Этого человека знают многие, но, кажется, не знает никто: при подготовке интервью автор встречался с людьми, в разное время сталкивавшимися с Логвиненко, но четкого ответа на вопрос: "Кто он?" так и не нашел. Этот человек связан со всеми и не связан ни с кем: он связан со многими политиками и представителями финансово-промышленных групп, но его никто никогда не обвинял в лоббировании чьих-то интересов. Кроме того, Алексей Логвиненко интересен тем, что представляет собой редкий для Украины тип "чистого" политика.

- Блок Юлии Тимошенко принято считать организацией с очень жесткой властной вертикалью. По словам некоторых "перебежчиков", все стратегические решения в блоке принимаются единолично Юлией Владимировной. Как вырабатываются и принимаются решения в партии на самом деле?

- Юлия Владимировна очень сильный харизматичный политик, обладающий гибкостью и способностью принимать самостоятельные решения, и у нее всегда есть свое видение той или иной проблемы. Однако решения по ключевым вопросам всегда обсуждаются на заседании фракции и учитывают мнения всех депутатов.

Конечно, у любого лидера всегда есть возможность максимально использовать ресурс убеждения. Кроме того, Юлии Владимировне в силу занимаемого положения доступен гораздо больший объем информации, чем всем остальным, поэтому ее видение воспринимается как вариант, учитывающий все обстоятельства. А главное - фракция верит своему лидеру.

- А были такие случаи, когда мнение фракции не совпадало с личным мнением лидера?

- Были случаи, когда мнение определенной части фракции не совпадало с мнением Юлии Владимировны, и это всегда учитывалось при принятии окончательного решения. Во фракции нет и никогда не было никакого жесткого императива. Во всяком случае, меня в строй никто не пытался ставить.

- То есть это нормально воспринимается?

- Абсолютно. А перебежчики из БЮТ… Им нужно было искать какое-то моральное оправдание своего поступка, прежде всего для самих себя. Сказать "Я ушел, поддавшись соблазну…" - это всегда очень сложно. Человек стремится выглядеть в собственных глазах и глазах окружающих привлекательно. Отсюда и высказывания типа: "Я очень хотел сделать как лучше, но меня никто не слышал и не понимал, на меня давили, и я вынужден был уйти..."

- Есть ли зарубежные политтехнологи, которые принимают непосредственное участие в выработке стратегических решений блока?

- Я таких не знаю. В свое время я входил в небольшую группу без всяких приглашенных политтехнологов, которая с участием Юлии Владимировны, практически за неделю в жестком режиме мозгового штурма разработала стратегию и тактику избирательной кампании 2006 г. Был определен основной мессидж, визуальное оформление, график мероприятий и т.д.

В процессе работы возникали острые дискуссии, но никогда мы не слышали от Юлии Владимировны: "Я хочу, чтобы было так и не иначе".

- Идеология БЮТ довольно расплывчата. Складывается ощущение, что БЮТ цементирует исключительно личность Тимошенко…

- В мире остается все меньше "идеологических" партий. Сегодня по идеологическому признаку практически невозможно отличить лейбористов от консерваторов в Англии, не говоря уже о демократах и республиканцах в США. Жизнь человечества динамично меняется, и политические партии в своих программах и действиях все больше вынуждены ориентироваться на эти изменения, а не следовать жестким идеологическим концептам. Для БЮТ системообразующим фактором политической деятельности всегда была и остается ее социальная направленность. А роль лидера Юлия Владимировна выполняет блестяще.

- Попробую сформулировать вопрос по-другому... За что голосует человек, выбирая БЮТ, и за что, выбирая регионалов?

- Голосование – это, прежде всего, эмоциональный выбор по типу: нравится - не нравится. Начиная с 2004 г., человек, который отдает свой голос за Партию регионов, голосует, прежде всего, за искусственно "раскрученные" темы: НАТО и русский язык. За БЮТ голосуют те, кому близки подходы нашей политической силы в решении проблем государственного развития и кто верит, что Юлия Тимошенко и ее команда никогда не откажутся от выполнения взятых на себя социальных обязательств. И в одном, и в другом случае значительная часть людей голосует по принципу: нравится лидер.

- Многие политологи прочат Украине двухпартийную систему: ПР и БЮТ. С другой стороны, многие предрекают "измельчение" украинского политикума в связи с появлением новых лиц и политсил...

