владимир борисенко, театр шевченко8 августа отметил 65-летие артист театра Шевченко Владимир Борисенко. А в июле у него родилась дочка! И это событие кажется вполне закономерным и прекрасным, а вот цифра 65 лет никак не вяжется с Володей, который ассоциируется с романтикой, шпагами, лошадьми, вечной юностью и задором.

- Как это - быть молодым папой в 65?

- Ты знаешь, если бы не мой предыдущий опыт, то, наверное, было бы очень сложно, а сейчас это сплошное удовольствие. Чтобы стать хорошим папой, нужно прожить жизнь, но мы сначала детей рожаем… Я с 16 лет сижу в лотосе, прыгаю в прорубь, поэтому и ребенок у меня четвертый. Но и параллельно нужно менять сознание… Освободиться от «кошелька», не зацикливаться на материальном…

- У тебя родилась четвертая дочка, старшие девочки работают в театрах. Я так понимаю, получаются одни актрисы. Как ты относишься к тому, что дети выбирают такую сложную профессию? Ведь сцена не терпит конкуренции. Тут или быть хорошей актрисой, или иметь семью…

- Я тебя удивлю, но я считаю себя оптимистом. Не шизующим, а «трезвым» (улыбается). Мне кажется, что вот-вот профессия артиста будет стоять в топе самых востребованных профессий, как, например, профессия программиста. И оплачиваться будет соответствующе. По крайней мере, все предпосылки для этого есть.

Посмотри, сейчас Киев стал, грубо говоря, Москвой. Украинские артисты очень востребованы. Они имеют возможность и в профессии работать, и на жизнь профессией зарабатывать.

- Согласна. Это новое понятие для артиста – зарабатывать профессией. Не свадьбы вести в свободное время, а в театре работать и параллельно, например, в сериале сниматься. Но на это уходит все время и все силы. Для мужчины это нормально, а для женщины - уже вопрос. Либо ты все силы и время сцене отдаешь, либо семье…

- Приведу пример моего наблюдения за зарубежными актерами в команде Жолдака (Андрей Жолдак - главный режиссер театра Шевченко в 2002 – 2005 гг. - SQ). Правда, так, как работают славянские актеры, - никто не работает. Потому что мы привыкли задаром делать все. А там все решается монетой, а если что-то не так - то сразу в профсоюз. Жолдак - артисту: «Так, разгоняйся на мотоцикле! В стену! Пошел!» Он раз пошел, два, а потом сказал: «Все! Я этого больше делать не буду!» И профсоюз его поддержал. На спектакле актер ударил кулаком в стену (так Жолдак мизансцену поставил), поломал два пальца, и спектакль вообще закрыли. «Медею»! А сколько времени мы работали!

- Это в Москве? Когда Жолдак с Марией Мироновой «Медею» ставил?

владимир борисенко, театр шевченко

- Нет, в Берлине. Два с половиной месяца мы работали. По контракту. Нас десять человек из театра поехало. В его спектакль были колоссальные кастинги со всех стран. И мы тоже проходили кастинги и готовы были на многое… Но посмотрели на то, как работают европейские актеры. У них другой подход. Ты на своем месте. На второй или третьей роли, но ты это делаешь так качественно и так классно, и тебе платят за это такие деньги, что у тебя нет никаких амбиций куда-то еще соваться и что-то доказывать. Я это к чему говорю… Моя средняя дочка работает в харьковском оперном. Она танцует в кордебалете. Но у нее нет амбиций быть солисткой. Потому, что она имеет достойную зарплату, потому, что она занята любимым делом, и у нее есть все для того, чтобы создавать себе счастливую жизнь. И ее устраивает образ жизни актрисы. Поездки (они ведь часто гастролируют), еще раз повторюсь, хорошая оплата. Этим, к сожалению, не может похвастаться наш театр Шевченко. Ты же знаешь, какие сейчас дела в театре… В 2008 г. понизили оклады в два раза, сняли академические надбавки - не понимаю за что. Звание давал Сталин еще в 1947 году.

- Да, это выходит за рамки здравого смысла..

- В 1947 году была декада Украинского искусства. Труппа приехала на гастроли в Москву! Это было золотое время для театра. Тогда работали корифеи – Крушельницкий, Сердюк, Антонович, Чистякова… Репертуар был самого высокого уровня: «Ярослав Мудрый», «Богдан Хмельницкий». Москва была в восторге! И, естественно, звание было дано по заслугам!!!

- Ты из актерской династии. Твой брат Андрей Борисенко – актер театра Шевченко,  твой папа Николай Семенович Борисенко – замечательный педагог и артист. Сразу пришло понимание того, что ты будешь артистом?

- Не то чтобы пришло понимание, а, как бы банально это не звучало, я почувствовал себя артистом сразу. Мы жили на улице Культуры вместе с младшим братом отца Владимиром Борисенко, он работал в харьковской музкомедии, и квартиру эту дали двоим братьям Борисенко - Николаю и Владимиру. Но когда у отца родилось два сына, Владимир оставил квартиру брату и уехал в Киев. В то время у нас дома был сплошной театр, сплошные розыгрыши и смех! Еще дошкольником я снялся в телевизионном фильме, спел на областном радио две песни, вокруг были одни артисты, так что все сложилось само собой. Но когда пришло время поступать в институт, отец был сильно против.

- Правда? Почему?

- Он же серьезный педагог, он понимал, что для артиста у меня, скажем так, не выдающиеся данные.

