Пасха, зачем ходить в церковь, плата за обряды, отец виктор, субботинОтец Виктор, настоятель храма Преображения Господня, получил перечень вопросов для интервью по электронной почте за день до встречи и еще до беседы отверг те,  которые были связаны с процессами в обществе вокруг Русской православной церкви. Объяснил отец Виктор это тем, что священник он молодой, да и вообще не пристало простому приходскому священнослужителю комментировать вопросы, входящие в компетенцию иерархов Церкви. О себе он тоже говорил крайне неохотно и явно тяготился ролью интервьюируемого. Однако разговор получился легким - как всякий разговор с человеком, который ничего не прячет за словами и искренне верит в то, что говорит.

Мы встретились в нижнем приделе храма в честь святого мученика Виктора, где уже сделан ремонт. В целом же храм еще строится - наша беседа состоялась накануне освящения куполов. Поэтому фоном для интервью служил стук молотков и треск перфораторов. Может быть, это суетное вмешательство поспособствовало тому, что о вещах мирских мы тоже поговорили.

- Отец Виктор, путь, который вы выбрали, необычен для нашего общества, тем более - для молодого человека. Что такое быть священником?

- Священство - это образ жизни, построенный на неуклонном следовании Христу. Люди приходят к священству разными жизненным стезями, но обязательно - по призванию. Призвание проявляется у каждого по-разному, но в любом случае предполагает самоотверженное служение Богу. Зачастую мы, священники, особенно - молодые, считаем себя недостойными такого высокого служения, потому что не каждый дотягивает до высоконравственного идеала, показанного Христом и его апостолами. Всё же мы - выходцы из общества,  мы такие же люди,  и ничто человеческое нам не чуждо. Поэтому очень сложно в современном мире нести то, чего от тебя требует каноны, и быть при этом понимаемым маловоцерковленным обществом. Но священническое служение я считаю высшим призванием человека. Потому что оно определяет жизненный путь не только самого священника, но и всех тех людей, которых он ведет и которым помогает найти путь к Богу.

- Расскажите о себе. Как вы к этому пришли?

- Думаю, о себе говорить некорректно… Бог оценивает...

- И все же – хотя бы пару слов?

- Призвание к священству я чувствовал с самого детства. Поскольку рос в семье священника, с детства  видел священническую жизнь, все ее тяготы и невзгоды. И конечно, видел радость духовной жизни, которая присутствует в жизни священника. Так что выбор мой был не случаен. Но никто меня к этому выбору не принуждал. После окончания духовной семинарии я учился в светском учебном заведении. Возможность пожить студенческой жизнью, которая далеко не всегда идет в ногу с исполнением заповедей, дала мне понимание того, чем живет молодежь, которая не в церковной ограде, какие ценности исповедует...

- Это помогает в служении?

- Конечно. Ведь в церковь приходят люди разных возрастов и с разным мировоззрением. И не совсем правильно говорить, что сейчас молодежь в церковь не идет: молодежь не присутствует на богослужениях, но к церкви она тянется. Я достаточно молодой священник, поэтому мой круг общения - молодые люди. И я хочу понимать тех людей, которые не ходят в церковь, не веруют, не признают веры в Бога. Я не осуждаю их, я пытаюсь понять – а почему так, почему они такие?

- Через пару дней миллионы людей вспомнят о том, что они православные, чтобы потом на год забыть дорогу к храму. Это же касается венчаний, крещения детей... Такая "воцерковленность на день", увы, отличительная черта нашего времени. Очевидно, имеет место традиция, которая далеко не всегда связана с искренней верой…

- Действительно, многие люди, которые приходят в церковь один раз в год, на Пасху, слабо представляют, зачем они пришли, но знают, что так надо. Но я не думаю, что это связано с ритуалом или традицией. Мне кажется, все глубже, и желание прийти в храм основано на зове Божьем, который есть внутри каждого человека. Этот зов не дает человеку забыть о своем высшем назначении, о своей бессмертной душе. Древний христианский писатель Тертуллиан писал в своих трудах, что душа человеческая - по природе христианка, поэтому она всегда стремится к Богу, в каких бы обстоятельствах не находилась.

