"Электротяжмаш", несмотря на мировой кризис, получает новые заказы - замдиректора завода

Недавно по стране прокатилась волна беспокойства правительственных структур о судьбах промышленных предприятий. О промышленности беспокоились и в столице, и на местах. Харьковская область отметилась рядом коллегий, совещаний и круглых столов, на которых были приняты письма, обращения и заявления. Директоры заводов на совещаниях и заседаниях коллегий говорили о том, что им нужны государственные и просто заказы, нормальные условия кредитования и таможенные векселя на НДС, как будто это те вещи, которые нужно выпрашивать у властей. Просили и раньше, да не давали, а тут кризис подвернулся, может быть, власти и разжалобятся и подбросят хоть парочку даже не льгот, а нормальных условий для работы. О ситуации в энергомашиностроении, о проблемах отношений с госорганами и о том, как нужно развивать машиностроение, читайте в интервью с первым заместителем директора ГП "Завод "Электротяжмаш" (Харьков) Владимиром Глушаковым.

- Очень часто руководители предприятий требуют от правительства вернуть в обращение векселя на ввозной НДС. Вы поддерживаете это требование?

- Конечно! Приведу один пример. "Электротяжмаш" сейчас стремительно развивается, а значит, нужно новое современное оборудование. Мы закупили станок итальянского производства и ввозим его в Украину. Так вот, для того чтобы его ввезти, нужно заплатить около пяти миллионов гривень НДС, который потом нам вернет государство, но когда?! Причем у завода задолженности по НДС перед государством нет. А нам государство уже должно около 20 млн. грн. НДС. Получается, что в течение шести месяцев завод кредитует государство за счет своих оборотных средств, что просто недопустимо. И если речь идет о поддержке промышленности, то почему не вернуть снова в обращение налоговые таможенные векселя на НДС? Мы экспортируем и импортируем продукцию и комплектующие, и у нас вексель гасился бы через три месяца за счет экспорта, не вымывались бы из оборота средства, и завод бы имел возможность развиваться. А так государство просто наживается, создавая нам проблемы. Государство на всем наживается. Вы послушайте, как правительство призывает "затягивать ремни" в период кризиса. Но получается, что они "затягивают ремни" на шее у промышленности. Но бесконечно же это продолжаться не может!

- Как получается у "Электротяжмаша" противостоять негативу?

- Для любого предприятия главное – это иметь заказы. У нас они есть, вот за счет заказов и развиваемся. Чтобы получить эти заказы, мы напряженно работали на протяжении последних трех лет. Вкладывали средства в обновление станочного парка, в разработку новой продукции. На протяжении 2008 г. завод инвестировал 48 млн.грн. только в закупку нового оборудования. В этом году условия не самые благоприятные для модернизации, но и в этом году мы около 30 млн.грн. планируем инвестировать в переоснащение производства. Будут приобретены и установлены новые обрабатывающие станки.

- Что конкретно дают заводу заказы?

- Сейчас загрузка предприятия составляет 100%! Мы и по субботам работаем. Проблем с зарплатой нет, хотя фонд зарплаты составляет внушительные 18 млн.грн. в месяц. На год мы спланировали выплатить 220 млн.грн. зарплаты.

В 2008 г. завод произвел продукции на 700 млн.грн., в 2009 г. планируется произвести товарной продукции на 900 млн.грн. Но этот план верстался без учета двух электрогенераторов для Днестровской ГАЭС. В 2009 г. будет выполнено около 70% объема работы по их производству. С учетом этого в 2009 г. объем товарной продукции составит миллиард – миллиард двести гривень.

- А сколько продукции было реализовано?

- Реализовали все, что произвели. По состоянию на 1 января 2009 г. на счета завода поступило 730 млн.грн. Кризис неплатежей нас не затронул.

