райнин, интервьюО результатах местных выборов в Харькове и области в интервью "Украинской правде" рассказал председатель Харьковской областной государственной администрации Игорь Райнин.

Рассказывают, что тут в администрации после экзит-поллов у вас было шоковое состояние.

Я никого не хочу обижать, но я полностью согласен с позицией социолога Бекешкиной. Это никакие не экзит-поллы – они проходят по определенным правилам. Это обычный опрос граждан, не имеющий методики. На него действительно можно как-то ориентироваться, но оценивать и обсуждать его бессмысленно. Есть предметы для совершенствования. Но выборы прошли спокойно, нормально. Мы встречались с Егором Соболевым из "Самопомочі" - он свою позицию сказал: выборы прошли честно и спокойно.

­Как объяснить такой дисбаланс между городом и областью?

Я крайне благодарен жителям Харьковской области. Мы действительно много работаем, люди это оценили. На селе становится жить если не легче, то комфортнее. Это – дороги, школы, газификация, есть отдельный план действий по отдаленным территориям. И действительно, БПП в районах области набирает 24% – без учета города Харькова. Хотя мы не отделяем Харьков – это областной центр и один из семи городов областного значения.

А с учетом города – 15%?

Да, примерно. Часто люди путают. Выборы в областной совет – это голосование в 34-х административных единицах. Харьков – одна из них.

Это сигнальные результаты возможных перевыборов в парламент?

Не знаю, будут выборы или нет, но обобщенно – вы правы. Если говорить по отдельным административным единицам, есть позитивный фактор. БПП заняло первое место в приграничных районах с Россией. У нас там от 20 до 45%. Я в целом выборы в Харьковской области оцениваю, как успешные, а в районах – вообще идеальные. Естественно, хотелось бы иметь полную поддержку населения.

А что все-таки случилось в городе? Отовсюду слышишь о договорняке с городскими властями.

Послушайте, какой договорняк... Я хочу, чтобы вы зафиксировали. Мы проводили местные выборы, а не выборы в Харькове.

Конечно, по каждой территории могли быть разные результаты. Начну с начала и дойду до Харькова. Например, в Красноградском районе мы имеем 15%, а в более сложном Зачепиловском – 41%. И по кандидатам также. Есть такие, которые набрали 50-60%, а есть – 10-15%.

Все подлежит глубокому анализу. Около 70% выборов сельских голов выиграл БПП. Примерно в 50% советов будет проукраинское большинство на базе БПП. Это очень важно в тех же приграничных территориях. До этого абсолютно все райсоветы были настроены пророссийски и их возглавляли представители Партии регионов.

Следующий уровень – Харьков. Показатель на выборах в горсовет действительно невысокий – около 7%. При том, что по тому же Харькову в областной совет – показатель 8,5%.

Когда вы говорите, что советы были пророссийские, а стали проукраинскими – кого имеете в виду в качестве союзников?

У нас же есть парламентская коалиция, она должна иметь отображение в регионах.

А то же "Відродження", на ваш взгляд, проукраинская партия?

Я воздержусь от оценок. Мог сказать, что если будут моменты, связанные со строительством дорог, медициной и так далее, то надо учитывать позицию всех депутатов, иначе нарушается принцип представительства.

Политический орган – это Верховная Рада. Здесь у нас исключительно хозяйственные вопросы. Другое дело, что раньше местные советы использовали для политических решений. Мы будем пытаться от этого уходить.

Без "Відродження" в облсовете вы не обойдетесь…

И "Відродження" без нас не обойдется – только объединившись с "Оппоблоком".

Кернес уже сказал, что "Оппозиционный блок" должен быть в оппозиции…

Я абсолютно искренен с вами. Конечно, если будут политические решения, независимо от количества наших штыков, мы будем отстаивать эту позицию. Могу вас заверить, что, знаете, многие ищут каких-то сенсаций, но их просто нет. И это предмет позитивный.

Если говорить о формате местной коалиции, то весь список "Відродження" – это бывшие "регионалы".

Я понимаю вопрос и четко заявляю: коалиция – это политический термин. Никой коалиции в местных советах быть не может. Может быть, большинство постоянное и ситуативное. Я не вижу яркого постоянного большинства ни у одной из сторон. Будет ситуативное большинство, но мы всегда будем на стороне проукраинских патриотических сил. Единственное, может быть, совместное голосование по медицине, по строительству дорог и т.д.

А кто будет главой облсовета? Представитель БПП или Відродження? Если БПП – это же будет косвенным признаком договоренностей.