- Не соглашусь с твоим папой…

- Нет, не внутренние. Внешние. Нет во мне двух метров роста. В театре же как: хто вище – той герой. Отец понимал, что мне трудно придется из-за того, что не совпадает нутро с внешними данными, и мне не будут давать роли героев, которые я так любил и из-за которых хотел стать артистом.

- Николай Семенович всегда преподавал?

владимир борисенко, театр шевченко

- Сначала он работал в театре Шевченко, был хорошим артистом, но почти сразу стал преподавать в институте. Через некоторое время ему предложили должность директора театра Шевченко. Папа в этом смысле был человеком, как сейчас бы сказали, со странностями. Кто же будет отказываться от такого поста? Но отец был актером до мозга костей и не понимал, что он должен делать с театром и для чего ему, актеру это нужно. Сейчас другие нравы. Только бы получить пост, сесть в кресло, а что с этим делать – разберемся! Сегодня эти вопросы решаются элементарно, а тогда, тем более в послевоенное время, понятия чести и морали стояли очень высоко. Они были первым номером в шкале ценностей того времени. Сейчас говорят, что социализм и коммунизм – это плохо. Безусловно! Но в некоторых своих принципах они оттолкнулись от библейских ценностей, и были люди, которые до глубины души это понимали, которые к этому стремились и верили в честь и справедливость. Вот, например, Леонид Быков (на фото). Они с отцом были большими друзьями! У меня осталась огромная пачка писем Леонида к отцу. Это был высочайшей души человек!

- Они были друзьями? Я не знала…

- Да, они дружили. Ох, сколько человек хотело выкупить у меня эти письма. За любые деньги. Но отец этого не делал, и я считаю, что торговать такими вещами нельзя.

- Это, конечно, понятно, но уходит эпоха, и людям интересно знать все о любимых артистах…

- Когда-то у Леонида Филатова в Москве на Первом канале выходила программа «Чтобы помнили». И отца приглашали туда, он несколько раз ездил и рассказывал о том, каким человеком был Леонид Быков. Он рассказал то, что посчитал нужным.

- Раз такая стопка писем, значит, они действительно очень дружили?..

- Не то слово. Эти письма пропитаны болью того времени.

- Они были друзьями по театру или еще по институту?

- Леонид Быков приехал из Краматорска и учился у нас в Харьковском институте искусств на одном курсе с моим дядей. На этом курсе учились Тарабаринов, Фатеева, Быков, и все они очень дружили, потому что жили рядом на ул. Культуры, 12. Почему улицу Барачную назвали улицей Культуры, знаешь?

- Нет.

- На этой улице стояли бараки. Естественно, улица называлась Барачной. Но в дом №9, где жила на тот момент Чистякова (жена и соратница Леся Курбаса, актриса театра Шевченко - SQ), собрали всю театральную элиту – режиссеров, актеров, драматургов, писателей, поэтов. И улица Барачная стала улицей Культуры. Тогда Харьков был столицей! Для чего собрали? Чтобы все они были на виду и за каждым можно было бы наблюдать… На кухне в этом доме были такие окошки, которые выходили в коридор. Это было сделано для того, чтобы «смотрители» видели, кто к кому приходит, кто с кем дружит… все были на крючке. Там жил и Рыльский, и Сосюра, и Курбас с Чистяковой… Потом построили дом № 12 , по-моему, в 1957 году его сдали, а потом еще напротив построили дом художников. Так вот, дом №12 был домом артистов. Там жили все! И вот, в одном доме с моим отцом жил Леонид Быков. Они вместе ходили на работу в театр и из театра, естественно, пешком, потому, что раньше были такие правила, что артиста должны были селить в пяти минутах ходьбы от театра, чтобы по срочному вызову актер мог всегда явиться на работу…

- Ты много снимался в кино, много играл в театре. Удалось на сцене воплотить те роли, о которых мечтал?

- Действительно, я много играл, но многое и не сыграл. Одна из самых любимых ролей в театре – это роль Голохвастого из спектакля «За двумя зайцами». Еще у нас должны были ставить Сирано де Бержерака, но не сложилось… Это одна из любимых ролей, которые я не сыграл, но я сделал спектакль!

- Правда?!

- Да. У меня же был свой театр романтический. И для актеров, которые сыграли там Сирано, эта работа оказалась совершенно особенной, потому что я очень много в них вложил сил и любви! Один из этих актеров – Антон Ковалев, который работает сейчас в театре Пушкина, а другой уехал в Москву, проучился у Виктюка и … стал священником! Работа над этим спектаклем забирала столько сил и энергии, что на генеральной репетиции я не мог говорить! Такая сильная это драматургия!

владимир борисенко, театр шевченко

- Ну, а «Три мушкетера»? Ты же д’Артаньян!

- (счастливо улыбаясь) Я кормлюсь этим пожизненно! И духовно, и материально! Ну, не смогли в театре Шевченко поставить, так я сам поставил! Совершенно уникальное шоу в ресторане «Старгород»! Все были в восторге! Четыре часа зал вместе с артистами пел «Пора, пора, порадуемся!», а в конце представления все гости стоя пели «Когда твой друг в крови». Я потом сделал подобное шоу в своем романтическом театре.

- Смотря на то, как сияют твои глаза, на то, какой ты молодой и счастливый, я понимаю, что секрет твоего оптимизма – это быть порядочным человеком, не ждать от жизни подарков, а все мечты осуществлять самому!

- Всегда учиться и любить жизнь!