У нас есть соглашения с Российскими железными дорогами (РЖД) на поставку тяговых электродвигателей до 2012 г. Объем этих заказов – 500-700 млн.долл. Производство идет строго по плану. Например, за февраль мы отгрузили моторной продукции на 54 млн.грн. Конечно, мы предвидели, что в связи с кризисом могут быть сложности с заказами. Поэтому с ноября 2008 г. начали вести переговоры и участвовать в совещаниях на РЖД. "Электротяжмаш" поставляет продукцию предприятиям, входящим в структуру российского "Трансмашхолдинга". Комплектация поставляется Брянскому, Коломенскому, Людиновскому (Россия) и Луганскому (Украина) заводам. Вместе с руководством заводов мы доказывали заказчику, что если приостановим производство, то запустить его будет очень сложно, а значит, под угрозой будет выполнение планов РЖД по обновлению подвижного состава. РЖД планируют до конца 2012 г. закупить 1,2 тыс. тепловозов и 1,2 тыс. электровозов, поэтому российская сторона, изыскав все ресурсы, приняла решение не снижать темпы работ с начала года и заключить предварительные договоры с заводами на первое полугодие. При этом заказ на 2009 г. был сокращен на 20% в сравнении с тем, который был составлен до кризиса. Оставшийся объем производства планируется на 70% выполнить за первые полгода. Для нас главное, что поставщиком этой продукции будет "Электротяжмаш". Ведь у нас могли упасть объемы производства из-за того, что есть российские заводы, которые делают такую же продукцию, как и мы.

- Что требуется от "Электротяжмаша" в связи с новыми планами?

- Если раньше от нас требовалось, например, отгружать на завод в Верхней Пышме (Россия) восемь тяговых электродвигателей №810 в месяц, то теперь нужно отгружать 24. На Коломенский завод нужно было отгружать шесть двигателей, теперь - 18.

- А почему же производить все это не поручили российским заводам?

- Потому что на "Электротяжмаше" было сохранено самое мощное в СНГ конструкторское бюро по тяговому электрооборудованию. Имея интеллектуальное преимущество, завод за два последних года разработал такую классную технику, что ее не могут производить на других заводах. Из 15 поставляемых в Россию электродвигателей 12 - это новая техника, которую в России не делают. В России сейчас 60% поставок для железных дорог составляет новая техника и 40% - модернизированная. "Электротяжмаш" обслуживает все производство новой техники и половину – модернизации.

- Получается, что Россия – основной потребитель продукции "Электротяжмаша"?

- Получается, хотя мы поставляем продукцию и в Казахстан, и Узбекистан, и в Прибалтику и в Монголию. Украинские железные дороги практически ничего не заказывают. Объем поставок в Россию составляет 80% всех поставок тягового оборудования.

Вот еще одна цифра, если за январь 2005 г. было произведено 24 тяговых двигателя, то за январь 2009 г. - 166 тяговых двигателей.

Я уже говорил, что в России идет масштабная программа создания новых тепловозов и электровозов и модернизации старых. Чтобы стать участником этой программы, "Электротяжмаш" за 2007 и 2008 гг. по собственной инициативе разработал 12 тяговых электродвигателей новых модификаций и предложил их российским заказчикам. После испытаний заказчики решили использовать харьковские двигатели, которые сейчас и производит завод. Ни один российский завод не может так работать. К нам приезжали из России и предлагали передать им техническую документацию, чтобы производить моторы совместно с ними. Техдокументация по двигателю №810 содержит 137 листов. Подумав над предложением россиян, мы, в свою очередь, предложили им приобрести документацию по цене в миллион долларов за каждый лист. Пока что россияне думают над этим предложением.

- Какие новости в заводском генераторном производстве?

- Завод получил заказы на производство гидрогенераторов для Днестровской ГАЭС и Ташлыкской ГЭС. Контракт на производство двух гидрогенераторов для Днестровской ГАЭС находится на стадии подписания (один такой гидрогенератор уже введен в эксплуатацию на ГАЭС). Стоимость генераторов - по 300 млн.грн. каждый. В 2009 г. будет выполнено 70% объема производства генераторов. Введение в эксплуатацию генераторов намечено на май и ноябрь 2010 г. Это очень большие генераторы (около 1,1 тыс.т каждый). Чтобы транспортировать их по железной дороге, статор на заводе разъединяют на шесть частей и собирают уже на гидроэлектротанции.

25 января 2009 г. был подписан контракт на производство гидрогенератора для Ташлыкской ГЭС. Стоимость этого генератора – 150 млн.грн. Его планируется произвести до марта 2010 г. Уже получено 50 млн.грн. предоплаты. Контракт подписан с ГП "НАЭК "Энергоатом". Есть договоренности по модернизации 40 гидрогенераторов Днепровского каскада ГЭС.