- Раздел политического пространства двумя партиями имеет свои отрицательные стороны. Особенно если учитывать, что географически одна партия доминирует в одной части страны, другая - в другой. При некоторых обстоятельствах этот фактор может усиливать угрозу конституционному порядку и территориальной целостности страны.

У некоторых молодых политиков появилось собственное мнение, что они созрели быть лидерами новых политических партий. Во многом этой тенденции способствует тот факт, что украинский политикум в последние годы живет в режиме постоянного телевизионного шоу, в котором за деньги можно достаточно быстро нарастить свой телерейтинг. Но если телевизор "выключить", то через некоторое время о многих этих политиках никто и не вспомнит. А вот задача создания дееспособной политической партии на порядок сложнее, чем создание телерейтинга. Нужны кадры, деньги, территориальные структуры. Время покажет, насколько те, кто заявился на самостоятельную политическую игру, смогут сконцентрировать эти ресурсы и добиться намеченной цели.

- Тема сближения БЮТ и ПР неоднократно поднималась политологами. Некоторые из них считают, что исключение из газовой схемы Фирташа как одного из спонсоров ПР дает зеленый свет этому объединению. Это объединение может быть в принципе? И в какой форме?

- Мне не хотелось бы демонизировать фигуру Фирташа. В конце концов, окончательное решение принимал не Фирташ. Между БЮТ и ПР действительно велись переговоры о скоординированной работе по противодействию надвигающемуся на страну кризису. Мы были близки к соглашению, но, к сожалению, в последний момент у наших потенциальных партнеров что-то не сложилось. Вероятно, внутрипартийный "триумвират" между собой не достиг согласия. И все же я бы не ставил точку в этом вопросе. Есть надежда на то, что и лидеры ПР поймут, что нельзя потенциал двух самых мощных в стране политических сил направлять на взаимоуничтожение вместо того, чтобы совместно искать решение проблем, которые нужно было решать еще вчера. Сегодня крайне важно добиться внутренней консолидации политикума и общества. Политика – это управление всеми процессами, происходящими в стране и обществе, а не постоянная борьба во имя призрачной победы, которая может превратить государство в пепелище.

- Предлагаю перейти к результатам переговоров по газу. Их успешность снова подняла на поверхность тему взаимоотношений БЮТ и Кремля. В своем последнем интервью российский политолог Станислав Белковский заявил: "Россия решила поддерживать Тимошенко еще год назад, и сегодня Кремль четко ставит на Тимошенко"…

- Если об этом, в чем я очень сомневаюсь, господину Белковскому сказал российский президент или премьер, тогда он вправе так утверждать. В моем представлении Кремль предпочитает иметь дело пусть и с жестким, но понятным и прогнозируемым лидером другой страны. Юлия Владимировна в газовой истории продемонстрировала и жесткость в отстаивании национальных интересов, и понятную логику в выстраивании долгосрочных отношений между двумя странами.

Что же касается взаимоотношений БЮТ и Кремля, то их не существует.

- Вообще, как Вам кажется, влияние Кремля на Украину в нашей стране преувеличивают?

- Очень сильно преувеличивают. Как пример: ситуация 2004 г. показала, что Кремль не ориентировался в политических реалиях Украины и его действия были, мягко говоря, нелогичными. С другой стороны, наблюдается дальнейшее усиление позиций российского бизнеса в Украине, и следует отметить, что российская власть поддерживает все внешнеэкономические проекты своих финансово-промышленных групп, независимо от страны реализации.

- В своем интервью "Зеркалу недели" Юлия Владимировна заявила, что намерена исключить облгазы из схем поставки газа конечным потребителям. Это было сказано только в контексте "долой Фирташа", который контролирует 75% украинского розничного рынка газа?

- Тема изменения собственников облгазов любопытна тем, что когда собственники менялись, ни одна из государственных структур, которые должны были отслеживать ситуацию, никак не реагировала. В результате значительная часть газораспределяющих организаций стала собственностью двух российских финансово-промышленных групп. Представим, что в один прекрасный момент происходит солидарная продажа этих активов, к примеру, "Газпрому". В результате у "Газпрома" появляется еще один весомый козырь. Действительно, в основном газораспределительные сети – это собственность государства, которая находится в аренде у облгазов. И в любой момент государство может разорвать договора аренды. Однако процедура юридически достаточно сложная и растянута во времени. Я считаю, что необходимо сначала попытаться определить четкие правила отношений государства с владельцами облгазов. А вот если это окажется невозможным, тогда использовать жесткие меры.