Бог в свою очередь желает спасения и очищения каждого человека, но очищение это происходит тогда, когда человек собственной волей идет навстречу Богу, когда он сам пускает его в свою душу, в свою жизнь.

Поэтому я считаю, что даже человек, пришедший на Пасху в храм праздно, все равно получает очередной шанс от Бога – шанс услышать то, что он искал в своей жизни. И такой человек, возможно, как-то изменит свою жизнь, если она была противна Божьим заповедям или христианским ценностям, будет вести себя по-другому, поймет свое предназначение, задумается о смысле своей земной жизни.

Пасха празднуется христианами как самый большой и торжественный праздник, потому что это праздник победы Христа над смертью. Слово "воскресение" выходит за рамки нашего понимания – в нашем восприятии умерший человек не может воскреснуть. Вызванные рациональной пытливостью вопросы, кто воскрес, почему воскрес, могут заинтересовать, и поиск ответов на них даст ответы на многие другие вопросы – относительно бессмертия души, для чего и для кого Христос воскрес… Вот что важно. 

- Какова роль церкви в движении души к Богу?

- Роль церкви основана на словах Христа, которые были сказаны апостолам: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа" (Матф. 28:19). Миссия церкви -рассказать, донести до человека благую весть о Христе - тот путеводитель по жизни, который дал нам Христос, его слова, заповеди, смысл человеческой жизни.

Люди, избравшие путь монашества, всей своей жизнью свидетельствуют о Христе и кладут ее на алтарь служения Богу. А мы, священники в миру, призваны быть свидетелями Слова Божьего в миру, в гуще жизни, с тем, чтобы оно было живое, чтобы  было донесено до каждого человека.

При этом в православии, как и вообще в христианстве, ни в коем случае не насилуется воля человека. Человек должен свободно, самостоятельно, осознано сделать волевой выбор.  Христос пришел не для того, чтобы ему послужили, а для того, чтобы послужить другим. Человек должен сам сделать шаг навстречу Богу, и  церковь не сможет повлиять на его жизненный путь без его желания.

- Вам доводилось общаться с бывшими адептами деструктивных сект?

- Да. Если они находят возможность прийти в церковь и пообщаться, то мы принимаем таких людей с большим трепетом. Прежде всего, надо объяснить, что никто их не упрекает в том, что они были в секте, потому что путь к Богу – сложен,  тернист, и не у всех есть достаточные познания о Боге.  Тем более - в наших странах, я имею в виду страны СНГ, которые пережили век безбожия. Поэтому, конечно, когда человек приходит из секты, его стараются понять, помочь.  

- Многие люди считают себя православными, читают соответствующую литературу, стараются следовать заповедям, однако в храме они не частые гости. Не являются ли причиной этого широко обсуждаемые в интернете факты некорректного поведения священника по отношению к прихожанам – например, резкие замечания людям, слабо знакомым с церковным этикетом?

- Те люди, которые читают Евангелие или святых отцов, прекрасно понимают, что такое Церковь, и посему  идут в храм. Конечно, важна личность священника, важен жизненный пример, который он подает своим прихожанам, но, идя в церковь, люди, прежде всего, идут не к священнику - они идут к Богу.

Что до священнослужителей, которые ведут себя по отношению к прихожанам не совсем корректно, то, во-первых, такое поведение в большей степени затрагивает тех, кто редко посещает храм. А во-вторых, человеческий фактор - он человеческий фактор везде, и здесь нечего скрывать, потому что мы все люди, у всех свои немощи и свои грехи.

Главный вопрос все же не в том, как человек к этому относится, а в том, зачем он пришел в храм. Приведу сравнение – может, и грубое, зато понятное. Вот вы пошли в ближайший магазин, и вам нахамила кассирша. Это же не значит, что вы больше в этот магазин ходить не будете, ведь вы туда шли за покупками, а не общаться с кассиршей.

- И все же – зачем людям идти в храм?

