. - Отразилась ли на работе предприятия политическая нестабильность в период президентских выборов? - В конце 2004 г. в 2,5 раза в сравнении с его началом возросли цены на свинец (основное сырье аккумуляторных заводов). Рентабельность производства снизилась практически до нуля. А в конце года объем продаж аккумуляторов всегда снижается. Поэтому сложно однозначно утверждать, что именно политическая ситуация повлияла на работу предприятия. Скорее всего, не повлияла. Сейчас работа предприятия будет зависеть от взвешенных шагов правительства, от того, как будет развиваться промышленность и экономика Украины. - Какова специализация завода "Владар"? - Мы выпускаем аккумуляторы разных типов: это промышленные аккумуляторы для тепловозов, стационарные - для АТС и электрических станций, подстанций, комплектующихся источниками постоянного энергоснабжения, а также автомобильные и мотоциклетные батареи. Промышленные аккумуляторы рассчитаны на большой срок службы — порядка 12 лет. Их гарантийный срок — 5 лет. Доля автомобильных (стартерных) аккумуляторов в объеме выпуска предприятия составляет около 20%. Столько же составляют аккумуляторы для мотоциклов. Наши стартерные аккумуляторы высокого качества, но в Украине сильная конкуренция в этом секторе рынка, и мы выбрали для себя наиболее актуальную специализацию — промышленные батареи. - На какого потребителя ориентирована ваша продукция? - В числе наших основных партнеров почти все крупные металлургические, горно-обогатительные и химические комбинаты Украины, а также "Укрзалізниця". Аккумуляторы поставляются в страны Балтии, Россию, Беларусь, Казахстан. Доля экспорта в объеме продаж составляет около 20%. Крупные предприятия-производители автомобилей предлагали поставлять им стартерные аккумуляторы. Однако сегодня из-за загруженности производства мы выполняем ранее взятые на себя обязательства перед заказчиками, поэтому воплощение этих проектов отложено. - Какова доля импортных комплектующих в производстве аккумуляторов? - Наши аккумуляторы практически на 100% собираются из отечественного сырья. Импортируется только сепараторная лента — из Австрии или Германии, это только 2%. Мы закупаем использованные аккумуляторы, из которых на автоматической установке получают первичное сырье (для производства новых) — свинцовый лом, идущий на производство марочного свинца, из которого, в свою очередь, изготавливаются пластины батарей. Нашими специалистами создана уникальная установка, позволяющая производить переработку отработанных батарей: загрузив в нее батарею, на выходе мы получаем отдельно лом свинца, пластмассовую фракцию. Таких установок не много в странах СНГ. В России, например, утилизацией старых аккумуляторов занимаются, в основном, одни предприятия, производством новых - другие. В Украине существует два завода, на которых совмещают утилизацию и производство, — "Владар" и "Иста". Наличие собственного металлургического производства (из свинцового лома производится высококлассный марочный свинец) дает нам возможность заниматься разработкой новых сплавов и легирующих добавок. В 2004 г. мы первыми из производителей промышленных батарей стран СНГ освоили производство аккумуляторов по технологии "Silver" — сочетание нашей запатентованной технологии "Кальций Плюс" с легированием серебром положительного электрода. Сейчас мало кто может работать с кальциевой технологией. Это очень сложный процесс, требующий большой трудоемкости и затрат. Мы успешно с этим справились. - Какова доля продукции вашего предприятия на рынке Украины? - Примерно 90% тепловозов, которые эксплуатируются на "Укрзалізнице", снабжены батареями нашего производства. По результатам независимых исследований рынка аккумуляторов за 2004 г., мы занимаем около 5% рынка стартерных аккумуляторов и около трети отечественного рынка мотоциклетных аккумуляторов. - Какая продукция "Владара" наиболее востребована? - Четыре года назад мы производили автомобильные и промышленные аккумуляторы в равном количестве. Сейчас, как видите, мы определились. Рынок стартерных аккумуляторов значительно больше, чем промышленных. Да и мощностей по их выпуску больше как в СНГ, так и в странах дальнего зарубежья. Чтобы составить конкуренцию западным производителям стартерных аккумуляторов, нужно вложить огромные средства в оборудование. Я побывал на крупнейших предприятиях мира и убедился в высокой степени организации и автоматизации производства на них. Мы выбрали свою нишу, в которой можем в наиболее полной мере реализовать свои технологии и новые