А вы как гражданин против представителя БПП? У нас же диалог, я хочу понять мнения людей…

Наверное, будет не очень хорошо, если губернатор будет в клинче с облсоветом. А в какой формат это обернуть – надо думать. Так вы будете настаивать на своем главе облсовета?

БПП предложит свою кандидатуру. Но все должно быть поэтапно. Сначала ТВК огласит результаты. Депутаты должны быть зарегистрированы, на первой сессии вступить в полномочия. Когда мы будем понимать пофамильно, кого ТВК зарегистрирует – потому что мы до конца не понимаем фамилии, рано что-то говорить. Вообще у нас есть хорошие результаты. Хорошо, что заместитель главы ОГА Светличная получила 50%. Есть масса примеров, которые говорят, что в области люди нам доверяют, и мы их доверие однозначно не растеряем.

Вы все время переходите на область, а хотелось бы говорить о ситуации с голосованием в городе.

Нет проблем. Я никогда не расценивал город Харьков какой-то отдельной территорией. Он просто входит в область, и, если какая-то конкретная территория интересует – от села до города Харькова – я готов о ней поговорить.

Но сначала о городских головах в городах областного значения. В четырех из семи выиграли кандидаты, которые шли либо напрямую от БПП, либо были поддержаны партией. Харьков и Купянск выиграли представители "Видродження", Чугуев – "Наш край".

По Харькову могу сказать, что реформы до города еще не докатились, отсюда и отношения к власти хуже, чем в районах. Мы действительно удаляли больше времени районам – там сложнее жить. Харьковчанам надо больше, чтобы оценить. Главное для меня – 24% в Харьковской области говорят, что мы на правильном пути. Хотелось бы, чтобы была не четверть населения, а треть. Но это высокий процент.

Что касается Харькова, действительно проанализируем и сделаем выводы. Но всегда говорю, что нет переключателя. Все должно быть циклично и поэтапно. Мы не работали под выборы. И я абсолютно не применял админресурс.

Что значит не работали под выборы?

Допустим, мы закупили 22 скорые помощи. Если бы мы работали под выборы, мы бы их вручили одновременно…

А Геннадий Кернес работал – дороги положил...

Мы же не будем равняться друг на друга!

Есть графики. Что важнее – медицинское оборудование или скорые помощи, если у вас нет возможности купить и то, и то!

Мы купили 7 скорых и 15 вручим до конца года. В городах областного значения такие же люди, высотные дома, предприятия. Поэтому политическим мошенничеством никто заниматься не будет – это сиюминутные результаты.

Президент ставит четкую задачу – работать системно. Выборы в местные советы – это экзамен, но не госэкзамен. Мы будем учиться, делать выводы. Я вас уверяю, что на следующих выборах результаты по области будут лучше. Без выборов сложно определить правильным путем мы идем или нет…

Эти выборы показали, что в городе надо что-то менять.

Мы четко увидели, что мы на правильном направлении в целом в области. И в очень правильном – по районам, но надо добавить темпы реформ на территории Харькова. Филармонию мы запустим в первом квартале2016 года – это важный, культурный долгострой, строительство метрополитена и многое другое.

А какие рычаги влияния у вас остаются в горсовете? У вас ведь очень небольшая фракция. У "Відродження" больше половины. Секретаря горсовета Кернес сказал, не отдаст.

Значит, мы уже перечим, что у нас сговор. Хозяйственные вопросы губернатор и мэр должны решать. Политических договоренностей нет и не было. Я сто раз это повторял, и вы фактически подтвердили. А когда он это сказал?

– Накануне в интервью. Говорит, что секретарем должен стать член его партии.

Если у них хватает голосов, то они вправе организационную, структурную и кадровую работу проводить сами.

А какие механизмы контроля остаются у областных властей?

Есть облсовет, ОГА. Многие факторы подлежат контролю со стороны органов исполнительной власти. У органов местного самоуправления есть собственные полномочия, есть делегированные. В части делегированных полномочий ОГА и облсовет имеют возможность проводить анализ и аудит деятельности.

Если Рада примет изменения в Конституцию, появятся механизмы роспуска, сейчас их нет.

Нет, но это не будет бесконтрольная территория. Я всегда это говорил: Харьков – составная часть Харьковской области. И, учитывая невысокий уровень поддержки в Харькове, и высокий в области – мне проще было бы от вас скрыться или сказать – не знаю, это не мое. Но прятаться я не привык.

Кто коммуницировал с горсоветом при подготовке к выборам? Вы напрямую с Кернесом?

Была создана рабочая группа при ОГА. В нее вошли представители администрации, горсовета, политических сил.