- Церковь - помощница человека в его духовной жизни. Пусть человек в своей жизни действительно руководствуется заповедями, но если он не учувствует в церковных таинствах и церковной жизни, то ему очень сложно. Потому что своими силами спастись человеку в нашем мире практически невозможно. Многие спрашивают – что значит "Бог спасает человека?" Это значит, Бог познается человеком или Бог открывается человеку, в том числе через опыт совместного богослужения, которое совершается в храме, и, конечно же, через таинство евхаристии. Тут уместно вспомнить слова: "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного" (Матф. 7:21) То есть мало сказать: "Господи, я верую", - надо для этого что-то сделать. Так вот приход в церковь - это волевое действие. Можно в выходной день проваляться на диване перед телевизором, заниматься своими делами, а можно пойти в церковь, послушать литургию. Потратить два часа – час на дорогу, час на службу и сделать волевое движение в сторону своей души и Бога в ней.

Ведь на самом деле мы приходим в храм для чего? Не для того же, чтобы посмотреть на батюшку, - по крайней мере, так не должно быть. Мы приходим в церковь ради общения с Богом, чтобы что-то почерпнуть, очиститься от грехов, набраться сил на предстоящую неделю, месяц или на совершение какого-то предприятия. И поэтому, когда мы идем в церковь, мы делаем волевое движение, мы подтверждаем, что мы не только в душе просим "Господи, помоги" - мы для этого делаем все возможное и в духовном плане, и в телесном.

- Отец Виктор, сейчас со стороны либеральной общественности идет настоящая антицерковная кампания, образуются какие-то полуэкстремистские группы, причем есть и такие, которые действуют на стороне церкви. Ситуация обостряется. Что вы думаете по этому поводу?

 - Я не могу в данном вопросе выражать мнение церкви или нашей епархии, но я могу высказать свое личное мнение.

Для начала нужно сказать, что гонения или преследования Церкви не прекращались никогда - с самого начала христианства. Раннее христианство - это были пытки, казни, преследовали целые общины, были разнообразные секты, расколы... То есть борьба с церковью велась на протяжении всей ее истории - менялись лишь формы. Например, в ХХ веке это была борьба явно идеологическая, а сейчас она стала более скрытой, более тонкой. Врагов у церкви много, потому что церковь - это нравственный барьер, который не дает обществу скатиться еще ниже в вопросе нравственного уровня жизни. Некоторые оправдывают такие процессы, называют это свободомыслием, некоторые – современными нравами…

Как реагировать на эти нравы христианину? Мне кажется, что мы должны молитвенно-показательно относиться к этому, парировать словом Божьим, собственным жизненным примером. И ни в коем случае не идти на обострение конфликта, не брать в руки вилы. Почему? Потому что враги церкви как раз к этому и стремятся. Они хотят заявить: "Вы ответили нам тем же – какие же вы христиане? Вы такие же, как мы". Христианский подход другой. Он основан на словах Христа: "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (Матф 5:44-48).

- Многие обвиняют церковнослужителей в корысти, и на острие этих обвинений - плата за обряды…

- Обычно такие обвинения звучат от людей, которые не участвуют в церковной жизни. Потому что никто не берет платы с прихожан, которых видишь практически каждый день, которые помогают  в храме, с которыми складываются дружеские отношения. Расплачиваются обычно те, кто приходит раз в год.

Еще один аспект - люди хотят прийти в убранный, красивый храм c красивыми иконами и иконостасом. Они хотят венчаться в храме с золотыми куполами и мраморными ступенями, хотят слышать красивый хор и т.д. И священник должен успеть на венчание, на кладбище, на крещение младенца, произнести хорошую проповедь. И чтобы облачение священника соответствовало… Есть еще оплата коммунальных услуг, содержание тех людей, которые помогают в храме...

Конечно, нельзя исключать человеческий фактор: многое в этом вопросе зависит от священника - как он к этому относится, каков его нравственный уровень. Но я думаю, что у человека,  который придет в церковь и захочет приступить к таинству, не будут спрашивать, есть ли у него деньги.

