливые художники, но какие бы ни были замечательные художники, в глубине души я чувствую, что совершаю "супружескую измену" (улыбается). И поэтому я был очень счастлив, что мы снова соединились в большом проекте и сделали тот праздник, который зрители увидят в Харькове.

- Все ваши спектакли грустно заканчиваются. Это такая режиссерская позиция – "убивать" главных героев?

- Есть спектакли, которые заканчиваются оптимистично…

- ..Нет ли у вас желания сделать что-то более жизнеутверждающее?

раду поклитару, жизель

- Я настолько свободный художник, что если у меня внутри возникает какое-то желание, оно сразу же становится внешним. У меня есть два объяснения, почему так происходит. Одно из них-  высокопарное, умное и философское, а второе – бытовое и, скорее, психологическое. Первый вариант – есть такое выражение: "Мы все родом из Греции". Вся наша европейская, западная культура вышла из греческой. Так вот древние греки использовали такое понятие, как катарсис. Высшее достижение любого театрального действия – это катарсис. Катарсис – это то, чего достичь, в принципе, нельзя, но объяснить можно: это очищение через сопереживание главному герою, в том числе сопереживание его гибели в конце. Из-за того, что все мы родом из Греции, и я тоже, фигурально выражаясь, родом из Греции, финалы моих спектаклей такие, какие они есть. А если говорить менее высокопарно и менее умно, те люди, которые меня знают хорошо, они видят, что я человек, который очень склонен к шуткам и юмору. Я  люблю юмор на репетициях и просто в жизни. Поэтому мне, наверное, хочется в творчестве создавать произведения, которые носят трагический характер, но это шуточное объяснение (улыбается).

- По поводу Греции вы меня, конечно, убедили. Я согласна. Да, действительно, эмоции зрителя сильны, и ваши спектакли действительно "достают" душу, и  конечно, это происходит в первую очередь из-за сопереживания главным героям. Этот сезон в театре "Киев модерн-балет" юбилейный. Спектакль "Жизель" - это начало "отмечания" юбилейного сезона? Какие торжества планируете?

- Это преамбула. Мы готовим наш юбилейный сезон, и я надеюсь, он будет отмечен новыми премьерами, потому что более значимого события в жизни театра, чем премьера, быть не может. Театр живет от премьеры к премьере. И артисты растут от премьеры к премьере. Я надеюсь, что это будет и мой спектакль, и, возможно, спектакли моих молодых коллег, хореографов, которые являются артистами театра "Киев модерн-балет".

- Будем с нетерпением ждать.

- Я сам с нетерпением жду.

- Этим летом пройдет второй сезон Одесского фестиваля современной хореографии. Очень радостно осознавать, что такой фестиваль появился, и он тесно связан с вашим именем. Расскажите, пожалуйста, о нем.

- Это монофестиваль, фестиваль одного театра. И мы не даром с нашим импресарио Татьяной Кобзарь выбрали Одессу в качестве места проведения нашего летнего фестиваля. Мы прекрасно понимаем, что Одесса, во-первых, большой город. Во-вторых, летом это мекка как туристической жизни, так и культурной. И в-третьих, а даже, возможно, во-первых, Одесса – это моя давнишняя детская любовь. Мало кто знает, но я учился в одесском балетном училище. Это было в далеких 1984 – 85 годах. Конечно, я чувствую огромную любовь к Одесскому театру оперы и балета, именно к этому потрясающему зданию, к потрясающему залу. И каждый раз, когда я вхожу в фойе или захожу в зрительный зал, у меня сердце замирает от восторга. Это необыкновенное счастье - проводить этот фестиваль именно там.

- Есть у фестиваля какие-то конкретные цели и задачи? Развитие современной хореографии, например?

- Нет. Развитие современной хореографии происходит у меня в голове (смеется). Цель фестиваля – это привлечение еще боле широкой аудитории к искусству современной хореографии. Приобщение, популяризация современной хореографии. Потому что основу репертуара всех наших академических театров оперы и балета (в Украине, насколько я знаю, их семь) составляют классические произведения. Не исключение и Одесская опера. Одесса и гости этого города смогут приобщиться к искусству современного танца именно благодаря нашему фестивалю. И кто-то из зрителей, возможно, станет поклонником этого стиля, будет самостоятельно расширять свои знания и культурно внедряться в этот огромный мир, который невероятно популярен и является одним из ключевых сегментов современного искусства и современной культуры всего цивилизованного мира.

- В прошлый наш разговор вы говорили о том, что министры культуры в Украине меняются быстро, сделать ничего нельзя, но упомянули - как жаль, что быстро ушел Нищук, который мог бы театру в чем-то помочь. Сейчас Нищук - снова министр культуры. Можно на что-то надеяться?

- Вы знаете, я счастлив, что Евгений снова стал министром культуры, потому что с единицами из министров культуры, которые у нас были, я находил быстрый, прямой, легкий контакт, коммуникацию и взаимопонимание. Евгений один из них. Я еще не общался с ним после его возвращения на должность министра культуры, но обязательно это сделаю, потому что я все-таки оптимист и думаю, что с его приходом возможно изменение статуса "Киев модерн-балета" с части киевской муниципальной оперы до самостоятельной художественной единицы. Мне кажется, что ребенок уже достаточно вырос, является гордостью страны и пора это как-то отметить не только премиями "Киевская пектораль" и полными залами, но и на уровне именно статуса театра как отдельного национального театра современной хореографии.