наработки. - Как организовано подразделение, которое занимается разработкой новых аккумуляторов? - Подразделение, которое занимается новыми разработками, было создано в 2001 г. В этом подразделении работают металлурги, химики, электронщики, патентоведы. Есть участок опытного производства, где выпускаются предсерийные партии аккумуляторов. Отдел новых разработок сотрудничает с вузами, например, с кафедрой электрохимии Харьковского политехнического института, мы проводим исследовательские работы и апробацию наших технологий. Среди предприятий стран СНГ, производящих аккумуляторы, мы занимаем лидирующие позиции в разработке новинок (это признают все заводы). Разработка новой модели длится два-три года, это очень ответственный и трудоемкий процесс. Мы планируем если не раз в полгода, то раз в год выпускать принципиально-новую разработку. И уже видно, что инновационная стратегия оправдала себя. Наши разработки ничем не уступают импортным аналогам, и в результате, мы можем предложить изделия, которые стоят значительно дешевле. Ведь в стоимости импортных новаторских изделий довольно ощутима доля интеллектуальной составляющей. - Ваши новые разработки не учитываются в Минпромполитики как НИОКР? - Нет, не учитываются. Я принципиально не оббиваю пороги министерств и ведомств. Хотя все наши разработки, а они не имеют аналогов в СНГ, можно было бы включить в план и получить финансирование. Но я считаю, что наши новые разработки — это лицо предприятия, и мы будем продолжать ими заниматься. Сейчас мы работаем по схеме согласования с заказчиком, который утверждает нам техусловия. После приемки изделия заказчиком начинается производство. - Как на предприятии организована охрана труда? - Ни для кого не секрет, что производство аккумуляторов не из легких — это признано во всем мире. Основную опасность представляет тяжелый металл — свинец. На предприятии функционирует отдел по охране труда, заключен договор с Харьковским институтом профессиональных заболеваний. При поступлении на работу сотрудники проходят обследование в институте, а потом раз в полгода проходят медицинскую комиссию. Сотрудники института читают лекции о правилах поведения в цехах. На предприятии применяются самые передовые средства защиты, специальные перчатки и респираторы. С институтом в Днепропетровске заключен договор на поставку пектин-содержащих таблеток, которые способствуют выведению тяжелых металлов из организма. Рабочие в качестве дополнительного питания получают фруктовые соки. Система технических мероприятий, включающая устройство вентиляции, обеспечивает содержание вредных веществ в пределах допустимых концентраций, что контролируется специалистами экологического надзора. Очень важно, насколько серьезно сами сотрудники относятся к соблюдению правил безопасности, как они выполняют элементарные требования — не курить в цехе, тщательно мыть руки перед едой. 12 лет работы предприятия показали, что 95% несчастных случаев, связанных с профзаболеваниями, могут произойти из-за небрежного отношения к правилам техники безопасности. У нас есть рабочие, которые работают со свинцом около 10 лет и не имеют никаких отклонений от нормы в состоянии здоровья. - Какие события в жизни предприятия вы хотели бы отметить в ушедшем, 2004 г.? - Мы заняли первое место на выставке, которую ежегодно, начиная с 1993 г., проводит в Москве ассоциация "Интербат". Я считаю, что это большой успех нашего коллектива, так как в эту международную ассоциацию (производителей химических источников тока, комплектующих и оборудования для аккумуляторной промышленности) входят все крупные производители аккумуляторов, фирмы с мировым именем. Штаб-квартира ассоциации находится в Москве. В 2004 г. мы выпустили несколько новых типов батарей. Одна из разработок — получение свинцового сплава, легированного серебром, запуск программы производства батарей для маневровых тепловозов типа ЧМЭ по технологии "Silver". Эти батареи, мы полагаем, призваны заменить щелочные аналоги, еще устанавливаемые на тепловозах такого типа. К тому же наша новинка дешевле в 2,5–3 раза. В прошлом году созданы также аккумуляторы для мотоциклов с малым объемом двигателя. Выпуск аккумуляторов такого типа в СНГ освоили только мы. Это самые маленькие аккумуляторы из нашего модельного ряда. Кстати, в СНГ нет такого предприятия, которое выпускало бы такой широкий спектр продукции — аккумуляторы емкостью от 4 до 560 А/ч. Наши аккумуляторы устанавливаются на автомобили, тракторы, карьерные самосвалы, тепловозы, мотоциклы. Так уж повелось