- Т.е. Юлия Владимировна пустила "пробный шар"?

- Юлия Владимировна совершенно справедливо дала понять, что или отношения будут цивилизованными, или правительство употребит власть.

- Складывается ощущение, что руководство НБУ – главный тормоз преодоления экономического кризиса. Как Вы полагаете, в чем была неправильность политики НБУ? И есть ли в действиях НБУ "состав преступления"?

- Комментировать действия руководства НБУ крайне сложно. Мне непонятна ситуация, когда правление Нацбанка во главе с профессионалом Стельмахом санкционировало операции с громадными суммами, не имеющие доказательной логики. Пример: история с банком "Надра", которому было выделено 7 млрд. грн., а потом без всякого анализа того, как банком использованы эти выделенные деньги, было принято решение выделить ему еще 3 млрд. грн. Непонятна и позиция президента страны относительно действий НБУ. То он высказывает резкое недовольство действиями руководства НБУ, то берет под защиту это самое руководство.

А на вопрос, есть ли в действиях Правления НБУ состав преступления, должны ответить правоохранительные органы.

- Перейдем к делам харьковским. Наше агентство писало, что 2009 год станет годом консолидации местной элиты. Очевидное потепление в отношениях Александра Фельдмана и городской власти, удивительно сдержанный комментарий Михаила Добкина о газовых договоренностях…

- Политики начали задумываться о существе происходящего. Приходит понимание, что все в одной лодке и война – это путь в никуда. Кроме того, война - дело дорогое, а ресурсов мало. С комментариями Михаила Марковича о газовых договоренностях я не знаком, но я знаю его как зрелого политика и думаю, он понимает, что газовые переговоры загнали в тупик частные бизнес-интересы, а Юлия Владимировна из этого тупика их вытащила.

- Кто, на Ваш взгляд, в случае победы Тимошенко на президентских выборах может стать губернатором Харьковской области?

- Губернатором станет человек, который по своим деловым и человеческим качествам будет соответствовать этому высокому посту и у которого будет желание направить свои способности на решение очень сложных проблем, накопившихся в области.

- Т. е. Арсен Аваков может остаться после президентских выборов?

- Вполне. Аваков – весьма успешный губернатор, несмотря на имеющиеся в области нерешенные проблемы.

- Последний вопрос, личный. В одной из телевизионных программ "STATUS QUO" Вас назвали влиятельным серым кардиналом. Почему Вы предпочитаете тень публичности?

- Не комментирую присвоение мне высокого титула кардинала. Что же касается влияния, то своими действиями всегда стремился влиять во благо, а не во вред людям. В свое время я занимал достаточно высокий пост в исполнительной власти области (в 1997 - 2000 гг. А.Логвиненко был заместителем председателя Харьковской облгосадминистрации - "SQ"), но и тогда, и сейчас руководствовался принципом: люди хотят не столько видеть и слышать власть, сколько чувствовать, что сильная справедливая власть существует и действует им во благо.

Под моей "депутатской опекой" - почти треть области с ворохом больших и малых проблем, которые я стараюсь решать. Помогает то, что сложилось хорошее взаимопонимание и взаимодействие с руководством области и властью на местах.

Сегодня я как депутат Верховной Рады занимаюсь темой общегосударственного масштаба, которая откроет новые возможности для промышленности г.Харькова. Речь идет об участии харьковских предприятий, прежде всего "Турбоатома", в производстве новых энергоблоков для атомных станций. Предстоит расширение кооперации с российскими предприятиями атомного энергомашиностроения. А для этого необходимо принятие политического решения на уровне высшего руководства стран. Тема поддержана Юлией Владимировной и по ее поручению готовится расширенное совещание руководителей министерств, ведомств и ведущих специалистов по утверждению программы и плана действий.

Я никогда не стремился в тень, но для меня гораздо важнее сделать что-то существенное, добиться результата, а популяризировать или, как принято говорить, "пиарить" себя у меня нет желания.