В 2008 г. отгрузили отремонтированный генератор для Змиевской ТЭС. Оплату работ произвело ОАО "Центрэнерго", в структуру которого входит ТЭС. Также в прошлом году завершили производство и модернизацию статора генератора мощностью миллион Вт (ТГВ-1000) для Запорожской АЭС. Он готов к отгрузке.

Поставили генератор в Казахстан для ТЭС "Аксу". На очереди к отгрузке - следующий. Сотрудничаем с производителем генераторов - российскими "Силовыми машинами". "Электротяжмаш" производит некоторые узлы для них.

В числе поставленной в прошлом году продукции - два электрогенератора для индийских АЭС. Всего в Индию было отгружено четыре генератора и статор, который будет находиться на АЭС "Кайга" в качестве запасного. Его отгрузили в декабре 2008 г.

В конце прошлого года Харьков посетил президент Таджикистана, представители нашего завода ездили в эту страну. В результате были подписаны соглашения на производство восьми генераторов для Нурекской ГЭС на 300 млн.долл. Генераторы мощностью по 300 МВт. Пока подписаны только соглашения. Как только будут подписаны контракты и начнется финансирование, начнется и производство машин. Их нужно создать до 2012 г.

- Материалы сейчас дешевеют или дорожают?

- Главные материалы для "Электротяжмаша" - это трансформаторная сталь и медь. Завод постоянно ведет мониторинг цен на эти материалы, ищем более дешевые и качественные и находим. В частности, завод отказался от поставок российской трансформаторной стали производства Череповецкого меткомбината, цена на которую возросла. Теперь мы покупаем сталь шведского производства. Из этой стали уже изготовлено несколько турбо- и гидрогенераторов. Они работают и показывают отличные результаты, такие же, как и генераторы из стали, произведенной в России. Но шведская сталь стоит 17 тыс.грн. за тонну с доставкой на завод. А российская - 40 тыс.грн./т без доставки и с хлопотами по растаможиванию, а еще нужно заплатить ввозной НДС.

Оптимального поставщика меди мы нашли в Кирове, на заводе цветных сплавов. Ранее медь нам поставлял харьковский завод "Южкабель", но эти поставки были дороже. "Южкабель" тогда не шел на уступки, а теперь сбросил цену.

Наш завод вот еще чем ценен. Условно говоря, на производстве входит металл, а выходит - готовый генератор. У нас работает два цеха черного литья и цех цветного. Поэтому мы используем в производстве около 80% его отходов и делаем из вторсырья, например, корпуса для двигателей. Стоимость металла в двигателе №118 составляет 30 тыс. грн., но за счет использования вторсырья и переплавки его в нашем литейном производстве металл для двигателя обходится нам в 12 тыс.грн.

Так что совмещение генераторного и двигательного производства очень удачно для завода во всех отношениях. В производстве двигателей высокая оборачиваемость вкладываемых средств. В генераторном производстве более "длинные деньги", но выше рентабельность. В среднем рентабельность производства на заводе составляет около 25% в год.

- Какую помощь вы ждете от государственных структур?

- Есть в Харьковской облгосадминистрации управление промышленности. Мы знаем о нем по многочисленным запросам, которые приходят на завод из этого учреждения. Они звонят почти каждый день и просят срочно предоставить то одни данные, то другие. Непонятно, зачем им это все, зачем такой массив информации? Наверное, чтобы отчитаться о проделанной работе... что вот в нашей области, благодаря участию управления, развивается гигант энергомашиностроения. Я им предлагаю изменить формат работы и не сидеть бес толку в управлении, а реально помогать заводам. Это делается элементарно: нужно отправить сотрудников управления в командировки в бывшие республики СССР и потребовать, чтобы без заказов они не возвращались. Командировки - за их счет. Но мы, конечно, на чиновников не надеемся и работаем сами.

Например, у нас появилось новое направление деятельности. Мы начинаем делать моторы для вагонов метро. Раньше "Электротяжмаш" такой продукции не производил. В феврале была отгружена опытная партия из четырех тяговых электродвигателей. Заказ выполняется для ОАО "Метровагонмаш" (г.Мытищи, Московская обл., Россия). Если испытания опытной партии электродвигателей пройдут успешно, то завод получит на 2009 г. заказ в 1,2 тыс. электродвигателей. Стоимость одного электродвигателя - около 12 тыс. долл.

В марте планируем завершить сертификацию этих двигателей. Пока сотрудничаем только с Мытищинскм заводом, но я думаю, что будут заказы и от Крюковского вагоноремонтного завода (Полтавская обл.). Его выкупил "Трансмашхолдинг", наш партнер, и было бы логично с их стороны отдать нам заказы этого завода.