Это большая группа, они проводили совещания еженедельно, контроль был закреплен со мной. Там были силовики – был же целый ряд проблем, мы работали в очень сжатых условиях – печать бюллетеней должен была закончиться 14 октября, а они только начали 17-го. Были шероховатости, местные выборы – это самые сложные, идут на нескольких уровнях.

Кто вел кампанию по городу?

У нас есть областной и городской штабы. Стратегические моменты по области определял я, а непосредственное исполнение – начальник штаба Виталий Маляренко. Городской штаб возглавлял Вадим Феоктистов.

А кто курировал из Киева – Сергей Березенко или Борис Ложкин?

Ложкин не занимался местными выборами, организационно, я имею в виду.

А кто занимался?

Штаб.

Березенко от Харькова открещивается, у Ложкина – открещиваются. Все открещиваются. Такое впечатление, что городом никто не занимался.

Объясню, почему открещиваются – поддались настроениям и не видят цифр. Это плохо. Никого не хочу обижать, но сначала надо изучить цифры и понять. Но когда не только журналисты, а и политики путают структуру и дают какие-то оценки…

Это вы о чем сейчас?

Это я сейчас в целом о реляциях, которые звучат из уст политиков о том что в Харькове все пропало.

Есть отзывы Юрия Луценко, что по Харьковской и Днепропетровской областям надо делать выводы.

Выводы надо делать по всем областям.

Там контекст был вполне понятный.

О контексте не знаю. Увижу лично – спрошу. Каждый должен заниматься своим делом. Он на сегодня – руководитель фракции БПП в Верховной раде, и все усилия ему надо приложить для консолидации большинства вокруг БПП. Каждый народный депутат мог приехать в Харьков и поддержать БПП в Харькове и области, поскольку это стратегический регион.

Триста километров границы с Россией, триста километров – с зоной АТО, триста тысяч переселенцев. Если кто-то этого не сделал, то нет смысла этому человеку что-то анализировать сейчас.

Арсен Аваков имел отношение к кампании? По словам нардепа Сергея Лещенко, за Харьков могли отвечать Ложкин или Аваков.

Никакого. Лещенко – народный депутат, но он все равно журналист. Он предполагает, я отрицаю.

А кто вел коммуникации?

Центральный штаб, областные штабы, районные штабы – вот вся структура. Я тут действительно безинтересен, потому что нет сенсации.

Вы уходите от персоналий и повторяете формальную структуру.

Вы хотите, чтобы я сказал, что кто-то конкретно давал какие-то указания. Еще раз говорю, что мы строили свою кампанию в рамках кампании национальной. Они строили брэндбуки, формат наружной рекламы и агитации, придумывали основные месседжи. Мы на региональном уровне эти идеи подхватывали и шли к людям. Там, где они лучше дошли, был лучше результат.

С Ложкиным вы общались?

Борис Ложкин – глава АП, мы коммуницируем очень часто, я его советник по региональной политике. Но вы не найдете сенсации. Ни Авакова, ни Ложкина в это время (в Харькове не было – УП)… Аваков был только на презентации полиции, но она ничего общего с кампанией не имела.

А были в списке представители от Народного фронта?

Были и от НФ, и от Удара. Но важно отметить, что квотного принципа не было – когда говорили, что будет 25% от "Удара" и 25% от НФ – это были спекуляции.

А прошел кто-то?

Один-два человека. Я же за кандидатов работать и обеспечивать им победу не буду.

Были предложения по Харькову о едином кандидате в мэры?

Да, еще в начале кампании я делал заявление, что надо выбрать одного, и как минимум все партии коалиции должны его подержать. Этот человек должен быть местный, понятный для харьковчан, иметь гражданскую позицию и поддержку.

И представлять БПП?

Об этом речи никогда не было. Это подтвердят и в "Батькивщине", и в "Народном фронте", и в "Самопомочі". Из корректности не назову партию, но одна сразу сказала, что это невозможно – есть установка из Киева.

В Харькове я буду проукраинские демократические силы объединять, разъединять не буду. Поэтому я не буду ее называть. Единый кандидат добавил бы драйва, интереса. И на выборы пришло бы не 45%, а гораздо больше. Как футбольный матч: если он интересный – придет больше.

Почему выбрали кандидатом от партии Александра Давтяна?

Логика была простая – он возглавляет городскую организацию. И когда я ему предлагал, эта кандидатура была согласована с центральной радой партии, и с Луценко тоже. И при отсутствии других кандидатов на участие выбор пал на Давтяна.

Как будет ситуация в Харькове развиваться дальше?

Будет лучше, чем было, исходя из состава Харьковского областного совета. Мы продолжим реформы в районах – газификацию сел, оздоровительные программы, здравоохранение, образование и все остальное. По Харькову мы запустим часть реформ, которые подошли.