со времен СССР, что заводы специализируются на одном типе аккумуляторов. Скажем, петербургский завод производит тепловозные аккумуляторы, саратовский и тюменский — стартерные, курский завод выпускает свинцовые аккумуляторы, но только стартерные, и щелочные. А "Владар" только мотоциклетных аккумуляторов производит 6 типов. В конце 2003 г. мы поставили перед собой задачу выйти на внешние рынки, в первую очередь - на рынки стран СНГ. В 2004 г. был совершен прорыв. Мы выиграли тендеры на поставку тепловозных батарей для нужд Белорусской железной дороги, начали поставки в Казахстан, Литву, Россию и Узбекистан. Покупатели отзываются о наших батареях очень хорошо. В начале 2004 г. в структуре завода был создан отдел по работе с корпоративными клиентами. Мы находимся в постоянной взаимосвязи с нашими крупными предприятиями-заказчиками, можем оперативно реагировать на их запросы, оказывать им техническую помощь, консультировать по вопросам эксплуатации и обслуживания промышленных батарей. - Какие проекты планирует реализовать предприятие в 2005 г.? - Мы уже анонсировали выпуск принципиально нового универсального аккумулятора "Владар GEL" - с гелевым электролитом. По нашим прогнозам, в ближайшее время он придет на смену прежнему поколению батарей. Аккумулятор полностью герметичен, не требует ухода и экологически безопасен. Такие аккумуляторы выпускаются за рубежом и не распространены широко из-за высокой цены — они в 2-3 раза дороже обычных, с жидким электролитом. Основной упор мы делали на экологическую безопасность нового аккумулятора. К тому же, в новой батарее производителю незачем будет контактировать с электролитом. Сейчас, принимая на переработку отработанные батареи, мы видим, что электролит попросту сливается, а это экологически опасно. Батареи, которые мы начинаем выпускать, — это новая и прогрессивная технология, мы можем принимать на утилизацию отработавшие свой срок аккумуляторы и на нашем же оборудовании производить их полную утилизацию. Со своей стороны, мы, как производители, хотим принимать прямое участие в защите окружающей среды. Новинку мы планируем представить на 14-й международной выставке "Автономные источники тока", которая начнется 28 февраля этого года в Москве. - Каковы ваши прогнозы на развитие рынка выпускаемой вами продукции в 2005 г.? - Прогнозировать сложно. 70% стоимости аккумуляторов - это стоимость свинца. От того, как будет меняться цена на свинец, будет зависеть и цена аккумуляторов, и объемы их продаж. Что касается промышленных аккумуляторов, то оптимизм у нас есть. Как я уже говорил, в 2004 г. мы выиграли тендеры на поставку аккумуляторов в ряд стран СНГ и уже начали поставки. Есть планы расширять сотрудничество с "Укрзалізницей". Сейчас электровозы оборудованы щелочными аккумуляторами. Мы предлагаем заменять их новыми — с гелевым электролитом. Эти аккумуляторы дешевле щелочных, а их эксплуатационные характеристики гораздо стабильнее и выше. Сейчас опытная батарея проходит испытания на ЮЖД. Гелевые аккумуляторы заинтересовали Харьковский государственный приборостроительный завод им. Т.Шевченко и ООО "СП "Монис" в качестве источников тока для АТС. Батареи уже изготавливаются на опытном производстве, и мы готовимся их сертифицировать. В ноябре и декабре 2004 г. цены на готовые батареи оставались прежними, а на свинец увеличились в 2-3 раза. Чтобы выйти из этой сложной ситуации, нам пришлось повысить цены на готовые аккумуляторы. Подорожание батарей закономерно, так как цены на свинец в Украине были в два раза ниже мировых, а сейчас они выровнялись. Ситуация, по нашим наблюдениям, стабилизируется. Планируем, что к концу февраля рынок "успокоится" и все смогут нормально и без потрясений работать. - Для вашего предприятия важно, чтобы правительство квотировало экспорт свинца? - Возможно, это положительно повлияло бы на закупочные цены на вторичный свинец. Однако я не сторонник искусственных ограничительных мер. Определять, кто работает рентабельно, а кто нет, должен свободный рынок. А если предприятие живет только благодаря пролоббированным поправкам к законам, ограничительным пошлинам и льготам, то его положение нельзя считать стабильным. С самого начала организации предприятия я придерживаюсь принципов: работать лишь цивилизованными, всемирно признанными рыночными методами, доказывая нашу репутацию высоким качеством, отношениями с нашими потребителями, которые сами определяют, какому товару отдать предпочтение. Наша задача — дать потребителю максимум качества в каждом нашем аккумуляторе.