В нынешнем году снизятся поставки двигателей для "БЕЛАЗов", и снижение объема производства мы компенсируем продукцией для метро.

- Продолжаются ли попытки рейдерского захвата предприятия?

- На нас давление продолжается. В конце февраля состоялось заседание Высшего апелляционного суда, на котором был остановлен конкурс на замещение вакантной должности директора "Электротяжмаша". Путем проведения конкурса Виталия Чередника, который работал директором, а сейчас исполняет обязанности директора, явно хотели сместить с должности. Такие мысли появляются, если просто почитать постановление Кабмина о конкурсах. Там говорится, что некоторые заводы находятся в кризисном экономическом состоянии и чтобы выровнять ситуацию, нужно назначать руководителей этих заводов по конкурсу. И у меня возникает вопрос, а в чем же выражается кризисное экономическое состояние на "Электротяжмаше"?

- Есть ли перспективы поставок продукции для "Укрзалiзницi"?

- Планы есть. Например, с заводом "Лугансктепловоз" планируется производить энергосберегающие электрички. Но будут ли эти планы реализованы, уверенности нет. В 2008 г. "Электротяжмаш" поставил "Укрзалізнице" продукции на 1 млн.грн. Они не заплатили, и мы добивались оплаты через суд. Похоже, что "Укрзалізниця" решила ничего никому не платить, кроме зарплаты своим работникам. Нам задолженность вернули бартером в виде тарифов на перевозку грузов. Мы согласились и были довольны, что получили долг хоть таким образом. Планов у "Укрзалiзницi" всегда было много. Активно приглашали нас для участия в тендерах и в 2007, и в 2008 гг. Мы участвовали, но реальных заказов так и не поступило.

- Есть ли смысл создать представительство завода в Индии?

- Нам запрещено как госпредприятию создавать дополнительные структуры. Что-то придумывать мы можем только с разрешения Кабмина. У нас сейчас нет никаких торговых домов и других посредников. Раньше при заводе был торговый дом, одним из главных акционеров которого был сын Владимира Семиноженко. В 2002-2003 гг. торговый дом вывозил с завода все, что можно было. Их остановили только в 2004 г.

После прихода на предприятие Виталия Чередника у нас на заводе все контракты прямые и "левых" структур нет. У нас все проверяющие структуры постоянно ищут нарушения и, естественно, не находят, потому что их нет. Но успокоиться контролеры никак не могут. СБУ обвиняет нас в том, что мы с Чередником по два миллиона гривень в год воруем. Обвиняете, так покажите где и как!

- Есть ли планы создания совместного предприятия с зарубежными партнерами по генераторному производству?

- "Электротяжмаш" и совместные предприятия не может создавать без решения Кабмина. Как госпредприятие "Электротяжмаш" не имет права ничего решать сам, что сдерживает возможности завода динамично реагировать на требования рынка. Трудовой коллектив предлагал корпоратизировать завод в акционерное общество и половину акций отдать государству, половину – трудовому коллективу. Были отправлены обращения в структуры органов власти, но какова их судьба, не известно. Эту идею похоронили.

Периодически в правительстве возникает идея создать корпорацию "Укрэнергомаш". Как только меняется правительство, сразу начинают обсуждать идею создания этого объединения и через некоторое время забывают о ней. А идея в том, что при СССР был "Энергомашэкспорт", который затем перерос в "Силовые машины" (со всей инфраструктурой). И весь мир знает, что есть этот "Энергомашэкспорт", который осуществляет комплектные поставки энергетического оборудования. А в Украине заводы, которые производят генераторы, трансформаторы и системы управления, не объединены. Идея объединения великолепна, но ее пока осуществить не получается.

В такой обстановке "Электротяжмашу" предпочтительнее работать с заказчиками самостоятельно. Мы контракты подписываем отдельно, потому что потом в этом бардаке не разберешься.

Рано или поздно предприятия энергомашиностроения Украины будут объединены. Выкупят наш завод, приватизируют "Турбоатом" и завод им.Шевченко, и все равно всех объединят, потому что так правильно. Этому нас учит опыт экономического планирования, полученный в СССР. Такого стремительного развития тяжелого машиностроения, как в годы СССР, нигде в мире не было.