Кроме того, средства идут на храм, и распоряжается ими община, а не самолично священник. И в эту общину может прийти любой, но он должен активно участвовать в ее жизни.

Вообще, мне кажется, людям, обвиняющим церковь в корысти, стоит вспомнить, что Бог призывает всех, он говорит: "Возьми крест и иди за мной" (Матф, 16:24). Он призывает всех на священническое служение. Пожалуйста, заканчивай семинарию, становись священником и делай так, как ты считаешь нужным. Но почему-то мало кто идет. Почему? Потому что мера ответственности и мера тягот священнической жизни намного выше, чем кажется извне.

- И все же в обществе бытует мнение, что церковь - богатая организация. Этот стереотип порожден случаями, когда, например, священник попадает в ДТП на дорогом спорткаре. Давайте попробуем немного пошатнуть стереотипы. У вас есть машина?

- Нет. Но были "Жигули". Может быть, будет "Daewoo Lanos" когда-нибудь. Но вопрос не в этом… Вот вы привели пример священника на спорткаре, а я вам другой пример приведу: съездите буквально в любой приход за чертой города или за несколько десятков километров от Харькова и посмотрите, как живут батюшки. У них по трое детей. У них нет денег не то что на "Жигули" или "Daewoo" - у них нет денег даже детей одеть так, как требует современная молодежь, дать своим детям то, что они видят в миру. Почему так? Не потому, что человек глупый и не может заработать денег, а потому, что он сознательно, самоотверженно пошел в этот приход. И я знаю много примеров. Вот у меня есть знакомый священник. Он работал на ювелирном производстве, занимал хорошую должность, получал высокую зарплату, но закончил семинарию, оставил свою работу и пошел в село, где у него прихожан 20 человек. И он живет там, перебиваясь чем может. Поэтому священники, которые на спорткарах, - это скорее исключение, чем правило.

Если человек желает богатства и нацелен на получение прибыли, то он выберет предпринимательскую деятельность или другую, позволяющую достичь желаемого. Священничество - это совсем другое. У нас как в армии – сегодня ты здесь, завтра в селе за 200 километров, а послезавтра - еще дальше. И ты не должен думать, хочешь ты или не хочешь, а должен выполнять. Ты пришел в церковь служить, ты военный, воин Христов. В общем, кто хочет знать, сколько у батюшки денег, тот пусть пообщается с самим батюшкой.

- Расскажите немного о вашем храме.

- Наш храм двухпридельный. Нижний придел освящен в честь святого мученика Виктора, потому что у нас религиозная община святого мученика Виктора. А верхний храм, основной, центральный, будет в честь великого праздника Преображения Господня. 26 августа 2012 года архиепископ Харьковский и Богодуховский Онуфрий освятил этот храм в присутствии мэра Харькова и других высоких гостей и прихожан. С того дня мы проводим богослужения по субботам, воскресеньям и всем праздничным дням. Также храм открыт каждый день с восьми до шести вечера, потому что храм больничный (находится возле городского перинатального центра, Салтовское шоссе, 264 – ред.). Так вот, в первую очередь это больничный храм, он создан для того, чтобы помогать и опекать тех детишек, которые здесь, в перинатальном центре, рождаются. Зачастую  привозят сюда преждевременно рожденных, детишек с угрозой жизни или патологиями. Кроме этого, здесь еще три больницы. Поэтому мы стараемся  оказывать поддержку всем родителям и больным, которые обращаются. 

- Как появился храм?

- Сначала была организована община с целью построить храм, куда входили люди, которые живут в этом районе, и некоторые врачи. Предполагалось, что это будет небольшая деревянная церковь. А потом в истории общины появился Виктор Субботин, при поддержке которого было решено строить средних размеров каменный больничный храм. Постоянно встречаю людей, которые говорят: "Мы так молились, так просили, чтобы здесь был храм!" Как так получилось? Так Бог дал. Ведь те обстоятельства, которые были в истории строительства храма, с точки зрения рационального восприятия кажутся невозможными.