Директор КП "Харьковский метрополитен" С. Мусеев: Людей нужно принуждать к прогрессу, а иначе прогресса не будет

Резкий и неожиданный прогресс в Харьковском метрополитене в буквальном смысле свалился пассажирам на голову - вместо привычных касс и кассиров на станциях появились автоматы по продаже жетонов и пополнению электронных карт. Льготников тоже поставили перед фактом - социальная карта, которая и станет входным билетом в харьковскую подземку уже в марте 2010 года. Непривычные к переменам харьковчане порядком растерялись...

Возле автоматов то и дело выстраиваются длинные очереди, а "автокассиры" продают жетоны только за деньги определенного номинала - 1, 2, 5 и 10 гривен и 50 копеек. Чтобы разобраться с новшеством, пассажиры стали намного больше времени тратить на покупку жетонов, выравнивание купюр и размен монет. Кому стало лучше от технического прогресса в метро? Генеральный директор метрополитена Сергей Мусеев уверяет - всем. Просто не все это еще осознали. "Людей нужно принуждать к прогрессу, а иначе прогресса не будет", - считает С.Мусеев. 

Почти 35 лет в Харьковском метрополитене жетончики продавали кассиры, двое-трое на каждой станции метро. В декабре 2009 г. все кассы в подземке закрыли, а вместо каждой из них поставили по два-три автомата. По словам гендиректора метрополитена, такое количество автоматов сейчас необходимо, чтобы пассажиры привыкли.

К слову, в Киевском метрополитене работы по внедрению автоматики начались еще в 2000 г. Теперь в столичной подземке есть и кассиры, и автоматы. Правда, очереди за жетонами от этого не меньше. Почему тогда в харьковском метро закрылись все кассы? На это С.Мусеев отвечает просто: "если делать, то делать". И устраивает показательный экскурс в историю: "Людовик XIV, король -"солнце", заставлял всю Европу есть с помощью вилки и ножа, а до этого все ели руками. Даже в те времена, когда он всех заставлял, кто-то у него за столом ел вилкой и ножом, а дома продолжал есть руками". "Недоавоматизацию" Киевского метрополитена гендиректор харьковской подземки считает ошибкой: "То ли у них не хватило автоматов, то ли они ломаются часто".

Решение общей для двух крупнейших украинских метрополитенов проблемы - очередей за жетонами - С.Мусеев видит в бесконтактных картах. "Я не понимаю пассажиров, которые каждое утро выстаиваются в очереди за жетончиками, ведь есть автоматы по продаже электронных карт. Карточка стоит 10 грн. плюс на ней уже две поездки, залоговая цена - 7 грн., и пассажир в любой момент может ее вернуть. Но он ее не покупает, а тратит утром и вечером по 5 минут. Мы подсчитали, что в год такие люди тратят 20 дней на покупку жетонов", -  рассказывает гендиректор Харьковского метрополитена. С ним согласен и киевский коллега - генеральный директор КП "Киевский метрополитен" Петр Мирошников, который заявил, что подведомственное ему предприятие намерено активизировать агитацию пассажиров в пользу оплаты ими проезда бесконтактными электронными  карточками. По его словам, покупка жетонов ежедневно в часы-пик создает большие очереди к кассам метро, что вызывает жалобы пассажиров.

В Киеве эту проблему решают с помощью агитации, а в Харькове планируют просто вывести из оборота почти все жетоны. По словам С.Мусеева, к началу 2011 г. в Харьковском метрополитене планируют оставить 10% сегодняшнего количества жетонов. "Полностью исключить из обихода жетоны метрополитен не планирует. Есть люди, которые приехали в город из области, из других городов. Им нет необходимости покупать карточку", - отметил начальник Харьковского метрополитена. Тем не менее, по словам С.Мусеева, в Харьковском метрополитене рассчитывают, что к 2011 г. 80% пассажиров будут пользоваться бесконтактными электронными картыми. А излишек автоматов по продаже жетонов, возможно, будет продан Киевскому метрополитену.

Бесконтактным электронным картам в Харьковском метрополитене вообще готовят большое будущее. Если будет воплощена в жизнь идея создания в Первой столице единого коммунального транспортного предприятия, то оплата в наземном и подземном транспорте будет осуществляться с помощью единой карточки. "Для того чтобы она могла быть использована в наземном транспорте, нужно установить в автобусах или электротранспорте недорогое, простое оборудование. Все остальное - серверное оборудование, программный продукт, телекоммуникации - это все у нас есть", - рассказывает С.Мусеев. Переговоры, по словам начальника метрополитена, уже ведутся.

Такую же задачу пытаются решить и в Киеве. По словам П.Мирошникова, Киевский метрополитен совместно с КП "Киевпасстранс" сейчас работает над созданием единой бесконтактной карты, которая будет действовать во всех видах общественного транспорта. И опять таки, чтобы новшество заработало, нужно устанавливать в наземном транспорте специальное оборудование.

На самом деле начальникам метрополитенов не сняться одинаковые сны, просто существует всеукраинская программа внедрения автоматизированной системы прохода пассажиров (АСПП), основной целью которой является переход на электронные средства оплаты проезда для обеспечения учета всех продаж и проходов пассажиров, в том числе льготных категорий, в метрополитене; введение в действие гибкой системы тарифов и разнообразных дисконтных схем, в том числе наиболее справедливой системы оплаты проезда, а именно оплаты в зависимости от дальности поездки. В соответствии с программой, внедрение АСПП осуществляется в 3 этапа. Об этом сообщает официальный сайт столичного метрополитена.

Гендиректор Харьковского метрополитена также считает, что надо подумать о расписании поездов метро. "Мало кому известно, что метрополитены Парижа или Нью-Йорка вообще не имеют никакого обслуживающего персонала, там есть только машинист электропоезда. И поезда ходят по расписанию, а нет так глупо как у нас - через 2-3 минуты. Может быть интервал и полчаса, просто человек берет на себя труд рассчитать и подумать, во сколько ему надо спуститься в метро. Это интеллектуально развивает, так сказать", - заявил С.Мусеев.

По его мнению, людей чаще всего приходится заставлять принимать те или иные новшества. "Когда-то придумали двигатель внутреннего сгорания и даже не представляли, как можно лошадей заменить машинами. Точно так же смеялись над первым метрополитеном в Лондоне. Что это, под землей какая-то труба? Кто туда спустится? Это страшно, засыпет! Была масса угроз и критических высказываний. Но сегодня мы не представляем себе мегаполис без метро. Если прислушиваться только к критике, в нашей жизни не будет ни прогресса, ни движения вперед", - уверен С.Мусеев.