ГП "Завод им. Малышева" входит в число крупнейших в СНГ производителей бронетанковой техники, продукции тяжелого, транспортного и сельскохозяйственного машиностроения.


Несколько лет назад бывший тогда гендиректор завода Геннадий Гриценко заявил, что производственные мощности (около 17 тыс. единиц оборудования, которые расположены в 40 огромных корпусах) необходимо сокращать, а средства, полученные за счет реализации ненужного оборудования, надо направить на модернизацию завода. "Мы будем создавать компактный и обновленный завод, но сохранив его целостность как машиностроительного комплекса", - заявил тогда Г.Гриценко.

После увольнения Г.Гриценко в СМИ появилась информация о том, что есть целесообразность создания на базе завода нескольких обособленных предприятий. В частности, планировалось отделить производство железнодорожных дизелей. Новый гендиректор завода Виталий Немилостивый осенью 2007 г. сообщил, что от идеи дробления завода отказались, решив провести реструктуризацию предприятия, оставив его целостность.

Сложно сказать, как пройдет реструктуризация, так как для анализа ситуации слишком мало исходных данных. Завод оборонного значения и предпочитает скрывать свои реальные возможности, в частности, перспективы контрактов в оборонной сфере. Но ясно, что процесс выведения завода из кризиса будет нелегким. Слишком много было примеров неудачной реструктуризации сложных и энергоемких производств, например, заводов "Серп и молот", Купянского литейного, Харьковского завода тракторных двигателей. В то же время есть примеры удачных реструктуризаций – Лозовского кузнечно-механического завода, ОАО "Хартрон".

Не нужно забывать, что в процессе реструктуризации не менее важно не потерять то, что есть, в частности, учесть интересы собственников. Завод им.Малышева - это предприятие 100%-й государственной собственности, не подлежащее приватизации и имеющее стратегическое значение для экономики и безопасности государства. Поэтому пристальное внимание заводу уделяют те, кто по долгу службы обязан защищать государственные интересы, например, налоговая служба.

О своем взгляде на проблему реструктуризации крупнейшего госпредприятия корреспонденту "SQ" рассказала начальник Специализированной ГНИ по работе с крупными налогоплательщиками в г.Харькове Галина Феденко. Завод является одним из крупных предприятий города, которые состоят на налоговом учете в Специализированной ГНИ.

- В СМИ прошла информация о том, что завод им. Малышева имеет долги перед бюджетом и по выплате заработной платы. Правда ли, что предприятие имеет налоговый долг и находится в стадии банкротства?

 
- Да, действительно, анализ финансового состояния завода свидетельствует о нестабильности его работы. Такое состояние дел негативно сказывается на уплате предприятием платежей в бюджет. По результатам работы за 9 месяцев 2007 г. задекларированная в налоговом учете сумма убытков значительно увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Завод им. Малышева имеет налоговый долг, который, начиная с января 2007 г., постоянно увеличивается. Так, по состоянию на 1 ноября долг равен 12,6 млн.грн., в том числе сумма долга в госбюджет составила 7,6 млн.грн. В 2006 г. хозяйственным судом Харьковской области было возбуждено дело о банкротстве предприятия и введен мораторий на удовлетворение требований кредиторов предприятия, и сейчас предприятие находится под действием Закона Украины (от 14.05.92 №2343-ХІІ) "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом", что влечет за собой ряд ограничений, установленных вышеуказанным законом и определениями хозсуда области.

- В одном из своих интервью генеральный директор завода заявил, что реструктуризация предприятия, план которой разработан заводом, это инструмент, который позволит выйти на безубыточную деятельность. Согласован ли на сегодняшний день план реструктуризации завода?

- Заводом был разработан проект плана реструктуризации, которым предусмотрены списание и реализация активов, незадействованных в производственном процессе, и направлен на согласование в налоговую инспекцию. Однако в первоначальном виде в проекте плана реструктуризации не были отражены пути и сроки погашения налогового долга, в т. ч. уплаты текущих платежей. Проект плана не соответствовал методическим указаниям проведения реструктуризации госпредприятий, которые утверждены приказом Минэкономики Украины от 23.01.98 №9.

В связи с тем, что предприятие имеет стратегическое значение как для Харьковской области, так и для Украины в целом, Спецналоговая предложила согласовать план реструктуризации с Государственной налоговой администрацией в Харьковской области. Учитывая указанные объективные причины, проект плана был возвращен на доработку.

Предприятием были учтены все наши замечания. Недостатки были устранены, план реструктуризации был доработан и направлен в наш адрес на согласование. Новый план реструктуризации (с учетом наших замечаний), согласованный и подписанный представителем ГНА в Харьковской области, был согласован и подписан представителем нашей налоговой инспекции, но при условии соблюдения предприятием норм вышеупомянутого закона. Руководство предприятия заверило, что им будут соблюдены все нормы законодательства.